г. Самара |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А55-22144/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 ноября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 ноября 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Захаровой Е.И.,
при ведении протокола судебного заседания Ивановой А.И., с участием:
от министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области - представителя Черных А.А. (доверенность от 16 декабря 2011 года),
от ГИБДД МО МВД России "Богатовский" - представитель не явился, извещено,
от третьего лица: государственного казенного предприятия Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 14 ноября 2012 года апелляционную жалобу министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-22144/2012 (судья Мешкова О.В.), принятое по заявлению министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (ИНН 6315800523, ОГРН 1036300468456), г.Самара, к ГИБДД МО МВД России "Богатовский", Самарская область, Богатовский район, с.Богатое, третье лицо: государственное казенное предприятие Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (ИНН 6315800650, ОГРН 1036300468710), г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 30 мая 2012 года 63 АА 096114 по делу об административном правонарушении по ст.12.34 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ГИБДД МО МВД России "Богатовский" (далее - административный орган) от 30 мая 2012 года 63 АА 096114 по делу об административном правонарушении по ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное предприятие Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области" (далее - ГКП Самарской области "АСАДО").
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года в удовлетворении заявленных требований министерства отказано в связи с наличием в действиях заявителя вменяемого состава административного правонарушения, соблюдением процедуры привлечения к административной ответственности.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на недоказанность наличия в его действиях состава административного правонарушения, поскольку при установлении факта нарушения не были использованы специальные технические средства, позволяющие установить наличие колейности на автомобильной дороге, а именно: установить событие административного правонарушения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя административного органа и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление министерства удовлетворить.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, инспектором ДПС ОГИБДД МО МВД РФ "Богатовский" в ходе проверки по факту ДТП, произошедшего 30 марта 2012 года в 12 час 30 мин и повлекшего ранение несовершеннолетнего, на участке автодороги "Кинель-Богатое" Борское км 65+450 выявлен недостаток в содержании УДС, сопутствующий совершению ДТП. По данному факту инспектором 30 марта 2012 года в 16 час 30 мин в присутствии двух свидетелей составлен акт N 34 выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения. В акте отражено, что на участке автомобильной дороги Кинель-Богатое-Борское 65 км + 450 м, выявлены дефекты асфальто-бетонного покрытия - колейность 6 см.
Государственный инспектор дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России "Богатовский", рассмотрев материалы проверки КУСП - 323 по факту ДТП, имевшего место 30 марта 2012 года на указанном участке автодороги, вынес определение от 31 марта 2012 года о возбуждении в отношении министерства дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ, и проведении административного расследования. Определение было получено министерством 26 апреля 2012 года, что подтверждается почтовым уведомлением.
Определением от 29 апреля 2012 года срок административного расследования был продлен до 29 мая 2012 года. 21 мая 2012 года (согласно входящему штампу) по указанному факту нарушения министерству вручено извещение о необходимости явиться 25 мая 2012 года для составления протокола об административном правонарушении.
В отношении министерства 25 мая 2012 года государственнинспектором ДН ОГИБДД МО МВД России "Богатовский" был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 КоАП РФ. Согласно пояснениям представителя министерства он не согласился с протоколом, указав на последующее представление возражений. Копия указанного протокола получена представителем заявителя нарочно. Министерству 21 мая 2012 года нарочно вручено извещение о необходимости явки представителя 30 мая 2012 года к 15 час 00 мин для рассмотрения дела об административном правонарушении.
Постановлением от 30 мая 2012 года серии 63 АА N 096114 государственного инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России "Богатовский" ст. лейтенантом полиции Зайцевым Н.В. министерство привлечено к административной ответственности предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Министерство в обоснование заявленных требований ссылается на то, что из содержания определения не представляется возможным установить, на каком именно километре автодороги было совершено ДТП и являлась ли колейность сопутствующим элементом; из данного определения следует, что оно вынесено по истечении одного года с момента совершения ДТП, следовательно, вынесено с нарушением установленного срока, предусмотренного ч.2 ст.28.7 КоАП РФ; протокол об административном правонарушении, как и акт проверки, не содержат указания на технические средства, которыми производились измерения; ГИБДД МО МВД России "Богатовский" не доказано наличие колейности на а/д Кинель-Богатое-Борское км 65+450. Также не доказана причинно-следственная связь между образованием колейности и обязанностью министерства по содержанию автомобильной дороги.
