Переходим на "упрощенку"
Для небольших организаций и индивидуальных предпринимателей, намеревающихся со следующего года использовать упрощенную систему налогообложения, ноябрь - последний месяц раздумий. За эти дни им необходимо принять окончательное решение. Поскольку 1 декабря налоговый орган по местонахождению организации (местожительству предпринимателя) прекращает прием заявлений о переходе на "упрощенку" (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Плюсы на минусы
Использование налогоплательщиками этого специального налогового режима имеет как положительные, так и отрицательные стороны их деятельности.
Налогоплательщики-организации при "упрощенке" освобождаются от обязанности:
ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона о бухучете);
по уплате налога на прибыль, налога на имущество, ЕСН.
Индивидуальные же предприниматели, использующие УСН, освобождаются от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц с доходов по предпринимательской деятельности, ЕСН и налога на имущество в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности.
Как организации, так и индивидуальные предприниматели при этом не признаются плательщиками НДС - за исключением НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 2 и 3 ст. 346.11 НК РФ). Последнее обстоятельство снимает с них обязанность по составлению счетов-фактур при отгрузке товаров (работ, услуг). Соответственно нет необходимости вести книги продаж и покупок (п. 3 ст. 169 НК РФ). Лишь при совершении операций по ввозу товаров на территорию РФ "упрощенец" будет вынужден производить записи в книге продаж.
Налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и налога, "упрощенцы" ведут на основании Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. приказом Минфина России от 30.12.05 N 167н).
Приведенное выше может быть сведено к нулю следующими обстоятельствами.
Минфин России организациям-"упрощенцам" настоятельно рекомендует вести бухгалтерский учет при:
выплате ими дивидендов (письма Минфин России от 10.01.06 N 03-11-05/2, от 21.06.2005 N 03-11-05/1);
публичном размещении облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг (письмо Минфина России от 19.03.07 N 03-11-04/3/70);
совмещении "упрощенки" и "вмененки" (письма Минфина России от 19.03.07 N 03-11-04/3/70, от 31.10.06 N 03-11-04/2/230, УФНС по г. Москве от 06.06.07 N 18-11/3/052731).
Обратиться к ведению бухгалтерского учета придется и организациям, которые в течение календарного года потеряют право на использование упрощенной системы налогообложения. Данная обязанность возникает с начала того квартала, в котором было потеряно право на использование УСН. При этом ими исчисляются налоги, подлежащие уплате при использовании общего режима налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Если упомянутые налогоплательщики выставят покупателю счет-фактуру с выделенной суммой НДС, то они должны будут отразить ее в книге продаж. А это, в свою очередь, обязывает налогоплательщика заполнить налоговую декларацию по НДС, представить ее в инспекцию ФНС России и уплатить соответствующую сумму в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ).
Непризнание "упрощенцев" плательщиками НДС может обернуться для них потерями покупателей, являющихся плательщиками этого налога. Приобретение товаров (работ, услуг) у "упрощенцев" по ценам даже меньшим, чем у обычных налогоплательщиков, им может оказаться экономически невыгодно из-за отсутствия входного НДС.
Работодатель при применении "упрощенки" выплачивает часть пособия по временной нетрудоспособности за свой счет. Размер этой части определяется как разность между исчисленной величиной пособия и суммой, не превышающей за полный календарный месяц одного МРОТ, установленного федеральным законом. Вычитаемую же сумму компенсирует налогоплательщику территориальное отделение ФСС России (ст. 2 Федерального закона от 31.12.02 N 190 "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан").
Впрочем, и выплачиваемая работодателем за счет своих средств часть пособия может быть компенсирована за счет средств ФСС России. Для этого "упрощенец" должен добровольно уплачивать в фонд страховые взносы по тарифу в размере 3% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ для соответствующей категории плательщиков в соответствии с Правилами добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (утв. постановлением Правительства РФ от 05.03.03 N 144).
На соискателей упрощенной системы налогообложения законодатель возложил обязанность по восстановлению сумм НДС, ранее принятых к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам, нематериальным активам и имущественным правам, используемым в производственной деятельности после перехода на этот специальный режим (подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).
Восстановлению подлежат суммы НДС в размере, ранее принятом к вычету, а в отношении основных средств и нематериальных активов - в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом восстановленные суммы налога не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, имущественных прав, а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 НК РФ. И осуществить такое восстановление соискатели "упрощенки" должны в последнем налоговом периоде по НДС, предшествующем переходу на этот специальный режим налогообложения.
