Вопросы и ответы
На вопросы читателей по налоговому и финансовому законодательству отвечает советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук Н.В. Герасименко.
Может ли налоговый орган обратиться в суд в с заявлением о взыскании сумм задолженности по налогам и пеней после пропуска установленного законом срока для решения данного вопроса во внесудебном порядке?
Как следует из пункта 3 ст. 46 НК РФ, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный законодательством о налогах и сборах срок обязанность по его уплате исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) - организацию или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Соответствующее решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) причитающейся к уплате суммы налога. Названные положения применяются и к взысканию пеней (постановление Президиума ВАС РФ от 19 июня 2007 г. N 1237/07 по делу N А73-6533/2006-16).
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в срок не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.
Разъясните, пожалуйста, новый порядок регистрации и работы с контрольно-кассовой техникой.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 470 "Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями" указанные лица должны будут руководствоваться новыми правилами применения контрольно-кассовой техники в своей деятельности. Данное постановление Правительства РФ начнет действовать с 4 августа 2007 г.
Так, для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения - для юридического лица или по месту жительства - для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники. Форма данного заявления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники. Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
Налоговый орган не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее - книга учета). Одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники он выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники (далее - карточка регистрации), а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
Формы книги учета и карточки регистрации также утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники (приказ ГНС России от 22 июня 1995 г. N ВГ-3-14/36).
Перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение пяти рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью налогового органа.
При этом о снятии с регистрации контрольно-кассовой техники также делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.
Перечни и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники с участием представителей налоговых органов при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
Следует отметить, что ранее налоговые органы проверяли с особенной тщательностью технические характеристики работы контрольно-кассовой техники (например, сверяли дату и время, проставленные на чеке). Подобная практика часто находила поддержку в арбитражных судах (постановление ФАС Северо-Западного округа от 5 июня 2007 г. N А13-184/2007). Теперь соответствующее положение содержится и в новых правилах. Согласно подпункту "и" п. 3 Положения контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр ККТ и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.
В случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации. Однако во избежание штрафных санкций компания может самостоятельно подать заявление в налоговый орган о снятии с учета техники, срок амортизации которой подходит к концу.
В какой срок налоговые органы вправе направить материалы об организациях-недоимщиках в органы внутренних дел для возбуждения уголовного дела?
Согласно пункту 3 ст. 32 НК РФ если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил указанную в данном требовании недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанного обстоятельства направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В настоящее время налоговые органы стараются соблюдать указанную норму. Однако некоторые налоговые инспекции продолжают придерживаться правил, установленных в совместном приказе МВД России N 76 и МНС России N АС-3-06/37 от 22 января 2004 г. "Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений". В соответствии с ними налоговые органы могут сообщать правоохранительным органам о подобных налогоплательщиках после выявления недоимки, не дожидаясь установленного срока.
Так, налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств должны направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Материалы направляются с сопроводительным письмом за подписью руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
Моментом выявления обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, является вынесение руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
В целях преодоления возникших противоречий и необходимости соблюдения законодательства о налогах и сборах ФНМ России подготовил письмо, содержащее разъяснения по вопросам применения вышеназванной нормы НК РФ.
Может ли быть привлечен к налоговой ответственности за неисполнение обязанностей по уплате налогов или сборов филиал российского банка?
Как указано в статье 107 Налогового кодекса РФ, ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Верховного Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 41/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" филиалы и представительства российских юридических лиц не рассматриваются в качестве участников налоговых правоотношений. Они не имеют статуса налогоплательщиков, налоговых агентов и иных обязанных лиц. Расширительное толкование, содержащееся в указанной статье, при решении вопроса о привлечении филиала российского банка к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является недопустимым, поскольку филиал банка осуществляет банковские операции от имени юридического лица, в состав которого входит данный филиал (постановление Президиума ВАС РФ от 3 апреля 2007 г. N 13617/05). Поэтому ответственность за неисполнение всех обязанностей по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов несет соответствующее юридическое лицо (банк) в случаях, предусмотренных главой 18 НК РФ "Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение".
Каковы особенности предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате налогов и сборов?
