г. Томск |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А27-18486/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Музыкантовой М.Х.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кульковой Т.А.
без использования средств аудиозаписи
при участии:
от истца: без участия (извещен),
от ответчика: без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 декабря 2012 года по делу N А27-18486/2012 (судья Драпезо В.Я.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
к Муниципальному казенному образовательному учреждению для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа "Детский дом N 35" (ОГРН 1024200510993, ИНН 4201009152)
о взыскании 64 руб. 16 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - заявитель, Фонд социального страхования) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Муниципального казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа "Детский дом N 35" (далее по тексту - заинтересованное лицо, Учреждение) пени по страховым взносам от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 64 руб. 16 коп.
На основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 10 декабря 2012 года по делу N А27-18486/2012 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт о взыскании с Учреждения пени в размере 64,16 руб.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на нарушение судом норм материального права (неправильно истолкованы нормы права), несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.
Учреждение отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) не представило.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
На основании частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения камеральной проверки расчетной ведомости формы 4-ФСС за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 выявлена несвоевременная уплата страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страхователю начислены пени в сумме 64 руб. 16 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и направлено требование от 06.07.2012 N 535нс.
В адрес Учреждения направлено требование от 06.07.2012 N 535нс с предложением уплатить указанную сумму пени (л.д. 19-20).
Неисполнение Учреждением требования в установленный срок явилось основанием для обращения Фонда социального страхования в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с Учреждения пени в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Фондом социального страхования не доказан период образования недоимки по страховым взносам, на которую начислены указанные пени, размер этой недоимки, давность взыскания указанных недоимки и пеней.
Седьмой арбитражный апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда, находит их ошибочными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.07.1988 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее по тексту - Федеральный закон N 125-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Контроль за деятельностью страхователя по начислению и уплате страховых взносов в соответствии с пунктом 8 статьи 18 Федерального закона N 125-ФЗ возложен на Фонд социального страхования Российской Федерации и его исполнительные органы.
Согласно положениям статьи 3 названного закона Учреждение является страхователем. В соответствии подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 125-ФЗ страхователи обязаны в установленном порядке и в определенный исполнительным органом Фонда социального страхования Российской Федерации срок начислять и перечислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования.
Как следует из пункта 4 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ, суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках (иных кредитных организациях) средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком.
Уплата страховых взносов производится на основании расчетных ведомостей, представляемых страхователями страховщику по месту их регистрации в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона N 125-ФЗ ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
В силу положений статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ в случае уплаты страхователем страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки он уплачивает пени в установленных настоящей статьей порядке и размерах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Пени начисляются сверх причитающихся к уплате страховщику сумм страховых взносов и иных платежей и независимо от взыскания со страхователя штрафов, предусмотренных пунктом 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Пени начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно. Пени определяются в процентах от недоимки. Недоимкой признается сумма страховых взносов, не уплаченная в установленный срок. Процентная ставка пеней устанавливается в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на момент образования недоимки.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки Фонд социального страхования пришел к выводу о нарушении Учреждением сроков перечисления страховых взносов, что повлекло начисление пеней.
Из пункта 1 Акта проверки Фонда социального страхования следует, на основании каких документов сделан вывод о несвоевременности уплаты Учреждением страховых взносов (л.д. 14).
Согласно требованию по состоянию на 06.07.2012 г. N 535нс (л.д. 19) задолженность Учреждения по страховым взносам составила 0,00 руб., в том числе пени в размере 64 руб. 16 коп. за период с 01.01.2012 г. по 31.03.2012 г, в котором не указано, что пени начислены в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки.
В подтверждение обоснованности и законности начисления пени в материалах дела имеется расчет, который является надлежащим, поскольку в нем правильно указаны: сумма задолженности по страховым взносам, на которую начислены пени, период начисления пени, количество дней просрочки, ставки (л. д. 21).
Учреждением возражений по расчету пеней и доказательств своевременной уплаты страховых взносов не представлено.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
При этом суд апелляционной инстанции учитывает, что в соответствии с пунктом 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" требование об уплате налога может быть признано недействительным, только если оно не соответствует фактической обязанности налогоплательщика по уплате налога или если нарушения требований, предъявляемых к его содержанию, являются существенными.
