31 января 2013 г. |
А39-1472/2012 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2012
по делу N А39-1472/2012,
принятое судьей Савочкиным В.Н.
по заявлению Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия,
при участии:
от Государственного комитета имущественных и земельных отношений Республики Мордовия - Паньковой Ю.В. по доверенности от 09.01.2013 N 2;
от автономного учреждения "Технопарк-Мордовия" - Сурковой Е.В. по доверенности от 21.06.2012 N 8-д,
и установил:
Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия (далее - Территориальное управление) по отказу, оформленному письмами от 09.08.2011 N 2340 и от 05.10.2012 N 3160, в предоставлении в собственность Республики Мордовия земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25, площадью 27 133 кв.м, местоположение относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка, почтовый адрес ориентира: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Светотехников, д. 3, и об обязании Территориального управления безвозмездно предоставить указанный земельный участок в собственность Республики Мордовия.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество), открытое акционерное общество "Лисма" (далее - ОАО "Лисма"), автономное учреждение "Технопарк-Мордовия" (далее - АУ "Технопарк-Мордовия").
Решением от 08.11.2012 Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил требования Комитета.
Территориальное управление не согласилось с решением арбитражного суда первой инстанции и обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Территориальное управление со ссылкой на постановление Конституционного суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П и определения Конституционного суда Российской Федерации от 07.12.2006 N 542-О, от 04.12.2007 N 828-О-П указало на отсутствие своего согласия на передачу спорного земельного участка в собственность Республики Мордовия.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, Комитетом не приведено доказательств того, каким образом оспариваемые действия нарушают его права и законные интересы.
Представители Комитета и АУ "Технопарк-Мордовия" в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2012 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Республике Мордовия на праве собственности принадлежит шестиэтажное здание экспериментального корпуса: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский р-н, шоссе Светотехников, д. 3 (свидетельство о государственной регистрации права от 15.04.2011 серии 13 ГА N 513909).
Данное здание приобретено Республикой Мордовией в лице Комитета у ОАО "Лисма" по договору купли-продажи от 04.03.2011 N 1 и на основании приказа от 19.05.2011 N 181-У передано в оперативное управление АУ "Технопарк-Мордовия".
Указанный объект недвижимости расположен на земельном участке общей площадью 27 133 кв. м с кадастровым номером 13:23:1007035:25, являющимся собственностью Российской Федерации на основании свидетельства о государственной регистрации права от 26.07.2011 серии 13 ГА N 553802.
Комитет неоднократно обращался в Территориальное управление с заявлениями о передаче земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25 площадью 27 133 кв.м в собственность Республики Мордовия.
Письмами от 09.08.2011 N 2340, от 05.10.2012 N 3160 Территориальное управление отказало Комитету в предоставлении земельного участка в собственность, указав, что на испрашиваемом земельном участке находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ОАО "Лисма", на необходимость проведения землеустроительных работ по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25 и постановки на кадастровый учет его части, необходимой для эксплуатации здания экспериментального корпуса, и на отсутствие соответствующего поручения Росимущества.
Посчитав отказы в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность незаконными и нарушающими права и законные интересы Республики Мордовия, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 15.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю собственности субъектов Российской Федерации и собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся в том числе земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответственно субъектов Российской Федерации и соответствующих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 Положения о Государственном комитете имущественных и земельных отношений Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 16.06.2006 N 7, Комитет является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции полномочия по управлению и распоряжению государственной собственностью Республики Мордовия.
Основания и порядок передачи имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность установлены в части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"".
В соответствии с данной нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для материально-технического обеспечения деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а также имущество, необходимое для обеспечения деятельности научных и научно-технических организаций субъектов Российской Федерации (пункты "а" и "ш" части 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В рассматриваемом случае АУ "Технопарк-Мордовия" является государственным учреждением Республики Мордовия, созданным в сфере науки путем его учреждения распоряжением Правительства Республики Мордовия от 27.07.2009 N 310-р в целях реализации комплексной программы "Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.03.2006 N 328-р.
