г. Москва |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А40-119004/10-23-1024 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2012 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "21" сентября 2012 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: С.Н. Овчинниковой, Б.В. Стешана
при ведении протокола судебного заседания Н.В. Висловой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Инвест-Юнион"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2012 года
по делу N А40-119004/10-23-1024, принятое судьей И.В. Барановой
по иску ООО "Инвест-Юнион"
к Правительству Москвы
третьи лица: Префектура САО г. Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, ООО "Мосовощтранс", ВФСО "Динамо", Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль)
об обязании подписать Акт о результатах реализации инвестиционного контракта от 26.03.2004 N ДЖП.03.САО.00577
при участии в судебном заседании:
от истца: неявка, извещен
от ответчика: неявка, извещен
от третьих лиц: неявка, извещены
УСТАНОВИЛ:
ООО "Инвест-Юнион" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском (с учетом его уточнения) к Правительству Москвы об обязании подписать Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционного контракта от 17.12.2003 N ДЖП.03.САО.00577 в части строительства жилых помещений в многофункциональном жилом комплексе с подземной автостоянкой по адресу: г. Москва, Кочновский проезд, д. 4, корп. 1, 2, 3 (строительный адрес: г. Москва, Кочновский пр-д, вл.4) (Акт в редакции истца представлен в материалы дела).
В обоснование заявленного требования истец ссылался на статьи 4, 252, 309, 310, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, считая, что отказ ответчика от подписания Акта о результатах реализации инвестиционного проекта и уклонение от исполнения Инвестиционного контракта от 26.03.2004 N ДЖП.03.САО.00577 является нарушением условий Контракта.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Префектура САО г. Москвы; Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы; Департамент экономической политики и развития г. Москвы; ООО "Мосовощтранс"; ВФСО "Динамо"; Контрольный комитет города Москвы (Москонтроль).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2011 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2011 года, требования удовлетворены: на Правительство Москвы возложена обязанность подписать Акт о результатах реализации инвестиционного проекта согласно инвестиционному контракту от 17.12.2003 года N ДЖП.03.САО.00577 в части распределения квартир в жилых домах по адресу: г. Москва, Кочновский проезд, д. 4, корпус 1 и корпус 2 в предоставленной ООО "Инвест-Юнион" редакции.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 08.12.2011 года решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2011 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14 июля 2011 года по делу N А40-119004/10-23-1024 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В своем постановлении от 14 июля 2011 года Федеральный арбитражный суд Московского округа указал на то, что при новом рассмотрении дела суду следует установить правовую природу инвестиционного контракта от 17.12.2003 года N ДЖП.03.САО.00577 с учетом разъяснений, приведенных в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года N 54 "О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем", а также оценить избранный истцом способ защиты своих прав с учетом его доводов о том, что акт реализации инвестиционного проекта необходим ему для осуществления государственной регистрации прав на созданные на основании инвестиционного контракта объекты недвижимого имущества.
Решением суда от 05.07.2012 в иске отказано.
Принимая решение, суд исходил из того, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права.
ООО "Инвест-Юнион", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным и необоснованным.
В своей жалобе заявитель указывает на то, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об изменении предмета иска.
Также заявитель жалобы указывает на то, что истцом обязательства по перечислению денежных средств выполнены в полном объеме.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебное заседание апелляционного суда истец, ответчик, третьи лица не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания, дело на основании ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Правительства Москвы от 22.10.2003 г. N 1893-РП "О строительстве многофункционального жилого комплекса по адресу: Кочновский проезд, вл. 4 (Северный административный округ)" между Правительством Москвы (Администрация), Московской городской организацией Общественно-государственного объединения "Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо" (Застройщик) и ООО "Инвест-Юнион" (Инвестор) заключен инвестиционный контракт от 17.12.2003 г. N ДЖП.03.САО.00577 (реестровый N 13-008832-5101-0027-00001-03) в редакции Дополнительных соглашений к контракту NN 1-4.
Предметом контракта является реализация инвестиционного проекта по проектированию и строительству многофункционального жилого комплекса с объектами социальной сферы на земельном участке площадью 3,3 га по адресу: Кочновский проезд, вл. 4 (Северный административный округ города Москвы); находящемся в пользовании Открытого акционерного общества "Мосовощтранс" на условиях долгосрочной аренды (договор аренды N М-09-012847 от 28.10.1998 г.) с ориентировочным объемом инвестиций 1 200 000 000 рублей (п. 2.1 Контракта).
По своей правовой природе указанный инвестиционный контракт является договором простого товарищества.
