г. Самара |
|
04 октября 2012 г. |
Дело N А72-5437/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 01 октября 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 04 октября 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от административного органа - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Некоммерческого партнерства "Учебно-научно-производственный комплекс "Лес" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2012 г. по делу N А72-5437/2012 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению Некоммерческого партнерства "Учебно-научно-производственный комплекс "Лес" (ИНН 7306005859, ОГРН 1037300250415), г. Инза, Ульяновская обл.,
к государственному казенному учреждению Ульяновской области "Инзенское лесничество", г. Инза, Ульяновская обл.,
об отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческое партнерство "Учебно-научно-производственный комплекс "Лес" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному казенному учреждению "Инзенское лесничество" (далее административный орган) об отмене постановления от 01.06.2012 г. о назначении административного наказания, предусмотренного статьей 8.27 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2012 г. по делу N А72-5437/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что вина в совершении административного правонарушения не установлена.
Административный орган в отзыве указывает на то, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя и административного органа, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Государственным казённым учреждением Ульяновской области "Инзенское лесничество" в соответствии со ст. 62 Лесного кодекса РФ, Правилами лесовосстановления утвержденные приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183, Устава Государственного казённого учреждения Ульяновской области "Инзенское лесничество" и договора аренды лесного участка N 67 от 28.05.2008 г., на территории Инзенского и Аргашского участкового лесничества проведена техническая приемка весенних лесокультурных работ 2012 года. в ходе которой выявлены следующие нарушения.
Инзенское участковое лесничество:
Фактическое размещение лесных культур (координаты и расстояния сторон участка лесных культур) не соответствуют проекту лесовосстановления (нарушение п. 8 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления");
Квартал 84 выдел 2 делянка 1 площадь 2, 9 га., площадь увеличена на 0, 8 га. и составляет 3, 7 га.;
Квартал 84 выдел 2 делянка 2 площадь 3,1 га., площадь увеличена на 1,0 га. и составляет 4, 1 га.;
Пробная площадь заложена неправильно (нарушение п. 51 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления");
В квартале 84, выдел 2, делянка 2, площадь 4,1 га., пробная площадь составляет 0,1 га. (по Правилам лесовосстановления - 0, 2 га.);
В квартале 3, выдел 3, делянка 1, площадь 0,5 га., делянка 2 площадь 0,3 га., делянка 3 пробные площади заложены не были;
Расстояние между рядами не соответствует проекту лесовосстановления (нарушение п.8 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления");
Квартал 15, выдел 6, делянка 2, площадь 1, 1 га. расстояние между рядами по проекту 3, 0 м., в натуре 4, 0 м.;
Аргашское участковое лесничество:
Пробная площадь заложена неправильно (нарушение п.51 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления");
Квартал 37, выдел 22, делянка 1, площадь 3,5 га. заложена пробная площадь 0,1 га. (по Правилам лесовосстановления - 0, 2 га.);
Расстояние между рядами не соответствует проекту лесовосстановления (нарушение п.8 Правил лесовосстановления, утвержденных приказом Министерством природных ресурсов Российской Федерации от 16.07.20107 г. N 183 "Об утверждении правил лесовосстановления"): квартал 50, выдел 3, делянка 1 площадь 0, 6 га., по проекту 3, 0 м. в натуре 4, 25 м., делянка 4 площадь 0, 5 га. по проекту 3, 0 м., в натуре 3, 6 м.
Результаты проверки были оформлены актами технической приемки лесных культур (реконструкции малоценных насаждений) от 14.05.2012 г.
В связи с выявлением указанных нарушений в адрес заявителя было направлено уведомление от 30.05.2012 г. N 278-01-04 о составлении протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ, которое было получено заявителем в тот же день, 30.05.2012 г., что подтверждается входящим штампом организации.
01.06.2012 г. в присутствии Осипенко Р.А. - представителя заявителя по доверенности от 31.05.2012 г. N 4, выданной для участия в конкретном деле об административном правонарушении, лесничим Инзенского и Аргашского участковых лесничеств государственного казенного учреждения Ульяновской области "Инзенское лесничество" в отношении заявителя составлен протокол N 04-05 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ.
В объяснениях к протоколу от 01.06.2012 г. N 04-05 представитель заявителя Осипенко Р.А. указал, что с фактом нарушения согласен, данное административное правонарушение совершено впервые. Кроме того, в указанном протоколе изложено ходатайство представителя заявителя Осипенко Р.А. о рассмотрении дела об административном правонарушении без участия представителя.
Постановлением директора государственного казенного учреждения "Инзенское лесничество" от 01.06.2012 г. заявитель в отсутствие представителя был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.
