Тула |
|
17 января 2013 г. |
Дело N А23-1902/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 17.01.2013.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Байрамовой Н.Ю., судей Тимашковой Е.Н., Тиминской О.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Батуровой И.В., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КАСАМ Авто" на решение Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2012 по делу N А23-1902/2012 (судья Носова М.А.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КАСАМ Авто" (г. Калуга, ОГРН 1064004000895, ИНН 4004401473) к Управлению экономики города Калуги (г. Калуга, ОГРН 1114027004332, ИНН 402701001), о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции от 06.04.2012 N 948/16-12, и об обязании Управления экономики города Калуги выдать разрешение на установку рекламной конструкции, в отсутствие лиц, участвующих в деле, установил следующее.
Основанием для обращения общества с ограниченной ответственностью "КАСАМ Авто" (далее - ООО "КАСАМ Авто", общество, заявитель) в арбитражный суд с настоящим заявлением явилось несогласие с решением об отказе Управления экономики города Калуги (далее - управление) в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, изложенным в письме от 06.04.2012 N 948/16-12, поскольку оно является немотивированным.
Решением суда области от 31.10.2012 в удовлетворении заявления общества отказано. Суд не нашел оснований для переоценки выводов главного архитектора города Калуги - уполномоченного лица по вопросам застройки города о том, что испрашиваемая рекламная конструкция нарушает архитектурно-пространственную целостность, наносит ущерб визуальным характеристикам городской среды.
Ссылаясь на незаконность и необоснованность данного судебного акта, ООО "КАСАМ Авто" обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда от 31.10.2012 и принять по делу новый судебный акт.
При этом, заявитель жалобы ссылается на положения части 15 статьи 19 Федерального закона от 13.02.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), в соответствии с которым решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивированным. Также обращает внимание на то, что рекламная конструкция соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" и согласована с отделом ГИБДД УМВД России по городу Калуге.
Управление экономики города Калуги в письменном отзыве на апелляционную жалобу возражало против ее доводов, считая законным и обоснованным решение Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2012. В обоснование своих возражений управление указывало на то, что в законодательстве отсутствует понятие "архитектурный облик", вместе с тем позиция управления архитектуры города Калуги основана на выявленных фактах нарушения архитектурно-пространственного окружения, панорамного восприятия местности. Просило обжалуемый судебный акт оставить без изменения, а жалобу ООО "КАСАМ Авто" - без удовлетворения.
Изучив и оценив представленные в дело доказательства, доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, 19.10.2011 ООО "КАСАМ Авто", имея разрешение собственника - ООО "Калуга-Лада" на использование 36 кв. м земельного участка, расположенного по адресу: г. Калуга, ул. Зерновая, д. 17, обратилось в Управление экономики города Калуги с заявлением о выдаче разрешения на размещение на нем рекламной конструкции размером 3 х 6 м (т. 1, л. д. 9 - 27).
Управление, руководствуясь постановлением Городской Управы города Калуги от 07.10.2010 N 301-п, 20.03.2012 направило управлению архитектуры и градостроительства города Калуги полный проект рекламоносителя общества для его согласования в части соответствия внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Калуги (т. 1, л. д. 68, 70).
Одновременно, 20.03.2012 управление направило запрос в ГИБДД УМВД России по городу Калуге для принятия решения в отношении рекламной конструкции заявителя на соответствие ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений" (т. 1, л. д. 72).
По представленным управлением архитектуры и градостроительства города Калуги 06.04.2012 сведениям рекламная конструкция ООО "КАСАМ Авто" наносит ущерб визуальным характеристикам городской среды и нарушает архитектурно-пространственное окружение (т. 1, л. д. 71). По данным ГИБДД УМВД по городу Калуге установление спорной рекламной конструкции возможно (т. 1, л. д. 73).
Руководствуясь позицией управления архитектуры и градостроительства города Калуги о несоответствии спорной рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки, 06.04.2012 управление экономики города Калуги отказало обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (т. 1, л. д. 7).
Не согласившись с данным отказом, ООО "КАСАМ Авто" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд, который также, исходя из выводов управления архитектуры и градостроительства города Калуги, признал не соответствующей архитектурному облику сложившейся застройки испрашиваемую рекламную конструкцию и посчитал обоснованным отказ управления в выдаче соответствующего разрешения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанной позицией Арбитражного суда Калужской области исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общий порядок распространения наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, определяется статьей 19 Закона о рекламе.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о рекламе распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований этой статьи.
