г. Москва |
|
26 февраля 2013 г. |
Дело N А41-41772/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Виткаловой Е.Н., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания Менкнасуновой М.Б.,
при участии в заседании:
от заявителя: Пушкарев Д.С., доверенность от 29.08.2012,
от заинтересованного лица: Ясинский А.М., доверенность от 06.07.2012 N 46-д,
от третьих лиц: не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2012 по делу N А41-41772/12, принятое судьей Богатыревой Г.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ОБЩЕМАШ" (ИНН: 5042056244, ОГРН: 1035008361134) к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области, при участии в качестве третьих лиц администрации городского поселения Пересвет, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, об оспаривании действия и обязании осуществить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ОБЩЕМАШ" (далее - общество, заявитель, ООО "ОБЩЕМАШ") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просит:
- признать незаконным отказ администрации от 31.07.2012 N 3-1884 в предоставлении в собственность земельного участка;
- обязать администрацию в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда принять решение о предоставлении земельного участка площадью 3695 кв.м с кадастровым номером 50:05:0110104:8, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Пересвет, ул. Гаражная, д.02, в собственность ООО "ОБЩЕМАШ", подготовить проект договора купли-продажи, исходя из формирования цены в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, и направить его ООО "ОБЩЕМАШ".
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвуют администрация городского поселения Пересвет, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.12.2012 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "ОБЩЕМАШ" принадлежит на праве собственности нежилое здание - столовая N 12, общей площадью 2057,1 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Пересвет, ул. Гаражная, д.2.
Данный объект недвижимого имущества расположен на земельном участке площадью 3695 кв.м с кадастровым номером 50:05:0110104:8 и приобретен ООО "ОБЩЕМАШ" у ФГУП "Научно-исследовательский институт химического машиностроения" по договору купли-продажи объекта нежилого фонда от 20.06.2002 N 63. При этом ФГУП "Научно-исследовательский институт химического машиностроения" уведомлением подтвердило, что не возражает против переоформления прав на земельный участок.
11 мая 2012 года ООО "ОБЩЕМАШ" обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность указанного земельного участка с кадастровым номером 50:05:0110104:8 по цене в размере 2,5 % его кадастровой стоимости.
Письмом от 31.07.2012 N 3-1884 администрация отказала в предоставлении обществу в собственность испрашиваемого земельного участка по тем основаниям, что собственность на названный земельный участок в силу закона является разграниченной и для дальнейшего оформления прав него необходимо обратиться в Министерство имущественных отношений Российской Федерации.
Не согласившись с отказом администрации, общество обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Московской области.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что обществом предоставлены в администрацию все необходимые документы, установленные Перечнем, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370. При этом довод администрации о том, что собственность на испрашиваемый ООО "ОБЩЕМАШ" земельный участок разграничена, отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно выписке из ЕГРП от 01.09.2012 N 05/046/2012-76 сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110104:8 отсутствуют.
Обжалуя решение суда первой инстанции, администрация, указывает, что в силу статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок принадлежит Российской Федерации, в связи с чем администрация не является лицом, уполномоченным им распоряжаться.
В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества против удовлетворения апелляционной жалобы возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание апелляционного суда не направили, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как усматривается из материалов дела, ООО "ОБЩЕМАШ" принадлежит на праве собственности нежилое здание - столовая N 12, общей площадью 2057,1 кв. м, расположенное по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, городское поселение Пересвет, ул. Гаражная, д.2, которое приобретено обществом на основании заключенного с ФГУП "Научно-исследовательский институт химического машиностроения" договором купли-продажи от 20.06.2002 N 63.
Данный объект недвижимого имущества находится на земельном участке площадью 3695 кв.м с кадастровым номером 50:05:0110104:8, расположенном по указанному выше адресу.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральным законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретения права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий строений сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Принадлежащее обществу здание столовой, расположенное на спорном земельном участке, ранее находилось у ФГУП "НИИХИММАШ" на праве хозяйственного ведения, что не оспаривается участвующими в деле лицами.
Таким образом, с учетом подтверждения обществом своих прав на выкуп земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему здание, в рамках настоящего дела подлежат установлению обстоятельства, связанные с установлением факта разграничения собственности на спорный земельный участок либо нахождения его в государственной неразграниченной собственности.
