г. Москва |
|
29 декабря 2012 г. |
Дело N А40-112177/10-84-668 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2012 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 декабря 2012 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Н.И. Левченко,
судей В.Р. Валиева, М.Е. Верстовой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.Е. Чернышевой,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А40-112177/10-84-668,
по иску ООО "Богородское-1"
к Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы,
ООО "Дориан",
ООО "Спецстрой-Монолит",
ООО "ПИРИТ"
о признании недействительными торгов
при участии в судебном заседании:
от истца: О.Ю. Евстигнеев (по доверенности от 01.11.2010)
от Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы:
А.Н. Мясоедов (по доверенности от 23.02.2011)
В судебное заседание не явились представители:
ООО "Дориан", ООО "Спецстрой-Монолит", ООО "ПИРИТ" - извещены.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Богородское-1" (далее - ООО "Богородское-1", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, ООО "Дориан", ООО "Спецстрой-Монолит", ООО "ПИРИТ" о признании недействительными торгов реестровый номер 21-0065227-07 от 05.12.2007 в форме открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Снос самовольно возведенных объектов по адресу: Краснобогатырская ул., д. 72, стр. 1, 4, 13, 17, 18, 19, оформленных протоколом N 21-0065227-07 от 05.12.2007; о признании недействительным государственного контракта N 65227 от 19.12.2007 на выполнение подрядных строительных работ для государственных нужд.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 28.05.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение от 28.05.2012 отменить исковые требования удовлетворить, ссылаясь в числе иных доводов на рассмотрение дела и вынесение решения незаконным составом суда.
Определением от 30.11.2012 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела N А40-112177/10-84-668 по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
В соответствии с разъяснениями пункта 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российский Федерации N 70 от 10.11.2011 "О некоторых вопросах, связанных с участием арбитражных заседателей в осуществлении правосудия" в случае если после привлечения арбитражного заседателя обнаружилась невозможность его участия в рассмотрении данного дела по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 18 АПК РФ (отвод, самоотвод, длительное отсутствие ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе, нахождения в служебной командировке), частью 4 статьи 18 Кодекса (досрочное прекращение или приостановление полномочий арбитражного заседателя), председательствующий выносит определение о замене арбитражного заседателя (арбитражных заседателей). При этом кандидатуры арбитражных заседателей определяются из списка арбитражных заседателей, утвержденного в установленном федеральным законом порядке, с учетом их специализации, путем случайной выборки с использованием автоматизированной информационной системы или иным способом, применяемым в арбитражном суде для формирования состава суда.
При изучении материалов дела апелляционным судом установлено, что Арбитражным судом города Москвы было принято решение в незаконном составе суда, а именно: с участием арбитражного заседателя З.Х. Акчурина, полномочия которого были досрочно прекращены Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российский Федерации N 4 от 01.03.2012.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 270 АПК РФ рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе является в любом случае основанием для отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
В соответствии с нормой части 6.1 статьи 268 АПК РФ при наличии оснований, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в суде первой инстанции.
В процессе судебного разбирательства дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, представитель ООО "Богородское-1" исковые требования поддержал.
Представитель Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
ООО "Дориан", ООО "Спецстрой-Монолит"; ООО "Пирит", надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направили.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 123, 156, АПК РФ, рассмотрел настоящее дело в отсутствие представителей названных ответчиков.
Суд, выслушав доводы ООО "Богородское-1" по заявленным требованиям, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, считает, что требования истца не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом апелляционной инстанции, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 22.06.2006 по делу N А40-24793/06-85-182 возведенные ООО "Богородское-1" строения по адресу: г. Москва, Краснобогатырская ул., д. 72, стр. 1, 4, 13, 17, 18, 19, по предусмотренным статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) основаниям были признаны самовольными постройками. В решении указано, что в случае неисполнения данного решения в течение трех месяцев после вступления его в законную силу Правительство Москвы вправе за счет ООО "Богородское-1" снести самовольно возведенные объекты.