На основании частей 9 и 11 статьи 19 Закона о рекламе установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (часть 13 статьи 19 Закон о рекламе).
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Постановлением Городской Управы города Калуги от 07.10.2010 N 301-п (действовавшим в момент обращения общества за разрешением) утвержден административный регламент предоставления Управлением экономики и имущественных отношений муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Калуга" (далее - Регламент).
Из части 14 статьи 19 Закона о рекламе следует, что решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в части 15 статьи 19 Закона о рекламе, где одним из оснований указано нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (пункт 4).
В соответствии с пунктом 3.3.2 Регламента решение об отказе в выдаче разрешения может быть принято исключительно по следующим основаниям:
- несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;
- несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;
- нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;
- нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города;
- нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), их охране и использовании;
- нарушение требований, установленных частями 5.1 - 5.7 и 9.1 статьи 19 Закона о рекламе.
Как было указано ранее, основанием для отказа управления обществу в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции явилось нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города.
Однако понятие "нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа" носит оценочный характер, поскольку вопрос о соответствии рекламной конструкции внешнему архитектурному облику застройки, исходя из смысла пункта 4 части 15 статьи 19 Закона о рекламе, решается с учетом архитектурных и градостроительных особенностей конкретных зданий, территорий в испрашиваемом месте установления рекламной конструкции, с учетом установления зон повышенного рекламного контроля, ограничений, касающихся размещения наружной рекламы относительно объектов культурного и исторического значения, архитектурных стилевых ансамблей.
При этом, хотя действующим законодательством не установлены четкие критерии и признаки, наличие или отсутствие которых свидетельствует о нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения, уполномоченный орган не освобожден от обязанности обосновывать должным образом свое решение об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (аналогичная позиция складывается по делам N А23-285/2012, N А43-3425/2010).
Как следует из материалов дела, в отказе управления не конкретизировано, что включает в себя понятие "внешний архитектурный облик сложившейся застройки городского округа "Город Калуга"", каким образом размещение рекламных конструкций по названному адресу будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, в чем выражается нарушение архитектурного облика. Вопреки требованиям, установленным в статьях 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и частью 14 статьи 19 Закона о рекламе, управлением не представлено доказательств, свидетельствующих о нарушении архитектурного облика сложившейся застройки по адресу: г. Калуга, ул. Зерновая, д. 17.
Между тем, возможность установки спорной конструкции по указанному адресу, в соответствии с подпунктом "ч" пункта 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, подтверждена письмом от 06.04.2012 N 1765 Отдела ГИБДД УМВД России по городу Калуге (т. 1, л. д. 73), что соответствует требованиям пункта 3 части 4 статьи 5, части 4 статьи 19 Закона о рекламе, части 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения".
Доказательства наличия иных оснований, предусмотренных пунктом 3.3.2 Регламента, для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, в материалах дела отсутствуют.
С учетом изложенного нельзя признать обоснованным отказ управления обществу в установке рекламной конструкции.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что оспариваемое решение управления в виде отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по названному ранее адресу, изложенное в письме от 06.04.2012 N 948/16-12 (т. 1, л. д. 7), является немотивированным и нарушает права и законные интересы ООО "КАСАМ Авто".
Позиция суда первой инстанции, основанная на выводах уполномоченного органа о несоответствии испрашиваемой рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки, не соответствует обстоятельствам дела и является основанием для отмены обжалуемого решения от 31.10.2012 и удовлетворения заявления общества.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 31.10.2012 по делу N А23-1902/2012 отменить.
Признать незаконным решение Управления экономики Городской Управы города Калуги об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: г. Калуга, ул. Зерновая, д. 17.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.Ю. Байрамова |
Судьи |
Е.Н. Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-1902/2012
Истец: ООО "КАСАМ Авто"
Ответчик: Управление экономики г.Калуги
Третье лицо: Управление архитертуры и градостроительства г.Калуги
Хронология рассмотрения дела:
10.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-993/13
17.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6217/12
17.01.2013 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6217/12
14.01.2013 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6217/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Калужской области N А23-1902/12