Целью деятельности учреждения является оказание услуг научно-инновационным организациям по развитию научно-инновационной деятельности в Республике Мордовия посредством реализации проекта строительства технопарка в сфере высоких технологий и обеспечения его эффективного функционирования (пункт 2.2 Устава АУ "Технопарк-Мордовия").
Здание экспериментального корпуса, расположенное по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, Пролетарский р-н, шоссе Светотехников, д. 3, являющееся собственностью Республики Мордовия, на основании приказа от 19.05.2011 N 181-У передано Комитетом в оперативное управление АУ "Технопарк-Мордовия" для обеспечения деятельности и развития инфраструктуры технопарка.
При этом реализация права владения и пользования зданием без земельного участка общей площадью 27 133 кв.м с кадастровым номером 13:23:1007035:25, на котором располагается это имущество, невозможна.
Согласно пункту 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что спорный объект должен быть передан в собственность Республики Мордовия в силу императивной обязанности осуществить такую передачу при соблюдении сторонами всех предусмотренных законом условий, то есть в силу закона.
Как установлено судом первой инстанции, для предоставления спорного земельного участка Комитетом представлен полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
Довод Территориального управления о невозможности передать спорный земельный участок из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации при отсутствии со стороны Росимущества соответствующего волеизъявления обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку отсутствие такового не может рассматриваться как исключение установленной законом обязанности передать имущество.
Необходимость одной стороны безвозмездно передать, а другой принять имущество, направлено на реализацию принципа разделения компетенции по уровням власти, и соответственно распределения имущества, необходимого для исполнения полномочий соответствующего уровня.
В постановлении от 30.06.2006 N 8-П Конституционный суд Российской Федерации, рассматривая вопрос о разграничении собственности между федеральным и республиканскими уровнями власти, указал, что право собственности субъектов Российской Федерации может быть ограничено, если такое ограничение необходимо для защиты конституционных ценностей и по своему характеру соразмерно тем конституционно значимым целям, ради которых оно вводится. Федеральным законом, разграничивающим государственную собственность и устанавливающим порядок передачи имущества в результате разграничения публично-властных полномочий, должен быть обеспечен баланс интересов Российской Федерации и интересов ее субъектов.
При этом в силу вытекающего из Конституции Российской Федерации требования признания и защиты государственной собственности субъектов Российской Федерации полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по разграничению государственной собственности и безвозмездной передаче имущества должны распределяться и осуществляться как находящиеся в совместном ведении с тем, чтобы при принятии соответствующих решений обеспечивались бы учет и согласование интересов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Аналогичная позиция содержится и в определении Конституционного суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-0-П в отношении передачи имущества органам местного самоуправления.
Таким образом, суд правильно посчитал, что позиция Конституционного суда Российской Федерации предполагает учет мнений сторон, и ни в коем случае не исключает установленной законом обязанности по передаче имущества, не дает возможности одной из сторон произвольно толковать свои обязанности и злоупотреблять своими правами.
Поскольку Территориальным управлением данная обязанность не исполнена, суд пришел к обоснованному выводу о том, что это нарушает положения Федерального закона N 122-ФЗ и права Республики Мордовия, создает препятствия в использования АУ "Технопарк-Мордовия" переданного в оперативное управление здания экспериментального корпуса.
Так, суд установил, что в целях выполнения государственного задания АУ "Технопарк-Мордовия" необходимо провести срочные работы по реконструкции указанного здания под размещение Центра экспериментального производства (ЦЭП).
Однако администрация городского округа Саранск отказала АУ "Технопарк-Мордовия" в выдаче разрешения на реконструкцию указанного объекта недвижимости по причине отсутствия у застройщика оформленных прав на земельный участок.
Исследовав основания для отказа в передаче спорного земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации, суд первой инстанции правильно признал их несостоятельными.
Суд обоснованно указал на отсутствие в материалах дела доказательств наличия на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1007035:25 объектов недвижимости, принадлежащих предыдущему собственнику шестиэтажного здания экспериментального корпуса - ОАО "Лисма", а владение последним земельным участком на праве аренды не может служить основанием для отказа Территориальным управлением в передаче Комитету земельного участка, на котором расположено указанное здание, в собственность Республики Мордовия.
