Тула |
|
28 декабря 2012 г. |
Дело N А54-4590/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2012.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.12.2012.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Капустиной Л.А., Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., при участии от истца - Енгалычевой Т.Н. (доверенность от 01.08.2012 N 16 юр), в отсутствие представителей ответчиков и третьего лица, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2012 по делу N А54-4590/2011 (судья Шуман И.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Кондитерская фабрика "Верность качеству" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области с заявлением о признании недостоверным, как несоответствующим требованиям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", результата кадастровой оценки земельных участков с кадастровым номером 62:26:001 06 02:0071 с кадастровой стоимостью 32 417 411 руб. 52 коп. и с кадастровым номером 62:26:001 06 02:111 с кадастровой стоимостью 1 245 067 руб. 98 коп. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 1 267 руб. 89 коп. за 1 кв. м; о признании незаконными, как не соответствующими требованиям Земельного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", действий Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Рязанской области, заключающихся в формировании в государственном кадастре недвижимости недостоверных сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 62:26:001 06 02:0071 с кадастровой стоимостью 32 417 411 руб. 52 коп. и с кадастровым номером 62:26:001 06 02:111 с кадастровой стоимостью 1 245 067 руб. 98 коп. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 1 267 руб. 89 коп. за 1 кв. м; о понуждении Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Российской Федерации по Рязанской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Верность качеству", в связи с чем исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 62:26:001 06 02:0071 с кадастровой стоимостью 32 417 411 руб. 52 коп. и с кадастровым номером 62:26:001 06 02:111 с кадастровой стоимостью 1 245 067 руб. 98 коп. с удельными показателями кадастровой стоимости в размере 1 267 руб. 89 коп. за 1 кв. м.
Определением от 22.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области.
Протокольным определением в судебном заседании 30.07.2012 по ходатайству представителей Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области судом привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общество с ограниченной ответственностью "АварКом".
Представитель истца в судебном заседании 27.08.2012, руководствуясь результатами проведенной экспертизы по делу, уточнил заявленные требования и просил суд изменить внесенную в государственный кадастр недвижимости стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 62:26:0010602:0071 и 62:26:0010602:111 на их рыночную стоимость 6 437 000 руб. и 247 000 руб. соответственно; обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 62:26:0010602:0071 и 62:26:0010602:111 равную 6 437 000 руб. и 247 000 руб. соответственно, в качестве новой кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2012 исковые требования удовлетворены.
Управление Росреестра по Рязанской области обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Считает, что заявленные требования выходят за рамки полномочий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, так как оно не является органом кадастрового учета и не обладает полномочиями по ведению Государственного кадастра недвижимости и, соответственно, является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Полагает, что Управление Росреестра по Рязанской области как государственный орган освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому суд неправомерно возложил на него расходы по ее уплате.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, ООО Кондитерская фабрика "Верность качеству" является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 62:26:0010602:0071 (площадью 25 568 кв. м) и 62:26:0010602:111 (площадью 982 кв. м), расположенные по адресу: Рязанская область, г. Касимов, ул. Советская, д. 199.
Постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Рязанской области" (т. 1, л. д. 150) по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Рязанской области по состоянию на 01.01.2008 согласно отчету ООО "АварКом" N 2118-1/2008 (т. 2, л. д. 1) установлена кадастровая стоимость для земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:0071 в сумме 324 174 114 руб. 52 коп., для земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:111 - 1 245 067 руб. 98 коп.
В целях определения достоверности утвержденной кадастровой стоимости земельных участков общество обратилось к независимой оценочной организации для получения заключения о рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчету N 11/84 независимого оценщика - индивидуального предпринимателя (эксперта- оценщика) Щипатова А.А. рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:0071 по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 388 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:111 - 169 000 руб. (т. 2, л. д. 29).
Ссылаясь на значительное превышение кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости, что существенно затрагивает интересы истца, поскольку влечет за собой значительное увеличение земельного налога, ООО Кондитерская фабрика "Верность качеству" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с исковым заявлением.
Удовлетворяя уточненные требования истца, суд первой инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно Федеральному стандарту оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденному приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила).
В соответствии с данными Правилами государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Пунктами 1 и 10 Правил предусмотрено, что организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно пункту 2.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания), при расчете кадастровой стоимости земельного участка в составе вида разрешенного использования учитываются факторы стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов и информация о рынке земельных участков.
