г. Чита |
|
3 декабря 2012 г. |
Дело N А19-13796/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 декабря 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Басаева Д.В., судей Ткаченко Э.В., Ячменёва Г.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2012 года по делу N А19-13796/2012 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 5 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" о взыскании 44698 руб. 10 коп,
(суд первой инстанций Куклина Л.А.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен,
от ответчика: не явился, извещен,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области (ИНН 3816005640, ОГРН 1023801970653, далее - управление, Пенсионный Фонд, ПФР) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием к Федеральному казенному учреждению "Следственный изолятор N 5 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" (ОГРН 1023801970378, ИНН 3816001029, далее - учреждение, следственный изолятор) о взыскании суммы 44698 руб. 10 коп. - штрафа за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Учитывая, что первоначальные сведения были представлены в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета учреждением не устанавливалось, суд первой инстанции не усмотрел оснований для взыскания с ответчика штрафных санкций в заявленной сумме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Пенсионный фонд полагает, что вывод суда о применении ненадлежащего состава правонарушения основан на неверном толковании закона, не соответствует законодательству об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Заявитель жалобы указывает, что ответчиком нарушен порядок предоставления и заполнения форм отчетности, утвержденные Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, что повлекло невозможность принятия данной отчетности Управлением.
Согласно п.41 Инструкции корректировка индивидуальных сведений и уточнение лицевых счетов застрахованных лиц производится при наличии исходных сведений, загруженных в базу персонифицированного учета ПФР ранее. Вместе с тем, Управление не имело возможности провести корректировку индивидуальных сведений, так как представленные в пакете отчетности за 4 квартал 2011 г. исходные сведения 15.02.2012 г в базу не были загружены по причине несопоставимых нарушений.
Таким образом, при формировании отчетности плательщиком не был соблюден установленный законодательством порядок заполнения формы отчетности, в свою очередь такая отчетность не могла быть принята УПФР в г.Тулуне и Тулунском районе Иркутской области.
По мнению заявителя жалобы, Управление имело все правовые основания для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения финансовой санкции в виде штрафа. Кроме того, действия страхователя ущемляют права застрахованных лиц в области пенсионного страхования. В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" N 173-ФЗ трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Отсутствие указанных сведений по вине страхователя влечет за собой задержку в назначении пенсии, уменьшении ее размера, а в некоторых случаях может послужить основанием для отказа в назначении пенсии.
В представленном отзыве учреждение не согласилось с доводами Пенсионного фонда, изложенными в апелляционной жалобе.
Стороны при надлежащем уведомлении явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети Интернет 23.10.2012.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Статьей 65 АПК РФ также предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания того, что оспариваемые действия (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N 5 Главного Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области" зарегистрировано в качестве юридического лица, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.06.2012 N 1.
На основании ст. 6 Федерального Закона РФ от 15.12.2001г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пенсионным фондом были обнаружены факты, свидетельствующие о нарушении ответчиком срока представления индивидуальных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 4 квартал 2011 г. (установленный п. 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н срок для исправлений - (29.02.2012). Выявленное нарушение зафиксировано в акте N3 от 14.03.2012.(т. 1 л.д. 8).
По результатам рассмотрения данного акта по выявленному факту нарушения, начальником Управления вынесено решение N 3 от 05.04.2012 о привлечении ответчика к ответственности, предусмотренной ст. 17 Федерального закона РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за не представление в установленные сроки индивидуальных сведений на застрахованных лиц в органы ПФР в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей, что составило 44698 руб. 10 коп. (т. 1 л.д. 11-12).
Направленное требование N 4 от 08.06.2011 об уплате суммы штрафа в добровольном порядке ответчиком не исполнено (т. 1 л.д. 14), что послужило основанием для обращения ПФР в суд.
Рассматривая настоящее дело, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" N 167-ФЗ и ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" страхователь (работодатель) обязан представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц.
При этом, частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 N 339-ФЗ) установлено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данной статьей сведения.
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2011 год представляются в срок не позднее 15 февраля 2012 года.
В соответствии с абзацем 3 ст. 17 Федерального Закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Из содержания абзаца 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ следует, что объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
При этом по конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, т.е. считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как следует из решения N 3 от 05.04.2012, Пенсионный фонд привлек ответчика к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как следует из акта от 14.03.2012 N 3 и решения N 3 от 05.04.2012, индивидуальные сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, за 4 квартал 2011 г., при установленном сроке представления не позднее 15 февраля 2012 года, представлены ответчиком в Пенсионный фонд 02.03.2012г.
При этом судом первой инстанции установлено, что 02.03.2012 от страхователя поступили формы документов индивидуального (персонифицированного) учета, исправленные в соответствии с пунктом 34 "Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н. Представленные ранее 15.02.2012 с использованием средств телекоммуникаций индивидуальные сведения персонифицированного учета за 4 квартал 2011, не приняты Пенсионным фондом в связи с обнаружением ошибок в представленных сведениях. Страхователю направлены сообщения о непринятии отчетности с приложением протоколов ошибок.
При таких установленных обстоятельствах непринятие Управлением сведений, первоначально представленных страхователем в установленный Законом N 27-ФЗ срок -15.02.2012, не может являться основанием для привлечения ответчика к ответственности за несвоевременное представленные сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом суд первой инстанции правильно исходил из того, что представление ответчиком исправленных индивидуальных сведений во исполнение требования Управления позже установленного двухнедельного срока (до 29.02.2012), не образует состава правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Федеральный закон РФ от 01.04.1996 N 27-ФЗ возлагает на страхователя обязанность представить сведения индивидуального (персонифицированного) учета. При этом закон не дает органу Пенсионного фонда возможности отказать в принятии указанных сведений. В случае, если эти сведения содержат недостоверные сведения, либо ошибки, которые не свидетельствуют о недостоверности сведений, к страхователю могут быть применены соответствующие предусмотренные законом правовые последствия, в числе которых не числятся отказ в принятии сведений либо принятие решение о том, что сведения являются непредставленными.
Представление недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения. Однако, ответчик, согласно решению УПФР, к ответственности за такое нарушение не привлекался.
За представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, законом ответственность не предусмотрена. В таком случае ошибки подлежат исправлению в установленном порядке.
Согласно пункту 34 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах", утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 N 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 данной Инструкции установлено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Как правильно отметил суд первой инстанции, абзац третий статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Следовательно, ответчик исполнил свою обязанность, представив 15.02.2012 в Пенсионный фонд сведения о застрахованных лицах за 2011 год.
При таких установленных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Управление не имело правовых оснований для привлечения ответчика к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ, и назначения санкции в виде штрафа.
Учитывая, что первоначальные сведения были представлены в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета учреждением не устанавливалось, суд первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования доказательств, правильного применения норм материального и процессуального права пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных Пенсионным требований о взыскании штрафной санкции.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права и свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Иные доводы Фонда, в том числе о том, что отсутствие указанных сведений по вине страхователя влечет за собой задержку в назначении пенсии, уменьшении ее размера, а в некоторых случаях может послужить основанием для отказа в назначении пенсии, не имеют правового значения для настоящего дела, а потому признаются несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 сентября 2012 года по делу N А19-13796/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-13796/2012
Истец: Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Тулуне и Тулунском районе Иркутской области
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Следственный изолятор N5 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Иркутской области"
Хронология рассмотрения дела:
01.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7986/13
07.06.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7986/13
06.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-201/13
03.12.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4969/12
10.09.2012 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-13796/12