г. Томск |
|
11 февраля 2013 г. |
Дело N А67-3372/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе председательствующего Н. В. Марченко,
судей Е. И. Захарчука, Т. В. Павлюк,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С. В. Заусаевой,
при участии:
от истца: Д. Ю. Скаковского, доверенность N 03-03/152ТФ от 27.09.2012 года,
от ответчиков:
Администрации г.Томска - С. С. Чикова, доверенность N 1141 от 01.03.2012 года,
Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью - Р.А. Каширина, доверенность N 11 от 01.02.2012 года,
Департамента архитектуры и градостроительства - без участия (извещен),
от третьего лица:
ОАО "РЖД" - П. В. Рубана, доверенность от 26.03.2012 года,
ЗАО "СИБУР-Транс" - без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Администрации города Томска и Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томск на решение Арбитражного суда Томской от 02 ноября 2012 года по делу N А67-3372/2012 (судья М. О. Попилова)
по иску общества с ограниченной ответственностью открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237)
к Администрации города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706),
Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Томска
о признании отказов в выкупе земельного участка незаконными,
к муниципальному образованию "Город Томск" в лице:
Администрации города Томска (ИНН 7017004461, ОГРН 1037000087706),
Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью ад-министрации города Томска (ИНН 7017002351, ОГРН 1027000856211)
Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска
о понуждении заключить договор купли-продажи,
третьи лица: закрытое акционерное общество "СИБУР-Транс", открытое акционерное общество "Российские железные дороги",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК-11") обратилось в арбитражный суд с иском к муниципальному образованию "Город Томск" в лице Администрации города Томска, Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска о признании незаконным отказа в выкупе земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0133 общей площадью 78 140,00 кв.м в собственность, направленного письмом первого заместителя мэра города Томска (исх. 221-з, вх. 718 от 15.02.2012), и обязании ответчика в лице Администрации города Томска и Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска заключить с ОАО "ТГК-11" договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0133 общей площадью 78 140,00 кв.м, расположенного по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 26, с учётом выкупной цены в два процента кадастровой стоимости земельного участка, на условиях договора купли-продажи, направленного письмом от 26.04.2012 исх. N 19-1839 (вх. 3996 от 26.04.2012).
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил заявленные требования, просил признать незаконными отказы Администрации города Томска (письмо первого заместителя мэра города Томска исх. 221-з, вх. 718 от 15.02.2012) и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Томска (письмо от 19.01.2012 исх. N 01-01-19/289) в выкупе земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0133 общей площадью 78 140 кв.м в собственность; обязать муниципальное образование "Город Томск" в лице Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска заключить договор купли-продажи выкупе земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:0133 общей площадью 78 140 кв.м, расположенный по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б, с ОАО "ТГК-11" с учетом выкупной цены в два процента кадастровой стоимости земельного участка, на условиях договора купли-продажи, направленного письмом от 26.04.2012 исх. N 19-1839 (вх. N 3996 от 26.04.2012) (л.д. 121-123 т. 1, 54-55 т. 2).
Определением арбитражного суда от 06.08.2012 года произведена замена ненадлежащего ответчика по требованиям о признании отказов в выкупе незаконными - муниципального образования "Город Томск" в лице Администрации города Томска и Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томск на надлежащих ответчиков - Администрацию города Томска и Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска.
В судебном заседании истец порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил принять пункт 5.1 договора купли-продажи от 25.04.2012 в следующей редакции: "В случае просрочки платежа Покупатель уплачивает пеню (штраф) в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России от стоимости (выкупной цены) Участка за каждый день просрочки".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены закрытое акционерное общество "СИБУР-Транс" (далее - ЗАО "СИБУР-Транс"), открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
Решением Арбитражного суда Томской области от 02 ноября 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация города Томска и Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томск в апелляционных жалобах просят его отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении иска отказать.
В обоснование жалобы Администрацией города Томска указано, что судом ошибочно истолкован пункт 2 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 27, 36, 90 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок, на котором расположены железнодорожные пути, железнодорожные линии является ограниченным в обороте и не может быть представлен в собственность истца. Кроме того, судом не принято во внимание, что действующее законодательство предусматривает возможность заключения договора купли-продажи только после принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. В связи с отсутствием такого решения у Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томска отсутствует обязанность по заключению договора купли-продажи земельного участка.
Апелляционная жалоба Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томск также мотивирована нарушением предусмотренной законодательством процедуры заключения договоров купли-продажи земельного участка, отсутствием оснований для передачи истцу земельного участка в собственность. Заявитель жалобы считает неправомерным взыскание с него 4000 руб. государственной пошлины по одному требованию - о понуждении заключить договор.
ОАО "ТГК N 11" в отзывах доводы апелляционных жалоб отклонило, решение суда просило оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 156 Арбитражного кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы рассмотрены в отсутствие представителя третьего лица ЗАО "СИБУР-Транс".
