Религиозная организация как субъект трудовых правоотношений
в Российской Федерации
В трудовых отношениях религиозные организации обладают гораздо большей автономией, чем другие юридические лица, что нашло свое законодательное закрепление в главе 54 Трудового кодекса РФ, многие нормы которой передают решение определенных вопросов самим религиозным организациям, что закрепляется в их внутренних установлениях. кроме того, норма ст. 346 ТК РФ предоставляет религиозным организациям право самостоятельно разрабатывать перечни материально ответственных лиц, норма ст. 347 ТК РФ допускает возможность расторжения трудового договора с работниками по основаниям, не предусмотренным в ТК РФ, при условии, если такие основания были включены в трудовой договор.
До принятия Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) трудовые правоотношения в религиозных организациях осуществлялись с учетом статьи 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и о религиозных объединениях"*(1) (в ред. от 06.07.2006). В настоящее время положения этой статьи могут применяться постольку, поскольку они не противоречат Трудовому кодексу РФ.
Особенности правового регулирования трудовых отношений в религиозных организациях предусмотрены в статьях 342-348 главы 54 Трудового кодекса РФ*(2) (в ред. от 01.10.2007).
Чтобы организация могла выступать в качестве работодателя, то есть состоять в трудовых правоотношениях с работником, она должна отвечать признакам юридического лица. В соответствии со ст. 48 Гражданского кодекса РФ (в ред. от 26.06.2007) юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде*(3).
Таблица 1
Сведения о государственной регистрации религиозных организаций
в Архангельской области в 1988-2003 гг.*(4)
Наименование конфессии | Количество религиозных организаций по состоянию на 1 января | |||||||||||||
1988 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | ||
Русская православная церковь | 16 | 8*(5) | 22 | 27 | 38 | 45 | 56 | 66 | 66 | 78 | 90 | 118 | 130 | |
В том чис- ле |
Приходы | 16 | 6 | 18 | 23 | 33 | 40 | 51 | 60 | 60 | 72 | 84 | 112 | 123 *(6) |
Монастыри и подворья | 1 | 3 | 3 | 4 | 4 | 4 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 | ||
Русская православная старооб- рядческая церковь |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 2 | 2 | ||||||
Древлеправославная Поморская церковь |
1 | |||||||||||||
Римско-католическая церковь | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||
Евангельские христиане-баптисты |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 6 | 6 | 6 | |
Христиане веры евангельской | 1 *(7) |
2 | 5 | 5 | 6 | 8 | 10 | 12 | 12 | 14 | 16 *(8) |
|||
Адвентисты седьмого дня | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 2 | 5 | 6 | 6 | 6 | ||
Лютеране (Евангелическолюте- ранская церковь) |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
Новоапостольская церковь | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||
Свидетели Иеговы | 2 | 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | ||||||||
Церковь Божией Матери Держав- ная |
1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
Церковь Христа | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||
Иудаизм (Ортодоксальный, ФЕООР) |
1 | 2 | 2 | 2 | ||||||||||
Буддизм | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | |||||
Сознание Кришны (вайшнавы) | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Христианская благотворительная миссия "Гедеон" |
- | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
Итого: | 17 *(9) |
11 | 26 | 33 | 51 | 61 | 73 | 88 | 89 | 107 | 128 | 158 | 172 |
Количество зарегистрированных в установленном законом порядке религиозных организаций в Российской Федерации неуклонно увеличивается. В качестве примера приведем сведения по Архангельской области.
В конце 2006 г. на территории Кемеровской области было зарегистрировано 288 религиозных организаций*(10).
В Чувашской Республике по состоянию на 1 апреля 2006 г. было зарегистрировано 264 религиозные организации, в том числе:
203 прихода православной церкви;
8 православных монастырей;
27 мусульманских религиозных организаций;
7 религиозных организаций христиан адвентистов седьмого дня;
5 церквей евангельских христиан-баптистов;
3 религиозных организаций евангельских христиан;
8 религиозных организаций христиан веры евангельской (пятидесятников);
6 других религиозных организаций (Еврейская община, "Чебоксарское городское религиозное общество сознания Кришны", старообрядческая община Русской православной старообрядческой церкви, Природная экологическая религиозная организация "Академия Чувашской Духовности", местная религиозная организация "Евангелическо-лютеранский приход святого апостола Иакова", "Чебоксарская община Волжского регионального управленческого центра Новоапостольской церкви")*(11).
