г. Саратов |
|
7 февраля 2013 г. |
Дело N А57-12850/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "7" февраля 2013 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Волковой Т.В.,
судей Н.А. Клочковой, Т.Н. Телегиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Евлоевой Ю.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2012 года,
по делу N А57-12850/2012, (судья Елистратов К.А.),
по иску общества с ограниченной ответственностью "Универмаг Вольский", Саратовская область, г.Вольск (ИНН 6441020058ОГРН 1116441000312),
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, (ИНН 7705401340 ОГРН 1027700485757)
третьи лица:
Правительство Саратовской области, (ИНН 6450036544 ОГРН 1036405002248)
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, (ИНН 6455039436 ОГРН 1056405504671)
о признании кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и об обязании внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка
при участии в судебном заседании:
от истца - Курдюков В.В., доверенность от 29.01.2013 N 13,
от ответчика - Шатунова О.Г, доверенность от 13.02.2012 N 64/2012-10,
от Правительство Саратовской области - не явились, извещены,
от Росреестра по Саратовской области - не явились, извещены.
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области поступило исковое заявление общества с ограниченной ответственностью "Универмаг Вольский", Саратовская область, г.Вольск (ОГРН 1116441000312), к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", г. Москва, третьи лица: Правительство Саратовской области, Управление Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Саратовской области, о признании кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 4729 кв.м с кадастровым номером 64:42:010108:11, расположенного по адресу: Саратовская область, город Вольск, площадь 10-летия Октября, д. 4/1, равной его рыночной стоимости в размере 5 915 979,00 руб.;
об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в течение 10 дней с момента вступления в законную силу решения внести в государственный кадастр недвижимости рыночную стоимость земельного участка общей площадью 4729 кв.м с кадастровым номером 64:42:010108:11, расположенного по адресу: Саратовская область, город Вольск, площадь 10-летия Октября, д. 4/1, в размере 5 915 979,00 руб. в качестве новой кадастровой стоимости указанного земельного участка.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2012 года по делу N А57-12850/2012 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГБУ "ФКП Росреестра" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2012 года по делу N А57-12850/2012.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Представитель истца в судебное заседание явился, возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Правительство Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91642 приобщено к материалам дела).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом (уведомление N 91641 приобщено к материалам дела).
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в порядке ст.123 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, в открытом судебном заседании, апелляционный суд не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебного акта в силу следующего.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Распоряжения Комитета по управлению имуществом области Правительства Саратовской области N 267-р от 10.03.2005 и договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка N 107 от 14 марта 2005 года ОАО "Универмаг Вольский" в аренду сроком на 49 лет для осуществления предпринимательской деятельности был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 64:42:01 01 08:0011 (старая нумерация), расположенный по адресу: Саратовская область, г. Вольск, площадь 10-летия Октября, 4/1 общей площадью 4580 кв.м.
Соглашением от 24.08.2010 о внесении изменений в договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка площадь арендуемого ОАО "Универмаг Вольский" земельного участка увеличена до 4729 кв.м.
11.03.2011 ОАО "Универмаг Вольский" было реорганизовано путем преобразования в ООО "Универмаг Вольский".
В связи с этим дополнительным соглашением от 26.04.2011 к вышеуказанному договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка в договор аренды были внесены изменения и вместо ОАО "Универмаг Вольский" арендатором по договору аренды стало ООО "Универмаг Вольский".
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе судебная коллегия считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
В соответствии п.1 Постановления Правительства Саратовской области от 27.11.2007 г. N 412-П "Об установлении размера арендной платы за земельные участки и сроков ее внесения" годовой размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Саратовской области, а также за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается в зависимости от вида разрешенного использования в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно данного Постановления Правительства области для ООО "Универмаг Вольский" - ставка арендной платы составляет 2% от кадастровой стоимости земельного участка в год, как за земельный участок, предназначенный для иных целей.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что на основании действующего законодательства арендная плата за земельный участок, занимаемый ООО "Универмаг Вольский", установлена исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В целях определения кадастровой стоимости земельных участков в Саратовской области ФГУП "Росземкадастрсъемка" - ВИСХАГИ (Поволжский филиал) были проведены работы по определению кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных Саратовской области по состоянию на 01.01.2007.
По итогам работ был составлен Отчёт об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населённых пунктов Саратовской области по состоянию на 01.01.2007 года, с датой утверждения отчёта - 18.02.2009 года, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка 64:42:01 01 08:0011 определена в размере 16 645 597, 8 руб., а удельный показатель кадастровой стоимости этого земельного участка в размере 3634, 41 руб./кв.м. по состоянию на 01.01.2007 (5 вид разрешенного использования).
Постановлением N 270-П "Вопросы государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Саратовской области" от 07.07.2009, Приложением N 1 Правительство Саратовской области утвердило кадастровую стоимость вышеуказанного земельного участка в размере 11 935 800,6 руб., а среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости 1 кв.м. земельных участков в разрезе 5 вида разрешенного использования в кадастровом квартале 64:42:01 01 08 - в размере 2606,07 руб.
Исходя из изложенного, первоначальная кадастровая стоимость земельного участка, арендуемого ООО "Универмаг Вольский" составляла 11 935 800,6 руб.
После увеличения площади участка с 4580 кв.м. до 4729 кв.м., кадастровая стоимость земельного с учетом удельного показателя кадастровой стоимости увеличилась и стала составлять 12 324 105,03 руб.
