г. Владимир |
|
01 марта 2013 г. |
Дело N А39-2496/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2013.
Постановление в полном объеме изготовлено 01.03.2013.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны (ИНН 132403990067, ОГРНИП 305132401400917), г. Рузаевка, Республика Мордовия, на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-2496/2012, принятое судьей Полубояровой Г.В.,
по заявлению индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны о признании незаконным постановления Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия от 13.01.2012 N 01101690000071.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" индивидуальный предприниматель Ознобина Оксана Васильевна в 2010 году являлась плательщиком страховых взносов.
Ввиду неуплаты страховых взносов за 2010 год Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия (далее по тексту - Управление) 25.11.2011 составлена справка о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов Ознобиной О.В. от 25.11.2011 N 011 016 11 СН 0049178, в которой указано, что по состоянию на 31.12.2010 недоимка по страховым взносам составляет:
- на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии составляет 10 392 рублей,
- на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования составляет 571 рубль 56 копеек,
- в территориальный фонд обязательного медицинского страхования составляет 1039 рублей 20 копеек.
За несвоевременную уплату страховых взносов Ознобиной О.В. на задолженность 2010 года за период с 01.01.2011 по 25.01.2011 начислены пени в сумме 1067 рублей 94 копеек.
Управлением в адрес Ознобиной О.В. было направлено требование от 25.11.2011 N 01101640048513 об уплате вышеуказанной суммы недоимки и пени в срок до 16.12.2011.
В связи с неисполнением Ознобиной О.В. в установленный в требовании срок обязанности по уплате страховых взносов и пени, начальником Управления 13.01.2012 вынесено постановление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов N 01101690000071 в общей сумме 13 070 рублей 70 копеек.
Считая указанное постановление незаконным, индивидуальный предприниматель Ознобина О.В. обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании его недействительным.
Решением от 19.11.2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Ознобина О.В. указывает, что не осуществляла предпринимательскую деятельность в связи с тяжелым состоянием здоровья.
Управление отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в числе прочих индивидуальные предприниматели.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) установлено, что индивидуальный предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Обязанность индивидуальных предпринимателей по уплате страховых взносов не ставится Законом N 167-ФЗ в зависимость от факта ведения ими предпринимательской деятельности и получения дохода.
Обязательство по уплате страховых взносов возникает в силу закона и не изменяется из-за отсутствия денежных средств (дохода) у предпринимателя (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании").
В силу пункта 1 статьи 11 Закона N 167-ФЗ регистрация в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации зависит только от государственной регистрации гражданина в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подтверждением которой является соответствующее свидетельство (пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Получив свидетельство о государственной регистрации, индивидуальный предприниматель становится субъектом обязательного пенсионного страхования (статья 4 Закона N 167-ФЗ).
По буквальному смыслу нормативных положений статьи Закона N 167-ФЗ страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" должны уплачиваться всеми без исключения индивидуальными предпринимателями, в том числе теми, кто уже достиг пенсионного возраста, а также теми, чей возраст близок к пенсионному.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 211-О отметил, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей.
Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не ставится в зависимость от факта ведения им предпринимательской деятельности и получения дохода. Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.
Индивидуальный предприниматель как страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением этих страховых взносов (пункт 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ).
Частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Аналогичные положения были предусмотрены также и в статье 28 Закона N 167-ФЗ.
Согласно статье 13 Закона N 212-ФЗ стоимость страхового года - сумма денежных средств, которые должны поступить за застрахованное лицо по обязательному социальному страхованию в бюджет соответствующего внебюджетного фонда в течение одного финансового годы для предоставления этому лицу обязательного страхового обеспечения.
Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в соответствующий государственный внебюджетный фонд, установленного частью 2 статьи 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз (часть 2 статьи 13 Закона).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2009 установлен в сумме 4330 рублей.
Частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ установлено, что в 2010 году для всех плательщиков страховых взносов применяются следующие тарифы страховых взносов:
- в Пенсионный фонд Российской Федерации - 20%;
- в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 1,1%;
- в территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0%.
Стоимость страхового года на 2010 год утверждена в размере 10 392 рублей, исходя из тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного частью 1 статьи 57 Закона N 212-ФЗ и минимального размера оплаты труда, установленного ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" на 01 января 2010 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N443 "О стоимости страхового года на 2010 год").