ООО "Богородское-1" добровольно решение не исполнило, в связи с чем на основании распоряжения Правительства Москвы от 14.06.07 N 1189-РП "О мерах по осуществлению сноса самовольно возведенных объектов во исполнение решения суда" Департаментом градостроительной политики, развития в реконструкции города Москвы проведены открытые конкурсы на право заключения государственного контракта на услуги по выполнению функций заказчика на проектирования и выполнение работ по сносу самовольно возведенных объектов (реестровый номер торгов 21-0047368-07) и на право заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ по объекту: "Снос самовольно возведенных объектов по адресу: Краснобогатырская улица, д. 72, строения 1, 4, 13, 17, 18, 19" (реестровый номер торгов 21-0065227-07).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 19.03.2008 по делу N А40-67375/07-72-436 ООО "Богородское-1" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным Распоряжения Правительства Москвы от 14.06.2007 N 1189-РП "О мерах по осуществлению сноса самовольно возведенных объектов во исполнение решения суда".
Согласно материалам дела государственным заказчиком в оспариваемом конкурсе выступал Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 24.06.2008 N 574-ПП "О реорганизации Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы" Департамент градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы реорганизован в форме разделения на Департамент городского строительства города Москвы и Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
Согласно пункту 3.3 Постановления Правительства Москвы от 24.06.2008 N 574-ПП "О реорганизации Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы" на Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы возложены функции государственного заказчика, главного распорядителя или/и получателя в установленном порядке бюджетных средств, в том числе средств федерального бюджета.
В силу пункта 1.8 Постановления Правительства Москвы от 21.10.2008 N 973-ПП "Об утверждении положения о Департаменте дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы" права и обязанности по государственным контрактам, переданные государственными заказчиками по проектированию, строительству и реконструкции объектов государственного заказа города Москвы в соответствии с правовыми актами Правительства Москвы, переходят к Департаменту дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы в объеме, определенном разделительным балансом и дополнительными соглашениями к государственным контрактам.
Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы согласно пункту 1.9 Постановления Правительства Москвы от 21.10.2008 N 973-ПП является правопреемником Департамента градостроительной политики, развития и реконструкции города Москвы по обязательствам в соответствии с разделительным балансом.
Постановлением Правительства Москвы от 02.12.2010 N 1046-ПП принято решение о реорганизации Департамента строительства города Москвы путем присоединения к нему Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 26.11.2012, представленной по запросу суда Межрайонной ИФНС N 46 по г. Москве, Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы существует как юридическое лицо.
Судом установлено, что размещение информации об открытом конкурсе состоялось в официальном издании Мэра и Правительства Москвы "Московские торги" N 87/2007/245. Форма и содержание извещения соответствует закону.
В извещении указан официальный сайт, на котором размещена конкурсная документация - tender. mos.ru.
Факт размещения на сайте tender. mos.ru конкурсной документации подтверждается материалами дела.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 01.08.2007 N 21-0047368-07-2 техническим заказчиком было определено ООО "ПИРИТ", с которым был заключен 15.08.2007 государственный контракт N170-2007.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе от 05.12.2007 N 21-0065227-07-2 генеральным подрядчиком было определено ООО "Спецстрой-Монолит", с которым был заключен 19.12.2007 государственный контракт N65227.
Работы (услуги)выполнены указанными организациями в 2008 году.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 21.12.2011 по делу N А40-2588/09-32-30 с ООО "Богородское - 1" в пользу Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства г. Москвы взыскано 4 376 401 рублей 10 копеек убытков, связанных со сносом вышеназванных строений.
В заседании суда 24.12.2012 представителем истца заявлено о фальсификации доказательств: распечатанные на бумажном носителе копии страниц официального сайта http:/tender. mos.ru/ torgi в сети Интернет, содержащие сведения о протоколе вскрытия конвертов с заявлениями на участие в конкурсе (28 ноября 2007 года, протокол N 21-0065227-07-1, реестровый номер торгов 21-0065227-07) и протоколе рассмотрения заявок на участие в открытом конкурсе (05 декабря 2007 года, протокол N 21-0065227-07-2, реестровый номер торгов 21-0065227-07).
