г. Саратов |
|
9 января 2013 г. |
Дело N А57-13296/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 января 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Пригаровой Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бусянковой Е.И.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" Алябьевой А.Н., по доверенности от 12.04.2011 г. N 64АА0243866,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 г. по делу N А57-13296/2012 (судья Кулапов Д. С.),
по заявлению открытого акционерного общества "Саратовские авиалинии" (г. Саратов, ОГРН 1026402677652, ИНН 6452008711)
о признании незаконным действий Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области, об обязании заключить договор купли - продажи земельного участка,
заинтересованные лица: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управление федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Саратовские авиалинии" (далее - ОАО "Саратовские авиалинии") обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным действия Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (Росимущество), выразившегося в отказе в предоставлении в собственность ОАО "Саратовские авиалинии" земельного участка с кадастровым номером 64:32:021508:15, общей площадью 40000 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Зоринский, ул. Дорожная, д.1; об обязании Росимущество принять решение о предоставлении в собственность ОАО "Саратовские авиалинии" указанного земельного участка; об обязании Территориального управления Росимущества в Саратовской области подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по цене 2,5 % от его кадастровой стоимости, и направить его в ОАО "Саратовские авиалинии" с предложением о заключении договора.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.10.2012 г. заявление оставлено без удовлетворения.
ОАО "Саратовские авиалинии", не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители Росимущества, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Управления федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив материалы дела, в том числе доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 30.05.2012 г. ОАО "Саратовские авиалинии" обратилось в территориальное управление Росимущества в Саратовской области с заявлением (исх. N 1-4379 от 30.05.2012 г.) о приобретении права собственности на земельный участок с кадастровым номером 64:32:021508:15, общей площадью 40 000 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, Саратовский район, п. Зоринский, ул. Дорожная, д. 1, с приложением документов, предусмотренных Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475, а именно: копии свидетельства о государственной регистрации ОАО "Саратовские авиалинии", копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 г., копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, копии документа, удостоверяющего личность генерального директора, копии протокола N 1 от 25.05.2012 г. заседания совета директоров ОАО "Саравиа" о назначении генерального директора, копии приказа N 235 от 28.05.2012 г., копии Устава ОАО "Саравиа", выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здания, находящиеся на приобретаемом земельном участке (40 шт.), копии свидетельств о регистрации права собственности на объекты недвижимости, находящиеся на земельном участке (40шт), перечень объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, копии плана приватизации Саратовского объединенного авиаотряда, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок, кадастровая выписка о земельном участке N 64/201/2012-65618 от 23.05.2012 г., справки о том, что сделка купли-продажи не является крупной.
Письмом исх. N 02-3476 от 05.06.2012 г. ОАО "Саратовские авиалинии" получило отказ в предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка. Отказ мотивирован тем, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Полагая, что отказ Росимущества противоречит действующему земельному законодательству и нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что оспариваемый отказ территориального управления не противоречит нормам Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции правильным.
Согласно пункту 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
К землям, ограниченным в обороте, в силу части 7 пункта 5 названной статьи отнесены земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно п. 5 ст. 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации под аэродромом понимается участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов; под аэропортом понимается комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что спорный земельный участок согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (т. 3 л.д. 14) находится в собственности Российской Федерации и обременён правом аренды ОАО "Саратовские авиалинии". Согласно представленной ОАО "Саратовские авиалинии" кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером 64:32:021508:15 земельный участок отнесен к землям транспорта (т. 3 л.д. 19).
Расположенные на спорном земельном участке объекты недвижимости были отчуждены из государственной собственности путем приватизации находящегося в федеральной собственности государственного предприятия Саратовского объединённого авиаотряда (план приватизации согласован 29.04.1994 г. Администрацией Кировского района г. Саратова и утвержден председателем Комитета по управлению имуществом Саратовской области 06.05.1994 г., т. 2 л.д. 28 - 58) в составе единого производственного комплекса, предназначенного для осуществления авиатранспортных работ и услуг (т. 2 л.д. 32), и в настоящее время принадлежат на праве собственности ОАО "Саратовские авиалинии".
Так, согласно пункту 16 плана приватизации (т. 2 л.д. 33) приватизируемый аэропорт имеет прирельсовый склад ГСМ "Зоринский" на расстоянии 14 км. от аэропорта общей площадью 4,8 га, из которых 0,02 га -площадь застройки, 0,035 га находится под искусственными покрытиями, на остальной площади расположен резервуарный парк и подъездная железная дорога.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 18.05.2012 г. N 043288 основным видом деятельности Общества (код ОКВЭД 62.10.1) является деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.
В связи с изложенным правомерным является вывод суда первой инстанции, о том, что спорный земельный участок, как земельный участок, предоставленный для нужд организаций транспорта (аэропорта), в силу положений пункта 7 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, и его предоставление в собственность акционерного общества в порядке ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации является незаконным.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что на спорном земельном участке не расположены взлётно-посадочные полосы, другие наземные объекты воздушного транспорта, а находятся лишь резервуары для хранения ГСМ, подлежит отклонению.
Материалами дела подтверждается и судом установлено, что насосные станции, резервуары для хранения ГСМ, трубопроводы ГСМ, сливные эстакады, подъездные железнодорожные пути и другие сооружения, расположенные на земельном участке, до приватизации государственного имущества использовались для обеспечения авиаперевозок Саратовским объединённым авиаотрядом, и после приватизации продолжают использоваться в тех же целях ОАО "Саратовские авиалинии".
Таким образом, спорный земельный участок был предоставлен заявителю в целях обеспечения уставной деятельности авиакомпании, осуществляющей аэропортовое и наземное обслуживание пассажиров. Его целевое назначение с приватизацией предприятия не изменилось.
Исходя из установленных обстоятельств и в соответствии с фактическим использованием спорного земельного участка согласно критериям, содержащимся в статье 90 Земельного кодекса Российской Федерации, участок относится к землям транспорта, к которым подлежат применению публичные ограничения.
Указанный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2009 г. N 366/09.
Таким образом, поскольку действующее законодательство не содержит положений, разрешающих предоставление в собственность земельных участков, предоставленных для нужд организаций транспорта, в том числе аэродромов и аэропортов, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у Росимущества оснований для предоставления в собственность авиакомпании спорного земельного участка.
С учетом изложенного обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, вынесенным на основании объективного и полного исследования обстоятельств и материалов дела, с учетом положений части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и других норм действующего законодательства. Оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 29 октября 2012 года по делу N А57-13296/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
А. В. Смирников |
Судьи |
Ю. А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13296/2012
Истец: ОАО "Саратовские авиалинии"
Ответчик: Территориальное управление Росимущества в Саратовской области
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, Упрвление Росреестра по Саратовской области
Хронология рассмотрения дела:
05.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9413/13
05.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9413/13
08.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2237/13
09.01.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11187/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13296/12