Пунктом 1.3 Методических указаний установлено, что кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 01 января года путем проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, результаты государственной кадастровой оценки земельного участка, принадлежащего ООО Кондитерская фабрика "Верность качеству", проведенной ООО "АварКом", утверждены постановлением Правительства Рязанской области от 25.11.2009 N 324.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
В силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которой в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции, допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 5 Правил государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
Согласно пункту 10 Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 N 255 (в редакции, действовавшей в спорный период), при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Таким образом, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В качестве доказательства действительной рыночной стоимости спорного земельного участка истцом представлен отчет оценщика - индивидуального предпринимателя (эксперта- оценщика) Щипатова А.А., согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:0071 по состоянию на 01.01.2010 составляет 4 388 000 руб., земельного участка с кадастровым номером 62:26:0010602:111 - 169 000 руб. (т. 2, л. д. 29). Ответчики представленный истцом отчет независимого оценщика не оспорили, не представили доказательств, свидетельствующих об иной величине рыночной стоимости спорного земельного участка.
Оценка, проведенная экспертом-оценщиком Щипатовым А.А. и отчет N 11/84, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Вместе с тем в соответствии со статьями 41, 82 АПК РФ по ходатайству истца судом назначена по делу судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 06 02:0071, расположенного по адресу: г. Касимов, ул. Советская, д. 199 и земельного участка с кадастровым номером 62:26:001 06 02:111, расположенного по адресу: г. Касимов, ул. Советская, д. 199.
Согласно заключению эксперта общества с ограниченной ответственностью "Оценка" от 29.05.2012 N 1876/6 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым 62:26:0010602:0071 составляет 6 437 000 руб., а участка с кадастровым номером 62:26:0010602:111 - 247 000 руб. (т. 3, л. д. 109).
Заключение эксперта общества с ограниченной ответственностью "Оценка" от 29.05.2012 N 1876/6 обоснованно принято судом в качестве доказательства рыночной стоимости спорных земельных участков с кадастровыми номерами 62:26:001 06 02:0071 и 62:26:001 06 02:111.
Учитывая недоказанность достоверности результата кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков, суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что права и законные интересы ООО Кондитерская фабрика "Верность качеству" нарушены результатом проведенной государственной кадастровой оценки земельных участков и заявленные обществом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельных участков на их рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа.
Следовательно, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему, в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, судебной коллегией не принимается, поскольку согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11, требование об установлении кадастровой стоимости участка предъявляется к органу кадастрового учета, осуществляющему и функции по государственной кадастровой оценке.
В части 1 статьи Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии осуществляет свои полномочия в установленной сфере деятельности, в том числе осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственный кадастровый учет недвижимого имущества, ведение государственного кадастра недвижимости, а также организует проведение государственной кадастровой оценки.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2009 N 409-р к ведению Росреестра отнесены организации, ранее находившиеся в ведении Роснедвижимости, включая федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы Росреестра от 11.03.2010 N П/93 федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации, подведомственные Росреестру, поэтапно наделяются полномочиями органа кадастрового учета.
Согласно пункту 2 названного приказа и плану-графику к нему Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Рязанской области наделено полномочиями органа кадастрового учета с 01.12.2010.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Рязанской области реорганизовано в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии".
Учитывая приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что учреждение является организацией, подведомственной управлению, осуществляющей лишь функции по внесению сведений о кадастровой стоимости земельного участка в кадастр объектов недвижимости.
Таким образом, надлежащим ответчиком по делу является управление.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод жалобы о том, что ответчик, как государственный орган, освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому суд неправомерно возложил на него расходы по ее уплате, на основании следующего.
Действительно, согласно статье 333. 37 пункту 1 подпункту 1.1 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Однако в данном случае с ответчиков судом взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины как со сторон по делу в порядке статьи 110 АПК РФ.
Взыскивая с ответчика в пользу истца судебные расходы (расходы по уплате государственной пошлины), суд правомерно исходил из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет освобождение этих органов от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика возложена обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм виде судебных расходов.
На основании изложенного и приведенных норм права суд первой инстанции обоснованно удовлетворил уточненные требования ООО Кондитерская фабрика "Верность качеству", предъявленные к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции и не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, в связи с этим не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного судебного акта.
При таких обстоятельствах основания для отмены или изменения решения суда отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Рязанской области от 30.10.2012 по делу N А54-4590/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Г. Тучкова |
Судьи |
Л.А. Капустина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А54-4590/2011
Истец: общество с ограниченной ответственностью "Верность качеству"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области, филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Рязанской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
Третье лицо: ООО "Аварком", ООО "Оценка" Тимакову М.Н.
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2013 Определение Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-753/13
28.12.2012 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6288/12
07.12.2012 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6288/12
30.10.2012 Решение Арбитражного суда Рязанской области N А54-4590/11