До тех пор, пока религиозная группа не преобразована в религиозную организацию, она не может быть работодателем, так как не является юридическим лицом.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории России, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.
Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.
Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории РФ на законных основаниях на протяжении не менее 50 лет на момент обращения указанной религиозной организации в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова "Россия", "российский" и производные от них.
Религиозной организацией признается также учреждение (организация), созданное централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющее цель и признаки, которые предусмотрены п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее Закон о свободе совести), в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования.
Религиозная организация, являющаяся учреждением профессионального религиозного образования, может осуществлять образовательную деятельность при наличии соответствующей лицензии. Подобные правоотношения регулируются с учетом Определения Верховного Суда РФ от 20.05.2003 N 56-Г03-6.
Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
Отношения между централизованной организаций и входящими в ее состав местными религиозными организациями регулируются уставом этой организации. Так, например, Русская православная церковь разделена на епархии в пределах одного или нескольких субъектов Российской Федерации и состоит из приходов, объединенных в благочиннические округа*(12).
Религиозная организация обязана ежегодно информировать зарегистрировавший ее орган о продолжении своей деятельности с указанием сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.
Приказом Росрегистрации от 10.05.2007 N 77 утверждены "Методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Федеральную регистрационную службу и ее территориальные органы, содержащих отчет о деятельности религиозной организации, сведения о руководителе и составе руководящих органов религиозной организации, о расходовании религиозной организацией денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организации, иностранных граждан и лиц без гражданства".
Непредоставление сведений в течение 3 лет является основанием для обращения регистрирующего органа в суд с иском о признании религиозной организации прекратившей свою деятельность.
Религиозные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" с учетом установленного законом о свободе совести специального порядка.
Порядок создания религиозных организаций детализируется Правилами рассмотрения заявлений и принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций, утвержденными Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 25 марта 2003 г. N 68*(13). Решение о государственной регистрации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимает Федеральная регистрационная служба. Решение о государственной регистрации местных религиозных организаций, а также централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, и религиозных организаций, образуемых этими централизованными религиозными организациями, принимается территориальными органами Федеральной регистрационной службы.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации религиозных организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным регистрирующим органом на основании принимаемого Министерством юстиции Российской Федерации или его территориальным органом решения о соответствующей государственной регистрации.
Помимо упомянутых нормативных актов государственная регистрация религиозных организаций также регулируется "Административным регламентом исполнения Федеральной регистрационной службой государственной функции по принятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации религиозных организаций и регистрации представительств иностранных религиозных организаций", утвержденным Приказом Министерства юстиции РФ от 14.12.2006 N 361 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.2006 N 8644)*(14).
Юридическое лицо считается созданным с момента государственной регистрации, и с этого момента оно может выступать в качестве работодателя.
Российское законодательство ограничивает круг религиозных объединений, являющихся субъектами трудовых правоотношений, а, следовательно, обладающих трудовой правосубъектностью. Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" сужает перечень религиозных структур, имеющих право называться "религиозной организацией" и заниматься религиозной деятельностью. Выводя, в частности, за пределы этого круга представительства иностранных религиозных организаций и ряд других религиозных сообществ, выделенных по признаку продолжительности своего существования, количеству участников и наличию определенных документов.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Закон четко не регламентирует порядок постановки на учет в органах местного самоуправления религиозных групп, выдачи подтверждения, его форму. В этой связи целесообразно урегулировать этот порядок соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации*(15). По смыслу ст. 9 Закона о свободе совести доказательства о 15-летнем сроке существования должны представлять только местные религиозные организации, не имеющие подтверждения о вхождении в соответствующую централизованную религиозную организацию. На централизованные религиозные организации требование о 15-летней продолжительности деятельности не распространяется.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.11.1999 N 16-П религиозные организации, учрежденные до вступления Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" в силу, а также местные религиозные организации, входящие в структуру централизованной религиозной организации, пользуются правами юридического лица, без подтверждения пятнадцатилетнего минимального срока существования на соответствующей территории, без ежегодной перерегистрации*(16).
