Трудовые права работников на получение компенсаций за работу
во вредных и (или) тяжелых условиях труда
Сводные данные, публикуемые в ежегодных статистических бюллетенях, показывают, что численность занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и их доля в списочной численности работников существенно отличаются от аналогичных показателей по компенсациям. Такой разрыв показателей отражает тот факт, что право на получение компенсаций напрямую не связано с фактическими условиями труда и с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, но определяется в соответствии со Списками (перечнями) производств, профессий и должностей.
Основополагающие принципы, определяющие права работников на получение компенсаций, установлены в Трудовом кодексе РФ (ТК РФ). В статье 147 Кодекса указано, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В статье 219 ТК РФ указано, что работник имеет право на компенсации, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Правовой основой предоставления компенсации являются списки и перечни профессий, должностей, работ, производств.
Информация о численности работников, работающих в неблагоприятных условиях труда и получающих компенсации собирается в соответствии с государственным статистическим наблюдением по форме N 1-Т (условия труда) "Сведения о состоянии условий труда и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда".
Сведения по форме N 1-Т (условия труда) представляют юридические лица и их обособленные подразделения, относящиеся к крупным и средним организациям (кроме субъектов малого предпринимательства) государственной, частной и других форм собственности (кроме иностранной), независимо от организационно-правовой формы, и осуществляющие экономическую деятельность по следующим видам ОКВЭД:
по добыче полезных ископаемых; в обрабатывающих производствах (кроме организаций, осуществляющих издательскую и полиграфическую деятельность, тиражирование записанных носителей информации); по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (кроме организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению работоспособности электрических и тепловых сетей; распределению газообразного топлива и воды; деятельность по обеспечению работы котельных); в строительстве; на транспорте и в связи (кроме организаций, осуществляющих деятельность по хранению и складированию; деятельность туристических агентств; деятельность в области передачи (трансляции) и распределения программ телевидения).
Показатели раздела 1 "Состояние условий труда" заполняются на персонал в целом по организации, и отдельно - на женщин и лиц моложе 18 лет.
Раздел 1 "Состояние условий труда" содержит показатели, характеризующие условия труда списочной численности работников на конец отчетного года: занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, из них работавших под воздействием: повышенного уровня шума, ультразвука, инфразвука; повышенного уровня вибрации; повышенной запыленности воздуха рабочей зоны; повышенной загазованности воздуха рабочей зоны; повышенного уровня неионизирующего излучения; повышенного уровня ионизирующего излучения; занятых тяжелым физическим трудом; работавших на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности.
При заполнении показателя "занятые в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам", учитывается численность работников, на рабочих местах которых фактическое значение хотя бы одного вредного (физического, химического, биологического) фактора превышает его санитарно-гигиеническую норму, при этом каждый работающий учитывается только один раз независимо от количества действующих на него опасных и вредных производственных факторов.
Показатели раздела 2 "Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" характеризуют компенсации, установленные для списочной численности работников организации, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, имеющих право на: дополнительный отпуск; сокращенный рабочий день; бесплатное лечебно-профилактическое питание; бесплатное получение молока или других равноценных пищевых продуктов; повышенные тарифные ставки и оклады (включая повышенные тарифные ставки, в которых учтены условия труда), доплаты за неблагоприятные условия и интенсивность труда; государственную пенсию на льготных условиях: по Списку N 1 и по Списку N 2; прочую пенсию за особые условия труда, пенсию за выслугу лет, установленные законодательством Российской Федерации; пенсию на льготных условиях, установленную за условия труда самой организации.
Информация по перечисленным показателям разрабатывается по всему персоналу организации, в том числе мужчинам и женщинам.
При заполнении показателя "списочная численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда", каждый работник учитывается только один раз, независимо от того, пользуется ли он правом одного или нескольких видов компенсаций.