В судебном заседании представители ответчиков поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям. Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивал на оставлении решения суда без изменения как законного и обоснованного. Представитель третьего лица ОАО "РЖД" подтвердил отсутствие на спорном земельном участке объектом, принадлежащих ОАО "РЖД".
Изучив доводы апелляционных жалоб, отзыва, заслушав представителей лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ОАО "ТГК N 11" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации объектов энергетики земельный участок кадастровый номер 70:21:0100001:0133 площадью 78 140 кв.м, расположенный по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 07.02.2008 серии 70АБ 185837, кадастровым паспортом земельного участка от 19.09.2011 N 7000/301/11-58883 (л.д. 17-18, 64 т. 1).
ОАО "ТГК N 11" принадлежат на праве собственности двухэтажное нежилое строение площадью 3 562,80 кв.м, инвентарный N 069:401:1000:00:15889, лит. А, расположенное по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б, сроен. 8, двухэтажное нежилое строение площадью 4 056,50 кв.м, инвентарный N 069:401:1000:00:15890, лит. А,А1, А2, расположенное по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б, сроен. 9, энергетический производственно-технологический комплекс - теплоэлектроцентрали ТЭЦ-3 (в состав входят 20 зданий и 101 сооружение), расположенный по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 28.01.2008 серии 70АБ 180550, от 28.04.2008 серии 70АБ 322050, от 14.07.2008 серии 70АБ 215786, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 03.02.2012 N 01/003/2012-594, от 03.02.2012 N 01/003/2012-595, от 13.09.2011 N 01/294/2011-833 соответственно (л.д. 37, 45, 55, 61-63 т. 1).
28.09.2011 ОАО "ТГК-11" обратилось с заявлением к мэру города Томска о предоставлении в собственность земельных участков, которые предоставлены обществу на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе указанного земельного участка (л.д. 20-21 т. 1).
Письмом от 18.11.2011 N 01-01-19/11371 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска отклонил согласование проекта постановления "О предоставлении ОАО "ТГК-11" в собственность земельных участков по адресам: г. Томск, ул. Шевченко, 44, г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б" в том числе в связи с тем, что на участке с кадастровым номером 70:21:0100001:0133 могут быть расположены гидротехнические сооружения и необходимостью произвести обследование участка на предмет установления в его границах зданий, сооружений, строений и т.д. (л.д. 11-12 т. 1).
21.11.2011 ОАО "ТГК-11" письмом N 19-5014 (вх. N 2194/14 от 21.11.2011) направило в адрес председателя Комитета землеустройства и оформления права на землю Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска дополнительные документы с целью устранения имеющихся замечаний (л.д. 22-23 т. 1).
Письмом от 14.12.2011 N 19-5468 общество вновь обратилось в уполномоченный орган (вх. 10166/9 от 14.12.2011) с просьбой о незамедлительном рассмотрении вопросов о выкупе земельных участков в собственность (л.д. 24 т. 1).
Письмом от 16.12.2011 N 010119/12472 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска сообщил ОАО "ТГК-11" о том, что пакет документов в отношении спорного участка земельного участка направлен в отдел муниципального земельного контроля Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Томска для проведения обследования (л.д. 27 т. 1).
Письмом от 20.12.2011 N 01-01-19/12657 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска сообщил ОАО "ТГК-11" о том, что обследование земельных участков еще не произведено, проект постановления с предоставленными обществом документами направлен на рассмотрение и согласование в отдел правовой экспертизы департамента правового обеспечения Администрации города Томска (л.д. 28 т. 1).
Письмом от 19.01.2012 N 01-01-19/289 Департамент архитектуры и градостроительства Администрации города Томска сообщил ОАО "ТГК-11" об отклонении от согласования проекта постановления "О предоставлении ОАО "ТГК-11" в собственность земельных участков по адресам: г. Томск, ул. Шевченко, 44, г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б", указав, что согласно представленным техническим паспортам от 20.09.2011, от 28.02.2008 на земельных участках, в том числе с кадастровым номером 70:21:0100001:0133, расположены гидротехнические сооружения, в связи с чем, они могут быть предоставлены обществу только в аренду (л.д. 29-30 т. 1).
Письмом от 15.02.2012 N 221-з 03.02.2012 первый заместитель мэра города Томска уведомил ОАО "ТГК-11" об отклонении от согласования проекта постановления "О предоставлении ОАО "ТГК-11" в собственность земельных участков по адресам: г. Томск, ул. Шевченко, 44, г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б", указав, что согласно представленным техническим паспортам от 20.09.2011, от 28.02.2008 на земельных участках, в том числе с кадастровым номером 70:21:0100001:0133, расположены гидротехнические сооружения, в связи с чем, они могут быть предоставлены обществу только в аренду в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации (л.д. 31 т. 1).
