Тула |
|
11 декабря 2012 г. |
Дело N А54-6205/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.12.2012.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Каструбы М.В., Тучковой О.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Некрасовой С.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.10.2012 по делу N А54-6205/2011 (судья Шуман И.В.), принятое по иску индивидуального предпринимателя Сазонова Бориса Анатольевича (г. Михайлов Рязанской области, ОГРН 307621914300026) к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (г. Рязань, ОГРН 1046209031384, ИНН 6234010728), Федеральному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: правительство Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "АварКом", о понуждении изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков на их рыночную стоимость и внести соответствующие изменения, в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени судебного заседания, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Сазонов Борис Анатольевич (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Рязанской области с иском к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области (далее - управление), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, обществу с ограниченной ответственностью "АварКом" (далее - ООО "АварКом"):
- о признании недостоверным результата кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером 62:29:0100004:22 стоимостью 4 401 164 руб. 29 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 5525 руб. 63 коп. за 1 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0100004:103 стоимостью 7 703 565 руб. 48 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0100004:102 стоимостью 25 738 907 руб. 17 коп. с удельным показателем кадастровой стоимости в размере 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. м;
- признании незаконными действий управления по формированию в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости указанных земельных участков и понуждении управления исключить эти сведения из государственного кадастра недвижимости.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Рязанской области (далее - правительство).
Определением от 19.01.2012 суд произвел замену ненадлежащих ответчиков - Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ООО "АварКом" на надлежащего - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Определением от 16.02.2012 суд заменил ответчика - федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области на его правопреемника - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - учреждение).
До рассмотрения спора по существу истец неоднократно уточнял заявленные требования, в конечном итоге просил суд:
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22, площадью 796, 5 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 29 (Октябрьский округ), равной рыночной стоимости в размере 1 106 009 руб.;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:103, площадью 1404 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 29 (Октябрьский округ), равной рыночной стоимости в размере 1 994 674 руб.;
- установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:102, площадью 4691 кв. м, расположенного по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 29 (Октябрьский округ), равной рыночной стоимости в размере 6 031 181 руб.
- обязать учреждение внести в государственный кадастр недвижимости соответствующие изменения.
Решением Арбитражного суда Рязанской от 02.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Судебный акт мотивирован тем, что кадастровая стоимость спорных земельных участков, определенная по результатам оценки по состоянию на 01.01.2008, превышает рыночную стоимость этих участков.
Не согласившись с принятым решением, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В жалобе заявитель указывает на неправомерное принятие судом первой инстанции заявления предпринимателя об уточнении иска, ссылаясь на то, что названным уточнением истец в нарушение требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации одновременно изменил и предмет, и основание иска. По мнению ответчика, установление кадастровой стоимости не входит в компетенцию управления. По мнению подателя жалобы, он является ненадлежащим ответчиком по делу. Управление полагает, что суд первой инстанции необоснованно принял в качестве доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков результаты оценки, проведенной по состоянию на 16.05.2011, тогда как их кадастровая стоимость определена по состоянию на 01.01.2008.
В отзыве на апелляционную жалобу правительство поддержало позицию управления.
В судебное заседание участвующие в деле лица, надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, не явились, в связи с чем суд рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и возражения, изложенные в отзыве, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, предприниматель является собственником земельных участков с кадастровым номером 62:29:0100004:22 площадью 796, 5 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0100004:103, площадью 1404 кв. м, с кадастровым номером 62:29:0100004:102, площадью 4691 кв. м, расположенных по адресу: Рязанская область, г. Рязань, Куйбышевское шоссе, д. 29 (Октябрьский округ).
В соответствии с результатами государственной оценки земель по состоянию на 01.01.2008 (отчет ООО "Аварком" N 2118-1/2008) для земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22 установлена кадастровая стоимость в сумме 4 401 164 руб. 29 коп., для земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:103 - в сумме 7 703 565 руб. 48 коп., с кадастровым номером 62:29:0100004:102 - 25 738 907 руб. 17 коп.
Кадастровая стоимость земельных участков утверждена постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области".
Не согласившись с определением кадастровой стоимости, предприниматель обратился к независимому оценщику для получения заключения о рыночной стоимости спорных земельных участков.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Центр профессиональной оценки" (отчеты N 09-11/558з, N 09-11/559з, N 09-11/560з) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22 по состоянию на 19.09.2011 составила 925 000 руб., с кадастровым номером 62:29:0100004:103 - в сумме 1 631 000 руб., с кадастровым номером 62:29:0100004:102 - 5 449 000 руб.
