г. Москва |
|
30 января 2013 г. |
Дело N А40-103854/12-99-540 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.01.2013.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.01.2013.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С. Сафроновой,
судей Н.В. Дегтяревой, Е.А. Солоповой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2012 по делу N А40-103854/12-99-540, принятое судьей Г.А. Карповой по заявлению ООО "Региональный нефтяной консорциум" (ОГРН 1031801962785, 426000, Удмуртская респ., г. Ижевск, ул. Пастухова, д. 100) к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании недействительным решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Лазарева Л.В. по дов.N 77/12-РНК от 10.12.2012, Андреевских Е.Н. по дов. N 6/13РНК от 10.01.2012, Гаджиагаева И.В. по дов. N 48-РНК/12 от 01.08.2012,
от заинтересованного лица - Самарин К.Ю. по дов. N 64 от 10.10.2012,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2012 удовлетворено заявление ООО "Региональный нефтяной консорциум" (далее - заявитель, общество, налогоплательщик) о признании недействительным решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) от 04.06.2012 N 52-15-1-14/410Р о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Инспекция не согласилась с принятым судом решением, обратилась в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения суда судом апелляционной инстанции проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что 16.01.2012 в адрес общества поступило требование от 30.12.2011 N 15477 о предоставлении документов (информации), согласно которому в соответствии со ст. ст. 31, 93.1 НК РФ в связи с возникшей при проведении камеральной налоговой проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 г. ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов", необходимостью получения информации о деятельности указанного налогоплательщика, на общество возложена обязанность представить в пятидневный срок со дня получения (вручения) требования документы, необходимые для камеральной налоговой проверки, относящиеся к деятельности ОАО "НК "РуссНефть" - книга продаж; маршрутное поручение от 12.08.2011 N 4619/з; маршрутное поручение (грузополучатель - ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов"); счет-фактура на реализацию нефти ОАО НК "РуссНефть" (грузополучатель - ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов") к указанным маршрутным поручениям; договор на реализацию нефти согласно указанным маршрутным поручениям и дополнения, акты приема-передачи по указанному договору; платежные поручения, подтверждающие оплату реализованной нефти согласно маршрутным поручениям; акт сдачи-приема нефти за месяц (сдача по СИКН) - на реализацию нефти согласно маршрутным поручениям; агентский договор - договор между ОАО "НК "РуссНефть" и заявителем с приложениями, соглашениями и дополнениями (л.д. 27-28).
Данное требование о представлении документов (информации) выставлено на основании поручения от 28.12.2011 N 2212 об истребовании документов (информации), направленного МИ ФНС России N 7 по Ростовской области, согласно которому территориальному налоговому органу поручено истребовать у общества изложенные документы.
Основанием для направления поручения явилось истребование документов (информации) или информации по сделке у контрагента проверяемого лица или лица, располагающего информацией по проверяемому лицу или у налогоплательщика при проведении камеральной налоговой проверки налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2011 г., проводимой в отношении ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" (л.д. 29-30).
В ответ на требование о представлении документов (информации) письмом от 20.01.2012 N ГБ(РНК)07/05 общество сообщило, что в 2011 г. договоры (контракты, соглашения) с ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" не заключались и хозяйственная деятельность с указанным лицом не осуществлялась. Общество не располагает и не имеет возможности предоставить документы, касающиеся деятельности указанного лица.
Также общество представило информацию о сделке с ОАО НК "РуссНефть", сообщив, что по договору от 01.12.2010 N 33960-80/11-21 (Д 0187.31.10.0000) с ОАО НК "РуссНефть" совершена сделка купли-продажи нефти. Согласно дополнению к договору от 26.07.2011 N 1108-005 поставлено 9 120 тонн сырой нефти (маршрутное поручение от 12.08.2011 N 4619/з), оформлена товарная накладная от 29.08.2011 N 1108-4919/3 на 9 120 тонн сырой нефти и выставлен счет-фактура 29.08.2011 N 31110829001 на сумму 91 200 040, 13 руб., в том числе НДС, который начислен по факту отгрузки в сумме 13 911 870, 53 руб. и отражен в декларации за 3 квартал 2011 г., а также перечислен в бюджет своевременно. Сделка с ОАО НК "РуссНефть" отражена обществом в бухгалтерском и налоговом учете в полном объеме (л.д. 31).
26.04.2012 инспекцией составлен акт N 52-15-1-14/279 о совершении обществом налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ (л.д. 20-22).
Рассмотрев акт, а также возражения общества на акт (л.д. 23-26), инспекция приняла решение от 04.06.2012 N 52-15-1-14/410Р о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение по п. 1 ст. 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5 000 руб. (л.д. 11-19).
Общество обжаловало решение инспекции в вышестоящий налоговый орган (л.д. 32-36). Решением ФНС России от 15.08.2012 N СА-4-9/13530@ решение инспекции оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения (л.д. 68-72).
В связи с этим общество обратилось в суд.
Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
В апелляционной жалобе инспекция приводит довод о том, что вывод суда первой инстанции о невозможности представления обществом в налоговый орган затребованных документов по взаимоотношениям с ОАО "Новошахтинский завод нефтепродуктов" неправомерен и противоречит фактическим обстоятельствам дела.
Указанный довод судом апелляционной инстанции отклоняется.
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
В соответствии с п. 3 ст. 93.1 НК РФ налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).
При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.
В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных п. 1 ст. 93.1 НК РФ.
В силу п. 5 ст. 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Пунктом 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Таким образом, ответственность, предусмотренная ст. 129.1 НК РФ, наступает за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, а также за отказ от предоставления документов или их непредставление в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, за которое НК РФ установлена ответственность.
С учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в п. 21 информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" о недопустимости расширения сферы действия норм о налоговой ответственности, в том числе по мотиву логичности и целесообразности такого расширения, с учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правомерно посчитал, что в действиях заявителя отсутствует состав вменяемого ему налогового правонарушения.
Суд также правильно указал, что отсутствие у налогоплательщика запрашиваемых документов и реальной возможности их представить свидетельствует об отсутствии события налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
В соответствии с п. 3 ст. 189 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействий) государственных органов лежит на органах, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
В силу п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение.
Суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства по делу и дал им надлежащую правовую оценку. Решение суда законно и обоснованно. Оснований для его отмены нет.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2012 по делу N А40-103854/12-99-540 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.С. Сафронова |
Судьи |
Н.В. Дегтярева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-103854/2012
Истец: ООО "Региональный нефтянй консорциум", ООО РНК
Ответчик: МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1