26.04.2012 ОАО "ТГК-11" направило в адрес мэра города Томска письмо N 19-1839 (вх. N 3996 от 26.04.2012) с оригиналами подписанного со стороны истца договора купли-продажи земельного участка и предложением подписать данный договор в срок до 03.05.2012 (л.д. 33, 13-20 т. 1).
Администрация города Томска возвратила истцу указанный договор без согласования, сообщив, что ответы на заявление ОАО "ТГК-11", содержащие обоснование принятого решения по вопросу предоставления земельного участка по адресу: г. Томск, Кузовлевский тракт, 2б с кадастровым номером 70:21:0100001:0133, ранее были направлены в адрес общества (л.д. 58 т. 2).
В связи с возвратом договора купли-продажи земельного участка без согласования, считая отказы Администрации города Томска и Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Томска в приобретении в собственность земельного участка с кадастровом номером 70:21:0100001:0133 площадью 78 140 кв.м, изложенные в письмах от 03.02.2012 N 221-з, Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 19.01.2012 исх. N 01-01-19/289, не соответствующими закону и нарушающими права и законные интересы ОАО "ТГК-11, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из незаконности отказов в выкупе земельного участка в собственность истца и наличия оснований для заключения с истцом договора купли-продажи земельного участка.
Апелляционный суд считает указанные выводы суда первой инстанции правильными, при этом исходит из следующего.
В соответствии с положениями статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения или действий (бездействий) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением или действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию земельных участков в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно пункту 3 статьи 28 Федерального закона Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
На основании статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Делая вывод о наличии оснований для удовлетворения требований, суд первой инстанции исходил из положений пункта 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" предусматривающего, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным. В соответствии с указанными разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с понуждением к заключению договора купли-продажи земельного участка, следует учитывать, что такой договор заключается в порядке, предусмотренном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В нарушение требований статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации ответчиками не представлены доказательства ограничения спорного земельного участка в обороте, наличия запрета, предусмотренного законом, на приватизацию земельного участка.
Исходя из того, что ОАО "ТГК N 11", являясь собственником объектов недвижимого имущества, имеет в соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приватизацию земельного участка, который занят принадлежащим ему недвижимым имуществом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований.
Довод апелляционных жалоб о том, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте как отнесенный к землям, предоставленным для нужд транспорта, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую правовую оценку.
В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" к землям железнодорожного транспорта относятся, в том числе, земельные участки, расположенные на полосах отвода железных дорог, а полосой отвода железной дороги являются: земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, и земельные участки, занятые железнодорожными путями.
Полоса отвода железных дорог (далее - полоса отвода) - земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, а также земельные участки, занятые или предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
В пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что железнодорожные пути необщего пользования - это железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, под полосой отвода понимаются как земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, так и земельные участки, занятые железнодорожными путями или предназначенные для размещения таких путей, которые в свою очередь, примыкают непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначены для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Актом обследования земельного участка от 03.08.2012 года зафиксировано наличие на спорном земельном участке двух железнодорожных тупиков (л.д.57 т.2).
Вместе с тем, согласно кадастровому паспорту от 19.09.2011 земельный участок с кадастровым номером 70:21:0100001:133 по адресу: Томская область, г.Томск, Кузовлевский тракт, 2б относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - для эксплуатации объектов энергетики (л.д. 17-18), что опровергает довод заявителей апелляционных жалоб о том, что спорный земельный участок находится в полосе отвода железной дороги и, соответственно, ограничен в обороте.
Сведений об изменении в установленном порядке разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 70:21:0100001:133 суду не представлено.
При разрешении настоящего спора судом не установлены обстоятельства, которые могли бы являться препятствием для приобретения истцом спорного земельного участка в собственность.
Разногласий по условиям договора купли-продажи, выкупной цене земельного участка у сторон не имеется.
Принимая во внимание незаконность отказов ответчиков в выкупе ОАО "ТГК N 11" земельного участка, суд апелляционной инстанции отклоняет довод апеллянтов о нарушении порядка предоставления земельного участка (в отсутствие решения органа местного самоуправления).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно взысканы с ответчиков в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины. Довод апелляционной жалобы Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации города Томск о необходимости взыскания с него расходов по уплате государственной пошлины по иску в размере 2000 руб. противоречит положениям статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют. Доводы апелляционных жалоб не опровергают выводы суда первой инстанции и апелляционным судом отклоняются.
С учетом изложенного, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 02.11.2012 по делу N А67-3372/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н. В. Марченко |
Судьи |
Е. И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-3372/2012
Истец: ОАО "ТГК N11"
Ответчик: Администрация г. Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации города Томска
Третье лицо: Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска, Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации г. Томска, ЗАО "СИБУР-ТРАНС", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги"
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12656/13
29.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12656/13
14.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2070/13
12.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10799/2012
11.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10799/12
11.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10799/12
02.11.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3372/12