Тула |
|
25 октября 2012 г. |
Дело N А54-5864/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.10.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.10.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Каструба М.В., судей Рыжовой Е.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2012 по делу N А54-5864/2012 (судья Мегедь И.Ю.), принятое по заявлению ООО "Авента" (ОГРН: 1046209024586) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ОГРН: 1046209031384), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области (ОГРН: 1027700485757), ООО "АварКом" (ОГРН: 1056204061330), третье лицо: Правительство Рязанской области (ОГРН: 1026201259480) о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельных участков; о признании незаконными действий, в отсутствии в судебном заседании представителей истца и ответчика, надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Авента" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0100004:39 и 62:29:0100004:0049 стоимостью 38 977 627,1 руб. и стоимостью 96 722 544,36 руб. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 5 486,87 руб. за один кв.м. определенного Обществом с ограниченной ответственностью "АварКом" и содержащегося в отчете N 2118-1/2008 от 11.09.2009; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости путем изменения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0100004:39 и 62:29:0100004:0049 стоимостью 38 977 627,1 руб. и стоимостью 96 722 544,36 руб. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 5 486,87 руб. за один кв.м. на их рыночную стоимость в размере 11.056 638 руб. и 26 246 682 руб. соответственно определенную Обществом с ограниченной ответственностью консультационно - аналитической фирмой "Спектр" (далее - ООО КАФ "Спектр") и содержащуюся в отчетах 417/2010 и 418/2010.
Определением от 21.12.2011 к участию деле в качестве ответчиков (соответчиков) привлечены ООО "АварКом" и Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением Арбитражного суда от 02.02.2012 в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена ответчика - федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Рязанской области его правопреемником - федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Рязанской области, в связи с прекращением деятельности ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области путем реорганизации в форме присоединения к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Истец неоднократно уточнял исковые требования и согласно последнему уточнению просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:39 площадью 7103,8 плюс/минус 13,6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение и эксплуатация производственного здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ш. Куйбышевское,17 (Октябрьский район), равной его рыночной стоимости в размере 9 838 763 руб.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:39, площадью 7103,8 плюс/минус 13,6 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов разрешенное использование: размещение и эксплуатация производственного здания, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ш. Куйбышевское, 17 (Октябрьский район), на его рыночную стоимость в размере 98 387 763 руб.; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:49 (предыдущий номер 10000400026) площадью 17628,00 плюс/минус 8,2 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание производственных зданий, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ш. Куйбышевское,17 (Октябрьский район), равной его рыночной стоимости в размере 22 228 908 руб.; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра", в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости посредством изменения внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:49 (предыдущий номер 10000400026), площадью 17 628,00 плюс/минус 8,2 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: обслуживание производственных зданий, расположенный по адресу: Рязанская область, г. Рязань, ш. Куйбышевское, 17 (Октябрьский район), на его рыночную стоимость в размере 22 228 908 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 25.07.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (ответчик) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
В обосновании своих доводов заявитель жалобы указывает, что суд первой инстанции в нарушении статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрел по правилам искового производства требования, заявленные ООО "Авента" в рамках главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Оспаривает вывод суда, о том, что Управление осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной оценки земельных участков, к которым относится расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков. Управление указывает, что не имеет полномочий на проверку кадастровой оценки, в том числе отчета на предмет соответствия методике. Кроме того полагает, что является ненадлежащим ответчиком по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции, считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Из материалов дела судом области установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Авента" является собственником земельных участков с кадастровым номером 62:29:0100004:0039, площадью 7103,8 кв.м., с кадастровым номером 62:29:0100004:0049, площадью 17628 кв.м. расположенных по адресу: г. Рязань, Куйбышевское шоссе, 17 согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 28.09.2006.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по кадастровым кварталам населенных пунктов Рязанской области (приложение N 2 к постановлению). Данное постановление опубликовано в газете "Рязанские ведомости" 23.12.2009 (выпуск N 1, N 2 и N 3).
В соответствии с результатами определения кадастровой стоимости на основании отчета Общества с ограниченной ответственностью "АварКом" N 2118-1/2008 и Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0100004:0039 определен в размере 5 486,87 руб. за один кв.м., при этом кадастровая стоимость составила 38 977 627,1 руб., удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 62:29:0100004:0049 определен в размере 5 486,87 руб. за один кв.м., при этом кадастровая стоимость составила 96 722 544,36 руб.