Кроме того, суд установил, что решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 29.06.2012 по делу N А39-874/2012, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2012, Территориальному управлению отказано в удовлетворении исковых требований к Комитету о признании недействительным договора аренды имущества с правом выкупа от 24.02.1997 N 327/92 в части передачи в аренду с правом выкупа ОАО "Лисма" встроенного убежища экспериментального корпуса общей площадью 324 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Светотехников, д. 3; о признании недействительным договора купли-продажи недвижимого имущества от 04.03.2011 N 1 в части передачи в собственность Республики Мордовия встроенного убежища экспериментального корпуса общей площадью 324 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Светотехников, д. 3; о применении последствий недействительной сделки, а именно - признании отсутствующим права собственности Республики Мордовия на указанный объект; о признании права собственности Российской Федерации на встроенное убежище экспериментального корпуса общей площадью 324 кв.м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, шоссе Светотехников, д. 3.
Позиция Территориального управления о том, что площадь испрашиваемого земельного участка в собственность значительно превышает площадь, занимаемую объектом недвижимости, правомерно не принята судом первой инстанции во внимание.
Проанализировав положения статей 11.1, пункта 6 статьи 11.9, пункта 2 статьи 35, абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд установил, что Территориальное управление не представило доказательств превышения площади спорного земельного участка. Напротив, согласно рабочему проекту, составленному обществом с ограниченной ответственностью "Инжиниринг-Проект сервис", АУ "Технопарк-Мордовия" необходим земельный участок для эксплуатации здания экспериментального корпуса площадью 30 230,7 кв.м, тогда как фактическая площадь земельного участка составляет 27 133 кв.м.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что в результате преобразования земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:0011 площадью 54 703 кв.м были сформированы и поставлены на кадастровый учет четыре земельных участка, в том числе и спорный земельный участок - площадью 27 133 кв.м с кадастровым номером 13:23:1007035:25, предназначенный непосредственно для эксплуатации здания экспериментального корпуса.
В связи с этим приведенное Территориальным управлением основание о необходимости проведения землеустроительных работ по преобразованию земельного участка с кадастровым номером 13:23:1007035:25 и постановке на кадастровый учет его части суд признает несостоятельным.
Судом также правомерно отклонена ссылка Территориального управления об отсутствии у него соответствующего поручения Росимущества на передачу в собственность Республики Мордовия спорного земельного участка.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" утверждено Положение о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, в соответствии с пунктом 1 которого Федеральное агентство по управлению государственными имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера, в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В силу пункта 4 названного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктами 4.1, 4.6 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, предусмотрено, что территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории Республики Мордовия, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества и обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Таким образом, Комитет обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка к уполномоченному органу по управлению и распоряжению земельными участками на территории Республики Мордовия, находящимися в государственной собственности.
В данном случае вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком предоставления земельных участков в собственность, не должны являться для лица, обратившегося в уполномоченный орган, препятствием его праву на предоставление земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные доказательства и оценив установленные обстоятельства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что у Территориального управления отсутствовали основания для отказа в предоставлении Республике Мордовия в собственность спорного земельного участка.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации именно на Территориальное управление возложена обязанность доказывания соответствия оспариваемого отказа закону или иному нормативному правовому акту и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия.
Поскольку такие доказательства в материалах дела отсутствуют, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемые действия Территориального управления не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы Республики Мордовия, чьи интересы представляет Комитет.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
На этом основании суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявление Комитета. При этом с учетом требований части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно возложил на уполномоченный орган обязанность безвозмездно передать в собственность Республики Мордовия испрашиваемый земельный участок.
Арбитражный суд Республики Мордовия в полном объеме выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы основаны на правильном применении норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Территориального управления по приведенным в ней доводам, противоречащим нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.11.2012 по делу N А39-1472/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-1472/2012
Истец: Государственный комитет имущественных и земельных отношений Республики Мордовия
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия
Третье лицо: Автомонтное учреждение "Технопарк-Мордовия", Автономное учреждение "Технопарк-Мордовия", ОАО "Лисма", Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом г. Москва, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Мордовия