Инвестор в полном объеме выполнил условия Контракта по финансированию (за счет собственных и привлеченных средств) строительства многофункционального жилого комплекса с объектами социальной сферы на земельном участке площадью 3,3 га по адресу: Кочновский проезд, вл. 4 (Северный административный округ города Москвы), что подтверждается платежными поручениями.
Комитетом государственного строительного надзора города Москвы разрешениями на ввод объекта в эксплуатацию от 12.11.2008 N RU77105000-001392 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001249 от 14.11.2008, от 21.11.2008 N RU77105000-001408 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001263 от 24.11.2008, от 12.11.2008 N RU77105000-001393 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001247 от 14.11.2008, от 25.12.2008 N RU77105000-001513 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001363 от 26.12.2008 Объект принят в эксплуатацию.
Объекту присвоены милицейские адреса в соответствии со следующими документами: распоряжением Префекта САО от 23.10.2007 г. N 7634 "Об утверждении адреса многофункционального жилого комплекса", справкой о регистрации адреса объекта домовладения, здания от 25.10.2007 г. N 9015377, выданной ТБТИ "Северное" (Кочновский пр-д, 4, корп.1); распоряжением Префекта САО от 22.01.2008 г. N 491 "Об утверждении адреса жилого здания", справкой о регистрации адреса объекта домовладения, здания от 28.01.2008 г. N 9015467, выдана ТБТИ "Северное" (Кочновский пр-д, 4, корп. 2).
Пунктом 3.1 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 2 от 08.06.2004 г.) предусмотрено, что после завершения строительства инвестиционного объекта на земельном участке, приемки завершенного строительством объекта в эксплуатацию между Администрацией, инвестором и ОАО "Мосовощтранс" подписывается Акт о результатах инвестиционного проекта, при этом право собственности сторон после завершения строительства инвестиционного объекта, оформляется следующим образом:
- по общей жилой площади объекта:
- 15 % - в собственность ОАО "Мосовощтранс";
- 85 % - в собственность инвестора, при условии перечисления:
- МГО ВФСО "Динамо" денежных средств, эквивалентных стоимости 10 % от общей жилой стоимости объекта в размере 12 347 556 долларов США;
- в бюджет города Москвы денежного эквивалента стоимости 10 % от общей площади объекта в размере 12 347 556 долларов США в рублях по курсу на день оплаты.
- по общей нежилой площади объекта (за вычетом 15 447 кв.м., передаваемых ОАО "Мосовощтранс" в качестве компенсации за сносимые здания):
- 20 % - в собственность Администрации в лице Департамента имущества города Москвы;
- 20 % - в собственность МГО ВФСО "Динамо";
- 60 % - в собственность Инвестора.
- по общей площади машиномест объекта:
- 100 % общей площади машиномест объекта передаются в собственность Инвестора при условии:
- перечисления Инвестором в бюджет города Москвы денежного эквивалента стоимости 10 % от общего количества машиномест объекта в размере 1 225 644 долларов США в рублях по курсу ЦБ РФ на день оплаты.
В силу п. 3.1 Контракта оплата денежного эквивалента доли города по общей жилой площади и по общей площади машиномест производится Инвестором в рублевом эквиваленте по ставке Банка России на день оплаты. Указанные суммы перечисляются в бюджет города в счет компенсации ранее произведенных городом затрат на создание объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры.
В соответствии с п. 3.6 Контракта (в редакции Дополнительного соглашения N 3 от 21.11.2006 г.), сумма денежных средств, перечисляемых городу в счет его доли, уменьшается на величину документально подтвержденных затрат инвестора под вывод гаражей-стоянок, строительству подземного многоэтажного гаража-стоянки для выводимых гаражей, а также освобождению прилегающих к объекту земельных участков и последующему их благоустройству.
Согласно п. 3.4 Контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 08.06.2004 г.), если в процессе реализации проекта жилая площадь или площадь машиномест объекта изменится, то денежный эквивалент доли города и МГО ВФСО "Динамо" подлежит соответствующему перерасчету в установленном порядке на основании утвержденной проектно-сметной документации. Окончательный объем денежного эквивалента доли города и МГО ВФСО "Динамо" определяется на основании Актов госприемки и данных фактического обмера БТИ. Выплата денежного эквивалента доли города и МГО ВФСО "Динамо" должна быть осуществлена не позже срока согласования Администрацией Акта о результатах реализации инвестиционного контракта.