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. Однако, по мнению заявителя, в соответствии с Положением о министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N89 министерство не является лицом, осуществляющим содержание автомобильных дорог, на министерство возлагается обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Самарской области и осуществление дорожной деятельности в Самарской области, а также государственное управление указанными автомобильными дорогами; ответственным за содержание спорного участка автомобильной дороги является ГКП СО "АСАДО", с которым министерством в целях надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Самарской области 30 апреля 2010 года был заключен государственный контракт N 4/1 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области со сроком действия до 31 декабря 2012 года.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ нарушение правил проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений в безопасном для дорожного движения состоянии либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно п.1 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статьей 12 Федерального закона N 196-ФЗ установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
На основании пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно п.2.6 "Классификации работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования", утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 03 января 2002 года N ИС-5-р, содержанием автодороги является выполнение в течение всего года (с учетом сезона) на всем протяжении дороги комплекса работ по уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода по профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по организации и обеспечению безопасности движения, а также по зимнему содержанию и озеленению дороги. Задача содержания состоит в обеспечении сохранности автодороги и дорожных сооружений и поддержании их состояния в соответствии с требованиями, допустимыми по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года.
Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов установлены разделом 3 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (утвержденного постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года N 221). Согласно п.3.1.1 данного ГОСТ Р покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Пунктом 3.1.2 ГОСТа предусмотрено, что предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно пункту 4.1.5 Методических рекомендаций по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, принятых и введенных в действие письмом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от 17 марта 2004 года N ОС-28/1270-ис, колейность - искажение поперечного профиля покрытия. Она возникает из-за появления остаточных деформаций в рабочем слое земляного полотна, несвязных слоях основания и самом покрытии. Под воздействием движения остаточные деформации суммируются, что сопровождается ростом глубины колеи и высоты выпора покрытия по краям колеи.
Факт нарушений в содержании дороги материалами дела подтвержден.
Ссылка министерства на неиспользование административным органом измерительных приборов необоснованна, поскольку не подтверждена доказательствами. Доводы административного органа о наличии колейности подтверждаются не только актом выявленных недостатков в содержании дорог, но и перепиской с третьим лицом, которое признало наличие данных дефектов в дорожном покрытии на указанном участке автодороги.
Частями 1 и 2 статьи 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с приказом МВД РФ от 08 июня 1999 года N 410 "О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в случае выявления недостатков в содержании дорог составляется акт установленной формы.
Событие административного правонарушения зафиксировано актом от 30 марта 2012 года, протоколом об административном правонарушении N 63 АА 137091 от 25 мая 2012 года. Данные доказательства обоснованно приняты судом первой инстанции в подтверждение наличия в действиях заявителя вменяемого состава правонарушения.
Доводы заявителя о том, что акт проверки не содержит указания на технические средства, которыми производились измерения, ГИБДД МО МВД России "Богатовский" не доказано наличие колейности на а/д Кинель-Богатое-Борское км 65+450, необоснованны, поскольку акт выявленных недостатков от 30 марта 2012 года был составлен с участием свидетелей, подтвердивших своими подписями те факты, которые были установлены данным актом, а именно: дефекты асфальто-бетонного покрытия - колейность 6 см на участке автомобильной дороги Кинель-Богатое - Борское 65 км+450-м.
Непривлечение к осмотру места происшествия места ДТП министерства не влечет ничтожности составленного по его результатам документа и не свидетельствует о недостоверности изложенных в этом документе сведений. Правонарушение было непосредственно обнаружено сотрудником ГИБДД в присутствии свидетелей, что является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении.
Таким образом, наличие события административного правонарушения установлено непосредственно административным органом, что подтверждено материалами дела.