В целях определения достоверности вновь утвержденной кадастровой стоимости земельных участков Общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельных участков. Согласно отчетам независимого оценщика ООО КАФ "Спектр" г. Рязани от 15.11.2010 N 417/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:39 по состоянию на 01.01.2010 составила 11 056 638 руб.; N 418/2010 рыночная стоимость спорного земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:19 по состоянию на 01.01.2010 составила 26 246 682 руб.
В силу статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях предусмотренных Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения
и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктом 1 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и территориальных органов Роснедвижимости - Управлений Роснедвижимости по субъектам Р, порядок взаимодействия между Роснедвижимостью и Управлениями Роснедвижимости по субъектам РФ, а также порядок их взаимодействия с федеральным органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяет Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (утвержден приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 28.06.2007 N 215).
В силу положений данного Регламента (пункты 9.6-9.12) Роснедвижимость осуществляет проверку отчета исполнителя работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте РФ на предмет соответствия Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утверждены приказом Министерства экономического развития и торговли от 15.02.2007 N 39).
По результатам проведенной проверки Роснедвижимость принимает одно из следующих решений, которое оформляется актом проверки:
- о соответствии отчета Методическим указаниям;
- о выявлении нарушений Методических указаний при выполнении работ по определению кадастровой стоимости земельных участков.
В случае принятия решения о соответствии отчета Методическим указаниям Роснедвижимость в срок не более трех рабочих дней с даты составления акта проверки направляет согласованные сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель) в Управление Роснедвижимости по субъекту РФ вместе с актом проверки.
С учетом вышеизложенного отклоняется как необоснованный довод заявителя жалобы о том, что Управление не вправе осуществлять контроль достоверности сведений, являющихся результатом государственной оценки земельных участков.
После получения указанных сведений и акта проверки Управление Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации представляет в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков (результаты государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации) на утверждение.
На основании приведенных вышеуказанных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том что орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает те результаты государственной кадастровой оценки земель, в отношении которых Роснедвижимостью была проведена соответствующая проверка и в отношении которых принято решение о соответствии Методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов.
Указом Президента РФ от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднено, его функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), созданную в результате переименования Федеральной регистрационной службы.
На основании пункта 8.1 Регламента контроль за ходом выполнения работ по определению кадастровой стоимости земельных участков в субъекте Российской Федерации осуществляется Управлением Роснедвижимости по субъекту Российской Федерации, которое также осуществляет контроль за достоверностью сведений, являющихся результатом государственной кадастровой оценки земельных участков, к каковым относятся расчет удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков и определение кадастровой стоимости каждого из земельных участков, расположенных на соответствующей территории.
Апелляционная инстанция соглашается с выводом суда области о том, что соблюдение административной процедуры Управлением и утверждение акта проверки Росреестром не является бесспорным доказательством заранее определенной силы, свидетельствующим о достоверности исходных данных, использованных при проведении кадастровой оценки земельного участка, и не исключает возможность их проверки в судебном порядке и необходимость подтверждения соответствующих сведений.
В соответствии с п. 5 Правил основой для государственной кадастровой оценки земель поселений является статистический анализ рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.
В соответствии с п. 2.2.1 Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе видов разрешенного использования земель, указанных в подпунктах 1.2.1 - 1.2.10 Методических указаний, осуществляется на основе определения состава факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора сведений о значениях факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов; группировки земельных участков в составе земель населенных пунктов; сбора рыночной информации о земельных участках и иных объектах недвижимости; построения статистической модели расчета кадастровой стоимости земельных участков (функциональной зависимости стоимости земельных участков от факторов стоимости) в составе земель населенных пунктов; расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
Пунктом 2.2.7 Методических указаний установлено, что если построенная статистическая модель выражает зависимость кадастровой стоимости земельного участка от значений факторов стоимости, то расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется подстановкой значений факторов стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов в статистическую модель расчета кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 3.2.5.2 Технических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, сбор рыночной информации об объектах недвижимости производится на основании сбора рыночной информации о ценах сделок, спроса и предложений купли-продажи и ипотеки на незастроенные земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночной цене на незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации об арендной плате за незастроенные земельные участки, достаточной для построения модели; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за незастроенные земельные участки осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, о рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающих в себя земельные участки; при недостаточности или отсутствии в группе информации о рыночных ценах и (или) арендной плате за земельные участки, и (или) рыночных ценах за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки, осуществляется сбор дополнительной информации, достаточной для построения модели, об арендной плате за единые объекты недвижимости, включающие в себя земельные участки.
