г. Москва |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А40-87732/12-21-832 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поташовой Ж.В.,
судей: Попова В.И., Яковлевой Л.Г.,
при ведении протокола помощником судьи Прокофьевой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда N 3 апелляционные жалобы ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У., Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, Федерального агентства по управлению государственным имуществом
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2012 по делу N А40-87732/12-21-832, судьи Каменской О.В.,
по заявлению ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У. (ОГРН 1027739386168; 115419, г.Москва, ул. Шаболовка, д. 34)
к 1) Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве (107139, г.Москва, Орликов пер., д. 3, корп. Б), 2) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (109012, г.Москва, Никольский пер., д. 9)
о признании незаконным бездействия,
при участии:
от заявителя: Бахмина С.П. по доверенности от 20.06.2012;
Головкин А.В. генеральный директор по решению от 25.10.2010 N 10;
от ответчиков: от ТУ ФАУГИ по г.Москве - Кирилюк А.В. по доверенности от 27.12.2012 N Д-1080, уд. N 598; от ФАУГИ - Петрова И.Е. по доверенности от 20.12.2012 N ОД-16/58795, уд. N 0541;
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда г. Москвы от 11.10.2012, принятым по данному делу, удовлетворены требования ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У. (далее - заявитель, Общество) о признании незаконным бездействия Территориального управления Росимущества в городе Москве (далее - ответчик, Управление), выразившееся в не предоставлении ООО Управляющая Компания "СервисСтильЭстейт "Д.У. проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12, обязании Территориального управления Росимущества в городе Москве в течении 30 дней со дня вступления решения в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, признании незаконным бездействия Росимущества, выразившееся в не даче поручения Территориальному управлению Росимущества в городе Москве заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12 и не заключении договора самостоятельно. В остальной части требований отказано.
Не согласившись с принятым решением в части отказа в удовлетворении требований, ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Ссылается на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда, изложенных в решении обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве в своей апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения требований заявителя, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представил письменные пояснения в порядке ст. 81 АПК РФ.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в своей апелляционной жалобе просило отменить решение суда первой инстанции также в части удовлетворения требований заявителя, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У. просит отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании представитель ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д.У. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований заявителя, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции в части, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Федерального агентства по управлению государственным имуществом доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд, проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, выслушав представителей заявителя и ответчиков, с учетом исследованных по делу доказательств и доводов апелляционной жалобы полагает, что судебный акт подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью Управляющая Компания "СервисСтильЭстейт" в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" от 29.11.2011 N 156-ФЗ осуществляет доверительное управление закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Второй" (далее - Фонд).
Владельцы инвестиционных паев Фонда являются собственниками всех зданий, расположенных на земельном участке площадью 10,0853 га по адресу: г. Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер: 77:09:0002030:12.
28 ноября 2011 года заявитель, действуя в рамках доверительного управления в интересах владельцев паев Фонда, обратился в Управление с заявлением о предоставлении земельного участка в общую долевую собственность владельцев паев Фонда.
23 декабря 2011 года Управлением издано Распоряжение N 1835 от 23 декабря 2011 года, подтверждавшее предоставление участка в собственность владельцев паев и содержавшее распоряжение отделу земельных отношений подготовить договор купли-продажи Участка.
Заявителем 24.04.12 подано дополнительное заявление и комплект документов аналогичного характера в адрес Росимущества, заинтересованными лицами до настоящего времени осуществляется незаконное бездействие в форме не предоставления ООО Управляющая Компания "СервисСтильЭстейт "Д.У. проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12, в не дачи поручения Территориальному управлению Росимущества в городе Москве заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12 и не заключении договора самостоятельно.
При рассмотрении дела арбитражным судом установлено, что заявитель является собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12.
Право собственности заявителя на указанные объекты недвижимости зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельный участок, расположенный по указанному адресу прошел государственный кадастровый учет, данному участку присвоен кадастровый номер, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
Являясь собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке, площадью площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12, заявитель, в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о приобретении указанного земельного участка.
Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В силу пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункта 1 статьи 20 названного Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Таким образом, в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок, соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в силу статьи 36 ЗК РФ обязан направить заявителю проект договора купли-продажи.
Указанная правовая позиция подтверждается Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", из которого следует, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
В пункте 4 Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указано, что в тех случаях, когда собственник здания, строения, сооружения обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи или предлагает заключить договор аренды, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности на объекты недвижимого имущества, расположенных на рассматриваемом земельном участке, зарегистрировано в установленном законом порядке, не оспаривается, свидетельства о государственной регистрации права не признаны недействительными.
