г. Томск |
|
27 сентября 2012 г. |
Дело N А27-7649/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2012 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ждановой Л. И.
судей Музыкантовой М. Х., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А. Л.
при участии в заседании:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 5, г. Киселевск
на решение Арбитражного суда Кемеровской области
от 27 июня 2012 года по делу N А27-7649/2012 (судья Драпезо В. Я.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Бадалян Риммы Размиковны, г. Киселевск (ОГРНИП 304421116700026)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиал N 5, г. Киселевск
о признании незаконным решения от 21.11.2011 года N 1330,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бадалян Римма Размиковна (далее по тексту - предприниматель, заявитель, ИП Бадалян Р. Р.) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд социального страхования, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 21.11.2011 года N 1330 "об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения страхователя - плательщика единого налога на вмененный доход" в сумме 54 529,18 руб. и об обязании заинтересованного лица выделить средства на выплату страхового обеспечения в размере 54 529,18 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27 июня 2012 года, с учетом определения об исправлении опечатки от 02.07.2012 года, заявленные требования удовлетворены частично: решение Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (Филиал N 5) от 21.11.2011 года N 1330 в части отказа в выплате пособия по беременности и родам в сумме 54 529,18 руб. признано незаконным; заинтересованное лицо обязано устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ИП Бадалян Р. Р. и выделить заявителю средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 54 529,18 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заинтересованное лицо обратилось в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 июня 2012 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как страхователем в рассматриваемом случае создана искусственная ситуация, направленная на неправомерное возмещение расходов на выплату пособий по социальному страхованию за счет средств Фонда социального страхования, при этом формальное соответствие требованиям законодательства представленных страхователем документов не является основанием для возмещения ему спорных расходов.
Подробно доводы Фонда социального страхования изложены в апелляционной жалобе.
ИП Бадалян Р. Р. отзыв в порядке статьи 262 АПК РФ на апелляционную жалобу не представила.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, части 2, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 июня 2012 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 01.03.2011 года предпринимателем заключен трудовой договор N 2 с работником Казарян Н.А., которая принята на работу на должность товароведа с установлением указанному лицу должностного оклада в размере 12000 руб.
09.08.2012 года предпринимателем издан приказ о предоставлении Казарян Н.А. отпуска по беременности и родам с 09.08.2011 года по 26.12.2011 года.
20.08.2011 года Казарян Н.А. обратилась к предпринимателю с заявлением о выплате пособия по беременности и родам на основании выданного ей листка нетрудоспособности N 003 246 753 727.
На основании указанного заявления о выплате пособия по социальному страхованию и листка нетрудоспособности, в котором размер пособия определен в сумме 54 901,96 руб., предприниматель выплатила Казарян Н.А. указанное пособие, что подтверждается расходным кассовым ордером от 30.08.2011 года N 7, после чего в сентябре 2011 года ИП Бадалян Р.Р. обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам, выплаченного Казарян Н.А.
По представленным ИП Бадалян Р.Р. документам заинтересованным лицом проведена камеральная проверка в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
По итогам камеральной проверки 19.10.2011 года Фондом социального страхования составлен Акт камеральной проверки N 1182, в соответствии с которым отказано в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 54 529 руб.
03.11.2011 года предпринимателем представлены возражения на указанный Акт проверки, что подтверждается датой, проставленной в штампе ГУ КРОФСС.
Тем не менее, 21.11.2011 года Фондом социального страхования вынесено Решение об отказе в выделении указанных средств N 1330 года.
Основанием для принятия указанного выше решения послужили выводы заинтересованного лица о создании работодателем искусственной ситуации для получения пособия из бюджета Фонда социального страхования.
Полагая, что решение заинтересованного лица является незаконным, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с настоящим требованием.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции принял правильное по существу решение.
В силу статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 указанного закона).
В соответствии со статьей 10 указанного Закона обязанность своевременно представлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице.
Пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам, ежемесячными пособиями по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", Федеральным законом от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а также Положением об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 года N 375.
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 19.05.1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющих детей" пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Обязанность выплаты пособий возложена на страхователя с последующим зачетом за счет средств фонда. Страховщики вправе не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации (подпункт 3 пункта 1 статьи 11, статья 12 Федерального закона от 16.07.1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", пункт 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 года N 101).
Из содержания приведенных норм права следует, что основанием для отказа в финансировании пособия по беременности и родам может являться нарушение Обществом законодательства Российской Федерации, нарушение установленных правил или неподтверждение расходов документами.
В соответствии с частью 2 статьи 1.3 Федерального закона N 255-ФЗ страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются, в частности беременность и роды; рождение ребенка (детей); уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В силу статьи 1.4 данного закона ежемесячное пособие по уходу за ребенком относится к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе, работающие по трудовым договорам (статья 2).
На основании пункта 1 части 1 статьи 4.1. Федерального закона N 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 данной статьи.
Условия и размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлены статьями 11.1 и 11.2 Федерального закона N 255-ФЗ.
Частью 1 статьи 14 указанного закона установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком установлен статьей 13 Федерального закона N 255-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной нормы назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи).