В соответствии с названным порядком установления кадастровой стоимости, расчет кадастровой стоимости земельных участков осуществляется на основании статистического анализа рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из материалов дела, исполнителем работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов на территории Рязанской области, в том числе и земельных участков, принадлежащих Обществу с ограниченной ответственностью "Авента", являлось Общество с ограниченной ответственностью "АварКом" (государственный контракт от 11.12.2007 N 35.301007.499-о), предоставившее по итогам оценки отчет N 2118-1/2008.
При анализе указанного отчета судом области установлено, что при исполнении государственного контракта по кадастровой оценке земель оценочной организацией - Обществом "АварКом" в нарушении порядка сбора информации была собрана информация только о продаже земельных участков по цене продавца и рыночной цене единых объектов недвижимости, однако, сбор иной рыночной информации, в том числе о значениях арендной платы по земельным участкам, не имеющим застройки, в отношении сведений регистрирующих органов о договорах купли - продажи земельных участков, продажи имущества должников (организаций - банкротов), об ипотечных сделках не осуществлялся.
Состав факторов стоимости земельных участков утвержден протоколом межведомственной комиссии от 08.02.2008.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда области о том, что при расчете кадастровой стоимости ООО "АварКом" использовались не утвержденные межведомственной комиссией факторы стоимости, иные факторы стоимости, самостоятельно примененные исполнителем. С межведомственной комиссией не согласовывались примененные по отчету факторы стоимости.
Судом области также установлено, что в отчете ООО "АварКом" отсутствуют ссылки на источники информации о рынке недвижимости коммерческого назначения. В материалах дела имеются только письма трех организаций (агентства недвижимости "Приоритет", агентства недвижимости "Новоселье" Центрального агентства недвижимости о направлении в электронном виде обществу "Авар-Ком" архива данных по предложениям о продаже недвижимости.
Доказательств достаточности примененных сведений для составления статистической модели, установленных нормативными актами, Управлением Росреестра по Рязанской области и ООО "АварКом" в материалы дела не представлено.
Таким образом, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что Государственная кадастровая оценка спорного земельного участка проведена с нарушением требований Правил и Методических рекомендаций по проведению кадастровой оценки.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что права и законные интересы Общества с ограниченной ответственностью "Авента" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки спорных земельных участков.
Права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорных земельных участков его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно заключению эксперта N 1875, составленному ООО "Аудитпартнер" по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:039 по состоянию на 01.01.2010 составляет 9 838 763 руб., а рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:0049, по состоянию на указанную дату - 22 228 908 руб.
Поскольку управление рыночную стоимость земельного участка, определенную на основании указанного заключения, не оспорило, ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявило, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу рыночной стоимости земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал рыночную стоимость, определенную на основании результатов судебной экспертизы, достоверной.
Довод ответчиков о том, что рыночная стоимость земельных участков, установленная на 01.01.2010 не может быть использована в качестве кадастровой стоимости и необходимо установление рыночной стоимости на 01.01.2008 обоснованно отклонен судом области. При этом суд первой инстанции правильно указал, что кадастровая стоимость являющаяся недостоверной и не соответствующей рыночной введена с 01.01.2010, а ответчики не представили доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на 01.01.2008 и не заявляли ходатайств о проведении экспертизы для установления рыночной стоимости на 01.01.2008.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии уточненного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку уточнение иска подано обществом и обоснованно принято судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из уточненных требований общества, истцом изменен предмет первоначально предъявленного иска, тогда как фактические обстоятельства спора (основание иска) остались неизменными. Позиция заявителя жалобы, о том, что истцом заявлены требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной жалобы отклоняется как не соответствующая действительности.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает заявителю изменить предмет требований, предъявленных в арбитражный суд в порядке административного судопроизводства. Кроме того, сам по себе указанный довод не является предусмотренным процессуальным законодательством основанием для безусловной отмены законного и обоснованного решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01 декабря 2010 года.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом Учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале, филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
В связи с изложенным, суд области правильно указал, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является Управление.
При таких обстоятельствах судом области правильно удовлетворены требования к двум ответчикам, между которыми распределено бремя несения судебных расходов.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268,269,271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 25 июля 2012 года по делу N А54-5864/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Каструба |
Судьи |
Е.В. Рыжова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-5864/2010
Истец: ООО "Авента"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: ООО "АварКом", Правительство Рязанской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" Рязанской области, Эксперты ООО "Аудитпартнер" - Шпильков В. В., Беленикина Е. А.
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7653/13
21.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7653/13
04.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7653/13
19.02.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-161/13
25.10.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-4363/12
25.07.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-5864/10