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельного участка над его рыночной стоимостью, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна равняться его рыночной стоимости. С учетом того, что ответчики не оспорили рыночную стоимость, определенную на основании результатов проведенной по делу судебной экспертизы, суд области принял ее в качестве кадастровой стоимости земельного участка.
Судебная коллегия согласна с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В силу пункта 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции были возложены на Федеральную службу государственной регистрации кадастра и картографии.
Во исполнение пункта 11 Правил приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 утверждены "Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов" (далее - Методические указания), позволяющие определить кадастровую стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов в разрезе отдельных видов разрешенного использования.
В силу положений пункта 2.2 Методических указаний при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Согласно пункту 1.3 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Арбитражным судом установлено, что удельный показатель оценки земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22 по состоянию на 01.01.2008 определен в размере 5525 руб. 63 коп. за 1 кв. м, земельных участков с кадастровыми номерами 62:29:0100004:103 и 62:29:0100004:102 - в размере 5486 руб. 87 коп. за 1 кв. м.
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22 составила 4 401 164 руб. 29 коп., с кадастровым номером 62:29:0100004:103 - 7 703 565 руб. 48 коп., с кадастровым номером 62:29:0100004:102 - 25 738 907 руб. 17 коп.
Согласно правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Исходя из пункта 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Заявленные истцом требования, по существу, имеют своим предметом установление соответствия между кадастровой и рыночной стоимостями земельного участка и внесение соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета.
Согласно заключению эксперта от 22.05.2012 N 136/12, составленному ООО "РОНЭКС" по результатам проведенной по делу судебной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:29:0100004:22 по состоянию на 16.05.2012 составила 1 106 009 руб., с кадастровым номером 62:29:0100004:103 - 1 994 674 руб., с кадастровым номером 62:29:0100004:102 - 6 031 181 руб.
Поскольку управление рыночную стоимость земельных участков, определенную на основании указанного заключения, не оспорило, ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы не заявило, судебная коллегия приходит к выводу о том, что между сторонами отсутствует спор по поводу рыночной стоимости земельных участков.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал рыночную стоимость, определенную на основании результатов судебной экспертизы, достоверной.
При этом суд области, с учетом отсутствия между сторонами спора относительно рыночной стоимости спорных земельных участков, пришел к правомерному выводу о том, что определение рыночной стоимости этих участков по состоянию на 16.05.2012 не противоречит действующему законодательству.
Довод ответчика о нарушении судом первой инстанции требований статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии уточненного искового заявления судебной коллегией отклоняется, поскольку уточнение иска подано обществом и обоснованно принято судом области в соответствии с правовой позицией, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, согласно которой заявленные требования подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
Как следует из уточненных требований предпринимателя, истцом изменен предмет первоначально предъявленного иска, тогда как фактические обстоятельства спора (основание иска) остались неизменными. Позиция заявителя жалобы о том, что истцом заявлены требования в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной жалобы отклоняется как не соответствующая действительности.
Действующее арбитражное процессуальное законодательство не запрещает заявителю изменить предмет требований, предъявленных в арбитражный суд в порядке административного судопроизводства. Кроме того, сам по себе указанный довод не является предусмотренным процессуальным законодательством основанием для безусловной отмены законного и обоснованного решения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Согласно Федеральному закону от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган кадастрового учета обязан вносить изменения сведений в государственный кадастр недвижимости, в том числе и о кадастровой стоимости земельного участка, при наличии соответствующего решения суда.
В соответствии с п. 2 Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Из материалов дела следует, что 25.01.2012 в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о реорганизации ФБУ "Кадастровая палата" по Рязанской области в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (ФГБУ "ФКП Росреестра"). Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного приказом учреждения от 25.10.2011 N 128.
Согласно пункту 2.2.1 положения о филиале филиал осуществляет ведение государственного кадастра недвижимости.
В связи с изложенным суд области правильно указал, что учреждение является только исполнителем по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости, на которого судом возлагается обязанность внести рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
Довод ответчика о том, что рыночная стоимость земельных участков установлена на 16.05.2012, в то время как кадастровая оценка установлена на 01.01.2008, не влияет на правильность принятого решение. Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, новая кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых законных и обоснованных судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 02.10.2012 по делу N А54-6205/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-6205/2011
Истец: индивидуальный предприниматель Сазонов Борис Анатольевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: Правительство Рязанской области, общество с ограниченной ответственностью "АварКом", Михайловский районный суд Рязанской области, ООО "РОНЭКС", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации, филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Рязанской области
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-683/13
11.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5780/12
14.11.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-5780/12
02.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-6205/11