Пример 1
При переходе на упрощенную систему налогообложения на балансе организации на 1 января 2008 года находятся основные средства, нематериальный актив и материалы, по которым НДС был принят к вычету. Данные по совокупностям первоначальной и остаточной стоимостей основных средств, нематериальных активов, стоимости материалов, принятых суммах НДС приводятся в табл. 1. Налоговым периодом по НДС в 2007 году у организации признается календарный месяц.
Таблица 1
Основные средства, приобретенные | Нематериальные активы | Материалы | |||
всего | в 2004 году и позже | до 2004 года | |||
Первоначальная | 2 892 540 | 2 507 900 | 384 640 | 98 750 | 214 900 |
Остаточная | 1 147 001 | 1 012 735 | 134 266 | 57 845 | |
Сумма НДС | 528 350 | 451 422 | 76 928 | 17 775 | 38 682 |
Переход на VCH обязывает организацию в декабре 2007 года восстановить ранее принятый к вычету НДС по объектам основных средств, нематериальному активу и материалам. По объектам основных средств и нематериальному активу восстанавливаемые суммы НДС определяются исходя из пропорции между остаточной и первоначальной стоимостями. Так как с 1 января 2004 года ставка НДС была уменьшена с 20% до 18%, то для корректности восстановления необходимо использовать пропорции соответствующих стоимостей по объектам, приобретенным до и после этой даты. С учетом этого восстановленные значения налога по этим группам основных средств составят соответственно 26 853,20 руб. (76 928 х 134 266 / 384 640) и 182 292,30 руб. (451 422 х 1 012 735 / 2 507 900). Сумма восстановленного НДС по нематериальному активу - 10 412,10 руб. (17 775 х 57 845 : 98 750). По материалам же в качестве восстановленной суммы принимается ранее принятая к вычету величина НДС целиком - 38 682 руб.
Таким образом, совокупное значение восстановленного НДС - 258 239,60 руб. (182 292,30 + 26 853,20 + 10 412,10 + 38 682).
При составлении налоговой декларации по НДС за декабрь 2007 года восстановленная сумма налога - 258 239,60 руб. - учитывается при заполнении строки 190 подраздела "Налогооблагаемые объекты" раздела 3 "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, по реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2-4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации" (форма налоговой декларации по НДС утв. приказом Минфина России от 07.11.06 N 136н).
Для целей налогообложения прибыли указанная сумма НДС включается в декабре 2007 года в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Законодатель при установлении упомянутой выше нормы по восстановлению НДС затронул лишь вопрос налогообложения. Порядок же отражения этой операции в бухгалтерском учете следовало бы разъяснить соответствующим специалистам Минфина России. Однако до настоящего времени таких пояснений от методологов бухгалтерского учета не последовало.
На наш взгляд, организациям, которые, переходя на "упрощенку", в дальнейшем не намерены вести бухгалтерский учет, без раздумий следует осуществить такие записи:
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС "
- восстановлена ранее принятая сумма НДС по активам, которые будут использоваться при упрощенной системе налогообложения;
- учтена восстановленная сумма НДС.
Аналогичные проводки логично произвести и остальным потенциальным "упрощенцам" в части восстановленного НДС по основным средствам и нематериальным активам. Так как стоимость основных средств и нематериальных активов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев установленных законодательством РФ (п. 14 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н; п. 12 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).
Первая проводка совершается и при восстановлении НДС по материально-производственным запасам, вторая же, на наш взгляд, должна быть иной, поскольку Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (утв. приказом Минфина России от 28.12.01 N 119н) предписывают НДС, уплаченный организацией за приобретенные материалы, которые в дальнейшем используются для изготовления товаров, выпуска продукции, выполнения работ и оказания услуг, освобожденных от обложения налогом, включать в затраты, связанные с выпуском этих товаров (продукции, работ, услуг). При отпуске этих материалов на указанные цели суммы НДС, ранее списанные на счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" субсчет "Расчеты по НДС", относятся на счета учета затрат (п. 149 Методических указаний). Поэтому при ведении бухгалтерского учета при применении "упрощенки" в момент их отпуска корректнее все же осуществить следующую проводку:
- учтена восстановленная сумма НДС по материалам.
