г.Москва |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А40-32737/12-1-126 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.09.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.10.2012.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей Якутова Э.В., Свиридова В.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яцевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2012
по делу N А40-32737/12-1-126, принятое судьей Лиловой О.Г.,
по заявлению ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (ОГРН 1035000910757, Московская область, Ленинский район, п.Новодрожжино)
к Управлению Росреестра по г.Москве,
третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы,
о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права на земельный участок,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Саленко Е.В. по доверенности от 26.09.2012,
представителя ответчика Масленниковой К.А. по доверенности от 17.04.2012,
представитель третьего лица не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Решением от 13.06.2012, принятым по настоящему делу, ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 09.02.2012 N 14/019/2011-472 об отказе в осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на земельный участок, расположенный по адресу: г.Москва, Северное Бутово, 36 км МКАД, внешняя сторона (кадастровый номер 77:06:0011009:1006), а также обязании произвести государственную регистрацию права постоянного (бессрочного пользования) ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на указанный земельный участок.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на то, что оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации является законным и обоснованным, поскольку испрашиваемый Предприятием земельный участок частично входит в зону Природно-исторического парка "Битцевский лес", являющегося особо охраняемой природной территорией регионального значения, предоставление которых в постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.
Не соглашаясь с данным решением, в апелляционной жалобе заявитель просит его отменить и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме. При этом податель жалобы ссылается на то, что оспариваемое решение регистрирующего органа незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы заявителя. Указывает, что право Предприятия на постоянное (бессрочное) пользование испрашиваемого земельного участка является ранее возникшим и должно быть зарегистрировано в силу ч.3 ст.20 Земельного кодекса Российской Федерации. Настаивает на том, что спорный земельный участок был предоставлен Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1993 году и включение его в 2006 году в границы Природно-исторического парка "Битцевский лес" не является основанием для прекращения такого права. Указывает, что действующее законодательство допускает нахождение земельных участков сторонних землепользователей в границах природных парков.
Представитель ответчика в судебном заседании суда апелляционной инстанции и отзыве на апелляционную жалобу просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным. Настаивает на законности оспариваемого Предприятием решения. Указывает, что представленный заявителем на государственную регистрацию кадастровый паспорт земельного участка содержит характеристики, отличные от указанных в акте МО-21 N 050-252 от 22.06.1993 о предоставлении земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС". Также указывает, что границы природного парка "Битцевский лес" утверждены решением Президиума Московского городского Совета народных Депутатов трудящихся о 17.10.1991 N 200 и распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.05.1992 N 1153-РП. Спорный земельный участок подлежит передаче в постоянное (бессрочное) пользование ГПБУ "Управление ООПТ по ЮЗАО и ЦАО".
В судебное заседание не явился представитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства. В соответствии со ст.156 АПК РФ, с учетом мнения представителей заявителя и ответчика, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва ответчика на апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и ответчика, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением N 77-77-14/019/2011-472 от 09.12.2011 о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком по адресу: г. Москва, Северное Бутово, 36 км МКАД, внешняя сторона кадастровый номер 77:06:0011009:1006).
Решением от 09.02.2012 N 14/019/2011-472 Управление Росреестра по Москве отказало Предприятию в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком.
При этом в своем решении регистрирующий орган со ссылкой на абз.8, 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" указал на следующие обстоятельства.
В качестве документа-основания для государственной регистрации права в дело правоустанавливающих документов представлена копия государственного акта МО-21 N 050-252 на право бессрочного (постоянного) пользования Совхоза имени XXI съезда КПСС земельным участком площадью 2315,40 га по адресу: Ленинский район.
Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок, в отношении которого заявлено правопритязание, расположен по адресу: г.Москва, Северное Бутово, 36 км МКАД, внешняя сторона и его площадь составляет 57553+/-52 кв.м.