Объединение (ассоциация, союз) религиозных организаций разных конфессий согласно п. 2 ст. 121 части первой Гражданского кодекса РФ является некоммерческой организацией, но не имеет религиозного статуса, поскольку не может обладать главным признаком религиозного объединения - совместным исповеданием веры.
Представительство иностранной религиозной организации не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью. На него не распространяется статус религиозного объединения. Привлечение граждан РФ для работы в представительствах осуществляется согласно законодательству РФ о труде, а также на основании части 2 пункта 15 Положения о порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. N 130*(17). Исходя из этого, трудовые отношения российских граждан, работающих в иностранной религиозной организации, регулируются без учета особенностей, предусмотренных в главе 54 Трудового кодекса Российской Федерации*(18).
Нормы главы 54 ТК РФ не распространяются и на работников псевдорелигиозных организаций, деятельность которых не преследует целей совместного исповедания и распространения веры*(19).
Такие ограничительные требования не противоречат положениям Конституции Российской Федерации о свободе совести и вероисповедания и направлены на то, чтобы не допустить создания на территории Российской Федерации религиозных организаций, деятельность которых преследует разжигание национальной и религиозной вражды и другие противоречащие российскому законодательству цели.
В отличие от общих норм Трудового кодекса РФ специальная норма статьи 342 главы 54 ТК РФ напрямую связывает возникновение трудовой правоспособности религиозной организации с ее государственной регистрацией, то есть в указанной статье трудовой правоспособностью наделяются только религиозные организации - юридические лица, приобретающие трудовую правоспособность одновременно с гражданской. Это дает основание говорить о том, что трудовые договоры, заключенные религиозными организациями, не прошедшими установленную процедуру регистрации подлежат прекращению на основании ч. 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Между тем, в теории трудового права точка зрения, которая ставит в зависимость трудовую правосубъектность организации от гражданско-правовой, не является бесспорной. В научной литературе в содержание трудовой правосубъектности работодателя часто включают:
1) право формирования коллектива работников, самостоятельного приема и увольнения, а также управления трудом (организационный признак);
2) право иметь фонд оплаты труда и им распоряжаться (имущественный признак).
Некоторые исследователи дополняют этот перечень способностью работодателя нести ответственность по обязательствам, вытекающим из факта участия в трудовых и иных отношениях, регулируемых трудовым правом*(20). В понятие правосубъектности включают три элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособность. По мнению О.Б. Зайцевой, способность субъекта нести ответственность не является квалифицирующим признаком работодателя как участника трудовых отношений*(21). Особую позицию по вопросу границ трудовой правосубъектности работодателя занимал Л.Я. Гинцбург, который связывал их с "выполнением поставленных перед предприятием задач, осуществлением уставной цели"*(22). По мнению К.Н. Гусова и В.Н. Толкуновой, содержание трудовой правосубъектности работодателя определяется целями и задачами производства, что обуславливает, кого и сколько она может принять на работу, по каким специальностям*(23).
Анализируя специфику деятельности религиозных организаций, следует выделить специфическую цель их существования. Так, в ст. 8 Закона о свободе совести выделена цель их создания - "исповедание и распространение веры". С этой целью религиозная организация вправе совершать богослужения, религиозные обряды, церемонии, обучение религии, проведение воспитания своих последователей и т.п.
Конституция РФ 1993 года не использует понятия "вера". Конституционная норма ст. 28 закрепляет, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.
С точки зрения религиоведов, понятие "религия" значительно шире понятия "религиозная вера". Вера - это важный составной компонент религии, но далеко не единственный*(24). Использование законодателем в Законе о религиозных объединениях понятия "вера" сужает содержание конституционного права исповедовать религию.
Религиозная организация как самостоятельное организационное образование имеет цель выработать систематизированное вероучение и осуществлять культовую деятельность. Но для практического существования религиозной организации ей требуется вспомогательный технический персонал, которым нужно управлять и оплачивать их труд. Поэтому религиозная организация выступает как работодатель - юридическое лицо и субъект трудовых правоотношений, в основе которых лежат трудовые договоры, заключенные с работниками. Для этого у религиозной организации есть необходимые организационные и имущественные критерии трудовой правосубъектности работодателя.