Согласно статье 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Кодексом, на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. При этом отсрочка (рассрочка) по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена только по решению Правительства РФ.
Одновременно с увеличением предельного срока предоставления отсрочек (рассрочек) и совершенствованием порядка их предоставления с 1 января 2007 г. из Налогового кодекса РФ была исключена норма о налоговом кредите. Он представлял собой изменение срока уплаты налога на срок от трех месяцев до одного года. Однако законодатель оставил такой институт, как инвестиционный налоговый кредит, в соответствии с которым организации при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Налоговый кодекс содержит указание на условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога заинтересованному лицу и перечень оснований их предоставления (п. 2 ст. 64). Новый порядок рассмотрения заявлений о предоставлении отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита установлен приказом ФНС России от 4 октября 2006 г. N САЭ-3-19/654. На основании данного приказа в целях контроля над соблюдением налогоплательщиками условий решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, а также заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите, которые были приняты органами Федеральной налоговой службы, налоговые органы осуществляют следующие функции:
- управления ФНС России ведут реестры предоставленных отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов;
- инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам осуществляют контроль над своевременным погашением отсрочек, рассрочек, инвестиционных налоговых кредитов. При этом инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков при выявлении обстоятельств, указанных в пункте 1 ст. 62 НК РФ, а также в случае нарушения налогоплательщиками условий предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в трехдневный срок информируют об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога.
После получения такого уведомления орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога, подготавливает проекты решений об отмене ранее принятых решений о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита и предпринимает меры, необходимые для отмены заключенных договоров об инвестиционном налоговом кредите. При отсутствии обстоятельств, установленных пунктом 1 ст. 62 Кодекса, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке (рассрочке) по уплате налога в пределах суммы причиненного ему ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
Об отмене решения о предоставлении отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита уполномоченный орган в трехдневный срок письменно уведомляет инспекцию ФНС России по месту учета налогоплательщика и межрегиональную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, а также самого налогоплательщика.
Решение о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога или об отказе в ее предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами государственных внебюджетных фондов) в течение месяца со дня получения заявления заинтересованного лица (п. 6 ст. 64 НК РФ).
В случае досрочного погашения предоставленных отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита инспекции ФНС России по месту нахождения налогоплательщиков и межрегиональные инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в трехдневный срок уведомляют об этом орган, принявший решение об изменении срока уплаты налога.
Кроме того, налоговые органы представляют в уполномоченный орган материалы, необходимые для предъявления требований в суды по вопросам досрочного расторжения договоров об инвестиционном налоговом кредите, а также имеющих значение для судебного разбирательства и определяющих перспективу рассмотрения таких дел в суде.
Каковы функции налоговых органов по пресечению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем?
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в ред. от 24 июля 2007 г.) направлен на формирование правового механизма противодействия легализации криминальных доходов и финансирования терроризма. Данный Закон регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, а также государственных органов, осуществляющих контроль на территории РФ за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
По мнению специалистов ФНС России, действующими правовыми актами не предусмотрены функции налоговых органов по осуществлению мероприятий, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, однако вопросы оздоровления экономики страны и сокращение теневого сектора должны носить вневедомственный характер. Поэтому налоговые органы в целях борьбы с легализацией "грязных денег" и в рамках предоставленных им полномочий используются как эффективный инструментарий противодействия созданию номинальных юридических лиц ("фирм-однодневок"). Как правило, их учредители, для придания формального соответствия нормам законодательства, зачастую фальсифицируют документы, используют утерянные паспорта, предъявляют фиктивные договора аренды. При этом более 50% этих организаций создается для участия в схемах уклонения от налогообложения, а также в схемах легализации и вывода активов за рубеж, что создает угрозу экономической безопасности государства. Так, уклонение от уплаты налогов является не только прямым нарушением основных принципов налогообложения и сборов, но и разрушает механизм функционирования налоговой системы изнутри, искажая ее фискальный характер.
В связи с этим, ФНС России считает целесообразным использование банками рассылаемых налоговыми органами списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей для реализации их права по принятию решений об отказе в открытии счета потенциальному клиенту в совокупности с другими источниками информации. Это позволит кредитным организациям эффективно осуществлять действия, предусмотренные пунктом 5.2 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма". Согласно данной норме кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридическим лицом в следующих случаях:
- отсутствия по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности;
- непредставления физическим или юридическим лицом документов, подтверждающих указанные в настоящей статье сведения, либо представления недостоверных документов;
- наличия в отношении физического или юридического лица сведений об участии в террористической деятельности, полученных в соответствии с вышеназванным Федеральным законом.
Вместе с тем ФНС России в письме от 16 июня 2006 г. N 09-1-03/3103 указывает, что составление списков адресов массовой регистрации и списков массовых заявителей является частью текущей контрольной работы налоговых органов и не противоречит действующему законодательству, а также то, что:
- рассылка указанных списков в адрес других ведомств, Банка России и коммерческих банков производится в инициативном порядке с целью обеспечить доступ к информации, существенной в определении рисков участия организаций, имеющих номинальные адреса и заявителей, в противозаконных схемах;
- ни один из получателей данной информации не обязан действующим законодательством к безусловному использованию полученных сведений в работе;
- ФНС России не призывает использовать указанную информацию как безусловную обязанность банков или как единственный и достаточный повод для принятия решения об отказе в открытии счета потенциальному клиенту.
В настоящее время ФНС России осуществляется доработка программных ресурсов, что позволит обеспечить полноту и корректность списков адресов массовой регистрации и массовых заявителей, и существенно снизит количество искажений и ошибок.
Правомерно ли привлечение организации к административной ответственности за нарушение Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в случае перечисления лизингополучателем лизинговых платежей и получения их арендодателем?
Как следует из ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. А по своему характеру эти операции относятся к одному из перечисленных видов операций.
К указанным операциям отнесены операции по банковским счетам (вкладам) (в том числе, размещение денежных средств во вклад (на депозит) с оформлением документов, удостоверяющих вклад (депозит) на предъявителя); открытие вклада (депозита) в пользу третьих лиц с размещением в него денежных средств в наличной форме; перевод денежных средств за границу на счет (вклад), открытый на анонимного владельца, и поступление денежных средств из-за границы со счета (вклада), открытого на анонимного владельца; зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, либо зачисление денежных средств на счет (вклад) или списание денежных средств со счета (вклада) юридического лица в случае, если операции по указанному счету (вкладу) не производились с момента его открытия), а также иные сделки с движимым имуществом (помещение ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий или иных ценностей в ломбард; выплата физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения; получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга); переводы денежных средств, осуществляемые некредитными организациями по поручению клиента; скупка, купля-продажа драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий; получение денежных средств в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме, и выплата денежных средств в виде выигрыша, полученного от участия в указанных играх; предоставление юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов физическим лицам и (или) другим юридическим лицам, а также получение такого займа).
При этом под операцией с денежными средствами или иным имуществом понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (ст. 3 Федерального закона "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"). Данное определение воспроизводит положения ст. 153 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей понятие сделки.
Согласно статьям 665, 666 ГК РФ по договору финансовой аренды (финансового лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного продавца и предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Предметом договора финансовой аренды могут быть любые потребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов.
На основании положения ст. 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ О "финансовой аренде (лизинге)" (в ред. от 26 июля 2006 г.) под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга. В нее входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга также может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Таким образом, несообщение в уполномоченный орган сведений о лизинговых платежах не образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.27 КоАП РФ. Обязательному контролю подлежат только операции по фактическому получению и предоставлению предмета лизинга по договору финансовой аренды (лизинга), стоимость которого равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Перечисление лизингополучателем лизинговых платежей и получение их арендодателем не является самостоятельной сделкой. Это действие в силу статей 3 и 6 Федерального закона "О противодействии отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" не относится к операции (сделке), подлежащей контролю со стороны уполномоченного органа (постановление ФАС Московского округа от 17 июля 2006 г. N КА-А40/6285-06).
Н.В. Герасименко,
советник Аналитического управления ФАС России,
кандидат юридических наук
"Адвокат", N 12, декабрь 2007 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вопросы и ответы
Автор
Н.В. Герасименко - советник Аналитического управления ФАС России, кандидат юридических наук
"Адвокат", 2007, N 12