г. Томск |
|
14 января 2013 г. |
Дело N А03-12208/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 декабря 2012 г.
Полный текст постановления изготовлен 14 января 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Журавлева В.А., Хайкина С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.,
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено);
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице Чарышского отдела
на решение Арбитражного суда Алтайского края от 23.10.2012
по делу N А03-12208/2012 (судья Н.М.Дружинина)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Сибирь" (ИНН 2288000221)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю в лице Чарышского отдела
о признании незаконными решений об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Сибирь" (далее - ЗАО "Сибирь", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю Чарышский отдел (далее - Управление, УФРС, заинтересованное лицо, апеллянт) о признании незаконными решений от 18.07.2012 N 39/001/2012-883 об отказе в государственной регистрации кондитерского цеха (литер А), кадастровый номер 22:58:070404:28:01:258:003:000002820, расположенного по адресу: переулок Сибирский, д. 2, село Тулата Чарышского района; от 18.07.2012 N 39/001/2012-880 об отказе в государственной регистрации незавершенного строительством здания мараловодческой фермы (сложный объект) (литер А, А1, А2), кадастровый номер 22:58:000000:00:01:258:600:000005200:0100:0000, расположенного в 3,5 км на юго-восток от село Тулата Чарышского района; от 18.07.2012 N 39/001/2012-882 об отказе в государственной регистрации здания магазина (литер А), кадастровый номер 22:58:070402:38:01:258:003:000006760, расположенного по адресу: улица Центральная, д. 26, село Тулата Чарышского района.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 23.10.2012 заявленные требования удовлетворены. Решения от 18.07.2012 N N 39/001/2012-880, 39/001/2012-882, 39/001/2012-883 Управления Росреестра по Алтайскому краю в лице Чарышского отдела об отказе в государственной регистрации права собственности признаны незаконными, Управление обязано зарегистрировать право собственности на незавершенное строительством здание мараловодческой фермы (сложный объект) (литер А, А1, А2), общей площадью 312,6 кв.м., кадастровый номер 22:58:000000:00:01:258:600:000005200:0100:0000, расположенного в 3,5 км на юго-восток от село Тулата Чарышского района; здание магазина (литер А), общей площадью 86,4 кв.м., кадастровый номер 22:58:070402:38:01:258:003:000006760, расположенный по адресу: улица Центральная, д. 26, село Тулата Чарышского района; здание кондитерского цеха (литер А), общей площадью 283,1 кв.м., кадастровый номер 22:58:070404:28:01:258:003:000002820, расположенного по адресу: переулок Сибирский, д. 2, село Тулата Чарышского района.
Не согласившись с принятым решением, Управление обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на то, что представленные Конкурсным управляющим ЗАО "Сибирь" документы для регистрации указанных объектов недвижимости не соответствуют требованиям, предъявляемым к правоустанавливающим документам, установленным статьей 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - также Закон о государственной регистрации), а именно отсутствие идентифицирующих признаком не позволяет определенно установить спорные объекты недвижимости.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Конкурсный управляющий представил отзыв на апелляционную жалобу в котором возражает против доводов апеллянта, считает решение суда законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что на базе совхоза "Сибирь" постановлением Администрации Чарышского района Алтайского края от 01.10.1993 N 221 было создано акционерное общество закрытого типа "Сибирь", которое впоследствии постановлением от 15.09.1997 N 234 реорганизовано в ЗАО "Сибирь".
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.12.2010 по делу N А03-4981/2010 ЗАО "Сибирь" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него введено конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бермешев Анатолий Анатольевич.