Таким образом, в 2010 году стоимость страхового года для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ составляла 16 156 рублей 56 копеек, в том числе: в Пенсионный фонд - 10 392 рублей (4330 х 20% х 12), в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 571 рубля 56 копеек (4330 х 1,1% х 12), в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 1039 рублей 20 копеек (4330 х 2% х 12).
Пунктом 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ о страховых взносах установлено, что страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Из материалов дела следует и индивидуальным предпринимателем Ознобиной О.В. не отрицается, что в установленный срок страховые взносы за 2010 год в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования ею не уплачены.
Статьей 25 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, начисляются пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБР.
За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Управлением Ознобиной О.В. начислены пени на недоимку 2010 года за период с 01.01.2011 по 25.11.2011 в сумме 1067 рублей 94 копеек.
Расчет пени судом проверен и признан обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" индивидуальными предпринимателями не уплачиваются страховые взносы в виде фиксированного платежа в случае неосуществления ими предпринимательской деятельности в периоды, указанные в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а именно:
- период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
- период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
- период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
- период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
- период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
- период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;
- период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности;
- период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 N 182-О разъяснил, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ред. от 29.05.2002) во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Из материалов дела следует, что постановлением муниципального образования Рузаевка от 10.09.2003 N 544 Ознобина О.В. зарегистрирована в качестве предпринимателя без образования юридического лица, о чем Ознобиной О.В. выдано свидетельство о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица от 10.09.2003 N 4135.
Ознобина О.В. 16.09.2003 поставлена на учет в Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 10 по Республике Мордовия в качестве физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" налоговый орган в связи с отсутствием заявления индивидуального предпринимателя о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года, должен самостоятельно снять с учета индивидуального предпринимателя.
В случае неисполнения физическим лицом, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя до вступления в силу настоящего Федерального закона, предусмотренной настоящей статьей обязанности государственная регистрация данного лица в качестве индивидуального предпринимателя с 1 января 2005 года утрачивает силу. При этом данное лицо после указанной даты вправе зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя в порядке, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Судом установлено, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия на основании заявления Ознобиной О.В. в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305132401400917 была внесена запись об индивидуальном предпринимателе Ознобиной О.В., зарегистрированной до 01 января 2004 года, о чем последней выдано свидетельство серия 13 N 000117242.
Документов, свидетельствующих о наличии оснований для освобождения от уплаты страховых взносов, приведенных в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Ознобиной О.В. суда не представлено.
Единственным доводом, изложенным в заявлении, явился факт неосуществления Ознобиной О.В. предпринимательской деятельности в связи с тяжелой болезнью и перенесенным ей инсультом в 2003 году.
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции представитель заявителя - Ознобина Светлана Львовна (является дочерью Ознобиной О.В.) указала, что Ознобина О.В. не имела возможности ранее обратиться в налоговые органы с заявлением о прекращении предпринимательской деятельности в связи с неудовлетворительным состоянием здоровья. После получения статуса индивидуального предпринимателя Ознобина О.В. предпринимательскую деятельность не осуществляла в связи с резко ухудшившимся состоянием здоровья. Только 03.08.2012 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия внесена запись о государственной регистрации прекращения Ознобиной О.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием ею решения о прекращении данной деятельности, о чем последней выдано свидетельство серия 13 N 001405904.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12.05.2005 N 211-О установил, что, в случаях когда при фактическом прекращении предпринимательской деятельности гражданин в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса индивидуального предпринимателя, он не лишается возможности при предъявлении к нему требования об уплате недоимки по страховым взносам за соответствующий период защитить свои права, привести доводы и возражения, представить документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства.
Рассматривая споры, связанные с взысканием с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам, в случае представления последним доказательств существования обстоятельств исключительного (экстраординарного) характера, которые не позволили ему своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, суд не должен ограничиваться лишь констатацией факта нарушения обязательства по уплате страховых взносов за соответствующий период.
При установлении таких обстоятельств суд может принять решение об отсутствии оснований для взыскания с индивидуального предпринимателя (страхователя), не осуществляющего предпринимательскую деятельность, недоимки по страховым взносам за период, когда имели место соответствующие обстоятельства.
Исходя из изложенного, суду при принятии решения об отказе во взыскании с индивидуального предпринимателя (страхователя) недоимки по страховым взносам следует установить не сам факт неосуществления предпринимателем предпринимательской деятельности (что в данном случае не влияет на обязанность страхователя уплачивать страховые взносы), а факт существования в спорный период экстраординарных исключительных обстоятельств свидетельствующих о невозможности предпринимателя (страхователя) своевременно обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
В рассматриваемом случае указанные обстоятельства должны были существовать в период с 01.01.2010 по 31.12.2010.