В силу части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В случаях, указанных в частях 2.1 и 2.2 настоящей статьи, застрахованное лицо при обращении за назначением пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам к страхователю по одному из последних мест работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица представляет также справку (справки) с места работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей) о том, что назначение и выплата пособий этим страхователем не осуществляются.
Указанный перечень документов является исчерпывающим.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, также установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4.декабря 2009 года N 951н.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что заявителем в Фонд социального страхования представлены все указанные документы.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2, пункту 4 статьи 4.7 Федерального закона от 24.07.2009 года N 255-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету в счет уплаты страховых взносов расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам в связи с материнством в случаях: нарушения страхователем законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; не подтверждения страхователем произведенных расходов документами; если документы, подтверждающие произведенные расходы, неправильно оформлены или выданы с нарушением установленного порядка.
С учетом положений пункта 4 статьи 4.6 Федерального закона N 255-ФЗ эти же основания распространяются и на случаи отказа в выделении средств страхователям на возмещение выплаченных сумм пособий.
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
Иных оснований для непринятия расходов к зачету или для отказа в возмещении средств заинтересованным лицом действующим с 01.01.2010 года законодательством не предусмотрено.
Между тем, в рассматриваемом случае вышеназванные обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возмещении средств страхователю, Фондом социального страхования выявлены не были.
Как следует из материалов дела, ни листок нетрудоспособности, ни расходный кассовый ордер, подтверждающий факт выплаты работнику пособий по социальному страхованию, не поставлены Фондом социального страхования под сомнение на предмет их обоснованности и правильности заполнения. Заинтересованным лицом не оспаривается также факт уплаты страхователем соответствующих страховых взносов на обязательное социальное страхование.
Более того, Фонд социального страхования признает, что представленные предпринимателем документы (трудовой договор, приказ о приеме на работу, должностная инструкция, книги по начислению заработной платы, платежные ведомости) формально соответствуют законодательству.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленные в материалы дела документы, арбитражный суд пришел к правильному выводу о доказанности материалами дела наличия трудовых отношений между предпринимателем и Казарян Н. А., а равно выполнение последней своих трудовых обязанностей.
Как было указано выше, факт трудовых отношений между предпринимателем и работником, наступления страхового случая подтверждены трудовым договором, листком нетрудоспособности, а также иными документами, в том числе, подтверждающими выдачу заработной платы.
Расчет пособий произведен из фактически выплаченной заработной платы. Размер пособия, предъявленный к возмещению, не превысил максимальной величины. Сведения о численности работников индивидуального предпринимателя Бадалян Р. Р. и выплаченной заработной плате нашли отражение в расчетных ведомостях по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом изложенных обстоятельств вывод арбитражного суда первой инстанции об отсутствии у Фонда социального страхования правовых оснований для отказа в возмещении предпринимателю расходов, понесенных в связи с выплатой застрахованным лицам указанных выше пособий, является правильным.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса РФ заинтересованным лицом не представило доказательств отсутствия фактических трудовых отношений между страхователем и работником Казарня Н. А., наличия в действиях заявителя искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда в спорной сумме.
Вопросы наличия (отсутствия) у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников действующим законодательством не отнесены к компетенции Фонда социального страхования; введение должностей, установление заработной платы и принятие работника на ту или иную должность является прерогативой работодателя.
Также являются не обоснованными доводы апеллянта о нецелесообразности приема на работу Казарня Н. А. за пять месяцев до наступления страхового случая.
Фондом социального страхования не указано, когда, по мнению заинтересованного лица, целесообразно принять на работу женщин, и каким образом работодателю определять момент целесообразности приема на работу женщин. Вместе тем, Трудовым кодексом РФ запрещено обуславливать отказ в приеме на работу беременностью работницы.
Кроме того, трудовые отношения с Казарян Н.А. после ее ухода в отпуск по беременности и родам не были расторгнуты предпринимателем, о чем свидетельствует приказ от 26.12.2011 года о предоставлении Казарян Н.А. отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с 27.12.2011 года по 26.04.2013 года.
Более того, наличие указанных отношений, также как и обязанность предпринимателя выплачивать Казарян Н.А. пособие по уходу за ребенком из расчета средней заработной платы 12 000 руб. в месяц подтверждаются вступившим в силу 17.04.2012 года решением Киселевского городского суда по делу N 2-547/2012 по иску Казарян Н.А. к ИП Бадалян Р.Р. о взыскании пособия по уходу за ребенком за январь 2012 года.
При этом оспариваемое решение не содержит мотивов отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя, кроме вывода о создании работодателем искусственной ситуации для получения пособия из бюджета Фонда социального страхования, а также ссылок на нормы права, которые явились основанием для отказа.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных предпринимателем требований.
Между тем, арбитражный суд правомерно отметил, что заявителем составлен неправильной расчет пособия с учетом расхождения данных о заработной плате работника в расчетных ведомостях и в представленном в Фонд Расчет по форме 4СС за март 2011 года, что является основанием для корректировки расчета пособия, размер которого, с учетом данного обстоятельства составляет 51 241,83 руб.
Указанные выше выводы арбитражного суда заявителем апелляционной жалобы по существу не оспариваются.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 июня 2012 года по делу N А27-7649/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л.И. |
Судьи |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-7649/2012
Истец: Бадалян Рима Размиковна
Ответчик: Государственное учреждение-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации