г. Томск |
|
22 января 2013 г. |
Дело N А45-24254/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2013 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Хайкина С.Н., Ходырева Л.Е.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия (извещен);
от ответчика: Лемайкин А.В. по доверенности 23.07.2012;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление капитального строительства", г. Новосибирск
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2012
по делу N А45-24254/2012 (судья Дмитриева О.Н.)
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро",г.Новосибирск (ОГРН 1115476103060)
к Государственному казенному учреждению Новосибирской области "Управление капитального строительства", г. Новосибирск (ОГРН 1085406044570)
о понуждении заключить договор,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро" (далее - ООО "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро", истец) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о понуждении Государственного казенного учреждения Новосибирской области "Управление капитального строительства" (далее - Управление, ответчик, апеллянт) к заключению государственного контракта.
Исковые требования мотивированы необоснованным отказом ответчика от заключения государственного контракта с истцом как с победителем конкурса на заключение договора на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство здания Новосибирской государственной научной библиотеки".
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29 октября 2012 года суд, признав требования обоснованными, обязал ответчика заключить с ООО "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро" государственный контракт на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство здания Новосибирской государственной научной библиотеки" на условиях протокола N 3 от 28.12.2011 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить.
По мнению подателя жалобы, обжалуемый судебный акт принят с нарушением норм материального права и противоречит действующему законодательству, поскольку основанием для отказа от заключения государственного контракта явилось отсутствие лимитов бюджетных ассигнований, что влечет невозможность заключения и исполнения государственного контракта истцом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов апеллянта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы в полном объеме в связи с законностью и обоснованностью решения суда первой инстанции.
Письменный отзыв приобщен судебной коллегией к материалам дела в порядке статьи 262 АПК РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на её удовлетворении.
Истец явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя апеллянта, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения открытого конкурса на выбор проектировщика на выполнение проектных работ по объекту "Строительство здания Новосибирской государственной научной библиотеки" победителем конкурса признан истец (протокол N 3 оценки и сопоставления заявок на участие в открытом конкурсе от 28.12.2011). 22.06.2012 истец обратился к ответчику с требованием заключить с ним государственный контракт в порядке и на условиях, определенных конкурсной документацией. Ответчик сообщил истцу о невозможности заключения контракта в связи с отсутствием лимитов бюджетных обязательств. Поскольку ответчиком обязанность по заключению контракта не исполнена, ответчик, по мнению истца, необоснованно уклоняется от заключения государственного контракта последним был заявлен соответствующий иск.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, судом установлено, что ответчиком не представлено доказательств, обосновывающих правомерность отказа от заключения государственного контракта с истцом.
Повторно рассматривая дело в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не имеет оснований не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными правовыми актами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ " О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) регулирует отношения, связанные с размещением заказов, выполнением работ, оказанием услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
В силу части 1 статьи 2 Закона N 94-ФЗ законодательство Российской Федерации о размещении заказов основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, связанные с размещением заказов. Нормы права, содержащиеся в иных федеральных законах и связанные с размещением заказов, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 2 статьи 9 Закона N 94-ФЗ государственный контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Закона N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Частью 4 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов.
Главой 2 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определен порядок размещения заказов путем проведения конкурсов.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса, в целях выявления лучших условий исполнения государственного и муниципального контракта, при этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг. Победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" государственный контракт заключается на условиях, указанных в поданной участником конкурса, с которым заключается контракт, заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации.
В соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В соответствии со статьёй 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
В силу абзаца 2 пункта 5 статьи 448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
Так, согласно пункту 2 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда государственный контракт заключается по результатам конкурса на размещение заказа на подрядные работы для государственных нужд, условия государственного контракта определяются в соответствии с объявленными условиями конкурса и представленным на конкурс предложением подрядчика, признанного победителем конкурса.
Аналогичное положение закреплено и в части 3 статьи 29 Закона N 94-ФЗ.
Исходя из статьи 765 ГК РФ основания и порядок заключения государственного контракта определяются в соответствии с положениями статей 527 и 528 названного Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 528 ГК РФ проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком и направляется поставщику (исполнителю), если иное не предусмотрено соглашением между ними.
Сторона, получившая проект государственного контракта, не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне, а при наличии разногласий по условиям государственного контракта в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне либо уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта (пункт 2 статьи 528 ГК РФ).
В случае, когда государственный или муниципальный контракт заключается по результатам торгов на размещение заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, контракт должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения торгов; уклонение от заключения контракта стороны, для которой заключение контракта является обязательным, предоставляет другой стороне вправо на обращение в суд с требованием о понуждении этой стороны заключить государственный или муниципальный контракт (пункты 4, 5 статьи 528 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона N 94-ФЗ о размещении заказов после определения победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок в срок, предусмотренный для заключения государственного или муниципального контракта, заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона или победителем в проведении запроса котировок либо при уклонении победителя конкурса, аукциона или победителя в проведении запроса котировок от заключения контракта с участником размещения заказа, с которым заключается такой контракт, в случае установления факта:
1) проведения ликвидации участников размещения заказа - юридических лиц или принятия арбитражным судом решения о признании участников конкурса размещения заказа - юридических лиц, индивидуальных предпринимателей банкротами и об открытии конкурсного производства;
2) приостановления деятельности указанных лиц в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
3) предоставления указанными лицами заведомо ложных сведений, содержащихся в документах, предусмотренных частью 3 статьи 25 или частью 2 статьи 35 данного Закона о размещении заказов;
4) нахождения имущества указанных лиц под арестом, наложенным по решению суда, если на момент истечения срока заключения контракта балансовая стоимость арестованного имущества превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов указанных лиц по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период;
5) наличия у участника размещения заказа задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника размещения заказа по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, при условии, что участник размещения заказа не обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Иных оснований для отказа в заключении государственных контрактов Законом N 94-ФЗ не предусмотрено. При этом такие сведения должны быть обнаружены в течение срока, предусмотренного для заключения контракта.
Указанные основания в настоящем деле отсутствуют.
Из совокупности вышеприведенных норм права следует, что заключение договора является обязательным для заказчика конкурса и уклонение от исполнения данной обязанности может быть признано необоснованным.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу N 3 от 28.12.2011 конкурсной комиссии по оценке и сопоставлению заявок на участие конкурсе ООО "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро" было признано победителем конкурса на выполнение проектных работ по объекту: "Строительство здания Новосибирской государственной научной библиотеки".
Судом установлено и не отрицается апеллянтом, что истец направлял ответчику проект государственного контракта с требованием о его подписании.
При этом возражения ответчика о невозможности заключить контракт по причине отсутствия бюджетного финансирования были предметом оценки суда первой инстанции, обоснованно отклонены судом, т.к. не являются основанием для отказа в удовлетворении законного требования победителя конкурса о заключении государственного контракта.
Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
При проведении конкурса ответчик являлся лицом, наделенным правом распоряжения ресурсами по данному объекту капитальных вложений.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона N 94-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Участник размещения заказа не должен быть ущемлен в имущественных правах в связи с тем, что субъект Российской Федерации, разместивший государственный заказ, после проведения конкурса принял решение о перераспределении финансирования между другими получателями бюджетных средств.
Такое поведение субъекта прямо противоречит целям и задачам публичного размещения государственного заказа, предусмотренным статьей 1 Закона N 94-ФЗ, а именно: эффективному использованию средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширению возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулированию такого участия, развитию добросовестной конкуренции, совершенствованию деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечению гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращению коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Замена заказчика и иное изменение условий контракта может быть произведено в порядке и по основаниям, предусмотренным статьей 767 или 450, 451 ГК РФ, а также статьей 9 Закона N 94-ФЗ.
Обязательства заказчика по государственному контракту могут быть прекращены, по основаниям, предусмотренным законом. Однако при этом истец будет иметь возможность прибегнуть к таким мерам защиты и восстановления своих прав, которые вытекают из государственного контракта.
Поскольку уклонение ответчика от заключения государственного контракта подтверждается материалами дела и не является правомерным, суд обоснованно удовлетворил исковые требования.
Условия заключения контракта, указанные судом, соответствуют конкурсной документации и требованиям статьи 173 АПК РФ.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, не подтверждают неправильного применения судом норм материального и процессуального права, не содержат оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ для отмены или изменения судебного акта, не мотивированы со ссылками на конкретные доказательства по делу; в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда отмене - не подлежат.
Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29 октября 2012 года по делу N А45-24254/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-24254/2012
Истец: ООО "Новосибирское экспериментально-конструкторское бюро"
Ответчик: ГБУ Новосибирской области "Управление капитального строительства""
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1711/13
15.08.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10622/12
27.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1711/13
22.01.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10622/12
29.10.2012 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-24254/12