город Омск |
|
25 сентября 2012 г. |
Дело N А46-19829/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2012 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Киричёк Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Сердитовой Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-5950/2012) закрытого акционерного общества "Эникс" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 по делу N А46-19829/2012 (судья Стрелкова Г.В.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Эникс" (ОГРН 1025500747051, ИНН 5503058020) к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска о признании недействительным решения N 14-18/033803 ДСП от 23.12.2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от закрытого акционерного общества "Эникс" - Каныгина Е.Ю. по доверенности б/н от 12.04.2012 сроком действия на три года, личность установлена на основании паспорта гражданина Российской Федерации;
от Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
установил:
закрытое акционерное общество "Эникс" (далее по тексту - заявитель, ЗАО "Эникс", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Центральному административному округу г. Омска (далее по тексту - заинтересованное лицо, ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска, налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решение N 14-18/033803 ДСП о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.12.2011 в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Омской области N16-15/03138 от 06.03.2012 в части начисления пеней по состоянию на 23.12.2011 года в сумме 29872 руб. 15 коп., предложения уплатить обществу недоимку (с учетом состояния расчетов с бюджетном на дату вступления решения в силу) в сумме 145981 руб., предложения уплатить пени, предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 по делу N А46-19829/2012 в удовлетворении требований Общества отказано в полном объеме.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008, а
положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали Обществу определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в Постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы Общество, указывает на то, что в связи с исполнением решения Арбитражного суда по Омской области от 27.04.2009 по делу N А46-5199/2009 из ГКН исключены с 28.12.2007 сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:274, поэтому считает правомерным исчисление земельного налога за 2008 год, рассчитанного в соответствии с предыдущей кадастровой стоимостью, утверждённой Указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Кроме того, податель жалобы, руководствуясь определением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации, указывает на то, что постановление N 174-п вступает в законную силу с 01.01.2009, и не распространяет свое действие на правоотношения 2008 года.
В письменном отзыве налоговый орган возразил на доводы апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Инспекция, надлежащим образом уведомленная о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила, ходатайства об его отложении не заявила, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие указанного лица в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившегося в судебное заседание представителя ЗАО "Эникс", установил следующие обстоятельства.
ЗАО "Эникс" на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274 площадью 856,00 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 1- этажной пристройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Пригородная, дом 3, корпус 1.
ИФНС России N 1 по ЦАО г.Омска проведена выездная налоговая проверка по земельному налогу за период с 01.01.2008 по 31.12.2008, по результатам которой составлен акт 14-18/030268 дсп выездной налоговой проверки от 21.11.2011.
В ходе проверки налоговым органом установлено занижение ЗАО "Эникс" налоговой базы по земельному налогу за 2008 год в результате неприменения кадастровой стоимости земельного участка, определенной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Рассмотрев материалы проверки, возражения налогоплательщика и акт выездной налоговой проверки заместителем начальника ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска вынесено решение N 14-18/033803 дсп о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения от 23.12.2011, которым Общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 26196 руб., начислены пени за несвоевременную уплату земельного налога в сумме 29872 руб. 15 коп., а также предложено уплатить недоимку по земельному налогу за 2008 год в сумме 145981 руб., пени и штраф.
Не согласившись с решением ИФНС России N 1 по ЦАО г. Омска Обществом в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области была подана
апелляционная жалоба.
Решением N 16-15/03138 от 23.12.2011 Управление Федеральной налоговой службы по Омской области изменила пункты 1 и 3.1 резолютивной части акта нижестоящего органа, изложив его в следующей редакции:
1. Отказать в привлечении ЗАО "Эникс" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
3.1. Уплатить недоимку (с учетом состояния расчетов с бюджетом на дату вступления решения в законную силу) в сумме 145981 руб. В остальной части решение N 14-18/033803 дсп от 23.12.2011 оставлено без изменения, в связи с чем налогоплательщик обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
15.06.2012 Арбитражный суд Омской области вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения налога на недвижимость) и арендная плата.
Плательщиками земельного налога в силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ЗАО "Эникс" принадлежит земельный участок земельный участок с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274 площадью 856,00 кв. м., расположенный на землях населенных пунктов, местоположение которого установлено относительно 1- этажной пристройки, имеющей почтовый адрес: город Омск, Советский административный округ, улица Пригородная, дом 3, корпус 1.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно постановлению Правительства РФ от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", данные правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Постановлением N 174-п во исполнение пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 10 правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, а также в соответствии с пунктами 35, 36 статьи 4 Закона Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска в границах кадастрового района 55:36 согласно приложению к настоящему постановлению.
Постановление N 174-п было опубликовано в издании "Омский вестник" N 127 от 25.12.2007.
Налоговые органы в соответствии с Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Налоговым кодексом Российской Федерации не наделены полномочиями по установлению, закреплению в государственном земельном кадастре экономических показателей кадастровой стоимости.
Проанализировав вышеприведенные правовые нормы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что налогоплательщик, равно как и налоговый орган, не определяет самостоятельно кадастровую стоимость, а использует в целях налогообложения сведения земельного кадастра в части кадастровой стоимости земельного участка.
Как следует из оспариваемого решения (в редакции решения вышестоящего налогового органа), при дополнительном определении налогового обязательства ЗАО "Эникс" по земельному налогу за 2008 год заинтересованное лицо исходило из кадастровой стоимости земельного участка, утвержденной постановлением N 174-п, тогда как заявитель, при определении налоговой базы по земельному налогу за 2008 год применил кадастровую стоимость в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
В апелляционной жалобе Общество указывает на то, что применение кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной на основании постановления Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п, официально опубликованного 25.12.2007 в газете "Омский вестник" N 127, при определении налоговой базы по земельному налогу возможно лишь по истечении сроков вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, установленных статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть не ранее чем 25.01.2008, следовательно, по состоянию на 01.01.2008 постановление Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п не вступило в законную силу и не могло быть использовано для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году, которая послужила налоговой базой для определения земельного налога.
Однако налогоплательщиком не учтено следующее.
По общему правилу, установленному в пунктах 11, 12 и 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта, а в налоговые органы - ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода.
По результатам проведения в 2007 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов города Омска постановлением Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п утверждены средние удельные показатели кадастровой стоимости земель по видам разрешенного использования.
Данное постановление опубликовано в средствах массовой информации 25.12.2007.
Таким образом, экономические показатели, характеризующие кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008, необходимые для определения налоговой базы по земельному налогу, доведены до сведения налогоплательщиков в срок до 01.03.2008.
Положения пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации не препятствовали налогоплательщику определить налоговую базу и исчислить земельный налог за 2008 год самостоятельно в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации на основе экономических показателей, содержащихся в постановлении Правительства Омской области от 19.12.2007 N 174-п.
Данный вывод суда согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 01.10.2010 N ВАС-10610/10.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что о необоснованности применения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2011 N 15932/10.
В названном Постановлении содержится вывод о том, что положения Указа Губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110 утратили силу и применяться к спорным правоотношениям в качестве основания для определения кадастровой стоимости земельного участка в 2008 году не могут.
Содержащееся в указанном Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Ссылка подателя жалобы на решение Арбитражного суда по Омской области от 27.04.2009 по делу N А46-5199/2009, на основании которого из ГКН с 28.12.2007 исключены сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:05 02 08:0274 не опровергает вышеизложенных выводов апелляционного суда и не свидетельствует о правомерности исчисления заявителем земельного налога за 2008 год исходя из кадастровой стоимости, утвержденной Указом губернатора Омской области от 19.06.2003 N 110.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Омской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ЗАО "Эникс".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.06.2012 по делу N А46-19829/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Ю.Н. Киричёк |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-19829/2012
Истец: ЗАО "Эникс"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Центральному административному округу г. Омска
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2752/13
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2752/13
24.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6115/12
25.09.2012 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5950/12
14.08.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5950/12
27.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5950/12
04.07.2012 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5950/12
15.06.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-19829/12
24.04.2012 Определение Арбитражного суда Омской области N А46-19829/12