В части же товаров при их реализации восстановленную сумму НДС, на наш взгляд, необходимо отнести на издержки:
- учтена восстановленная сумма НДС по товарам.
Отдельные обязанности, которые организации и индивидуальные предприниматели исполняли до перехода на "упрощенку", сохранены и при использовании этого специального режима. Так, уплата иных налогов (в числе которых - транспортный налог, земельный налог, водный налог) должна осуществляться в соответствии с общими режимами налогообложения. Обязал законодатель такие организации и таких индивидуальных предпринимателей уплачивать и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. "Упрощенцы" не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов в случаях, предусмотренных НК РФ. Сохраняется для них и действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности (ст. 346.11 НК РФ). Как и обычные страхователи, они продолжают исчислять и уплачивать страховые взносы на обязательные социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с выплат, начисляемых наемным работникам (подп. 2 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.96 N 125-ФЗ "Об обязательным социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний").
Ограничения при переходе
Законодателем для организаций при переходе на УСН введено лишь одно ограничение - по величине дохода за девять месяцев года, в котором подается заявление на переход. Организации вправе перейти на "упрощенку", если доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 НК РФ, за девять месяцев года, в котором подается заявление, не превышают проиндексированные 15 000 000 руб. (п. 2 ст. 346.12 НК РФ). Предельная величина доходов в текущем году определяется как произведение упомянутой суммы на значения коэффициентов-дефляторов, установленных на 2006 и 2007 годы, - соответственно 1,132 и 1,241 (утв. приказами Минэкономразвития России от 03.11.05 N 284 и от 03.11.06 N 360). Однако Минфин России в письме от 08.12.06 N 03-11-02/272 разъяснил, что размер коэффициента-дефлятора на 2007 год установлен с учетом ранее принятой величины коэффициента-дефлятора на 2006 год. И действительно, число 1,241 определяется как произведение 1,096 на 1,132-1,241 (1,096 х 1,132). Значение второго со множителя - 1,096 - равно величине коэффициента-дефлятора Ki на 2007 год (утв. приказом Минэкономразвития России от 03.11.06 N 359), используемого при корректировке базовой доходности при системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (п. 4 ст. 346.29 НК РФ).
Таким образом, в текущем году организации вправе переходить на упрощенную систему налогообложения, если величина их доходов за девять месяцев не превысит 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. х 1,241). Данное чиновники подтвердили в упомянутом письме.
В сравниваемую сумму включаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы (ст. 248 НК РФ), которые в свою очередь определяются в соответствии со статьями 249 и 250 НК РФ.
На индивидуальных предпринимателей приведенное выше ограничение по величине доходов не распространяется. Поэтому те из них, которые пожелают перейти на УСН, вправе начинать использовать данный специальный налоговый режим с 1 января 2008 года при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган по месту жительства до 30 ноября текущего года.
Однако им необходимо учитывать существующие ограничения, которые не позволяют применять "упрощенку". К таковым обстоятельствам законодатель отнес:
применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
производство подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
занятие игорным бизнесом;
превышение средней численности наемных работников за налоговый (отчетный) период - 100 человек.
Отметим, что показатель средней численности работников в 2007 году следует определять в соответствии с Порядком заполнения и представления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения:
N П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
N П-2 "Сведения об инвестициях";
N П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
N П-5 (М) "Основные сведения о деятельности организации" (утв. постановлением Росстата от 20.11.06 N 69).
Для организации перечень ограничений по применению УСН расширен. К упомянутым выше позициям добавляется:
наличие филиалов;
превышение величины остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов, определяемой в бухгалтерском учете, 100 000 000 руб. При этом упомянутые основные средства и нематериальные активы должны признаваться амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ и по ним разрешается начислять амортизацию;
владение более 25% доли уставного капитала другими организациями;
участие в соглашении о разделе продукции (п. 3 ст. 346.12 НК РФ).
Совмещение УСН с ЕНВД законодателем разрешено. При этом упомянутые выше ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов по отношению к таким организациям и индивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ). В действующей на сегодняшний день редакции главы 26.2 НК РФ отсутствует норма по порядку определения величины ограничения по доходам. Федеральным законом от 17.05.07 N 85-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" данная недоработка была устранена. Законодатель предложил определять предельную величину доходов по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения, т.е. по видам деятельности, в отношении которых и осуществляется переход на упрощенную систему налогообложения.
