г. Тюмень |
|
26 декабря 2012 г. |
Дело N А27-7649/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кокшарова А.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 5 на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.06.2012 (судья Драпезо В.Я.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А27-7649/2012 по заявлению индивидуального предпринимателя Бадалян Риммы Размиковны (город Киселевск) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 5 (652700, Кемеровская область, город Киселевск, улица Ленина, дом 33, ИНН 4207009857) о признании незаконным решения.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Бадалян Римма Размиковна (далее - Предприниматель, страхователь) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, филиал N 5 (далее - Фонд социального страхования, Учреждение) от 21.11.2011 N 1330 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения страхователя - плательщика единого налога на вмененный доход в сумме 54 529,18 руб. и об обязании Фонда социального страхования выделить средства на выплату страхового обеспечения в размере 54 529,18 руб.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.06.2012, с учетом определения об исправлении опечатки от 02.07.2012, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012, требования Предпринимателя удовлетворены в части отказа в выплате пособия по беременности и родам в сумме 54 529,18 руб.; Фонд социального страхования обязан устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Предпринимателя и выделить ему средства на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в сумме 54 529,18 руб.
Обратившись с кассационной жалобой, Учреждение, полагая, что судами неправильно применены нормы материального права, просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Отзыв на кассационную жалобу от Предпринимателя не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), проверив законность судебных актов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что 01.03.2011 Предпринимателем заключен трудовой договор N 2 с работником Казарян Н.А., которая принята на работу на должность товароведа с установлением должностного оклада в размере 12 000 руб.
09 августа 2012 года Предпринимателем издан приказ о предоставлении Казарян Н.А. отпуска по беременности и родам с 09.08.2011 по 26.12.2011.
20 августа 2011 Казарян Н.А. обратилась к Предпринимателю с заявлением о выплате пособия по беременности и родам на основании выданного ей листка нетрудоспособности N 003 246 753 727.
На основании указанного заявления о выплате пособия по социальному страхованию и листка нетрудоспособности, в котором размер пособия определен в сумме 54 901,96 руб., Предприниматель выплатила Казарян Н.А. указанное пособие, что подтверждается расходным кассовым ордером от 30.08.2011 N 7, после чего в сентябре 2011 года Предприниматель обратилась в Фонд социального страхования с заявлением о выделении средств на возмещение расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в виде пособия по беременности и родам, выплаченного Казарян Н.А.
По представленным Предпринимателем документам Учреждением проведена камеральная проверка в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
По итогам камеральной проверки 19.10.2011 Фондом социального страхования составлен акт камеральной проверки N 1182.
03 ноября 2011 года Предпринимателем представлены возражения на указанный акт проверки, что подтверждается датой, проставленной в штампе Фонда социального страхования.
На основании акта, с учетом возражений, Фондом социального страхования принято решение от 21.11.2011 N 1330 об отказе в выделении средств на возмещение (осуществление) расходов, произведенных на выплату страхового обеспечения в сумме 54 529 руб.
Основанием для принятия указанного выше решения послужили выводы Учреждения о создании работодателем искусственной ситуации для получения пособия из бюджета Фонда социального страхования.
Несогласие с вышеназванным решением Фонда социального страхования послужило основанием для обращения Предпринимателя в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суды обеих инстанций, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им в соответствии со статьей 71 АПК РФ надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования Предпринимателя, приняли законные и обоснованные судебные акты. Кассационная инстанция поддерживает выводы судов, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из следующего.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) участниками отношений по обязательному социальному страхованию являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица. Застрахованные лица - граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Закона N 165-ФЗ), в связи с чем Фонд в соответствии со статьей 11 Закона N 165-ФЗ обязан своевременно выплатить страховое возмещение.
В силу статьи 12 Закона N 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
В соответствии со статьями 7, 8 вышеуказанного закона пособие по беременности и родам является видом страхового обеспечения.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам осуществляется за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 указанного закона назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляется работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 4 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н утвержден перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения Фондом социального страхования о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения.
Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности).
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Как было указано выше, судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что Казарян Н.А. являлась сотрудниками Предпринимателя, с ней был заключен трудовой договор, утверждена должностная инструкция.
Из материалов дела следует, что Предприниматель в подтверждение обоснованности заявленного возмещения расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию в связи с материнством в отношении Казарян Н.А. были представлены в Фонд социального страхования все необходимые документы с расчетом размера пособия, предусмотренные действующим законодательством.
При этом соответствие представленных Предпринимателем документов действующему законодательству Фондом социального страхования не оспаривается.
Ссылка Фонда социального страхования на экономическую необоснованность в найме тех или иных работников обоснованно не принята судебными инстанциями, поскольку проверка данных обстоятельств не отнесена к полномочиям Фонда социального страхования, и не могут являться основанием для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на социальное страхование в виде пособия по беременности и родам как не предусмотренные нормами законодательства, регулирующих отношения по обязательному социальному страхованию.
Факт наличия трудовых отношений между Предпринимателем и работником - застрахованным лицом Казарян Н.А. подтвержден материалами дела. В трудовых договорах установлен размер заработной платы застрахованного лица, оплата труда производилась в соответствии с трудовым договором. Трудовой договор сторонами не расторгнут, в судебном порядке не оспорен и не изменен. Факт уплаты страховых взносов с доходов, полученных Казарян Н.А., и факт наступления страхового случая, подтверждаются материалами дела и Фондом социального страхования не оспариваются.
Учитывая, что Фондом социального страхования в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлено доказательств отсутствия реальных трудовых отношений между страхователем и застрахованным лицом Казарян Н.А., несоответствия заработной платы выполняемой работе, неисполнение указанным лицом трудовых обязанностей, наличия искусственной схемы, направленной на неправомерное получение средств Фонда социального страхования в спорной сумме, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций сделаны выводы, соответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Материалы дела содержат все необходимые доказательства, свидетельствующие о правомерности обращения Предпринимателем в Фонд социального страхования за выделением денежных средств на осуществление расходов по обязательному социальному страхованию в сумме 54 529,18 руб.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию Учреждения по делу, не опровергают выводов судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судами обстоятельств и материалов дела.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает, что выводы Арбитражного суда Кемеровской области и Седьмого арбитражного апелляционного суда подтверждены материалами дела и основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах, получивших надлежащую юридическую оценку судов в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Судебными инстанциями применены нормы материального права, подлежащие применению, нарушений процессуального закона не установлено, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 АПК РФ правовые основания для переоценки установленных судами обстоятельств и отмены вынесенных по делу судебных актов отсутствуют.
При данных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27.06.2012 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А27-7649/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Кокшаров |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 64 Трудового кодекса Российской Федерации прямо запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью. Кроме того, законодательство не обязывает страхователя обосновывать экономическую необходимость при приеме на работу уже беременной работницы.
В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.
В пункте 1 статьи 11 Федерального закона N 255-ФЗ предусмотрено, что пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона N 165-ФЗ не принимаются Фондом к зачету и подлежат возмещению в установленном порядке расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами (не возмещенные страхователем суммы пособий по временной нетрудоспособности, вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, а также суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, выплаченные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка листок нетрудоспособности)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2012 г. N Ф04-6484/12 по делу N А27-7649/2012