город Ростов-на-Дону |
|
02 октября 2012 г. |
дело N А53-14301/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 октября 2012 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барановой Ю.И.
судей В.В. Ванина, М.Г. Величко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Нагорной А.И.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель Кобилев С.Н. по доверенности N 147 от 10.01.2012.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Прокуратуры Ростовской области в интересах МБУЗ "Центральная городская больница" г. Каменск-Шахтинского Ростовской области на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2012 по делу N А53-14301/2012 по иску заместителя прокурора Ростовской области в интересах Муниципального бюджетного учреждения "Центральная городская больница" г. Каменск - Шахтинского Ростовской области к ответчику открытому акционерному обществу "Донэнерго" о признании договора недействительным принятое в составе судьи Илюшина Р.Р.
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Ростовской области обратился в суд с иском в интересах Муниципального бюджетного учреждения "Центральная городская больница" г. Каменск - Шахтинского к открытому акционерному обществу "Донэнерго" о признании недействительным п. 2.5.1. договора оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2012 г. N 91 / п / 525.
Требование мотивировано тем, что указанным пунктом договора предусмотрена возможность полного и (или) частичного введения ограничения режима потребления электроэнергии, что по мнению прокуратуры недопустимо в отношении истца -лечебного учреждения, поскольку ограничение подачи электроэнергии может стать угрозой жизни или здоровью граждан.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2012 в удовлетворении заявленных исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что не дана оценка оспариваемому пункту договора. Ограничение режима энергопотребления в отношении больницы невозможно, затрагиваются права неограниченного круга лиц, п. 2.5.1 договора является недействительным.
Представитель истца в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению жалобы по существу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы не признал по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным бюджетным учреждением "Центральная городская больница" г. Каменск-Шахтинского и открытым акционерным обществом "Донэнерго" заключен договор N 91/5/525 от 01.01.2012 г. оказания услуг по передаче электрической энергии, в соответствии с которым исполнитель (ОАО "Донэнерго") обязался оказывать заказчику (больнице) услуги по передаче электрической энергии путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности и / или ином законном основании, а заказчик обязался оплачивать указанные услуги в порядке, установленном договором.
Пунктом 2.5.1. договора установлено, что исполнитель имеет право приостанавливать передачу электрической энергии путем введения полного и (или) частичного ограничения режима потребления электроэнергии заказчику в соответствии с п. 29 Постановления Правительства Российской Федерации N 861 от 27.12.2004 г. с учетом актов согласования аварийной и технологической брони.
В обосновании заявленных требований прокуратура ссылается на то, что указанный пункт договора не соответствует требованиям пунктов 168 и 177 Постановления Правительства Российской Федерации N 530 от 31.08.2006 г. "Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики", которыми предусматривается запрет введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении потребителей, указанных в приложении N 6 к Правилам, ниже уровня аварийной брони.
Ссылаясь на данные обстоятельства, прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 г. N 530 (в редакции от 31.12.2010 г., действовавшем в момент заключения договора) утверждены Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения N 530).
В силу пункта 168 названных Основных положений N 530 в отношении потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности либо безопасности государства, а также в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, применяется специальный порядок введения ограничения режима потребления.
Перечень потребителей (отдельных объектов), ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, приведен в приложении N 6 Основных положений N 530. При этом в отношении таких потребителей (отдельных объектов) определяются величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений N 530.
Согласно пункту 188 Основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к необратимому нарушению технологического процесса, устанавливается величина технологической брони.
В силу пункта 189 Основных положений N 530 в случаях, когда полное ограничение режима потребления может привести к возникновению угрозы жизни и здоровью людей и экологической безопасности, устанавливается величина аварийной брони.
При этом, аварийной броней энергоснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Согласно пункту 31 "Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 г. N 861 (в редакции Постановления от 02.10.2009 г. N 785, далее - Правила N 861) в случае, если потребитель электрической энергии включен в перечень потребителей, ограничение режима потребления которых ниже уровня аварийной брони не допускается, составляется акт согласования аварийной и технологической брони.
Акт согласования аварийной и технологической брони составляется потребителем электрической энергии и направляется сетевой организации (гарантирующему поставщику, энергосбытовой организации) в течение 3 рабочих дней с даты заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии.
Порядок определения аварийной и технологической брони и требования к соответствующим энергопринимающим устройствам устанавливаются в соответствии с правилами разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
В пункте 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 предписано Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации в трех месячный срок утвердить правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики.