Таблица 1
Доля работников, занятых в условиях, не соответствующих
санитарно-гигиеническим нормам в общей численности работающих,
в % (по данным Росстата)
Годы | Всего | В том числе | |
Женщины | Лица моложе 18 лет | ||
1999 | 17,5 | 12,1 | 2,8 |
2000 | 18,1 | 12,5 | 2,5 |
2001 | 18,8 | 12,8 | 2,6 |
2002 | 19,2 | 12,7 | 1,9 |
2003 | 19,9 | 13,2 | 1,3 |
2004 | 21,3 | 13,8 | 1,6 |
2005 | 22,2 | 14,3 | 1,4 |
2006 | 23,4 | 14,9 | 0,7 |
Обобщенные статистические данные, собираемые на предприятиях и организациях, показывают, что доля работников, занятых в условиях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам в общей численности работающих, имеет тенденцию к увеличению (ст. табл. 1).
По данным Росстата, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2006 года в охваченных статистическим наблюдением организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, обрабатывающих производствах, в строительстве, на транспорте и связи в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работало почти 3,3 млн человек, из которых в условиях повышенного шума, ультра- и инфразвука работало 1,74 млн чел., вибрации - 0,45 млн человек, запыленности - 0,74 млн человек, загазованности - 0,6 млн человек, на оборудовании, не отвечающем требованиям безопасности, - 0,05 млн человек, тяжелым физическим трудом занято 0,93 млн человек.
Согласно обобщенным данным Росстата в 2006 г. 5,7 млн работникам организаций, охваченных статистическим наблюдением, установлен хотя бы один вид компенсаций за работу во вредных условиях труда (см. табл. 2).
Следует отметить, что в 2006 году по сравнению с 2005 годом численность работников, имеющих право на сокращенный рабочий день, бесплатное получение лечебно-профилактического питания, бесплатное получение молока уменьшилась. Сократилась численность работников, имеющих право на повышенные ставки и доплаты, численность работников, имеющих право на дополнительный отпуск.
О неблагополучном положении дел в области условий труда свидетельствуют данные о численности работающих, имеющих право на получение компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда. Как следует из таблицы 2, численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, сократилась с 7,8 млн человек в 1996 году до 5,7 млн человек в 2006 году. Однако доля таких работников возросла с 39,1% в 1996 году до 41,2% в 2006 году.
Среди работников, получающих компенсации, 30,5% пользуются правом на дополнительный отпуск, 22,9% - на бесплатное получение молока, 22,5% - на повышенные тарифные ставки и доплаты, 18,6% - на досрочное назначение пенсии по старости.
Таблица 2
Распределение численности работников, получающих компенсации
за работу в неблагоприятных условиях труда (1996-2006 гг.)
Списочная численность работников |
Численность работников, которым уста- новлен хотя бы один вид компенсаций |
Дополнитель- ный отпуск |
Сокращенный рабочий день |
Бесплатное получение лечебно-про- филактичес- кого питания |
Бесплатное получение молока |
Повышен- ные та- рифные ставки и доплаты |
|
1996 г. человек % |
20 839 912 100 |
7 810 875 39,1 |
5 018 738 26,8 |
683 137 3,4 |
378 923 1,9 |
4 237 321 21,1 |
4 439 592 21,3 |
1997 г. человек % |
18 394 255 100 |
7 231 411 39,3 |
4 822 276 26,2 |
630 171 3,4 |
359 003 2,0 |
3 921 784 21,3 |
3 993 901 21,7 |
1998 г. человек % |
17 239 830 100 |
6 762 822 39,2 |
4 601 945 26,7 |
575 346 3,3 |
326 657 1,9 |
3 591 370 20,8 |
3 763 149 21,8 |
1999 г. человек % |
17 267 196 100 |
6 851 241 39,7 |
4 691 934 27,2 |
575 494 3,3 |
339 779 2,0 |
3 631 280 21 |
3 848 456 22,3 |
2001 г. человек % |
16 827 165 100 |
6 822 785 40,5 |
4 772 551 28,4 |
568 933 3,4 |
336 893 2,0 |
3 717 769 22,1 |
3 855 608 22,9 |
2002 г. человек % |
16 155 350 100 |
6 530 555 40,4 |
6 530 555 40,4 |
541 303 3,4 |
319 495 2,0 |
3 544 209 21,9 |
3 716 075 23,0 |
2003 г. человек % |
15 268 177 100 |
6 197 818 40,6 |
4 494 090 29,4 |
507 030 3,3 |
296 341 1,9 |
3 398 999 22,3 |
3 384 226 22,2 |
2004 г. человек % |
14 404 571 100 |
5 960 735 41,4 |
4 370 062 30,3 |
489 138 3,4 |
270 207 1,9 |
3 285 747 22,8 |
3 256 928 22,6 |
2005 г. человек % |
14 189 491 100 |
5 870 890 41,4 |
4 337 931 30,6 |
475 872 3,4 |
267 245 1,9 |
3 236 425 22,8 |
3 193 949 22,5 |
2006 г. человек % |
13 947 726 100 |
5 752 152 41,2 |
4 250 944 30,5 |
458 563 3,3 |
252 342 1,8 |
3 188 732 22,9 |
3 140 464 22,5 |
Фактические расходы на компенсации в 2005 году составили 39 536 млн руб., в 2006 году - 44 103 млн руб. Расходы в среднем на одного работника, имеющего право на соответствующий вид компенсации, в 2005 г. составили 2651 руб., в 2006 г. - 3039 руб.