Религиозные организации в соответствии с законом могут создавать различные учреждения для достижения своих уставных целей. При этом совсем не обязательно, что такие учреждения будут регистрироваться и приобретать статус юридических лиц. Вместе с тем, если они обладают такими правомочиями, как: подбор, расстановка кадров и организация их труда, увольнение работников, имеют фонд заработной платы и фонд материального поощрения, а также иное имущество, необходимое для осуществления задач, связанных с организацией труда работников, в том числе обладают самостоятельностью в расходовании указанных фондов, то они должны признаваться работодателями. Например, в соответствии с Уставом Русской православной церкви при храмах могут создаваться различные добровольные объединения граждан православного вероисповедания, в том числе братства и сестричества. Такие объединения совсем не обязательно являются юридическими лицами, в то же время многие из них с течением времени становятся крупными образовательными, благотворительными, культурно-просветительскими, а иногда и производственными центрами, самостоятельно принимают и увольняют работников, организовывают и оплачивают их труд, обладают правом привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности, несут материальную ответственность за причиненный работникам вред, то есть обладают трудовой правосубъектностью.
Ликвидация религиозной организации влечет ее прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам. Детализируя положения статьи 61 Гражданского кодекса РФ применительно к религиозным организациям, статья 14 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" регламентирует основания и порядок ликвидации таких организаций.
Существует ликвидация добровольная, по решению учредителей и принудительная, по решению суда, в случае неоднократных или грубых нарушений Конституции РФ, законодательства РФ или систематического осуществления деятельности, противоречащей уставным целям, либо неоднократного непредставления в регистрирующий орган сведений, указанных в п. 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В соответствии с п. 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда о признании недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:
нарушение общественной безопасности и общественного порядка;
действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;
принуждение к разрушению семьи;
посягательство наличность, права и свободы граждан;
нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;
склонение к самоубийству или к отказу по религиозным мотивам от оказания медицинской помощи лицам, находящимся в опасном для жизни и здоровья состоянии;
воспрепятствование получению обязательного образования;
принуждение членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения;
воспрепятствование угрозой причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, если есть опасность реального ее исполнения, или применения насильственного воздействия, другими противоправными действиями выходу гражданина из религиозного объединения;
побуждение граждан к отказу от исполнения установленных законом гражданских обязанностей и совершению иных противоправных действий*(25).
Решением Останкинского суда г. Москвы 18 апреля 1995 г. была ликвидирована религиозная организация "Аум Синрике"*(26). Одним из установленных в суде фактов было причинение вреда здоровью верующих правилами и условиями нахождения в этой организации.
В соответствии с Определением Верховного Суда РФ N 60-Г04-3 от 06.02.2004 в удовлетворении заявления о ликвидации религиозной организации было отказано правомерно, поскольку Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" в отличие от Федерального закона "Об общественных объединениях" не устанавливает условия, в соответствии с которыми деятельность местной религиозной организации ограничивается территорией одного муниципального образования*(27).
Органы прокуратуры Российской Федерации, федеральный орган государственной регистрации и его территориальные органы, а также органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о ликвидации религиозной организации либо о запрете деятельности религиозной организации или религиозной группы. Таким образом, основаниями ликвидации являются посягательства религиозной организации на значимые, конституционные права, свободы, гарантии личности и общества. Произвольная ликвидация религиозных организаций не допустима.
Управлением Федеральной регистрационной службы по Оренбургской области в течение I полугодия 2006 года было проведено 52 выездные проверки общественных объединений и религиозных организаций, из них 14 проверок религиозных организаций; 47 документальных проверок общественных объединений, религиозных организаций.
В первом полугодии 2006 года было вынесено 41 письменное предупреждение общественным объединениям и религиозным организациям. Направлено в суды Оренбургской области 51 исковое заявление о признании прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица и исключению из ЕГРЮЛ.
