г. Воронеж |
|
21 сентября 2012 г. |
Дело N А64-10830/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 сентября 2012 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Поротикова А.И.,
Судей Владимировой Г.В., Мокроусовой Л.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сергеевой Л.А.,
при участии:
от Администрации г. Тамбова: Четыриной М.Н., представителя по доверенности N 2-40-1577/11от 31.10.2011;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области: Котенко О.Ю., представителя по доверенности N 44 от 07.06.2012,
от ОАО "Тамбовремтехпред": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 г. по делу N А64-10830/2011 (судья Захаров А.В.) по иску Открытого акционерного общества "Тамбовремтехпред" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, о признании недостоверным результата кадастровой оценки,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Тамбовремтехпред" (далее - ОАО "Тамбовремтехпред") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области (далее - Управление Росреетсра по Тамбовской области) о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28, принадлежащего ОАО "Тамбовремтехпред", расположенного по адресу г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, 9, и установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости - 17 316 410 руб.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 15.02.2012 г. к участию в деле в порядке статьи 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве второго ответчика привлечена Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области.
Впоследствии истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28, принадлежащего ОАО "Тамбовремтехпред", расположенного по адресу г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, 9, равной рыночной стоимости - 17 316 410 руб.
По ходатайству истца Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Тамбовской области исключена из числа ответчиков.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 г. по делу N А64-10830/2011 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило названное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Рассмотрение апелляционной жалобы откладывалось (определения Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2012 г. и от 14.08.2012 г.).
В судебное заседание апелляционного суда 18.09.2012 г. не явился представитель ОАО "Тамбовремтехпред", направив через канцелярию апелляционного суда заявление о рассмотрении настоящего дела в его отсутствие.
От ОАО "Тамбовремтехпред" в материалы дела также поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Росреестра по Тамбовской области - без удовлетворения.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении вышеназванного лица о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ, апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя.
В судебном заседании апелляционного суда представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области поддержал доводы апелляционной жалобы, полагая обжалуемое решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просил его отменить, в удовлетворении иска - отказать.
Представитель Администрации г. Тамбова также полагал обжалуемое решение незаконным и необоснованным.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия полагает, что решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 г. по делу N А64-10830/2011 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционный суд исходит при этом из следующего.
Как следует из материалов дела, ОАО "Тамбовремтехпред" принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером 68:29:0308048:28, расположенный по адресу г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, 9, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 68-АА 857343 от 29.10.2008 (л.д. 61).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 16.04.2009 N 6829/211/09- 7784, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28 составляет 55945871.5200 руб. (л.д. 13-15).
Считая, что кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу, значительно превышает его рыночную стоимость, что ведет к увеличению земельного налога, ОАО "Тамбовремтехпред" обратилось в ООО "Капитал-Е" для производства оценки рыночной стоимости данного земельного участка.
Согласно отчету N 154/05-07-11 от 05.07.2011 об оценке рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28, расположенного по адресу г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, составляет 17316410 руб. (л.д. 16-58).
Истец, ссылаясь на то, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28 должна составлять 17316410 руб., обратился в суд с настоящим требованием.
Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования Общества об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316
Как следует из материалов дела, результаты кадастровой оценки в Тамбовской области были утверждены постановлением Администрации Тамбовской области от 30.11.2007 N 1311 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов области". Постановлением Администрации Тамбовской области от 29.02.2008N 260 внесены изменения в вышеуказанное постановление, в связи с чем, срок его действия установлен с 01.01.2009.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
При этом законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
В данном случае, заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно представленному истцом отчету N 154/05-07-11 от 05.07.2011 об оценке рыночной стоимости, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 68:29:0308048:28, расположенного по адресу г. Тамбов, ул. Ак. Островитянова, составляет 17316410 руб.
Доказательств несоответствия данного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности лицами, участвующими в деле, не представлено (статья 65 АПК РФ).
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 АПК РФ).
Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ). При рассмотрении дела в суде первой инстанции ходатайства о назначении экспертизы или о проведении иной независимой оценки заявлено не было и каких-либо доказательств в подтверждение несогласия с представленным истцом отчетом в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах не может быть принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что судом не была назначена экспертиза отчета оценщика.
Статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона N 167-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов определения кадастровой стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее - комиссия) путем подачи заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости (далее - заявление). Основанием для подачи заявления может быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление рыночной стоимости объекта на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи. 5 Федерального закона N 167-ФЗ положения указанного Закона не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня его официального опубликования и работы по проведению которой не завершились в указанный срок.
Вместе с тем пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
На основании изложенного, на текущий момент результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные до истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ, а также результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, полученные после истечения шестидесяти дней со дня официального опубликования Федерального закона N 167-ФЗ по договорам, заключенным до указанного срока, могут быть оспорены в суде на основании отчетов об оценке их рыночной стоимости по состоянию на дату, на которую определена кадастровая стоимость таких земельных участков.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно установил кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости в размере 17316410 руб.
При этом суд области пришел к верному выводу о том, что кадастровая цена земли является налогооблагаемой базой, в связи с чем ее установление в завышенном размере препятствует в свободном осуществлении предпринимательской деятельности ввиду необоснованного увеличения налогового бремени.
В этой связи отклоняется довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о нарушении прав истца завышением налоговой базы.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что Управление Росреестра по Тамбовской области является ненадлежащим ответчиком по делу судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плана-графика к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Тамбовской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Из материалов дела следует, что внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Тамбовской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, учреждение является организацией, подведомственной Управлению Росреестра по Тамбовской области, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу является Управление Росреестра по Тамбовской области.
С учетом вышеизложенных обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, апелляционная инстанция приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем признаются апелляционной коллегией несостоятельными.
По мнению апелляционной инстанции, судом области нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая результаты рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации государственная пошлина относится на заявителя жалобы, однако на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 10.04.2012 по делу N А64-10830/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.И. Поротиков |
Судьи |
Г.В. Владимирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-10830/2011
Истец: ОАО "Тамбовремтехпред"
Ответчик: Управление Росреестра по Тамбовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, ФГБУ Федеральная кадастровая палата, Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Комитет по управлению имуществом Тамбовской обл., ФГУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", Федеральная кадастровая палата в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра", Администрация г. Тамбова
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2012 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4485/12
19.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4485/12
11.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-4485/12
21.09.2012 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-2758/12
10.04.2012 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-10830/11