По данным Разрешений о вводе объекта в эксплуатацию от 12.11.2008 N RU77105000-001392 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001249 от 14.11.2008, от 21.11.2008 N RU77105000-001408 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001263 от 24.11.2008, от 12.11.2008 N RU77105000-001393 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001247 от 14.11.2008, от 25.12.2008 N RU77105000-001513 регистрационный N 77-ГК/3.7.2.001363 от 26.122.2008, по данным обмеров ТБТИ "Северное", фактическая построенная площадь Объекта превысила площадь, установленную Инвестиционным контрактом: по общей жилой площади - 29 366,8 кв.м.; по нежилой площади - 15 795 кв.м.; по площади машиномест - 50 497,7 кв.м. При этом, количество машиномест уменьшилось на 542 машиноместа.
Во исполнение условий п. 3.1 Инвестиционного контракта (в редакции дополнительного соглашения N 2 от 08.06.2004 г.) истцом были перечислены денежные средства в размере 13 573 200 долларов США.
В соответствии с заключением Департамента экономической политики и развития города Москвы от 19.10.2005 г. N ДПР/5-15147 и от 30.10.2006 г. N ДПР/515147 в связи с увеличением выхода общих жилых площадей и подземных гаражей-стоянок и с учетом уменьшения платы на размер фактических документально подтвержденных затрат Инвестора по выводу 62 гаражей-стоянок истец перечислил в бюджет города 28 955 356,01 руб., что эквивалентно 1 134 761 долларов США по курсу ЦБ РФ на дату оплаты, а также по выводу и предоставлению площадей в объекте трем ГСК. Кроме того, истцом в соответствии с Решением Городской комиссии по приватизации и управлению жилищным фондом в городе Москве (Протокол от 29.07.2009 г.) в счет погашения задолженности перед Администрацией за увеличение жилой площади по результатам обмеров БТИ в размере 40,5 кв.м. в бюджет города было перечислено 4 625 100 руб., что подтверждается платежным поручением N 658 от 18.08.2009 г.
Итоговым документом, подтверждающим исполнение Сторонами обязательств, является Акт о результатах реализации инвестиционного проекта (пункт 5.1.5 Контракта).
В соответствии с пунктом 5.1.5 Контракта, после ввода Объекта в эксплуатацию и выполнения всех обязательств Сторон по осуществлению инвестиционного проекта, обеспечить оформление в установленном порядке акта о результатах реализации инвестиционного проекта при условии представления Инвестором необходимого пакета документов.
Денежные средства за дополнительный выход жилых площадей и подземных гаражей-стоянок были оплачены Инвестором на основании Заключений Департамента экономической политики и развития города Москвы от 19.10.2005 г. N ДПР/5-15147 и от 30.10.2006 г. N ДПР/5-15147 и выставленных Департаментом Инвестору счетов. Согласно Графику выполнения сторонами обязательств, утвержденному Дополнительным соглашением N 4 от 02.10.2008 к Инвестиционному контракту, обязательства истца по перечислению денежных средств по денежной составляющей Контракта Инвестором выполнены в полном объеме.
В материалы дела поступило письмо от Контрольного комитета города Москвы (Москонтроль) от 14 мая 2012 года N 01-01-12-3232/10, в котором Москонтроль сообщил о том, что ООО "Инвест-Юнион" не имеет задолженности перед бюджетом города Москвы в рамках рассматриваемого инвестиционного проекта. Положениями инвестиционного контракта не предусмотрено условие осуществления доплаты именно по рыночной стоимости, в связи с чем, размер доплаты за увеличение площади объекта был определен Департаментом экономической политики и развития города Москвы на основании методики, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 19.08.2003 N 698-ПП, в соответствии с которым изначально определялись экономические условия инвестиционного проекта. При сложившихся обстоятельствах оснований для изменения условия реализации инвестиционного проекта в одностороннем порядке и оценке дополнительной площади Объекта по рыночной стоимости не имеется.
Из письма Правительства Москвы N 6-7-1780/9 от 10.09.2009 г. следует, что компенсационные выплаты в части строительства и распределения жилой площади объекта выполнены Инвестором в полном объеме, что подтверждается согласованиями ДЖПиЖФ и ДЭПР, полученными по проекту рассматриваемого акта реализации. А также, следует, что по завершению строительства объекта в связи с корректировкой проекта количество машиномест в объекте уменьшилось до 2932 шт., т.е. на 543 шт., в связи с чем в настоящее время у инвестора образовалась переплата в бюджет города Москвы компенсации за 543 непостроенных машиноместа.
Согласно п. 5.1.6 Контракта, после оформления имущественных прав на законченный строительством Объект оформить Инвестору и Застройщику земельно-правовые отношения в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством и условиями Контракта.
В соответствии со статьей 219 ГК РФ, право собственности на здания, сооружения и другое вновь созданное недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В связи с необходимостью завершения инвестиционного проекта и осуществления государственной регистрации права собственности на объект истец направлял в адрес Правительства Москвы Акт о результатах реализации, который был получен Правительством Москвы, который последним не подписан.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Ответчик уклоняется от подписания Акта о результатах реализации инвестиционного проекта в связи с чем заявлен настоящий иск.
Как следует из Акта, представленного истцом, Актом предусмотрено следующее фактическое распределение жилой площади квартир Объекта:
- 100 % - общей жилой площади Объекта 212 764,2 кв.м. (2 015 квартир) подлежит передаче в собственность Инвестора и/или привлеченных соинвесторов.
При этом, в п. 6.3 Акта предусмотрено, что по итогам фактического распределения Общей площади квартир Объекта: доля Администрации меньше установленной по Контракту на 40,5 кв.м., поэтому задолженность Инвестора перед Администрацией составляет 40,5 кв.м. и подлежит компенсации Инвестором в денежном выражении в размере, установленном Городской комиссией по приватизации и управлению жилищным фондом в г. Москве.
По фактическим обмерам БТИ задолженность Инвестора перед Администрацией составила 40,5 кв.м. В соответствии с решением Городской комиссией по приватизации и управлению жилищным фондом в г. Москве (протокол от 29.07.2009 г.) стоимость 1 кв.м. жилой площади Объекта составляет 114 200 руб. Итоговый размер задолженности Инвестора составил 4 625 100 руб.
Указанные денежные средства перечислены инвестором в бюджет города в полном объеме, что подтверждается платежным поручением N 658 от 18.08.2009.
В связи с отсутствием у Общества возможности по выполнению обязательств по финансированию своей доли (15%) по Общей жилой площади Объекта (п. 5.4.1 Контракта), а также в соответствии с договором уступки прав инвестирования N 7-18-5/04 от 18.05.2004 г., по итогам фактического распределения Общей площади квартир Объекта, право на получение в собственность указанной доли Застройщика, что составляет 31 914,6 кв.м. (303 квартиры), переходит к Инвестору и/или привлеченным им Соинвесторам.
Таким образом, как указал истец в исковом заявлении, предложенная редакция Акта о результатах реализации инвестиционного проекта соответствует условиям Инвестиционного контракта от 17.12.2003 г. N ДЖП.03.САО.00577. Акт закрепляет фактическое распределение площадей между сторонами Инвестиционного контракта по результатам инвестиционной деятельности.
Поскольку стороны не подписали Акт о результатах реализации инвестиционного проекта, по мнению истца, он правомерно обратился с настоящим иском, так как не имеет возможности оформить имущественные права на указанный объект в установленном законом порядке.
В соответствии со ст. 252 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.
При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела своей доли из общего имущества.
Как правильно указал суд в решении, Акт о реализации инвестиционного проекта по своей правовой природе является соглашением участников инвестиционной деятельности о добровольном разделе объекта инвестиций. Если стороны не смоги достигнуть добровольного соглашения о распределении долей при реализации инвестиционного контракта, истцу следовало обратиться с иском о выделении доли и определении ее размера.
Способы защиты гражданских прав определены ст. 12 ГК РФ, другими нормами указанного Кодекса и иными законами. Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что требование о подписании акта о результатах реализации инвестиционного проекта является ненадлежащим способом защиты права, поскольку в судебном порядке нельзя обязать совершить добровольное действие, в связи с чем оснований для удовлетворения указанного требования не имеется и суд правомерно отказал в иске.
Довод заявителя жалобы о том, что суд неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства об изменении предмета иска, не может быть принят апелляционным судом в качестве основания для отмены решения, поскольку суд, отказывая в удовлетворении ходатайства об уточнении исковых требований в соответствующей части, обоснованно исходил из положений ст. 49 АПК РФ, учитывая, что истцом при уточнении было заявлено новое требование.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ООО "Инвест-Юнион" не могут являться основанием для отмены либо изменения законного и обоснованного решения суда об отказе в иске.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05 июля 2012 года по делу N А40-119004/10-23-1024 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Инвест-Юнион" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
С.Н. Овчинникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-119004/2010
Истец: Левашов Иван Сергеевич, ООО Инвест-Юнион
Ответчик: Правительство города Москвы, Правительство Москвы
Третье лицо: ВФСО "Динамо", Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Департамент жлищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Департамент экономической политики и развития г. Москвы, Контрольный комитет г. Москвы (Москонтроль), Контрольный комитет города Москвы, ООО Мосовощтранс, Префектура САО города Москвы, Префектура Северного административного округа г. Москвы, Префектура Северного округа г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
25.08.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26406/14
28.04.2014 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119004/10
14.10.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119004/10
21.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4365/11
21.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25770/12
05.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-119004/10
08.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4365/11
25.04.2011 Определение Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4365/11