Согласно кадастровому паспорту от 12.05.2012 земельный участок, арендуемый ООО "Универмаг Вольский" с кадастровым номером 64:42:010108:11 (новая нумерация) площадью 4729 кв.м. имеет кадастровую стоимость 12 324 105,03 руб. при удельном показателе кадастровой стоимости 2606,07 руб.
Между тем, по инициативе ООО "Универмаг Вольский" в период с 19.04.2012 по 27.04.2012 ООО "Консалитнговая фирма "Прайс" по состоянию на 19.04.2012 проведена рыночная оценка земельного участка с кадастровым номером 64:42:010108:11, расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, площадь 10-летия Октября, 4/1, арендуемого ООО "Универмаг Вольский".
Согласно отчету N 240-12 об определении рыночной стоимости земельного участка расположенного по адресу: Саратовская область, г. Вольск, пл. 10-летия Октября, 4/1 рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 19.04.2012 года составила 5 915 979 рублей, при рыночной стоимости 1 кв. метра 1251 рубль.
Указанное обстоятельство, со ссылками на статью 3 Налогового кодекса РФ, статью 66 Земельного кодекса РФ, послужило основанием для предъявления истцом требования о внесении рыночной стоимости земельного участка в качестве его новой кадастровой стоимости.
Истец, будучи собственником вышеуказанного земельного участка, является, по смыслу п.1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ), налогоплательщиком земельного налога в отношении данного участка. При этом, в силу статьи 390 НК РФ, налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст.389 НК РФ.
Как предусмотрено п.2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 22.07.2010 N 167-ФЗ) были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту -Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ), в который была включена глава "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
При этом в силу статей 5 и 6 Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ на спорные правоотношения по данному делу вышеуказанные нормы не распространяются и истец воспользоваться механизмом Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ не может.
Однако пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в период до вступления в законную силу Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее по тексту - Правила).
Указанные Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом (пункт 1 Правил).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости.
На основании пункта 10 федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2), утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2007 N 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, действующее в настоящее время правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости (Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 г. N 275-О-О).
Согласно правовой позиции Высшего арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ N 913/11 от 28.06.2011 г., установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. При этом, достоверность определения кадастровой стоимости принадлежащего истцу земельного участка с кадастровым номером 64:42:01008:0011, как и нормативный акт о ее утверждении, предметом оспаривания по настоящему делу не являются.
Истцом заявлен иск в исковом порядке к органу кадастрового учета. Такое требование не связанно с оспариванием действий органов кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства. Заявленные истцом требования по существу имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, а не оспаривание действий этого органа. Следовательно, такое требование, предъявленное к Федеральному бюджетному учреждению "Кадастровая палата" по Саратовской области, наделенному полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета", подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой, в случае необходимости, судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации назначается экспертиза.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ физические лица и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных указанным Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса РФ Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности, т.е. с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ.
Истцом в суд был представлен отчет N 240-12 от 27.04.2012 года независимого оценщика - ООО "Бюро по оценке имущества и аудит", об установлении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 19.04.2012: 5.915.979 рублей.
В соответствии с абзацем третьим пункта 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" установлено, что в силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ (об оценочной деятельности) отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете, - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно статье 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ отчет независимого оценщика является одним из доказательств по делу (статья 75 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Оценка данного доказательства осуществляется судом в соответствии с правилами главы 7 АПК РФ. Для проверки достоверности и подлинности отчета оценщика судом по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия участвующих в деле лиц может быть назначена экспертиза, в том числе в виде иной независимой оценки (статьи 82 - 87 АПК РФ). При этом оценщик, осуществивший оценку, привлекается к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (статья 51 АПК РФ, пункт 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92).
Ответчик ни в суде первой инстанции ни в суде апелляционной инстанции не оспорил отчет и рыночную стоимость земельного участка, установленную в этом отчете, согласившись с данными о рыночной стоимости земельного участка истца, содержащимися в отчете.
Действующее законодательство предусматривает презумпцию достоверности отчета независимого оценщика. Так, в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В материалах дела отсутствуют доказательства, опровергающие в порядке, предусмотренном действующим законодательством, достоверность отчета независимого оценщика.
Заявитель апелляционной жалобы - ответчик указывает, что ФГБУ "ФКП Росреестра" является ненадлежащим ответчиком, поскольку органом кадастрового учета является Управление Росреестра по Саратовской области и он проводил кадастровую оценку земель. Однако указанный довод является несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (то есть Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии - по тексту - Росреестр).
В силу ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 "О государственном кадастре недвижимости" полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных указанным Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Таким образом, ФГБУ "ФКП Росреестра" является органом кадастрового учета и имеет право вносить изменения в государственный кадастр недвижимости.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом исковые требования к ФГБУ "ФКП Росреестра".
Судебная коллегия, проанализировав предоставленные в материалы дела письменные доказательства, приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом, опровергаются материалами дела и не отвечают требованиям действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, судебная коллегия считает, что при рассмотрении заявленного иска по существу суд первой инстанции полно и всесторонне определил круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дал обоснованную юридическую оценку, и сделал правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, у судебной коллегии нет оснований для изменения или отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба ФГБУ "ФКП Росреестра" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 23 октября 2012 года по делу N А57-12850/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу ФГБУ "ФКП Росреестра" без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.В. Волкова |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-12850/2012
Истец: ООО "Универмаг Вольский"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра"
Третье лицо: Правительство Саратовской области, Росреестр по Саратовской области, Управление Росреестра по Саратовской области, ФГБУ ФКП "Росреестра"