Особенностью методологии формирования показателей формы N 1-Т (условия труда) является то, что разделы 1 и 2 заполняются независимо друг от друга и имеют разный порядок заполнения показателей. Основой для раздела 1 "Состояние условий труда" являются результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, санитарно-техническая паспортизация условий труда цеха или специальные замеры параметров санитарно-гигиенических факторов условий труда.
При заполнении этого раздела руководствуются: "Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162; "Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", утвержденным постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 с последующими дополнениями и изменениями; Руководством по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р2.2.2006-05, утвержденным Главным государственным санитарным врачом России от 29 июля 2005 г.
При заполнении раздела 2 "Компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда" используется целый ряд нормативных правовых актов, регламентирующих предоставление работникам права на получение компенсаций. Используют: "Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", утвержденный постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22, с последующими дополнениями и изменениями; постановление Минтруда России от 31 марта 2003 года N 14 "Об утверждении перечня производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов лечебно-профилактического питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания"; постановление Минтруда России от 31 марта 2003 года N 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда"; Инструкцию о порядке заполнения и предоставления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности).
Сводные данные, публикуемые в ежегодных статистических бюллетенях, показывают, что численность занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, и их доля в списочной численности работников существенно отличаются от аналогичных показателей по компенсациям. В 2005 г. показано, что всего занято в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам в 2006 г. 32 млн чел. или 23,4% от списочной численности работников организаций, на которых проводились статистические наблюдения. Численность работников, которым установлен хотя бы один вид компенсаций, равна 57 млн чел., или 41,2% от списочной численности работников.
Такой разрыв показателей отражает тот факт, что право на получение компенсаций напрямую не связано с фактическими условиями труда и с результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, но определяется в соответствии со списками (перечнями) производств, профессий и должностей.
Существующая нормативная правовая база, регламентирующая право работников на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда на основе списков производств, профессий и должностей, не в полной мере отвечает требованиям социальной защиты трудящихся на основе научно обоснованной системы компенсаций. В работах ученых Научно-исследовательского института труда и социального страхования неоднократно рассматривались проблемы обоснования условий и порядка предоставления компенсаций. Например, в монографии В.Г. Макушина "Совершенствование условий труда на промышленных предприятиях. Социально-экономические проблемы" (М., Экономика, 1981, стр. 190-191) рассматривается применение метода количественной оценки работ по тяжести труда как объективной основы для установления компенсаций. На примере Волжского автомобильного завода показано, как в зависимости от оценки тяжести работ устанавливаются доплаты за условия труда в процентах к тарифной ставке рабочих в диапазоне от 4 до 24%. Этот метод получил широкое распространение благодаря Постановлению ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС N 1115, принятому в 1986 г. И хотя это постановление отменено, его методические положения об установлении доплат за условия труда используются и в настоящее время на многих предприятиях.
В научных работах В.Г. Макушина неоднократно подчеркивалось, что существующая система предоставления компенсаций на основе списков и перечней имеет существенные недостатки*(1).
