г. Санкт-Петербург |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А56-39410/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2013 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фокиной Е.А.
судей Борисовой Г.В., Есиповой О.И.
при ведении протокола судебного заседания: Ганичевой В.А.
при участии:
от заявителя: Штуласа А.В. по доверенности от 01.06.2012.
от ответчика: Гафурова Р.А. по доверенности от 27.12.2012 N 72-12-ИВЛ-06/27673.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-23377/2012) Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2012 года по делу N А56-39410/2012 (судья Королева Т.В.), принятое
по заявлению ОАО "Румб"
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Открытое акционерное общество "Румб" (198188, Санкт-Петербург, ул. Зайцева, д. 41, ОГРН 1027802721198, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе (191023, Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 15. ОГРН 1037843053214, далее - Региональное отделение, РО ФСФР) от 30.05.2012 N 72-12-500/пн о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 19.10.2012 заявленное требование удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено ввиду неправильной квалификации вмененного Обществу административного правонарушения.
Не согласившись с принятым решением, Региональное отделение направило апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просит решение от 19.10.2012 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом суда первой инстанции о неправильной квалификации совершенного обществом правонарушения. РО ФСФР полагает, что законодательство Российской Федерации не ограничивает вынесение Региональным отделением предписаний только в целях устранения уже допущенных нарушений норм права, поскольку КоАП РФ установлено, что неисполнение законного предписания Регионального отделения образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Регионального отделения поддержал апелляционную жалобу, представитель ООО "Румб" возражал против ее удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением из прокуратуры Санкт-Петербурга заявления гражданки Плотниковой А.Б., на основании пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - Закон N 46-ФЗ), пункта 10 статьи 42, пункта 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Региональным отделением в адрес Общества направлено предписание о предоставлении документов от 04.04.2012 N 72-12-ПИ-04/8387, которым Обществу предписано в семидневный срок с даты получения указанного предписания представить в РО ФСФР ряд документов.
Предписание получено обществом 16.04.2012.
Во исполнение указанного предписания общество 20.04.2012 направило в Региональное отделение письмо N 27 с приложением копий судебных актов: решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга от 19.12.2011, постановления апелляционного суда от 11.04.2012 и Устава организации 1996 года с изменения от 1999 года. Также в данном письме заявитель указал адрес страницы Общества в сети Интернет.
Остальные сведения и документы, указанные в пунктах 2-7, 9-12 предписания, общество направило в Региональное отделение только 16.05.2012, то есть через 30 дней с даты получения предписания.
Неисполнение ОАО "Румб" предписания от 04.04.2012 N 72-12-ПИ-04/8387 в полном объеме послужило РО ФСФР России в СЗФО основанием для составления в отношении Общества протокола об административном правонарушении от 18.05.2012 N 72-12-505/пр-ап. Действия заявителя квалифицированы по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ
Постановлением от 30.05.2012 N 72-12-500/пн Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о неисполнении обществом обязанности по представлению Региональному отделению истребуемых документов и сведений в установленный срок, однако признал незаконным и отменил постановление ввиду неправильной квалификации Региональным отделением вмененного в вину общества административного правонарушения.
Проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Непредставление обществом перечисленных в предписании о предоставлении документов от 04.04.2012 N 72-12-ПИ-04/8387 сведений и документов в семидневный срок с даты получения предписания подтверждается материалами дела.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков или его территориального органа.
В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 46-ФЗ предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг выносятся по вопросам, предусмотренным указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Из смысла приведенной нормы следует, что законодатель рассматривает предписание Регионального отделения в качестве меры государственного принуждения, применяемой с целью прекращения и предотвращения правонарушений на рынке ценных бумаг. Таким образом, основное назначение такого предписания - пресечение нарушений законодательства о ценных бумагах и оно применяется с целью принудить нарушителя к прекращению противоправных действий (бездействия).
При этом предписание может выдаваться Региональным отделением по вопросам, предусмотренным как Законом N 46-ФЗ, так и другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также по другим вопросам, отнесенным к их компетенции, что призвано защитить инвесторов от нарушений их прав и законных интересов, в том числе и в имущественной сфере.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Закона N 39-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг вправе направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Как верно указано судом первой инстанции, из анализа указанной нормы следует, что Закон N 39-ФЗ в отличие от Закона N 46-ФЗ, характеризуя компетенцию Регионального отделения, предусматривает различные полномочия этого органа, в частности:
1) выносить предписания, обязательные для исполнения;
2) требовать представления документов (информации), необходимых для решения вопросов в сфере осуществления функций Регионального отделения.