Указанные заявителем отдельные недочеты при составлении определения о возбуждении административного расследования от 31 марта 2012 года, выразившиеся в неточном указании даты и места совершения ДТП, а соответственно и административного правонарушения, не свидетельствуют о неправильном определении и отражении даты и места совершения правонарушения министерством в акте о выявленных недостатках и в протоколе об административном правонарушении. Несмотря на имеющие неточности в указанном выше определении о проведении административном расследовании в нем также правильно отражены дата ДТП в вводной части и место нарушения - в мотивировочной.
Правонарушение выявлено административным органом 30 марта 2012 года, когда было совершено ДТП на участке автодороги Кинель-Богатое - Борское 65 км+450-м.
Таким образом, наличие события административного правонарушения правомерно установлено административным органом и подтверждено материалами дела.
Довод заявителя о том, что он не является надлежащим субъектом вменённого административного правонарушения, поскольку обязательства по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области в период с 01 мая 2010 года по 31 декабря 2012 года в соответствии с заключенным государственным контрактом N 4/1 от 30 апреля 2012 года приняло на себя ГКП Самарской области "АСАДО", то и ответственность за выявленные нарушения должно нести указанное лицо, несостоятелен.
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона N 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Установлено, что на министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области возложены функции государственного заказчика по ремонту, строительству, реконструкции и содержанию автомобильных дорог общего пользования, сооружений на них. Так, в соответствии с Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 года N 89, министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства Самарской области и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения Самарской области. В ведении министерства находится государственное управление автомобильными дорогами регионального или межмуниципального значения в Самарской области (п.2.1 Положения).
В рамках закрепленных предметов ведения министерство осуществляет следующие полномочия (подпункты 2, 4, 6, 12, 25, 25, 33 п. 2.2 Положения): финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения министерства; осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями; заключает в пределах своей компетенции договоры (государственные контракты) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) для областных государственных нужд, осуществляет иные полномочия государственного заказчика, предусмотренные действующим законодательством; осуществляет региональный государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области; анализирует состояние безопасности дорожного движения, разрабатывает и реализует меры по повышению безопасности движения за счет улучшения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, а также по обустройству их объектами дорожного сервиса; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Самарской области, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ.
Постановлением Правительства Самарской области от 25 марта 2009 года N 179 была утверждена областная целевая программа "Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области до 2025 года" Управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик Программы - министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области, управление дорожным хозяйством в Самарской области осуществляет министерство как орган, уполномоченный в соответствующей сфере. При этом система управления качеством дорожных работ предусматривает: повышение контроля качества со стороны организаций, осуществляющих инспекционные проверки качества выполняемых работ и надзорные функции за деятельностью организаций по реализации дорожных проектов; проведение планового и специального выборочного лабораторного и инструментального контроля качества дорожных работ, выполняемых в отрасли. Плановый выборочный контроль качества дорожных работ выполняется в соответствии с ежегодными планами проверок.
Программные мероприятия по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области направлены на поддержание технического состояния автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области в соответствии с эксплуатационными требованиями и требованиями по безопасности дорожного движения в рамках приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года N 160 "Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них".
Постановлением Правительства Самарской области от 03 февраля 2012 года N 41 был утвержден "Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Самарской области", контроль за выполнением которого возложен на министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области.
Наличие заключенного с третьим лицом контракта на выполнение работ по содержание автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области не свидетельствует о том, что министерство не является субъектом ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
В соответствии с пунктами 4.1.2 государственного контракта, заключенного между министерством и ГКП Самарской области "АСАДО" на период с 01 мая 2010 года по 31 декабря 2012 года, заказчик - министерство обязан совместно с подрядчиком осуществлять контроль за ходом выполнения работ и ежемесячно вести приемку выполненных работ. Работы, выполненные не в соответствии с условиями контракта, не принимаются и не оплачиваются до полного устранения подрядчиком недостатков; в случае несоответствия порядка работ, сроков производства работ, применяемой техники и материально-технических ресурсов требованиям настоящего контракта, ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", отраслевому дорожному методическому документу "Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования" и "Руководство по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах" министерство как заказчик имеет право вносить в журнал производства работ обязательные для исполнения подрядчиком предписания.