Суд отказал в принятии заявления о фальсификации доказательств к рассмотрению, как не соответствующее статье 161 АПК РФ.
Суд исходил из того, что по существу данное ходатайство дублирует основание рассматриваемого заявления о нарушении порядка проведения конкурса, нарушении его процедур. Однако оценку данному доводу суд дает в судебном акте, разрешающим спор по существу.
При этом суд отмечает, что фальсификация доказательств может иметь место при условии, что в материалы дела представлены некие документы, в отношении которых имеются сомнения в их подлинности или достоверности, т.е. не соответствующе другим реально существующим, подлинным документам, содержащим существенную для разрешения спора информацию.
Однако судом установлено, что в материалы дела представлены распечатки с Интернет-сайта, соответствующие по содержанию документам, размещенным на данном сайте, в связи с чем у суда не имеется сомнений в их достоверности.
Довод заявителя о том, что рассматриваемые документы не могут существовать или быть представлены только в электронном виде, не принимаются судом в качестве соответствующих действительности, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 75 АПК РФ документы, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи, в том числе с использованием информационно- телекоммуникационной сети Интернет, а также документы, подписанные электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами или договором либо определены в пределах своих полномочий Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Конкурсной документации на бумажном носителе в распоряжении Департамента дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы не имеется в связи с истечением срока ее хранения, поскольку в соответствии пунктом 15 статьи 28 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Суд полагает, что ходатайство ООО "Богородское-1" не содержит оснований, соответствующих бы требованию об исключении из числа доказательств документов по признаку фальсификации, а также основано на неверном толковании понятия фальсификации.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Согласно статье 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного или муниципального контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 527 ГК РФ, государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Поскольку к участию в конкурсе был допущен только один участник размещения заказа - ООО "Спецстрой-Монолит", конкурс был признан несостоявшимся, и в соответствии с частью 5 статьи 27 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный контракт N 65227 от 19.12.2007 был заключен с ООО "Спецстрой-Монолит".
Истцом не представлено доказательств нарушения порядка проведения конкурса и нарушения законодательства при заключении государственного контракта.
Суд отклоняет доводы истца об отсутствии конкурсной документации на бумажном носителе, поскольку в силу истечения трехлетнего срока документация отсутствует у государственного заказчика.
Судом также установлено, что государственный контракт N 65227 от 19.12.2007 выполнен в полном объеме в 2008 году.
Указанное подтверждается Постановлением Федерального арбитражного суда московского округа N КГ-А40/157-10 от 15.02.10 по делу N А40-2588/09-32-30.
Таким образом, приведение сторон в первоначальное положение с возвращением полученного по сделке невозможно, избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав. Истец не обосновал, каким образом удовлетворение настоящего иска может восстановить его нарушенные права и законные интересы, предмет иска, заявленного истцом, и способ защиты нарушенного права не соответствуют основанию иска, обстоятельствам и характеру нарушений его права, что признается судом основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
При указанных обстоятельствах суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе относятся на истца.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 мая 2012 года по делу N А40-112177/10-84-668 отменить.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Левченко |
Судьи |
В.Р. Валиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-112177/2010
Истец: ООО БОГОРОДСКОЕ-1
Ответчик: Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства г. Москвы, ООО "Бюро экономического развития городского строительства", ООО "Дориан", ООО "ПИРИТ", ООО "Спецстрой-Монолит"
Третье лицо: Департамент дорожно-мостового и инжинерного строительства г. Москвы, Департамент строительства города Москвы, ОАО "Федеральный центр проектного финансирования", ООО "ПИРИТ", ООО ДОРИАН, Редакция журнала "Бюллетень оперативной информации "Московские торги", Руководитель Российской книжной палаты, Инспекция Федеральной налоговой службы N46 по городу Москве, Межрайонная инспекция ФНС N46 г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
27.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3208/13
06.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11566/13
14.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11566/13
07.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-3208/13
29.12.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-23984/12
28.05.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-112177/10