В состав имущества ЗАО "Сибирь", сформировавшего конкурсную массу при проведении процедуры конкурсного производства, вошли объекты недвижимости, в том числе:
- здание магазина (литер А), общей площадью 86,4 кв.м., кадастровый номер 22:58:070402:38:01:258:003:000006760, расположенное по адресу: улица Центральная, д. 26, село Тулата Чарышского района;
- здание кондитерского цеха (литер А), общей площадью 283,1 кв.м., кадастровый номер 22:58:070404:28:01:258:003:000002820, расположенное по адресу: переулок Сибирский, д. 2, село Тулата Чарышского района;
- незавершенное строительством здание мараловодческой фермы (сложный объект) (литер А, А1, А2), общей площадью 312,6 кв.м., кадастровый номер 22:58:000000:00:01:258:600:000005200:0100:0000, расположенное в 3,5 км на юго-восток от село Тулата Чарышского района, право собственности на которые в порядке, установленном Законом о регистрации, не зарегистрировано.
В мае 2012 года конкурсный управляющий Бермешев А.А. обратился к заинтересованному лицу с заявлениями и документами для регистрации права собственности на указанные выше объекты недвижимости и представил на регистрацию планы приватизации государственной доли и реорганизации совхоза "Сибирь" 1993 года, акты оценки имущества и кадастровые паспорта от 10.04.2012 N 9, от 09.04.2012 N 1282, от 09.04.2012 N 1283.
Установив в ходе проведения правовой экспертизы несоответствие требованиям действующего законодательства представленных на регистрацию документов, Управление приостановило государственную регистрацию на 1 месяц.
Конкурсным управляющим в Управление дополнительно были представлены справки Администрации Тулатинского сельсовета Чарышского района Алтайского края на объекты недвижимости от 27.06.2012 за номерами 142, 152, 153, с указанием адресов, по которым находятся объекты.
Управление 18.07.2012 по заявлениям конкурсного управляющего ЗАО "Сибирь" решениями от 18.07.2012 N 39/001/2012-880, N 39/001/2012-882 и N 39/001/2012-883 отказало в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними.
В обоснование вышеуказанных решений Управление сослалось на то, что ЗАО "Сибирь" предоставленными на государственную регистрацию документами не доказало наличие у него права на объекты недвижимости и на несоответствие по форме и содержанию представленных документов требованиям действующего законодательства (статья 18 Закона о государственной регистрации), в части объема информации, необходимой для государственной регистрации права собственности.
Полагая, что вынесенные решения не соответствуют действующему законодательству, а также нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, конкурсный управляющий ЗАО "Сибирь" обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, с учетом исследования всех материалов и обстоятельств дела, пришел к выводу о том, что для проведения государственной регистрации права собственности за Закрытым акционерным общество "Сибирь" на спорные объекты недвижимого имущества, имелись все основания. Общество предоставило необходимые для проведения государственной регистрации документы, а оснований для принятия решения об отказе в проведении государственной регистрации права у Управления не имелось.
При повторном рассмотрении дела в порядке главы 34 АПК РФ указанная позиция суда первой инстанции суду апелляционной инстанции представляется обоснованной, при этом судебная коллегия исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно пункту 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании пунктов 1, 5, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Отказ в государственной регистрации права на недвижимость или сделки с ней либо уклонение соответствующего органа от регистрации могут быть оспорены в суде. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом и Законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для целей настоящего Федерального закона используются, в том числе, следующие основные термины: недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом, - земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Согласно статьям 2, 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в арбитражный суд. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав.
Статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлен порядок проведения государственной регистрации прав и включает в себя: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрацию таких документов; правовую экспертизу документов и проверку законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводиться на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица.
Таким образом, государственная регистрация соответствующих возникших прав носит исключительно заявительный характер и проведение ее возможно только при наличии соответствующих заявлений сторон сделки.
Основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав (пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В соответствии с абзацами 4, 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства либо документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации прав не представлены.