В их числе чрезмерная централизация всей системы, когда многие конкретные вопросы предоставления компенсаций решаются на государственном уровне управления, что неизбежно порождает слабую ответственность и самостоятельность работодателей за состояние условий труда. Списки и перечни профессий, должностей, работ, производств, которые являются правовой основой для предоставления компенсаций, очень слабо увязаны с объективной оценкой состояния условий труда на конкретном рабочем месте, в связи с чем компенсации сплошь и рядом предоставляются по формальному принципу, без учета перемен в условиях труда. Применение списков и перечней не стимулирует улучшение условий труда на предприятиях и сокращение на этой основе численности работников, пользующихся правом на получение компенсации; работодатели предпочитают платить компенсации, а не устранять вредные факторы производственной среды.
Списки и перечни не учитывают в полной мере фактического воздействия неблагоприятных условий труда на организм человека. Нет четких медико-физиологических обоснований включения в списки профессий, производств тех или иных категорий работников, отсутствует единая методика и количественные критерии оценки влияния неблагоприятных условий труда на человека. Компенсации предоставляются изолированно друг от друга и без достаточного их обоснования.
В настоящее время создана законодательная база для отмены существующего порядка предоставления компенсаций по спискам в соответствии с теми изменениями, которые внесены в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.
Из статьи 147 исключено указание о том, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливается в соответствии с перечнем тяжелых работ, работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Вместо этого установлено, что "конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором".
Внесены изменения и дополнения в статью 219 "Право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда". Установлено, что "каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
В случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда или заключением государственной экспертизы условий труда, компенсации работникам не устанавливаются".
Для того, чтобы на практике применить эти общие положения, необходимо разработать порядок, определяющий условия и размеры предоставляемой компенсации, причем, очевидно, что для каждого вида компенсаций должен быть отдельный документ, опирающийся на медико-биологические исследования. Минздравсоцразвития России поставлена задача разработки в кратчайший срок также нормативных актов и их утверждения. Пока же до утверждения этих документов следует пользоваться имеющимися списками перечней производств, профессий и должностей, дающих право на получение компенсаций.
При разработке нормативных правовых актов, определяющих условия и размеры предоставления компенсаций, по нашему мнению, следует уточнить применяемые термины и внести изменения в трудовое законодательство. Так, в Трудовом кодексе в статье 164 дано определение термина "компенсация". Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых и иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. В статье 165 перечислены случаи предоставления компенсаций. Компенсации предоставляются в следующих случаях:
при направлении в служебные командировки;
при переезде на работу в другую местность;
при исполнении государственных или общественных обязанностей;
при совмещении работы с обучением;
при вынужденном прекращении работы не по вине работника;
при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
в некоторых случаях прекращения трудового договора;
в связи с задержкой по вине работодателя выдачи трудовой книжки при увольнении работника;
в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Очевидно, перечисленные случаи не относятся к компенсациям типа дополнительного отпуска, сокращенного рабочего дня, лечебно-профилактического питания. Их предоставление имеет характер предупредительных или профилактических мер. Для профилактики неблагоприятных последствий работы в неблагоприятных условиях труда непосредственно на рабочем месте рекомендуется предоставление сокращенного рабочего дня с полной его оплатой. Сокращенный рабочий день целесообразно предоставлять работникам, выполняющим работу в экстремальных условиях под воздействием особо опасных и вредных производственных факторов.
Дополнительный отпуск способствует уменьшению суммарного воздействия неблагоприятных производственных факторов, а также предоставляется для создания условий для выведения вредных веществ из организма.
Лечебно-профилактическое питание создает возможности для восстановления затраченной организмом энергии преимущественно при мышечной работе.
Краткая характеристика назначения сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска, лечебно-профилактического питания показывает, что они не подходят под термин "компенсация", определение которого дано в статье 164 ТК РФ. Поэтому целесообразно внести изменения в Трудовой кодекс РФ, дать иное определение предоставляемых благ в статьях 147 и 219, указов их профилактическое назначение.
Е. Мамытов,
начальник Управления социальных проблем труда
Научно-исследовательского института труда и социального страхования
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 9, сентябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Современная экономика труда: Монография / Руководитель авторского коллектива и науч. ред. В.В. Куликов. Институт труда Минтруда России (НИИ труда). - М.: "Финстатинформ". 2001. - с. 244-245.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107