Между тем материалы дела содержат обратные сведения.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что Ознобина О.В. является инвалидом по состоянию здоровья и получает пособия по обязательному социальному страхованию. Указанные факты не отрицались и представителем заявителя в судебном заседании.
Выпиской из медицинской карты стационарного больного, выданной МУЗ "Городская клиническая больница N 4" ГО Саранск, подтверждается факт нахождения Ознобиной О.В. на стационарном лечении в период с 28.08.2010 по 11.09.2010 с диагнозом повторный ишемический инсульт (кардиоэмболический) в бассейне левой средней мозговой артерии от 27.08.2010. В лечебное учреждение Ознобина О.В. поступила в экстренном порядке в состоянии средней степени тяжести. Ознобина О.В. была выписана11.09.2010 после проведенного лечения в удовлетворительном состоянии со следующими рекомендациями: наблюдение терапевтом на дому, неврологом, кардиологом амбулаторно, продолжить реабилитационные мероприятия в условиях поликлиники.
В медицинской карте Ознобиной О.В., оформленной в поликлинике по месту жительства, имеются записи участкового врача по результатам наблюдения больного Ознобиной О.В. Данные записи ведутся с 23.09.2010, то есть, после выписки из МУЗ "Городская клиническая больница N 4", и имеют следующее содержание относительно описания общего состояния больного: сознание ясное, мышечная сила в правых конечностях снижена. 09.12.2010 неврологом сделана запись в медицинской карте о том, что у больной Ознобиной О.В. отмечается положительная динамика движения в конечностях в полном объеме, ходит свободно, сознание ясное, движения в полном объеме.
Согласно справкам от 03.09.2012 N 120 и от 28.08.2012 N 116, выданным ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П.Байкузова", Ознобина О.В. работала в данном учреждении в период с 20.11.2002 по 09.09.2008 сторожем учебного корпуса (приказ от 25.11.2002 N250), а с 12.01.2009 работает в указанном учреждении техничкой (приказ от 12.01.2009 N1) по настоящее время.
В материалы дела Управлением представило выписку из лицевого счета застрахованного лица - Ознобиной О.В., сформированную по состоянию на 13.09.2012, в которой указано, что Ознобина О.В. была зарегистрирована в системе государственного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица 08.11.1997. За период с 1997 года по 2000 год отчисления на указанного застрахованного лица в органы Пенсионного фонда производило ОАО "Рузхиммаш", а с 2002 года по настоящее время производит ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ".
Таким образом, из смысла, придаваемого понятию застрахованного лица статьей 7 Закона N 167-ФЗ, является Ознобина О.В. трудоспособным лицом и с 2002 года и по настоящее время работает в ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П. Байкузова".
Судом первой инстанции письменные показания Парамонова Л.П. и Юнязова З.А. правомерно расценены как недопустимые доказательства, не имеющие для суда юридической силы.
Как следует из пояснений Ознобиной С.Л. данные граждане являются работниками ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П.Байкузова", однако документов, подтверждающих указанный довод, суду не представлено.
Представитель заявителя в судебном заседании суда первой инстанции также не смог пояснить, почему объяснения Парамоновой Л.П. заверены печатью ООО "СпецСервис", входит ли в компетенция данного юридического лица действия по заверению паспортных данных и объяснений граждан и физических лиц.
В пояснениях Юнязовой З.А. указано, что они заверены председателем уличного комитета г.Рузаевка МАССР Зайцевой. Между тем, отсутствует ссылка на имя, отчество указанного лица, а также его должностное положение, позволяющее идентифицировать его личность, не представлены документы, свидетельствующие о наличии у указанного лица полномочий заверять какие-либо документы либо чьи-то пояснения.
Кроме того, указанные лица не являются медицинскими работниками, которые могут делать какие-либо выводы о невозможности осуществления Ознобиной О.В. трудовой деятельности в связи с ее болезнью.
По этим же основаниям судом не приняты во внимание и письменные показания Антроповой В.Д. и Антропова А.В., которые, кроме того, не являются работниками ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) "РЖПТ им. А.П.Байкузова".
