Обзор судебной практики
"Какая информация относится к налоговой тайне?"
От редакции: Распространение информации об имущественном состоянии налогоплательщика может причинить ему ущерб. Поэтому необходимо четко знать, какие сведения относятся к налоговой тайне, а какие - нет.
Налогоплательщики обязаны предоставлять в инспекцию документы, которые необходимы для исчисления и уплаты налогов (подп. 6 п. 1 ст. 23). В итоге они передают информацию, имеющую конфиденциальный характер. В соответствии с п. 1 ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют сведения о налогоплательщике, полученные налоговой инспекцией, милицией, органом государственного внебюджетного фонда и таможней. Исключение составляет информация, перечисленная в подп. 1-5 п. 1 ст. 102 НК РФ, которая будет подробно нами рассмотрена ниже. По своей юридической природе и назначению институт налоговой тайны имеет публично-правовой характер и означает защиту налоговым органом сведений, разглашение которых может нарушить права граждан и организаций (постановление ФАС МО от 12.12.2006 N КА-А40/11961-06).
В определении КС РФ от 30.09.2004 N 317-0 по этому вопросу отмечено следующее. Каждый имеет право на сохранение в тайне сведений, в том числе полученных налоговыми органами, виды и объем которых устанавливаются законом. Обязанностью государства является обеспечить налогоплательщику реализацию этого права в законодательстве. Специальный правовой статус сведений, составляющих налоговую тайну, закреплен ст. 102 НК РФ, исходя из интересов налогоплательщика и с учетом соблюдения принципа баланса публичных и частных интересов. В процессе осуществления налоговыми органами своих функций в их распоряжении оказывается значительный объем информации об имущественном состоянии каждого налогоплательщика. Очевидно, что распространение подобной информации может причинить ущерб как интересам отдельных граждан, частная жизнь которых является неприкосновенной и охраняется законом, так и организаций, чьи коммерческие и иные интересы могут быть нарушены в случае произвольного распространения в конкурентной или криминальной среде значимой для бизнеса конфиденциальной информации. Поэтому федеральный законодатель предусмотрел ограниченный режим доступа к такой информации путем установления исчерпывающего перечня субъектов, обладающих в силу закона правом обращения к налоговым органам за предоставлением сведений, составляющих налоговую тайну, в указанных в законе целях.
В п. 9 ст. 84 НК РФ закреплено общее правило о том, что сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним, в частности, относятся следующие данные налогоплательщика.
Сведения о начисленных к уплате суммах налогов. Конфиденциальной является информация, содержащаяся в базе данных "Расчеты с бюджетом". Согласно п. 8 Рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных "Расчеты с бюджетом", утв. приказом ФНС России от 16.03.2007 N ММ-3-10/138@, карточки "Расчеты с бюджетом" местного уровня и база данных регионального уровня содержат сведения, относящиеся к служебной и налоговой тайне. Это данные о начисленных к уплате суммах налогов (сборов) и иных обязательных платежей, информация о поступивших на счета Федерального казначейства налогах (сборах) и иных обязательных платежах. Документы и носители, которые содержат информацию, относящуюся к служебной и налоговой тайне, подлежат защите в установленном порядке.
Информация о банковских счетах налогоплательщика. ВАС РФ указал, что по смыслу п. 1 ст. 102 НК РФ сведения о банковских счетах организаций относятся к налоговой тайне (решение ВАС РФ от 03.03.2004 N 15527/03). Аналогичные выводы сделаны и в другом судебном решении (постановление ФАС МО от 19.08.2005 N КА-А40/7959-05).
Сюда относятся сведения о наличии или отсутствии у налогоплательщика счетов и вкладов в банках, информация о номере банковского счета, данные о совершенных организацией расчетных операциях с использованием банковского счета, например, о перечислениях денежных средств*(1).
В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ кредитная организация гарантирует тайну банковского счета и вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Однако, в то же время закон обязывает банки (ч. 1 ст. 86 НК РФ) сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) в налоговый орган.
