Винная карта у нас в... соседнем магазине
Получение лицензии на торговлю алкоголем в сфере общепита - дело довольно хлопотное и требует времени. Ситуации могут возникнуть разные: новое заведение общественного питания полностью готово к открытию, а лицензия еще не получена или по каким-то причинам не продлили срок ее действия.
Что делать: не работать и ждать ее получения? Некоторые идут на риск и продают алкоголь без лицензии, другие, чтобы не потерять клиентов, разрешают посетителям приходить в заведение с собственными алкогольными напитками, приобретенными ими в другом месте. Рассмотрим, чем рискуют предприятия общепита в первом случае и предусмотрена ли ответственность за распитие на территории заведения принесенного посетителями алкоголя.
Продаем без лицензии. Что ждать?
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ*(1) розничная продажа алкогольной продукции осуществляется только организациями при наличии соответствующих лицензий. При продаже алкоголя предприятия общепита руководствуются также гл. XIX Правил продажи отдельных видов товаров*(2).
Что ждать предприятию, если обнаружится, что оно продает посетителям алкогольную продукцию без лицензии? За нарушение требования законодательства об обороте алкогольной продукции организации грозит административная ответственность, а именно штраф должностному лицу - от 3 000 до 4 000 руб.; юридическому лицу - от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией имущества или без таковой (ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ).
Наказание внушительное, и арбитражная практика показывает, что предприятия общепита регулярно привлекаются к ответственности за торговлю алкогольной продукцией без соответствующей лицензии (постановления ФАС УО от 25.09.2007 N Ф09-7795/07-С1 от 07.12.2006 N Ф09-5367/06-С1, ФАС ПО от 13.10.2006 N А65-3086/2006-СА3-36, ФАС СЗО от 06.03.2006 N А56-52480/04).
В практике есть и положительные примеры, когда предприятиям общепита удалось избежать наказания. В одном случае (Постановление ФАС ЗСО от 07.03.2007 N Ф04-1145/2007(32141-А27-7)) при проверке соблюдения порядка реализации алкогольной продукции в кафе инспекцией выявлены факты нахождения на витрине и розничной продажи алкогольной продукции без соответствующей лицензии, в связи с чем предприятие было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Решениями арбитражного суда, апелляционной инстанции постановление о наказании было отменено. Кассационный суд также оставил все без изменения. При принятии решения об отсутствии основания для привлечения к ответственности суд руководствовался следующим: несмотря на то что в кафе была обнаружена алкогольная продукция без лицензии на ее продажу, она находилась в подсобном помещении и не продавалась посетителям. Наличие витрины инспекторы не смогли доказать, также ими не были осмотрены прейскуранты, свидетельствующие о продаже алкогольной продукции в кафе.
В другом случае судьи ФАС СЗО пошли еще дальше и не приняли в качестве доказательства нарушения обнаруженные открытые бутылки с алкогольной продукцией, хотя лицензии у кафе также не было (Постановление от 15.06.2007 N А56-3358/2007). Предыстория в этом судебном разбирательстве та же: инспекторы, обнаружив в ходе проверки вскрытые бутылки с алкоголем, отсутствие лицензии и сертификатов соответствия, привлекли предприятие к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Судьи и в этом случае отменили решение о наказании*(3).
Исходя из сказанного можно сделать следующие выводы. Доказать наличие нарушения в реализации алкогольной продукции должны проверяющие (это подтверждается также еще одним судебным решением по данному вопросу - Постановлением ФАС СКО от 17.05.2006 N Ф08-2043/2006-855А), и если предприятие не продает ее посетителю, то нахождение такой продукции на территории заведения - еще не повод для наказания.
Справедливо заметить, что названные положительные для предприятий общепита судебные акты не показательны. В арбитражной практике много случаев, когда по аналогичным ситуациям выносились противоположные решения.
Не виновата я - он сам пришел!
Заведения общепита, которые дорожат своей репутацией и не хотят рисковать, не будут использовать вышеназванный способ. Однако ситуация, когда временно отсутствует лицензия на торговлю алкоголем, может возникнуть и у них. В этом случае многие кафе, опасающиеся потерять клиентов, предлагают им приходить со своими алкогольными напитками. Прошлогодняя неразбериха с акцизными марками показала, что данную схему работы были вынуждены использовать и солидные рестораны. Рассмотрим, есть ли опасность быть привлеченными к ответственности за то, что на территории заведения будут распиваться спиртные напитки, тогда как лицензия на торговлю алкоголем отсутствует.
Отметим, что существует запрет на распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив (ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ). Нарушение запрета грозит штрафом в размере от 300 до 500 руб. Получается, что посетителя, если предприятию общественного питания не разрешено торговать алкогольной продукцией ввиду отсутствия соответствующей лицензии, могут оштрафовать, что, вероятно, отразится и на имидже заведения, так как вряд ли посетитель вернется туда, где его наказали. Самому предприятию при этом ничего не грозит, так оно ничего не продает и алкогольная продукция принадлежит не ему.
Может случиться так, что после проведенного банкета останется алкогольная продукция, которую принес сам клиент. Наказать предприятие и в этом случае будет трудно, так как обнаружение при указанных обстоятельствах на складе предприятия алкогольной продукции, принадлежащей частному лицу, не может служить достаточным основанием для привлечения его к административной ответственности (Постановление ФАС ПО от 26.09.2006 N А65-5255/2006-СА3-32).
Для предприятий такая ситуация - исключение, а не правило, так как реализация алкогольной продукции посетителям является самой доходной частью заведения и лицензия предприятию общепита необходима. Обычно они, наоборот, запрещают приносить с собой алкогольную продукцию, делая исключения только для крупных банкетов, поскольку согласно п. 5 Правил оказания услуг общественного питания*(4) предприятие общепита вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству РФ (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).
Н.В. Лебедева
"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
*(2) Постановление Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта...".
*(3) Об этом было рассказано в N 8, 2007 (с. 62).
*(4) Постановление Правительства РФ от 15.08.1997 N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"