Приказом Минпромэнерго России от 18.03.2008 N 124 утверждены "Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики" (далее -Приказ N 124).
Согласно пункту 53 Правил, утвержденных Приказом N 124, технологической броней электроснабжения являются наименьшая потребляемая мощность и продолжительность времени, необходимые потребителю для безопасного завершения технологического процесса, цикла производства, после чего может быть произведено отключение соответствующих энергопринимающих устройств. Технологическая броня электроснабжения устанавливается для потребителей -юридических лиц, использующих в производственном цикле непрерывные технологические процессы, внезапное прекращение которых вызывает опасность для жизни людей, окружающей среды и (или) необратимое нарушение технологического процесса (пункт 54 Правил, утвержденных Приказом N 124).
В соответствии с пунктом 58 Правил, утвержденных Приказом N 124, аварийной броней электроснабжения является минимальный расход электрической энергии (наименьшая мощность), обеспечивающий безопасное для жизни и здоровья людей и окружающей среды состояние предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. К электроприемникам аварийной брони электроснабжения относятся: дежурное и охранное освещение, охранная и пожарная сигнализация, насосы пожаротушения, связь, аварийная вентиляция (пункт 59).
Согласно пункту 60 Правил, утвержденных Приказом N 124, фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Электроприемники аварийной брони электроснабжения должны быть выделены на отдельные питающие линии, по которым подача электрической энергии (мощности) не подлежит ограничению или временному ее прекращению при возникновении или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
Таким образом, исходя из приведенных норм, целью установления уровня технологической брони является безопасное завершение технологического процесса, цикла производства потребителя, тогда как установление аварийной брони направлено на сохранение (поддержание) предприятия с полностью остановленным технологическим процессом. При этом законодателем установлен исчерпывающий перечень электроприемников аварийной брони.
"Правила разработки и применения графиков аварийного ограничения режима потребления электрической энергии и использования противоаварийной автоматики", утвержденные Приказом Минпромэнерго РФ от 18.03.2008 г. N 124, зарегистрированы в Минюсте РФ 03.04.2008 г. за N 11454, и подлежат применению при рассмотрении названного дела. В настоящее время данный Приказ является действующим.
В силу пункта 62 Правил, утвержденных Приказом N 124, акт согласования технологической и аварийной брони электроснабжения потребителя используется для формирования графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления, в том числе для распределения ограничиваемой и отключаемой нагрузки потребителей по очередям.
В соответствии с пунктом 182 Основных положений N 530, в случае возникновения (угрозы возникновения) аварийных электроэнергетических режимов по причине возникновения (угрозе возникновения) дефицита электрической энергии и мощности и (или) падения напряжения, перегрузки электротехнического оборудования и в иных чрезвычайных ситуациях допускается полное и (или)частичное ограничение режима потребления (далее - аварийное ограничение), в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер. В таких случаях аварийное ограничение вводится при условии невозможности предотвращения указанных обстоятельств путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой. Аварийные ограничения осуществляются в соответствии с графиками аварийного ограничения, а также посредством действия аппаратуры противоаварийной и режимной автоматики. Аварийные ограничения потребления электрической энергии вводятся посредством составления графиков аварийного ограничения (графиков ограничения режима потребления и графиков временного отключения потребления).
В соответствии с пунктом 25 Правил, утвержденных Приказом N 124, основаниями для применения графиков аварийного ограничения являются возникновение или угроза возникновения аварийных электроэнергетических режимов вследствие: возникновения в энергосистеме или отдельных ее частях дефицита электрической энергии и мощности, приводящего к снижению частоты электрического тока ниже 49,8 Гц или снижению напряжения ниже минимально допустимых уровней; недостаточности производства электрической энергии и мощности в отдельных частях энергосистемы, приводящей к аварийной перегрузке линий электропередачи, трансформаторов или иного электротехнического оборудования или создающей угрозу такой перегрузки; повреждения электротехнического оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также необходимости отключения электротехнического оборудования с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей; повреждения систем технологического управления, технологической связи и противоаварийной автоматики; иных обстоятельств, приводящих к возникновению или угрозе возникновения аварийных электроэнергетических режимов.
При наличии перечисленных выше оснований для применения графиков аварийного ограничения и при условии невозможности предотвращения обстоятельств, являющихся основанием для применения графиков аварийного ограничения, путем использования технологических резервов мощности или изменения режима потребления потребителей с регулируемой нагрузкой вводятся аварийные ограничения, в том числе без согласования с потребителем при необходимости принятия неотложных мер (пункт 26 Правил, утвержденных Приказом N 124).