В качестве документов заявителем в регистрирующий орган представлены перечисленные выше планы приватизации государственной доли и реорганизации совхоза "Сибирь" 1993 года, кадастровые паспорта, справки о месте нахождения объектов недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные Конкурсным управляющим документы для регистрации указанных объектов недвижимости не соответствуют требованиям, предъявляемых к правоустанавливающим документам статьей 18 Закона о регистрации отклоняется апелляционным судом, так как фактически предоставленные в Управление документы в совокупности позволяют установить место нахождения объектов недвижимости и являются достаточными для внесения необходимых сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним о местонахождении объектов недвижимого имущества.
Судом обоснованно установлено, что при приватизации объектов заявителя применялось законодательство 1990-х годов.
На момент приватизации действовали Закон РФ от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", Временное положение о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 29.01.1992 N 66, а также Положение о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721.
Согласно пунктам 9, 10 Положения о коммерциализации, состав имущества акционерного общества на момент его учреждения отражается в акте его оценки. Аналогичная норма содержится во Временных методических указаниях по оценке стоимости объектов приватизации, утвержденных Указом Президента РФ от 29.01.1992 N 66, согласно которым состав и оценка стоимости зданий и сооружений отражается в Приложении N 1 - плане приватизации и акте оценки стоимости зданий и сооружений, в котором указывается инвентарный номер объекта, наименование объекта, его местонахождение, год ввода в эксплуатацию, балансовая стоимость объекта, его фактический износ и остаточная стоимость. Указанные Акты утверждаются соответствующим комитетом по управлению имуществом.
Представленные на государственную регистрацию заявителем правоустанавливающие документы - план приватизации и акты оценки имущества соответствуют типовому плану приватизации и акту оценки, утвержденным вышеназванными Указами Президента РФ.
Как следует из Правил ведения ЕГРП, утвержденными Постановлением Правительства от 18.02.98 N 219, изданными в соответствии с п. 6 ст. 12 122-ФЗ, на основании Плана приватизации и Акта оценки в ЕГРП вносятся записи о правах (пункт 8 Правил), тогда как кадастровый паспорт объекта служит для внесения описания недвижимого имущества (местонахождение, наименование, инвентарный номер, назначение, площадь, литер, этажность) - пункт 23 Правил.
В соответствии с пунктом 23 Правил запись в подраздел 1 ЕГРП, содержащий сведения по краткому описанию объекта недвижимого имущества, вносится на основании документов, удостоверенных организацией (органом) но учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа, то есть, кадастрового паспорта объекта недвижимого имущества, выданного специализированной организацией, изготовившей его в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Так как техническая инвентаризация спорных объектов недвижимости заявителя проведена в 2011-2012 годах, объектам присвоены индивидуальные адресные ориентиры.
В Актах оценки имущества, являющегося приложениями к представленному заявителем Плану приватизации, указаны наименования объектов недвижимости и годы ввода их в эксплуатацию, которые соответствуют Кадастровым паспортам на спорные объекты, содержащим описание объекта недвижимости, вносимого, в подраздел 1 Единого государственного реестра прав в соответствии с пунктом 6 ст. 12 Закона о регистрации.
Совпадение ряда идентифицирующих спорные объекты признаков, указанных в техпаспортах, кадастровых паспортах, актах оценки плана приватизации, а именно: годы постройки (ввода в эксплуатацию) объектов, назначение объектов, является, по мнению суда, достаточным для идентификации данных объектов.
В целом доводы апеллянта не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При принятии обжалуемого по делу судебного акта судом первой инстанции с достаточной полнотой установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, правильно применены нормы материального права, регулирующие эти отношения, и не допущено нарушений норм процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Следовательно, решение суда о признании незаконными решений Управления об отказе в государственной регистрации права собственности, является законным и обоснованным, основания для его отмены отсутствуют.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции за рассмотрение апелляционной жалобы Управления не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации регистрирующий орган освобожден от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Алтайского края от 23 октября 2012 года по делу N А03-12208/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-12208/2012
Истец: К/управляющий ЗАО "Сибирь" Бермешев А. А., Конкурсный управляющий ЗАО "Сибирь" Бермешев А. А.
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Алтайскому краю, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии Чарышский отдел