Согласно пункту 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в данной статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N 370 (зарегистрирован в Минюсте РФ 28.11.2007 N 10555) "Об утверждении Перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения", а также действующим Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок" (зарегистрирован в Минюсте России 30.09.2011 N 21942).
В соответствии со статьей 29 и пунктом 5 статьи 36 ЗК РФ у заявителя имеется право выкупить земельный участок у лица, обладающего правом предоставления этого участка, при этом, не совершение административными органами действий, предусмотренных законом в срок, установленный законодательно для производства данных действий, расценивается как незаконное бездействие.
Доказательств того, что данный участок является каких-либо ограниченным в обороте, либо не подлежащим продаже, в нарушение ст. 65 АПК РФ, документально не подтвержден.
При таких обстоятельствах, поскольку заявление заявителя не рассмотрено в установленный законом месячный срок, а также не совершены действия, подлежащие принятию, суд первой инстанции правильно счел доказанным обстоятельства незаконности бездействия ТУ Росимущества в форме не предоставления ООО Управляющая Компания "СервисСтильЭстейт "Д.У. проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12 и бездействия Росимущества в не даче поручения Территориальному управлению Росимущества в городе Москве заключить договор купли-продажи земельного участка площадью 10, 0853 га, расположенного по адресу г.Москва, Ильменский проезд, вл. 1, кадастровый номер 77:09:0002030:12 и не заключении договора самостоятельно.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 5 названной статьи в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника.
Таким образом Росимущество, обладая необходимыми полномочиями, учитывая прямое волеизъявление заявителя, обязано в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя в месячный срок с даты вступления в силу судебного акта по настоящему делу рассмотреть обращение заявителя о предоставлении в собственность земельного участка в установленном законом порядке по существу вопроса.
При этом довод Управления о том, что площадь земельного участка превышает 1 га, в связи с чем Управлением принято распоряжение N 606 от 25.04.2012 об отмене распоряжения от 23.12.2011 N 1835, поскольку приказом Росимущества от 31.01.2012 N 16, изданного на основании приказа Минэкономразвития России от 23.11.2011 N 694, полномочия по продаже земельных участков площадью свыше 1 га переданы ФАУГИ (п.4.6.3. Типового положения о территоритальном органе ФАУГИ), обоснованно не приняты судом первой инстанции, поскольку на период оспариваемого бездействия такие полномочия у Управления имелись, кроме того, Росимущество привлечено к участию в деле и суд первой инстанции обязал его дать соответствующее поручение Управлению, что, как пояснил представитель Управления суду апелляционной инстанции, будет достаточно для исполнения решения суда.
Отклоняются и доводы апелляционной жалобы Росимущества о расположении на земельном участке объектов гражданской обороны, как не подтвержденный документально. Представитель Росимущества в судебном заседании участия не принимал.
Поддерживает судебная коллегия и вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для обязания ТУ Росимущества и Росимущества заключить договор купли-продажи земельного участка площадью на условиях заявления о предоставлении указанного земельного участка в собственность по цене 172 324 495 руб. 40 коп., так данный вопрос подлежит разрешению на стадии заключения договора и обсуждения условий договора, в том числе, в части выкупной цены и порядка применения законодательно установленного порядка применения кадастровой стоимости.
Заявителем в рамках настоящего дела не доказано наличие прав на выкуп по 20 % кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с Федеральным законом N 137-ФЗ от 25.10.2001, на который заявитель ссылается в жалобе.
Как следует из материалов дела, заявитель стал собственником зданий в 2009 году, на основании правил доверительного управления, выписки, акта приема-передачи недвижимого имущества от 26.12.2008 (л.д.39-61,т.1). Иных документов не представлено.
Признаются несостоятельными и доводы жалоб Управления и Росимущества в части пропуска заявителем срока на подачу заявления, так как оспариваемое бездействие носит длящийся характер и действия, как верно отмечено судом первой инстанции, не совершены до настоящего времени.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 11.10.2012 по делу N А40-87732/12-21-832 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В. Поташова |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-87732/2012
Истец: ООО Компания "СервисСтильЭстейт" Д. У., ООО Управляющая Компания "СервисСтильЭстейт"
Ответчик: Росимущество по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по городу Москве, ТУ Росимущества в городе Москве, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-2794/14
17.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4972/13
26.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37758/12
11.10.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-87732/12