Копия указанного постановления вручена представителю заявителя Осипенко Р.А. 01.06.2012 г., что подтверждается подписью указанного лица.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Статьей 8.27 КоАП РФ установлено, что нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков. Правила лесовосстановления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила лесовосстановления (далее - Правила) разработаны в соответствии со статьей 62 Лесного кодекса Российской Федерации и устанавливают требования к лесовосстановлению во всех лесных районах Российской Федерации.
Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение полезных функций лесов.
Лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов (далее - способы лесовосстановления).
В силу п.п. "а" п. 4 Правил, лесовосстановление обеспечивается на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, - арендаторами этих лесных участков.
Как усматривается из материалов дела, посадка лесных культур 2012 года на территории Инзенского и Аргашского участкового лесничества производилась Некоммерческим партнерством Учебно-научно-производственным комплексом "Лес" в соответствии с договором аренды лесного участка N 67 от 28.05.2008 г. и проектом освоения лесов к договору аренды лесного участка N 67 от 28.05.2008 г.
В соответствии с пунктом 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления. Проект лесовосстановления должен содержать: характеристику местоположения лесного участка (наименование лесничества (лесопарка), участкового лесничества, номер квартала, номер выдела, площадь лесного участка); характеристику природно-климатических условий лесного участка (в т.ч. рельефа, гидрологических условий, почвы и др.); характеристику вырубки (количество пней на единице площади, состояние очистки от порубочных остатков и валежной древесины, характер и размещение оставленных деревьев и кустарников, степень задернения и минерализации почвы и др.); характеристику имеющегося подроста и молодняка лесных древесных пород (состав пород, средний возраст, средняя высота, количество деревьев и кустарников на единице площади, размещение их по площади лесного участка, состояние лесных насаждений и его оценка, др.); обоснование проектируемого способа лесовосстановления, породного состава восстанавливаемых лесов; сроки и способы выполнения работ по лесовосстановлению; показатели оценки восстанавливаемых лесов для признания работ по лесовосстановлению завершенными (возраст, состав пород, средняя высота и другие).
Пунктом 51 Правил установлено, что густота и размещение культивируемых растений определяются на пробных площадях или учетных отрезках рядов лесных культур, расположенных через равные расстояния по диагонали лесного участка. Пробные площади должны захватывать по ширине не менее 4 рядов главной породы, считая от центра междурядий, и полный цикл смешения пород.
На лесных участках размером до 3 гектар учитывается не менее 5% площади или количества посадочных (посевных) мест, от 4 до 5 - не менее 4%, от 6 до 10 гектар - не менее 3%, от 11 до 50 гектар - не менее 2%, от 50 до 100 гектар - не менее 1,5%, 100 гектар и более - не менее 1%. Процент может быть увеличен в зависимости от состояния и характера культивируемых лесных растений.
Факт нарушения вышеприведенных норм и совершения заявителем вменяемого правонарушения подтвержден материалами дела и не опровергается доказательствами, представленными заявителем.
Таким образом, заявителем допущены нарушения требований п. 8 и п. 51 Правил лесовосстановления, что является основанием для привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Имея возможность для выполнения Правил лесовосстановления, заявитель не исполнил возложенную на него данным нормативным актом обязанность, чем совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 8.27
КоАП РФ.
Основания для признания правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют.
Довод заявителя о несоблюдении административным органом требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельным с учетом следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения в отношении заявителя дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Полномочия по составлению протокола об административном правонарушении по ст. 8.27 КоАП РФ должностным лицам государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, предоставлены п. 7 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ.
Следовательно, при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, указанные должностные лица были вправе возбудить дело об административном правонарушении.
То обстоятельство, что дело об административном правонарушении было рассмотрено в день составления протокола об административном правонарушении, на законность оспариваемого постановления не влияет, поскольку в объяснениях к протоколу об административном правонарушении от 01.06.2012 г. Осипенко Р.А. - представитель заявителя по доверенности от 31.05.2012 г. N 4, выданной для участия в конкретном деле об административном правонарушении, указал, что с фактом нарушения согласен и просил о рассмотрении дела об административном правонарушении без его участия, что позволяло административному органу рассмотреть дело об административном правонарушении в день составления протокола.
Таким образом, процессуальных нарушений, которые могли бы в силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ повлечь отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 07 августа 2012 г. по делу N А72-5437/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5437/2012
Истец: Некоммерческое партнерстрво "Учебно-научно-производственный комплекс"Лес", НП Учебно-научно-производственный комплекс Лес
Ответчик: ГКУ Ульяновской области "Инзенское лесничество", Государственное казенное учреждение "Инзенское лесничество"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11536/12
20.11.2012 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10006/12
04.10.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11536/12
30.08.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11257/12
07.08.2012 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-5437/12