Федеральным законом от 17.04.2006 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", вступившим в силу с 01.07.2006, признан утратившим силу Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю", а Федеральный Закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности. Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук, а также у организаций, созданных государственными академиями наук и (или) подведомственных таким государственным академиям наук;
- земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании "Российские автомобильные дороги" федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Подобные критерии разграничения для отнесения земельных участков к собственности субъекта Российской Федерации либо муниципального образования указаны в пунктах 2 и 3 статьи 3.1 указанное Федерального закона.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которыми данный Федеральный закон был дополнен статьей 3.1, а именно с 01 июля 2006 года земельные участки, отвечающие критериям, указанным в названной статье, считаются отнесенными к тому или ином уровню собственности в силу прямого указания закона.
При рассмотрении вопроса относительно отнесения спорного земельного участка к соответствующему уровню собственности апелляционным судом установлено, что по своим критериям земельный участок на котором расположено здание, ранее находившееся в собственности Российской Федерации (поскольку его правообладателем являлось федеральное государственное унитарное предприятие) в силу пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относится к федеральному уровню собственности.
Следовательно, собственность на него является разграниченной и у администрации Сергиево-Посадского муниципального района Московской области отсутствуют полномочия по распоряжению таким земельным участком в силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Тот факт, что согласно выписке из ЕГРП от 01.09.2012 N 05/046/2012-76 сведения о правах на земельный участок с кадастровым номером 50:05:0110104:8 отсутствуют, не свидетельствует о том, что собственность на данный земельный участок не разграничена по изложенным выше основаниям, а лишь свидетельствует о том, что право Российской Федерации на данный земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о том, что спорный земельный участок площадью 3695 кв.м с кадастровым номером 50:05:0110104:8 находится в неразграниченной государственной собственности по причине отсутствия сведений о правах не него в ЕГРП.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительством Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника федерального имущества, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
К полномочиям органов местного самоуправления относится управление и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в том числе земельными участками (пункт 5 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), а также распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ).
Следовательно, у администрации отсутствуют полномочия по распоряжению земельными участками, относящимися к федеральной собственности в силу прямого указания закона.
Поскольку испрашиваемый ООО "ОБЩЕМАШ" земельный участок относится к федеральной собственности, лицом, уполномоченным на распоряжение данным земельным участком, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориальных органов.
В силу пункта 10 статьи Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" Федеральное агентство по управлению государственным распоряжается земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1 названного Федерального закона после государственной регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Согласно статье 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти либо действующего по его поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Таким основанием, как изложено выше, в рассматриваемом случае является прямое указание закона (статья 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации") с подтверждением критерия, отнесения земельного участка к собственности Российской Федерации, указанного в пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, для оформления прав на спорный земельный участок ООО "ОБЩЕМАШ" необходимо обратиться в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным, при этом собственник спорного земельного участка обязан принять меры, направленные на предоставление данного земельного участка заявителю, как собственнику объекта недвижимого имущества, расположенного на земельном участке. К таким мера относится, в том числе регистрация в установленном порядке права собственности на спорный земельный участок за Российской Федерацией.
Ссылка заявителя на решение Арбитражного суда Московской области от 07.12.2009 по делу N А41-33384/09, которым Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области отказано в признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок, не свидетельствует об отсутствии оснований для регистрации права собственности российской Федерации на данный земельный участок. В рассматриваемом споре по делу N А41-33384/09 заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований, поскольку на государственную регистрацию не были представлены все необходимые документы. При этом решение по делу N А41-33384/09 не содержит указания на то, что спорный земельный участок относится к неразграниченной государственной собственности, а тот факт, что на государственную регистрацию не было представлено достаточных документов в 2009 году, не свидетельствует об отсутствии оснований для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок при предоставлении регистрирующему органу необходимых для такой регистрации документов.
При указанных обстоятельствах администрация правомерно отказала обществу в предоставлении в собственность спорного земельного участка по тем основаниям, что собственность на названный земельный участок разграничена и для дальнейшего оформления прав него необходимо обратиться в соответствующий уполномоченный орган.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем обжалуемый судебный акт подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.12.2012 по делу N А41-41772/12 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Е.Н. Виткалова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-41772/2012
Истец: ООО "Общемаш"
Ответчик: Администрация Сергиево-Посадского района
Третье лицо: Администрация городского поселения Пересвет, Администрация Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
Хронология рассмотрения дела:
08.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9798/13
15.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9798/13
21.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-4395/13
26.02.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-393/13
06.12.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-41772/12