Согласно подпункту 3 пункта 17 Правил, утвержденных Приказом N 124, в графики временного отключения потребления включаются все потребители, кроме потребителей, включенных в Перечень потребителей электрической энергии (отдельных объектов), ограничение режима потребления электрической энергии которых ниже уровня аварийной брони не допускается (Приложение N 6 к Основным положениям N 530).
В случае возникновения внерегламентных отключений вследствие повреждения оборудования, в том числе в результате стихийных бедствий, а также вследствие необходимости отключения подачи электрической энергии с целью устранения угрозы жизни и здоровью людей графики аварийного ограничения вводятся по инициативе сетевых организаций или владельцев генерирующего оборудования. При этом, минимально необходимый уровень потребления электрической энергии в соответствии с уровнем аварийной или технологической брони в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения оборудования сетевых организаций или производителей электрической энергии обеспечивается путем использования потребителем автономных резервных источников питания, предусмотренных установленной для него категорией надежности электроснабжения (пункт 37 Правил, утвержденных Приказом N 124).
Следовательно, исходя из приведенных норм полное отключение потребления электрической энергии в отношении Центральной городской больницы вводиться не может, в отношении указанного потребителя в обязательном порядке должны быть определены величины аварийной и технологической брони в соответствии с пунктами 188 и 189 Основных положений N 530.
Дав анализ представленному сетевой компанией в ходе рассмотрения дела акту согласования аварийной и технологической брони потребителя ЦГБ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что его форма и содержание соответствуют Правилам, утвержденным Приказом N 124, при расчете учтены установленные указанными правилами показатели, в том числе перечень технологического оборудования, используемого при определении уровня аварийной и технологической брони.
В соответствии с п. з) п. 14 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 при исполнении договора потребитель услуг обязан представлять в сетевую организацию технологическую информацию (главные электрические схемы, характеристики оборудования, схемы устройств релейной защиты и противоаварийной автоматики, оперативные данные о технологических режимах работы оборудования).
Пунктом 60 Правил, утвержденных Приказом N 124 определено, что фактическая нагрузка аварийной брони электроснабжения определяется замерами или расчетным путем. Таким образом, сетевая организация обладает всей необходимой информацией для определения величины аварийной и технологической брони.
Статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В силу пункта 5 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичного договора, не соответствующие обязательным правилам, установленным Правительством Российской Федерации, ничтожны.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Статьей 180 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что недействительность части сделки не влечет недействительности прочих ее частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной ее части.
При рассмотрении спора судом установлено, что сторонами согласован акт технологической и аварийной брони, в нем перечислено оборудование, необходимое для обеспечения дополнительного источника энергии на случай ограничения либо прекращения подачи энергии, в этой связи, установление в договоре возможности исполнителю приостанавливать передачу электроэнергии, но не ниже уровня аварийной и технологической брони, которая согласована, не противоречит как действующему в момент заключения договора энергоснабжения законодательству, так и действующему в настоящее время.
Таким образом, введение полного ограничения режима потребления электроэнергии в отношении больницы исключено путем согласования сторонами договора акта аварийной брони.
Подлежит отклонению довод заявителя о том, что не дана оценка оспариваемому пункту договора, поскольку в доводах жалобы не указано каким конкретно нормам законодательства противоречит п. 2.5.1 договора, не указано в чем заключается нарушение прав неограниченного круга лиц при ограничении режима потребления электроэнергии.
Доводы заявителя противоречат акту аварийной брони, вместе с тем, судом установлено и истцом не оспорено, что больница имеет автономный источник питания, и сетевая организация не огранивала данный объект на предмет потребления электроэнергии.
Ссылки заявителя на социальную значимость объекта и Конституцию РФ не являются основанием к признанию оспариваемого пункта недействительным, поскольку из указанных нормативных актов не следует, что противоречие закону и нарушение прав граждан.
Таким образом, истец не доказал, что п. 2.5.1 договора является ничтожным.
Иных доводов жалобы не заявлено.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами.
Суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно установил фактические обстоятельства, исследовал имеющиеся в деле доказательства. При принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права. Оснований для изменения или отмены судебного акта, апелляционная инстанция не установила.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.07.2012 по делу N А53-14301/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Ю.И. Баранова |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-14301/2012
Истец: МБУЗ "Центральная городская больница", Муниципальное бюджетное учреждение "Центральная городская больница" г. Каменск - Шахтинского, Прокуратура РО, Прокуратура Ростовской области
Ответчик: ОАО " Донэнерго"