Данные разночтения не позволяют однозначно определить, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 площадью 57553 кв.м. входит в состав земельного участка, предоставленного Совхозу имени XXI съезда КПСС по государственному акту МО-21 N 050-252 на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Управление также сослалось на сведения, предоставленные Федеральным бюджетным учреждением "Кадастровая палата" по Московской области, согласно которым в реестре объекта недвижимости содержатся сведения о земельном участке с кадастровым N 50:21:0090106:74, расположенном по адресу: Московская область, Ленинский район, с/о Булатниковский, вблизи д. Дрожжино, площадью 2315400 кв.м., принадлежащим на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС".
Среди представленных документов имеется также распоряжение Правительства Москвы от 08.10.2004 N 1995-РП "Об изменении порядка компенсационного строительства за изъятые земельные участки ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" (Юго-Западный административный округ)", из содержания которого следует, что в соответствии с ранее принятыми решениями органов исполнительной власти о порядке компенсации в виде компенсационного строительства за изъятые у ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" земельные участки и с учетом фактически выполненных объемов работ по этому строительству, задолженность города перед ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" в части, не покрытой за счет компенсационного строительства, погасить путем предоставления прав на заключение договоров аренды дополнительных свободных земельных участков, преимущественно на территории районов Южное и Северное Бутово ЮЗАО г.Москвы, по цене, равной среднему размеру платы за право на заключение договора аренды для соответствующей территориально-экономической зоны, для их застройки.
Регистрирующий орган в своем решении пришел к выводу о наличии оснований полагать, что земельный участок с кадастровым N 77:06:0011009:1006 не входил в состав земель, предоставленных по вышеуказанному государственному акту Совхозу имени XXI съезда КПСС.
Также Управление сослалось на письмо Департамента природопользования и охраны окружающей среды г.Москвы от 09.11.2011 N 05-08-2115/11, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 расположен в зоне отдыха "Битца". Границы природного парка "Битцевский лес" утверждены решением Президиума Московского городского Совета народных Депутатов трудящихся от 17.10.1991 N 200 "О создании природного парка "Битцевский лес" и Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.05.1992 N 1153-РП. В силу ст.14 Закона города Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве" земельный участок площадью 57 553 кв.м. с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 подлежит передаче в постоянное (бессрочное) пользование ГПБУ "Управление ОООПТ" по ЮЗАО и ЦАО.
Согласно п.16 представленного для государственной регистрации кадастрового паспорта от 10.08.2011 N 77/501/11-43684 земельный участок частично входит в зону Природно-исторического парка "Битцевский лес".
Сведения об особо охраняемой природной территории "Природно-исторический парк "Битцевский лес" внесены в государственный кадастр недвижимости.
С учетом приведенных обстоятельств регистрирующий орган пришел к выводу о невозможности отнесения заявленного земельного участка к собственности Российской Федерации, что не позволяет применить в качестве основания для государственной регистрации нормы Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (п. 1 ст. 3.1).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с указанными выше требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных Предприятием требований, суд первой инстанции правомерно исходил из законности и обоснованности оспариваемого ненормативного акта.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данного акта закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
В силу абз.8 и 10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в том числе, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона о регистрации и п. 23 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, внесение информации в ЕГРП об объекте осуществляется в соответствии с документами кадастрового учета.
В силу ст.13 Закона о регистрации в ходе проведения государственной регистрации осуществляется правовая экспертиза представленных документов и проверка законности сделки; устанавливается отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с п.1 ст.18 Закона о регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В соответствии с ч.2 ст.2 Закона государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
При этом каждый объект недвижимого имущества, права на который подлежат государственной регистрации, в том числе земельный участок, индивидуализируется в ЕГРП на основании данных кадастрового учета, тем самым приобретая характеристики, позволяющие выделить его из других объектов недвижимости.
В настоящем случае, как установлено судом и подтверждается материалами дела, в качестве основания для государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования на испрашиваемый земельный участок заявителем была представлена копия государственного акта МО-21 N 050-252 на право бессрочного (постоянного) пользования Совхоза имени XXI съезда КПСС земельным участком площадью 2315,40 га по адресу: Ленинский район.
