г. Москва |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А41-19756/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Мордкиной Л.М., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником Романовой Е.В.,
при участии в заседании:
от истца (заявителя): Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004066966; ИНН 5032004222), Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (ОГРН 1025004060014; ИНН 5032000299): представители не явились, извещены судом,
от ответчика: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273): представитель не явился, извещен судом,
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703): представитель не явился, извещен судом,
от индивидуального предпринимателя Лагутина Станислава Васильевича: Якимова Л.А., доверенность от 18.05.12 г.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ТУ Росимущества по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 24 августа 2012 года по делу N А41-19756/12, принятое судьей Л.В.Федуловой, по иску (заявлению) Администрации Одинцовского муниципального района Московской области, Комитета по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района к Территориальному управлению Росимущества по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Одинцовского муниципального района Московской области (далее - Администрация, истец), Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района Московской области (далее - КУИ Администрации, соистец) обратились в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ в Московской области, ответчик), с участием третьих лиц: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Лагунина Станислав Васильевич о признании отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 70 кв.м с кадастровым номером 50:20:0090507:51, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, пос.Старый городок, ул.Почтовая, участок N м 9.
При этом суд исходил из того, что на спорном земельном участке находится нежилое помещение магазин, принадлежащий Лагутиной Е.Н., иных строений, принадлежащих другим лицам, на спорном земельном участке не имеется.
Оснований для отнесения спорного земельного участка к собственности Российской Федерации не имеется.
Не согласившись с решением суда, ТУ ФАУГИ по Московской области подало апелляционную жалобу, в которой просило о его отмене как принятого с нарушением п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", п. 1, 2 ст. 214 ГК РФ, п. 10 ст. 3 ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", ФЗ от 17.04.2006 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации". По мнению ТУ ФАУГИ по МО, администрацией не доказано нарушение вещных прав на земельный участок, а требования направлены на восстановление права распоряжения спорным земельным участком на будущее время, что неправомерно.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители ТУ ФАУГИ по МО, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, а также иные лица, не явились, о дате и месте рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Представитель Лагутина С.В. в суде апелляционной инстанции возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции дополнительно представлена копия кадастрового паспорта, приобщенного судом к материалам дела, согласно которому на спорном земельном участке находится нежилое помещение, принадлежащий на праве собственности Якимовой Л.А.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, исследовав материалы дела, в том числе дополнительные документы, представленные представителем Лагутиной С.В., оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Лагутиной С.В., суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Суд установил, что 03.04.2000 г. между Администрацией Никольского сельского округа Одинцовского района Московской области (далее Арендодатель) и предпринимателем без образования юридического лица Лагутиной Еленой Николаевной (далее Арендатор) был заключен договор аренды земельного участка N 12 (л.д. 10-13).
В соответствии с данным договором Арендатором был принят в аренду земельный участок общей площадью 70 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, п. Старый городок, ул. Почтовая, участок N 9, для установки магазина и организации предпринимательской деятельности.
Срок заключения договора аренды земельного участка от 03.04.2000 г. N 12 был установлен на пять лет (с 03.04.2000 г. по 03.04.2005 г.).
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 19.06.2001 г.
В период действия данного договор аренды Лагутиной Е.Н. на арендуемом земельном участке было возведено нежилое помещение - магазин, площадью 46, 2 кв.м., с кадастровым номером 50:20:21:00501:001 (Свидетельство о государственной регистрации права от 07.06.2001 г. 50 АГ N 272717 (л.д. 23)).
После ввода магазина в эксплуатацию, договор аренды земельного участка от 03.04.2001 г. N 12 был расторгнут.
Между Администрацией Никольского сельского округа Одинцовского района Московской области (далее Арендодатель) и предпринимателем без образования юридического лица Лагутиной Еленой Николаевной (далее Арендатор) 01.04.2003 г. был заключен договор аренды земельного участка N 4 (л.д. 14-18).
В соответствии с данным договором Арендатору был предоставлен в аренду спорный земельный участок сроком на три года и девять месяц (с 01.04.203г. по 31.12.2006 г.) для организации работы магазина.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в Московской областной регистрационной палате 04.06.2003 г.
Как следует из материалов дела, после истечения срока действия договора аренды земельного участка от 01.04.2003 г. N 4, арендатор продолжал пользоваться земельным участком с согласия арендодателя.
При таких обстоятельствах в силу п. 2 ст. 621 ГК РФ, вышеназванный договор аренды считался возобновленным на неопределенный срок с 1 января 2007 года.
Из представленных в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права от 28.10.2010 г. 50 АБ N 115350 (л.д. 26) и свидетельства о праве на наследство от 05.08.2010 г. МО-5 N 2630160 (л.д. 27), собственником нежилого здания - магазин, назначение: нежилое, 1-этажного, общей площадью 47, 8 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский муниципальный район, сельское поселение Никольское, п. Старый Городок, ул. Почтовая, д.7, является Лагутин Станислав Васильевич.
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.07.2011 г. N 49/011/2011-121 (л.д. 9) правообладателем земельного участка площадью 70 кв. м с кадастровым номером 50:20:0090507:51, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, пос. Старый городок, ул. Почтовая, участок N 9 является Российская Федерация.
Истцы, считая, что право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией незаконно в нарушение действующего законодательства обратились с настоящим иском в суд.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Как усматривается из выписки ЕГРП от 05.07.2011 г. N 49/011/2011-121 собственником спорного земельного участка указана Российская Федерация.
Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП, установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах"
Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.
В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" срока для предоставления лицу запрошенной информации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Таким образом, истец считает, что запись в ЕГРП о праве собственности за Российской Федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена.
В соответствии с п.52 абз. 4 Постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.10 г. N 10/22, в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
По смыслу ст. 12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст.12 РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.
Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.
Объекты недвижимого имущества, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации на спорном земельном участке отсутствуют.
В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404.
В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В регистрирующий орган для регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись как правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.
При этом, регистрация прав в Российской Федерации носит заявительный характер. Доказательств обращения Российской Федерацией о регистрации права собственности на спорный участок суду не представлено.
Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для признания отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 70 кв.м с кадастровым номером 50:20:0090507:51, расположенный по адресу: Московская область, Одинцовский район, Никольский с/о, пос.Старый городок, ул.Почтовая, участок N 9.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 24 августа 2012 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-19756/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Л.М. Мордкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-19756/2012
Истец: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Одинцовского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Одинцовского района
Ответчик: Территориальное управление Росимущества по Московской области
Третье лицо: ИП Лагутин С. В., Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области