Минфин России практически сразу отреагировал на вносимое изменение. В письме от 14.08.07 N 03-11-02/230 чиновники разъяснили, что новые правила вступают в силу 1 января 2008 года. Поэтому и использовать их минфиновцы предлагают при переходе организаций на упрощенную систему налогообложения в следующем году.
Отметим, что отсутствие приведенного уточнения в упомянутом пункте 4 статьи 346.12 НК РФ не мешало арбитражным судам до его введения принимать решения в пользу налогоплательщиков, которые при переходе на "упрощенку" учитывали доходы только по видам деятельности, облагаемым по общему режиму, оставляя без внимания выручку от видов деятельности, переведенных на уплату ЕНВД (постановления ФАС Центрального округа от 17.05.07 (10.05.07) по делу N А54-5784/2006-С4, ФАС Уральского округа от 26.06.07 по делу N Ф09-4753/07-СЗ).
Заявление на переход
Переход на УСН осуществляется в заявительном порядке (п. 1 ст. 346.11 НК РФ). Заявление может быть составлено в произвольной форме. При этом организации в заявлении должны указать размер доходов за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Но все же, чтобы не возникало вопросов в налоговой инспекции, потенциальные налогоплательщики "упрощенки" могут воспользоваться формой N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения" (утв. приказом МНС России от 19.09.02 N ВГ-3-22/495).
В заявлении соискателям помимо обязательного для организаций размера доходов за девять месяцев текущего года предлагается указать величины средней численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества за указанный период, а также отразить неучастие в соглашениях о разделе продукции.
Отметим, что со следующего года для организаций-соискателей обязательным становится указание упомянутых величин средней численности работников и остаточной стоимости амортизируемого имущества (п. 15 ст. 1 закона N 85-ФЗ).
Помимо этого налоговики ненавязчиво предлагают потенциальным налогоплательщикам подтвердить соблюдение всех условий, установленных НК РФ, которые позволяют им использовать "упрощенку". Если соискатель применял до этого упрощенную систему налогообложения, то он должен указать год, когда это происходило. Последнее пожелание налоговиков объясняется тем, что организация или индивидуальный предприниматель, "возвратившиеся" на общий режим налогообложения после того, как ими было утрачено право на применение этого специального налогового режима, вправе вновь воспользоваться "упрощенной" не ранее чем через один год после происшедшего (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).
Но как было сказано выше, в текущем году обязательным показателем из перечисленных выше, и то только для организаций, является размер доходов за девять месяцев. Остальные же строки заявления соискатели могут и не заполнять.
В заявлении как организации, так и индивидуальные предприниматели должны указать выбранный объект налогообложения. Таковым могут быть доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (п. 1 ст. 346.14 НК РФ). Большинство из потенциальных "упрощенцев" вправе использовать любой из указанных объектов. Исключение сделано лишь для лиц, являющихся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом. Для них объектом налогообложения могут быть лишь "доходы, уменьшенные на величину расходов" (п. 3 ст. 346.14 НК РФ) (подробнее о выборе объекта налогообложения - см. ниже).
Законодатель, установив уведомительный характер перехода на УСН, не наделял налоговые органы разрешительными полномочиями. Но это не помешало им самим самостоятельно взять такие полномочия в руки. В упраздненных Методических рекомендациях по применению главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (утв. приказом МНС России от 10.12.02 N БГ-3-22/706) налоговым органам предлагалось в месячный срок со дня регистрации поступившего заявления в письменной форме уведомлять налогоплательщиков о возможности либо о невозможности применения упрощенной системы налогообложения. Для такого сообщения упомянутым приказом МНС России N ВГ-3-22/495 были утверждены две формы - N 26.2-2 и N 26.2-3. Первая из них используется налоговиками в подтверждение возможности применения упрощенной системы налогообложения. При этом указывается выбранный соискателем объект налогообложения. Ко второй же форме они обращаются в случае отрицательного решения по возможности применения "упрощенки". В документе налоговики должны указать основания, не позволяющие изъявившему желание налогоплательщику применять "упрощенку". При этом они обязаны сослаться на конкретные пункты упомянутых статей 346.12 или 346.13 НК РФ.
Принятие решение налогового органа о возможности или невозможности применения упрощенного режима налогообложения для конкретного налогоплательщика, на наш взгляд, несколько расходится с нормами НК РФ.
Заявление о переходе на "упрощенку" можно представить в налоговую инспекцию лично, через представителя либо почтовым отправлением с описью вложения.