Вместе с тем, согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 расположен по адресу: г. Москва, Северное Бутово, 36 км МКАД, внешняя сторона, и площадь земельного участка составляет 57 553+/-52 кв.м.
Таким образом, является обоснованным вывод регистрирующего органа о том, что данные разночтения не позволяют однозначно определить, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 площадью 57 553 кв.м. входит в состав земельного участка, предоставленного Совхозу имени XXI съезда КПСС по государственному акту МО-21 N 050-252 на праве бессрочного (постоянного) пользования.
Документы, подтверждающие факт передачи заявителю государственным актом МО-21 N 050-252 именно спорного земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 площадью 57 553 кв.м., в материалах дела отсутствуют и заявителем не представлены.
В качестве основания для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования регистрирующий орган также ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 частично входит в состав Природно-исторического парка "Битцевский лес", являющегося особо охраняемой природной территорией.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с планом границ земельного участка земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 расположен в зоне отдыха "Битца". Данное обстоятельство также подтверждается письмом Департамента природопользования и охраны окружающей среды 09.11.2011 N 112734/2011 (том 1 л.д.92)
При этом в графе "особые отметки" кадастрового паспорта от 10.11.2011N 77/501/11-43684 земельного участка с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 содержится запись о том, что земельный участок частично входит в зону "Природно-исторический парк "Битцевский лес", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании письма Управления Росреестра по Москве от 03.12.2009 N 30321/09.
В соответствии с п.6 ст.2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 10.04.2007 N 258-ПП "Об утверждении положения о природно-историческом парке "Битцевский лес", природно-исторический парк "Битцевский лес" - особо охраняемая природная территория регионального значения, имеющая природоохранное, рекреационное, эколого-просветительское и историко-культурное значение как особо ценный, крупный и целостный природно-территориальный комплекс.
В соответствии с п.3 ст.14 Закона г. Москвы от 26.09.2001 N 48 "Об особо охраняемых территориях в городе Москве" предоставление земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий гражданам и юридическим лицам в собственность, постоянное (бессрочное) пользование (кроме учреждений, организаций, осуществляющих охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий) не допускается.
При таких обстоятельствах является правомерным вывод ответчика о наличии предусмотренных абзацами 8 и 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации оснований для отказа в государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования заявителя на указанный земельный участок.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на то, что спорный земельный участок был предоставлен Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования в 1993 году и лишь в 2006 году был включен в границы Природно-исторического парка "Битцевский лес".
Однако, как следует из материалов дела, границы природного парка "Битцевский лес" утверждены решением Президиума Московского городского Совета народных Депутатов трудящихся от 17.10.1991 N 200 "О создании природного парка "Битцевский лес" и Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 12.05.1992 N 1153-РП.
При этом какие-либо документы, свидетельствующие о том, что спорный земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011009:1006 на тот момент не был включен в границы природного парка "Битцевский лес", в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного представляется правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Предприятия о признании незаконным решения Управления Росреестра по г. Москве от 09.02.2012 N 14/019/2011-472 об отказе в осуществлении государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС" на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, Северное Бутово, 36 км. МКАД, внешняя сторона (кадастровый номер 77:06:0011009:1006), поскольку оспариваемый отказ соответствует требованиям действующего законодательства и не нарушает прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Учитывая изложенное апелляционный суд считает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 13.06.2012 по делу N А40-32737/12-1-126 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В. Пронникова |
Судьи |
Э.В. Якутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-32737/2012
Истец: ФГУП "Совхоз имени XXI съезда КПСС", ФГУП "Совхоз имени ХХ1 съезда КПСС"
Ответчик: Управление Росреестра по городу Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по городу Москве
Третье лицо: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15779/12
11.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26718/13
18.06.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32737/12
30.01.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-15779/12
04.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23062/12
13.06.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-32737/12