Данные об имуществе налогоплательщика. В определении КС РФ от 30.09.2004 N 317-0 отмечено, что информация об имущественном состоянии налогоплательщика относится к налоговой тайне.
Кроме того, налоговую тайну составляет информация о других налогоплательщиках, полученная налоговыми органами при проведении встречных налоговых проверок. К другим налогоплательщикам относятся контрагенты проверяемого плательщика налогов по гражданско-правовым сделкам. Данный вывод следует из толкования ст. 102 НК РФ, а также из анализа судебной практики.
Так, согласно постановлению ФАС ЗСО от 16.11.2005 N Ф04-8330/2005(16878-А45-40) в том случае, если налоговый орган при осуществлении мероприятий налогового контроля использовал данные о финансово-хозяйственной деятельности аналогичных налогоплательщиков, он обязан сохранять их в тайне.
В подп. 1-5 п. 1 ст. 102 НК РФ содержится исчерпывающий перечень сведений, которые не составляют налоговую тайну. К ним относятся сведения:
- разглашенные налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия (подп. 1 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- об идентификационном номере налогоплательщика (подп. 2 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения (подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- предоставляемые налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами, в части предоставляемых им сведений (подп. 4 п. 1 ст. 102 НК РФ);
- предоставляемые избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (подп. 5 п. 1 ст. 102 НК РФ).
По мнению налоговых органов, не могут составлять налоговую тайну сведения о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога в бюджет даже при отсутствии признаков налогового правонарушения. Такая точка зрения изложена в письме МНС России от 05.03.2002 N ШС-6-14/252 "Об отнесении сведений о задолженности налогоплательщика к налоговой тайне". Согласиться с подобным подходом трудно по следующим основаниям.
В подп. 3 п. 1 ст. 102 НК РФ законодатель говорит о налоговых правонарушениях, перечисленных в гл. 16 НК РФ. Неисполнение организацией обязанности по уплате налога в бюджет при отсутствии признаков правонарушения, не может рассматриваться в качестве нарушения законодательства о налогах и сборах, за которое установлена ответственность. А раз так, то данная информация имеет статус налоговой тайны и не должна разглашаться инспекторами. Получается, что в приведенном письме налоговые органы расширительно трактуют закон.
Не являются налоговой тайной сведения об организациях, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц. Дело в том, что содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. На это указано в ст. 6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Поэтому налоговые инспекции не вправе отказывать организациям в предоставлении соответствующих сведений.
О.А. Мясников,
налоговый юрист, кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", N 11, ноябрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данные выводы сделаны на основе анализа приведенной в статье судебной практики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Налоговой тайной являются любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, кроме указанных в подп. 1-5 п. 1 ст. 102 НК РФ. В статье отмечается, что этот перечень сведений, не составляющих налоговую тайну является исчерпывающим. Однако не являются налоговой тайной сведения об организациях, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, поскольку в соответствии с законом, содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными. Поэтому налоговые инспекции не вправе отказывать организациям в предоставлении соответствующих сведений.
На основе анализа приведенной в статье судебной практики автор приводит конкретные примеры сведений, составляющих налоговую тайну. В частности: информация о наличии или отсутствии у налогоплательщика счетов и вкладов в банках, информация о номере банковского счета, данные о совершенных организацией расчетных операциях с использованием банковского счета, сведения о контрагентах проверяемого налогоплательщика. Налоговой тайной является информация о налогах, начисленных к уплате и поступивших на счет Федерального казначейства, данные об имуществе налогоплательщика.
В статье критикуется изложенное в письме мнение МНС России о том, что не могут составлять налоговую тайну сведения о неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога в бюджет даже при отсутствии признаков налогового правонарушения.
Обзор судебной практики "Какая информация относится к налоговой тайне?"
Автор
О.А. Мясников - налоговый юрист, кандидат юрид. наук
"Арбитражное правосудие в России", 2007, N 11