Выбор объекта
Наиболее ответственным моментом при переходе на "упрощенку" является именно выбор объекта налогообложения. Его можно будет поменять только после трех лет применения этого специального налогового режима (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
По каждому из объектов установлена своя налоговая ставка. По объекту налогообложения в виде доходов ставка налога 6%, разница же между доходами и расходами облагается по ставке 15% (ст. 346.20 НК РФ).
Какой из объектов налогообложения более выгоден для налогоплательщика, в общем случае определить практически невозможно. В первом приближении можно отметить следующее.
Если у налогоплательщика отношение величины расходов к полученным доходам будет меньше 60%, то логичнее выбрать в качестве объекта доходы. Данное вытекает из неравенства 15% х(1 - X) " 6%, где X - отношение величины расходов к полученным доходам; 6% - размер ставки налога для объекта в виде доходов; 15% - размер ставки налога для объекта в виде разницы между доходами и расходами.
Если же отношение величины расходов к полученным доходам больше 80%, то логичнее выбрать в качестве объекта доходы, уменьшенные на величину расходов. Подтверждением этому служит рассмотрение неравенства 15% х (1 - Х) х 3%, где 3 (6 : 2) - половина величины ставки налога для объекта в виде доходов.
Напомним, что налогоплательщики с объектом "доходы" могут уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на величину страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
При попадании величины указанного отношения в интервал от 60% до 80% преимущество того или иного объекта зависит от упомянутых выше сумм уплаченных (в пределах исчисленных сумм) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности.
При определенном соотношении величин доходов и расходов налогоплательщик, выбравший в качестве объекта налогообложения их разность, обязан будет уплатить по итогам налогового периода сумму минимального налога. Ее величина составляет 1% доходов, полученных за налоговый период и определяемых в соответствии со статьей 346.15 НК РФ. Такая обязанность возникает в случае, если сумма исчисленного налога в общем порядке меньше суммы исчисленного минимального налога (п. 6 ст. 346.18 НК РФ)
Пример 2
За 2008 год налогоплательщик, у которого объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", получил доход в сумме 21 287 800 руб., понесенные же им при этом расходы - 20 757 300 руб.
Величина налога, исчисленного в общем порядке, составит 199 575 руб. ((21 287 800 руб. - 19 957 300 руб.) х 15%), сумма же минимального налога - 212 878 руб. (21 287 800 руб. х 1%). Так как по итогам года сумма минимального налога превысила значение налога, исчисленного в общем порядке (212 878 х 199 575), то налогоплательщик должен уплатить именно ее.
Отметим, что платить минимальный налог налогоплательщику придется, если отношение величины расходов к полученным доходам превысит 93,33%. Это значение получается из неравенства: 15% х (1 - Х) х 1%, где 1% - размер ставки минимального налога.
Организации - соискатели "упрощенки", уплачивающие налог на прибыль в текущем году, зная величины доходов и расходов за девять месяцев, могут приблизительно определить суммы налога, подлежащего уплате в бюджет при обоих объектах налогообложения.
Однако следует иметь в виду, что не все затраты, принимаемые в расходы при исчислении налога на прибыль, учитываются при исчислении единого налога при использовании "упрощенки" с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов". Перечень таких расходов приведен в статье 346.16 НК РФ, и он является закрытым. Отметим также, что при "упрощенке" датой признания:
доходов является день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности иным способом;
расходов - затраты после их фактической оплаты (ст. 346.17 НК РФ).
Ну и в заключение обратим внимание на два момента.
Указанный в заявлении объект налогообложения соискатель может поменять до момента начала использования упрощенной системы налогообложения. Об изменении объекта ему необходимо уведомить налоговый орган до 20 декабря (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).
Не исключена вероятность, что после подачи заявления на переход и получения из инспекции ФНС России уведомления о возможности применения "упрощенки" организация или индивидуальный предприниматель передумают ее использовать. В этом случае, на наш взгляд, им следует обратиться к норме, установленной пунктом 6 статьи 346.13 НК РФ (хотя она непосредственно касается "упрощенцев") - уведомить о применении общего режима налогообложения свою налоговую инспекцию до 15 января следующего года. При этом можно воспользоваться формой N 26.2-3, утвержденной упомянутым приказом МНС России N ВГ-3-22/495.
И. Богатый,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 11, ноябрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455