Согласно пункту 6 Методических указаний по проведению камеральных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утвержденных Постановлением ФСС РФ от 21.05.2008 г. N 110 (далее по тексту- Методические указания), камеральная проверка отчетности проводится в течение двух месяцев со дня представления страхователем отчетности в отделение (филиал отделения) Фонда.
В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по результатам камеральной проверки составляется акт камеральной проверки по установленной форме в течение десяти рабочих дней после окончания камеральной проверки. Страхователь, в отношении которого проводилась камеральная проверка (его представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в соответствующее отделение (филиал отделения) Фонда письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям.
Согласно пункту 13 Методических указаний по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки страхователя руководитель отделения (филиала отделения) Фонда выносит решение либо о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию, либо об отказе в привлечении к ответственности. Соответствующие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока рассмотрения материалов проверки.
Решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу (его представителю), в отношении которого вынесено соответствующее решение.
В соответствии с пунктами 18, 19, 20, 21 Методических указаний требование об уплате направляется страхователю в десятидневный срок с момента вступления в силу соответствующего решения. Срок исполнения обязанности по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов, указываемый в требовании, определяется отделением (филиалом отделения) Фонда. При этом требование об уплате должно быть исполнено в течение десяти календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании. При невыполнении страхователем требования об уплате в установленный срок отделение (филиал отделения) Фонда осуществляет взыскание недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в принудительном порядке.
В связи с тем, что акт проверки составлен 10.05.2012 г., а решение вынесено 08.06.2012 г.,Фонд социального страхования провел камеральную проверку представленного расчета в пределах двухмесячного срока, решение вынес в пределах срока, установленного пунктом 13 Методических указаний, с учетом 15-дневного срока на представление страхователем возражений.
Решение Фонда социального страхования, в том числе, в части начисления пеней, в порядке, определенном законодательством, Учреждением не обжаловалось, хотя в нем разъяснялся порядок его обжалования.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пени и штрафов, направленно в адрес страхователя посредством услуг почтовой связи. Названным требованием установлен срок уплаты пени в добровольном порядке - до 23.07.2012 г. С данной даты начинает течь шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд, который истекает 23.01.2013 г.
С заявлением о взыскании спорных сумм пени Фонд социального страхования обратился в арбитражный суд первой инстанции 09.10.2012 г., что подтверждается почтовым штампом на имеющимся в материалах дела конверте (л.д. 25). В связи с изложенным, срок для обращения в арбитражный суд первой инстанции Фондом социального страхования не пропущен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правильности определения расчета Фондом социального страхования размера неуплаченной суммы страховых взносов, периодов просрочки платежа, процентной ставки (1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации =0,027%), что соответствует положениям статьи 22.1 Федерального закона N 125-ФЗ.
Учитывая изложенное, арбитражным судом первой инстанции решение принято при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд посчитал установленными, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно истолкованы нормы материального права, в связи с чем имеются основания для отмены решения суда, установленные статьей 270 АПК РФ, и принятия в порядке пункта 2 статьи 269 АПК РФ нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований, а равно, принятия доводов апелляционной жалобы.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается в доход федерального бюджета ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований.
В соответствии с подпунктами 1, 4 и 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с детского сада подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 4 000 рублей (по 2 000 рублей за рассмотрение дела в судах первой и апелляционной инстанций).
Вместе с тем суд апелляционной инстанции, учитывая размер взысканной задолженности (64 руб. 16 коп.) и правовой статус Учреждения как муниципального образовательного учреждения, на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 19 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117 считает возможным уменьшить размер подлежащей уплате государственной пошлины в двадцать раз (с 4 000 рублей до 200 рублей).
В соответствии с частью 2 статьи 319 АПК РФ исполнительные листы на взыскание финансовых санкций и государственной пошлины должны быть выданы Арбитражным судом Кемеровской области.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 10 декабря 2012 года по делу
N А27-18486/2012 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа "Детский дом N 35" (ОГРН 1024200510993, ИНН 4201009152) пени в размере 64 руб. 16 коп.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа "Детский дом N 35" (ОГРН 1024200510993, ИНН 4201009152, адрес места нахождения: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Мира N 22) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительные листы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным часть 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Музыкантова М.Х. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-18486/2012
Истец: ГУ-Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1
Ответчик: Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Анжеро-Судженского городского округа "Детский дом N 35"