В соответствии с частью 1 статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Поскольку факт осуществления трудовой деятельности Ознобиной О.В. в течение 2010 года подтвержден надлежащими доказательствами, то сама по себе выписка из медицинской карты больного - Ознобиной О.В. за 2010 год и пояснения третьих лиц не могут служить подтверждением наличия либо отсутствия возможности лица своевременно обратиться в налоговые органы с соответствующим заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности.
Таким образом, судом не установлен факт отнесения индивидуального предпринимателя Ознобиной О.В. к категории лиц, указанных в пункте 1 статьи 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доказательств, свидетельствующих о существовании обстоятельств исключительного характера, которые не позволили Ознобиной О.В. своевременно обратиться с заявлением о государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности, а именно, нахождение в течение всего периода (с 01.01.2010 по 31.12.2010) на стационарном лечении в больнице, материалы дела не содержат.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о намерении Ознобиной О.В. прекратить предпринимательскую деятельность и отказаться от статуса индивидуального предпринимателя.
Между тем из материалов дела следует, что индивидуальный предприниматель Ознобина О.В. в 2004 году добровольно прошла перерегистрацию (представлено заявление и необходимый пакет документов), о чем 14.01.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Мордовия в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 305132401400917 внесена запись об индивидуальном предпринимателе Ознобиной О.В., зарегистрированной до 01 января 2004 года и выдано свидетельство серия 13 N 000117242.
В 2010 году с заявлением о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в налоговые органы Ознобина О.В. не обращалась.
Таким образом, факт нахождения Ознобиной О.В. на стационарном лечении в конце августа - сентябре 2010 года не влияет на обязанность уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за это время при отсутствии у предпринимателя самого намерения с 2003 года обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности.
Процедура вынесения Управлением постановления о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов от 13.01.2012 N 01101690000071 не нарушена.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" установлено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 22 вышеназванного Закона требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" утверждена форма справки о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов (форма 3-ПФР).
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Датой выявления недоимки у предпринимателя Ознобиной О.В. является 25.11.2011 - дата составления начальником Управления справки о выявлении в результате камеральной проверки 25.11.2011 по РСВ 011 016 11 РС 0106728 недоимки у плательщика страховых взносов N 011 016 11 СН 0049178 (форма 3-ПФР).
25.11.2011 начальником Управления было вынесено и направлено предпринимателю требование от 25.11.2012 N 01101640048513 об уплате вышеуказанной суммы недоимки и пени в срок до 16.12.2011.
Указанное требование содержит сведения, указанные частью 4 статьи 22 Закона N 212-ФЗ.
В силу части 7 статьи 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Согласно представленной почтовой квитанции от 28.11.2011 N 23161 данное требование было направлено Ознобиной О.В. заказным письмом и возвращено отправителю 05.01.2012 с отметкой почты "Истек срок хранения" (данные с сайта Почты России в сети Интернет www.russianpost.ru )
В соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ недоимка по страховым взносам, пени и штрафы, включенные в требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, при недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах страхователя (организации или индивидуального предпринимателя) или отсутствии информации о счетах подлежат взысканию Пенсионным фондом за счет имущества страхователя путем принятия в течение 1 года после истечения срока исполнения требования решения и постановления о взыскании недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов за счет имущества, с направлением постановления в службу судебных приставов для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 01.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Пенсионный фонд в связи с отсутствием добровольной уплаты недоимки и пени за 2010 год по требованию от 25.11.2011 N 01101640048513 и отсутствия сведений о расчетных счетах предпринимателя на основании статей 18, 20 Закона N 212-ФЗ вынес постановление от 13.01.2012 N 01101690000071 о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества плательщика, включив в него недоимку и пени в размере, указанном в требовании и направив постановление в службу судебных приставов.
Срок для вынесения оспариваемого постановления, установленный частью 3 статьи 20 Закона N 212-ФЗ, Управлением не пропущен (16.12.2011 + 1 год).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Следует отметить, что, не смотря на отказ в восстановлении пропущенного срока на обжалование оспариваемого постановления, заявленное требование рассмотрено судом первой инстанции по существу.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Мордовия полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 19.11.2012 по делу N А39-2496/2012 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Ознобиной Оксаны Васильевны оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-2496/2012
Истец: ИП Ознобина Оксана Васильевна
Ответчик: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Рузаевском муниципальном районе Республики Мордовия, ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ в Рузаевском муниципальном районе РМ