Факт того, что в рамках осуществления возложенных на него полномочий Региональное отделение осуществляет функцию по контролю и надзору путем издания актов, имеющих различную правовую природу, подтверждается также и Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора, утвержденным Приказом ФСФР РФ от 13.11.2007 N 07-107/пз-н (далее - Административный регламент).
Пунктом 8 Административного регламента предусмотрено, что исполнение указанной государственной функции включает в себя следующие административные процедуры: издание приказа (или поручения) о проведении проверки; подготовка к проведению проверки; осуществление проверки (выездной или камеральной); подготовка акта по результатам проведенной проверки, ознакомление с актом уполномоченного лица организации; принятие по результатам проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации мер.
Таким образом, из текста комментируемого пункта Административного регламента усматривается, что осуществление федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков и его территориальными органами функции контроля и надзора осуществляется исключительно в рамках назначения и проведения соответствующих проверок. При этом каждому этапу проведения проверки соответствуют определенные процессуальные документы.
В соответствии с пунктом 15 Административного регламента в случае возникновения при проведении проверки необходимости получения информации о деятельности организации либо ее обособленных подразделений Управление надзора (РО ФСФР России) письменно запрашивает либо затребует предписанием о представлении документов необходимые документы у поднадзорных ФСФР России организаций, связанных с деятельностью проверяемой организации.
Требования к проведению проверок эмитентов установлены Положением о проведении проверок организаций, осуществление контроля и надзора за которыми возложено на федеральную службу по финансовым рынкам, утвержденным Приказом ФСФР России от 13.11.2007 N 07-108/пз-н (далее - Положение о проведении проверок).
В силу пункта 1.3.4 Положения о проведении проверок камеральная проверка проводится инспектором (инспекторами) по месту нахождения ФСФР России (его территориального органа) посредством изучения имеющихся и представленных организацией и другими лицами или государственными органами документов и сведений.
Пункт 15.2 Административного регламента подробно регламентирует порядок внесения предписания о представлении документов, его реквизиты, требования к содержанию. Бланк такого предписания приведен в приложении N 3 к Административному регламенту.
При этом, пункт 23.4.4 Административного регламента позволяет прийти к выводу о том, что основанием для возбуждения ФСФР и его региональными отделениями дела об административном правонарушении может являться невыполнение организацией предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности, которое выносится указанными органами по итогам проведенной проверки.
Предписание о представлении документов является одним из инструментов проведения проверки, способом получения соответствующей информации ФСФР и его региональными отделениями и невыполнение подобного предписания не рассматривается Административным регламентом в качестве основания для возбуждения дела об административном по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Из материалов дела следует и подателем жалобы не оспаривается, что в рассматриваемом случае предписание представляет собой требование о предоставлении документов, направленное с целью проверки сведений, содержащихся в заявлении гражданки Плотниковой А.Б.
Наименование такого требования о предоставлении документов "предписанием" само по себе не придает этому документу правового смысла предписания, неисполнение которого влечет административную ответственность, предусмотренную статьей 19.5 Кодекса.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных данной статьей, состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (например, предписания федерального антимонопольного органа, органа санитарного, пожарного надзоров, органа государственного контроля в сфере охраны окружающей среды, природопользования, органов ветеринарного и фитосанитарного надзора, органов, осуществляющих надзор в области финансовых рынков, и др.).
Пунктом 23.2 Административного регламента Региональным отделениям предоставлено право по результатам проверки принимать следующие решения:
а) о направлении проверяемой организации предписания об устранении нарушений законодательства и/или о принятии мер, направленных на недопущение подобных нарушений в дальнейшей деятельности;
б) о направлении предписания о запрете или ограничении проведения профессиональным участником рынка ценных бумаг отдельных операций на рынке ценных бумаг.
Неисполнение указанных предписаний влечет административную ответственность, предусмотренную частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, санкция которой для юридических лиц - административный штраф в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей направлена на максимальное обеспечение устранения нарушений законодательства, выявленных по результатам проверки.
Непредставление истребуемых должностным лицом Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в СЗФО документов и информации образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 19.7 Кодекса, административная ответственность установлена за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.3, 19.7.4, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.8 настоящего Кодекса.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправильной квалификации Региональным отделением вмененного Обществу в вину административного правонарушения и правомерно указал, что КоАП РФ установлена ответственность за непредставление (несвоевременное представление) юридическими лицами сведений (информации), в том числе статьями 19.7-19.7.5-1, 19.8, 19.8.1 КоАП РФ.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в случае если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое постановление РО ФСФР незаконным, в связи с чем основания для отмены или изменения решения суда и удовлетворения жалобы у апелляционной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 октября 2012 года по делу N А56-39410/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Фокина |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-39410/2012
Истец: ОАО "Румб"
Ответчик: Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Северо-Западном Федеральном округе