г. Ессентуки |
|
12 ноября 2010 г. |
Дело N А63-4008/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 ноября 2010 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 ноября 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Семёнова М.У.,
судей: Афанасьевой Л.В., Белова Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Замуруевой Е.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2010 года по делу N А63-4008/2010 (судья Быкодорова Л.В.) по заявлениям Администрации города Ставрополя, Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя, ООО "Полигон Яр" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю об оспаривании решения и предписания
третьи лица: Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, ЗАО "САХ"
при участии в судебном заседании представителей: от ООО "Полигон Яр" - Фишер С.Ф., от Комитета экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя - Рогова И.В., от Администрации г. Ставрополя - Божко О.Н.,
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2010 по настоящему делу удовлетворены требования Администрации города Ставрополя (далее - администрация), Комитета экономического развития и торговли администрации города Ставрополя (далее - комитет) и ООО "Полигон Яр" (далее - общество) об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 11.03.2010 о признании общества и комитета нарушившими антимонопольное законодательство и предписания от 11.03.2010 N 23 о прекращении указанного нарушения.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований на предмет спора привлечены Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя и ЗАО "САХ".
Управление обратилось с апелляционной жалобой на указанное решение, полагая, что оно принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела и считая, что выводы суда первой инстанции противоречат фактическим обстоятельствам дела. Управление утверждает, что общество, являясь единственным в г. Ставрополе поставщиком услуг по утилизации твёрдых бытовых отходов, применяло при расчетах необоснованно завышенные тарифы, признанные арбитражным судом недействительными. По мнению управления, повторное установление в последующем этих же тарифов свидетельствует о согласованности действий общества и комитета и в результате их совершения были ущемлены интересы контрагента общества - ЗАО "САХ".
Комитет и общество в отзывах отклонили апелляционную жалобу и указали на законность и обоснованность судебного акта и недоказанность вменяемого им нарушения.
Общество, в частности, утверждает об отсутствии факта совершения согласованных действий, поскольку комитет не обладает полномочиями по утверждению применяемых обществом тарифов, это вопрос находится в ведении администрации, а оценка соответствия тарифов требованиям законодательства не относится к компетенции управления.
Комитет полагает, что совпадение величин вновь утвержденных администрацией и ранее признанных арбитражным судом необоснованными тарифов не означает неправомерность их применения. Кроме того, данный участник дела ссылается на признание арбитражным судом правомерным постановления администрации о повторном утверждении тарифов.
В судебном заседании представители комитета и общества настаивали на заявленных доводах, а представитель администрации поддержал позиции указанных участников дела.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие управления, Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя и ЗАО "САХ", извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Как видно из материалов дела, постановлением главы г. Ставрополя от 29.12.2008 N 385 для общества был установлен предельный тариф на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов в размере 49 рублей 14 копеек за 1 кубический метр отходов. Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 27.05.2009 по делу N А63-1018/2009, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.09.2009, постановление признано недействующим. Суд обязал администрацию привести нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством.
Данное обстоятельство послужило основанием для досрочного пересмотра тарифа и принятия постановления от 30.12.2009 N 1897, которым утвержден тариф на услуги общества в таком же размере сроком действия до 31.12.2009.
Решением от 24.03.2010, принятым по обращению ЗАО "САХ", управление признало общество и комитет нарушившими пункт 1 статьи 16 ФЗ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Из решения следует, что в период с 27.05.2009 по 30.12.2009 общество необоснованно применяло тариф на прием и захоронение твердых бытовых отходов, утвержденный постановлением от 29.12.2008 N 385, а последующая легализация данного тарифа в постановлении от 30.12.2009 N 1897 свидетельствует о согласованности действий общества и комитета в целях повышения тарифов.
На основании данного решения выдано предписание от 11.03.2010 N 23 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, в котором обществу, комитету и администрации указано на необходимость руководствоваться при утверждении тарифов действующим законодательством, устанавливающим запрет на превышение предельных индексов максимально возможных изменений тарифов (т.1 л.д.33-34).
Признавая решение и предписание недействительными, суд первой инстанции указал на недоказанность вменяемого нарушения и соблюдение установленного законом порядка утверждения тарифа.
Проверив законность вынесенного решения и правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Статья 16 Закона о защите конкуренции запрещает соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности к повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар; разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков); ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов.
В силу части 1 статьи 8 данного Закона согласованными действиями хозяйствующих субъектов признаются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке, удовлетворяющие совокупности следующих условий: результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов только при условии, что их действия заранее известны каждому из них; действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке.