Заявитель не представил доказательств принятия им мер, направленных на реализацию вышеперечисленных обязанностей и полномочий министерства, в отношении участка автодороги, указанного в оспариваемом постановлении, что говорит о ненадлежащем исполнении заявителем возложенных на него обязанностей по организации ремонта автодороги и по контролю за исполнением со стороны ГКП Самарской области "АСАДО" работ по содержанию автодороги в состоянии, соответствующим вышеизложенным требованиям раздела 3 ГОСТ Р 50597-93.
Кроме того, в соответствии с государственным контрактом N 4/1 от 30 апреля 2010 года, заключенным между министерством транспорта и автомобильных дорог Самарской области (заказчик) и ГКП Самарской области "АСАДО" (подрядчик), подрядчик взял на себя обязательства на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области в соответствии с Перечнем автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 09 августа 2006 года N106.
В соответствии с набором видов работ по содержанию автомобильных дорог (приложение N 7 к государственному контракту N 4/1 от 30 апреля 2010 года) ГКП Самарской области "АСАДО" осуществляет "ликвидацию колейности дорожной одежды до 30 мм".
В соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них, утвержденной приказом Министерства транспорта РФ от 12 ноября 2007 года N 160 (раздел N 2 п. 9 подп. 2 абзац "а") при капитальном ремонте проводятся работы (по дорожным одеждам) по ликвидации колей глубиной более 45 мм с заменой верхних слоев дорожной одежды методами фрезерования или регенерации на ширину полос наката или на всю ширину покрытия с укладкой одного или нескольких слоев асфальтобетона.
Актом выявленных недостатков в содержании дорог инспектором ДПС Моргуновым Н.В. указано о том, что на а/д Кинель-Богатое-Борское км 65+450 был установлен дефект - колейность 6 см, устранение которой не входит в обязанности ГКП Самарской области "АСАДО" с учетом условий государственного контракта N 4/1 от 30 апреля 2010 года, поскольку не несет обязанности по устранению колейности дорог свыше 30 мм и также не обязано осуществлять капитальный ремонт вышеуказанной дороги.
Таким образом, представленными доказательствами подтверждено совершение министерством правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП РФ, вина заявителя усматривается в ненадлежащем выполнении возложенных на него обязанностей по обеспечению и контролю содержания дорог в безопасном для дорожного движения состоянии и непринятии мер по своевременному устранению помех в дорожном движении.
Оснований для применения судом положений ст.2.9 КоАП РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел.
Согласно ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В пункте 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 апреля 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В п.18 вышеуказанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В материалах дела отсутствуют доказательства исключительного характера допущенного заявителем административного правонарушения.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в сфере обеспечения безопасности дорожного движения совершенного заявителем правонарушения заключается в создании аварийно опасных ситуаций на дороге, что может привести к причинению вреда жизни и здоровью граждан, а также их имуществу.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии оснований для признания совершенного заявителем правонарушения малозначительным.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В данном случае административным органом с учетом конкретных обстоятельств за совершенное правонарушение министерству назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ст. 12.34 КоАП РФ.
Исходя из того, что факт совершения министерством административного правонарушения и его вина подтверждены материалами дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что административный орган обоснованно привлек министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области к административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Оспариваемое постановление вынесено административным органом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Исходя из изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования заявителя.
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности наличия в действиях министерства вменяемого состава административного правонарушения необоснованны, опровергаются материалами дела. Административным органом представлено достаточно доказательств, подтверждающих событие правонарушения и вину министерства в его совершении. Министерством не доказано отсутствие на вышеуказанном участке автодороги дефектов, выявленных административным органом и зафиксированных документально в присутствии свидетелей.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают выводов суда первой инстанции и не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда по основаниям, предусмотренным статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 05 октября 2012 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу министерства - без удовлетворения.
Исходя из положений ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 октября 2012 года по делу N А55-22144/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-22144/2012
Истец: Министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: ГИБДД МО МВД России "Богатовский
Третье лицо: Государственное казенное предприятие Самарской области "Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области"
Хронология рассмотрения дела:
11.01.2013 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11605/12
11.01.2013 Определение Арбитражного суда Самарской области N А55-22144/12
15.11.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14030/12
05.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-22144/12