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что при анализе вопроса о том, являются ли действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке согласованными, арбитражным судам следует учитывать: согласованность действий может быть установлена и при отсутствии документального подтверждения наличия договоренности об их совершении. Вывод о наличии одного из условий, подлежащих установлению для признания действий согласованными, а именно: о совершении таких действий было заранее известно каждому их хозяйствующих субъектов, - может быть сделан исходя из фактических обстоятельств их совершения. Например, о согласованности действий, в числе прочих обстоятельств, может свидетельствовать тот факт, что они совершены различными участниками рынка относительно единообразно и синхронно при отсутствии на то объективных причин.
В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) тарифы на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов подлежат регулированию органами местного самоуправления.
В силу части 3 статьи 4 Закона N 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, определяемые Правительством Российской Федерации, устанавливают предельные индексы в среднем по муниципальным образованиям. Предельные индексы и тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, устанавливаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, должны соответствовать предельным индексам, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок в случае их установления. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе установить только индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Постановлением Региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 30.10.2008 N 30/1 (далее - постановление тарифной комиссии N 30/1) установлено, что предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, установлен на 2009 год в размере 117,2% в среднем по каждому муниципальному образованию Ставропольского края.
Пункт 7 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ предусматривает право органов местного самоуправления устанавливать тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона N 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 Закона N 210-ФЗ.
Согласно части 8 статьи 14 Закона N 210-ФЗ досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня со дня вступления в силу решения суда.
Основанием для досрочного пересмотра тарифа в соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 14 Закона N 210-ФЗ стало, в том числе, объективное изменение условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющее на стоимость товаров и услуг этой организации.
Суд первой инстанции указал, что тариф на оказываемые обществом услуги, установленный постановлением главы г. Ставрополя от 05.07.2006 N 2302 (с изменениями от 18.07.2007 и от 24.12.2008) в размере 42 рублей за один кубический метр отходов (с НДС), действовал более двух лет, поэтому сохранение его на том же уровне в условиях имеющей место инфляции и при переходе организации на упрощенную систему налогообложения с 01.01.2008 экономически неоправданно.
Пунктом 53 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Правила), предельные индексы не применяются к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавкам к тарифам организаций, в отношении которых в предшествующем периоде не осуществлялось государственное регулирование тарифов и надбавок. Изложенное означает, что при установлении тарифа необходимо исходить из экономически обоснованных затрат на оказание услуг.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 5 Закона N 210-ФЗ (в редакции от 18.10.2007, действовавшей в спорный период) органы местного самоуправления, осуществляя полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, привлекают соответствующие организации для проведения экспертизы обоснованности проектов производственных программ, проверки обоснованности расчета соответствующих им тарифов, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Суд установил, что для досрочного установления тарифа на услуги по приему и захоронению твердых бытовых отходов обществом в администрацию представлены документы, которые рассмотрены в соответствии с процедурой, установленной пунктом 14 Правил. Расчет тарифа осуществлен методом компенсации экономически обоснованных затрат и возмещения плановых накоплений общества, необходимых для реализации производственной программы, с учетом анализа фактических расходов общества за 9 месяцев 2009 года. Тариф в размере 49 рублей 14 копеек рассчитан исходя из экономически обоснованных планируемых затрат.
На основании совокупной оценки всех представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц суд сделал вывод о том, что индекс роста рассчитанного тарифа на прием и захоронение твердых бытовых отходов в сравнении с действующим на конец предыдущего периода регулирования составил 117,0 процентов и не превышает индекс, предусмотренный постановлением тарифной комиссии N 30/1 (117,2 процента).
Суд правомерно отклонил довод управления о необоснованности применения обществом данного тарифа при расчетах с ЗАО "САХ" с момента принятия решения от 27.05.2009 по делу N А63-1018/2009, поскольку материалами дела подтверждается, что в данный период правоотношения общества и ЗАО "САХ" регулировались гражданско-правовым договором.
В этой связи суд правильно оценил как незаконное решение управления, установившее в действиях общества и комитета признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предписание, выданное управлением на основании ничтожного решения, также не порождает юридических последствий.
Доказательства, позволяющие сделать иные выводы, в суде не представлены.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает, что причины для отмены либо изменения состоявшего судебного акта отсутствуют, т.к. предусмотренные частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловные основания для отмены решения не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 23.08.2010 года по делу N А63-4008/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через Арбитражный суд Ставропольского края.
Председательствующий |
М.У. Семёнов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-4008/2010
Истец: Администрация г. Ставрополя, Комитет экономического развития и торговли администрации г. Ставрополя., КОМИТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, ООО "Полигон Яр"
Ответчик: Управление Федералной антимонопольной службы по СК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю
Третье лицо: ЗАО "САХ", Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, ООО "Полигон Яр"