Определенные особенности имеет ликвидация местных религиозных организаций, созданных на основании подтверждения о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания*(28). В том случае, когда централизованная религиозная организация отзывает из регистрирующего органа выданное ею подтверждение о конфессиональной принадлежности местной религиозной организации, последняя прекращает свою деятельность как структурное подразделение данной централизованной религиозной организации и подлежит ликвидации*(29). Аналогичной позиции придерживается арбитражная практика.
При рассмотрении конкретного дела о выселении прихода централизованной религиозной организации из собора, прилегающей к нему часовни и других зданий Арбитражный суд признал право пользования собором с часовней заданным приходом. Свое решение суд мотивировал тем, что с изменением своей канонической юрисдикции (приход перешел из юрисдикции Русской православной церкви в юрисдикцию Российской православной свободной церкви) приход не утратил права пользования собором и другими зданиями. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ направил дело на новое рассмотрение, признав вывод арбитражного суда ошибочным, поскольку изменение канонической юрисдикции местной религиозной организации влечет ее ликвидацию*(30).
Ликвидация религиозной организации считается завершенной, а религиозная организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Важную роль в регулировании трудовых отношений в религиозной организации занимают ее внутренние установления. Закон закрепляет уважение к внутренним установлениям религиозной организации, не противоречащим российскому законодательству*(31).
Положения ст. 343 Трудового кодекса РФ, регламентирующие роль внутренних установлений религиозных организации в трудовом праве, являются новацией относительно Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях", в котором сказано, что "... условия труда и его оплата устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации трудовым договором (контрактом) между религиозной организацией (работодателем) и работником..." (ч. 2 ст. 24 ФЗ). Формула ст. 343 ТК РФ служит юридическим основанием для включения в трудовой договор внутренних норм религиозных организаций, описывающих наиболее важные требования таких норм в отношении труда сторонних работников. Вместе с тем данная статья не допускает преимущества религиозного права над светским, поскольку в соответствии с этой статьей нормы внутренних установлений религиозных организаций не должны противоречить Конституции РФ, Трудовому кодексу и иным федеральным законам. В большинстве религиозных организаций существует свой особый порядок проведения религиозных процедур, соблюдения праздничных и выходных дней и т.д. Религиозные установления предписывают в таких случаях особое поведение - например, диаметрально противоположные требования к наличию головных уборов в православных церквах в отношении мужчин и женщин, необходимость снимать обувь в мечети; в ортодоксальных иудейских общинах примером таких установлений могут служить субботние запреты на зажигание света, включение электроприборов и прочее. Нарушение таких внутренних правил может быть негативно воспринято прихожанами. Чтобы не допустить оскорбления религиозных чувств верующих и возникновения на этой почве конфликтов, такие важные моменты можно указать в трудовом договоре с нанимаемым работником. Статья 343 Трудового кодекса РФ не дает определения понятию внутренние установления религиозной организации, поскольку установления религиозных организаций нашей страны разнообразны и зачастую характерны для конкретного религиозного направления. Их обобщение привело бы к нецелесообразному сужению данного понятия. На практике внутренними установлениями обычно считаются положения Устава религиозной организации, других локальных актов, а также непосредственно нормы религиозного права конкретной конфессии.
Например, нормы церковного права Русской православной церкви содержатся в следующих источниках: в Священном Писании и Священном Предании; канонах и правилах святых апостолов, святых Вселенских и Поместных соборов и святых отцов; Постановлениях высших органов управления - Поместных и Архиерейских соборов, Священного Синода и Указах Патриарха Московского и всея Руси, в Уставе Русской православной церкви.
В соответствии со ст. 10 Закона о свободе совести религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией, и должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.
В уставе религиозной организации указываются:
наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и, в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации, ее наименование;
цели, задачи и основные формы деятельности;
порядок создания и прекращения деятельности;
структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция;
источники образования денежных средств и иного имущества организации;
порядок внесения изменений и дополнений в устав;
порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности;
другие сведения, относящиеся к особенностям деятельности данной религиозной организации.
Таким образом, особенность правового положения религиозных организаций как работодателя основывается на конституционном принципе отделения церкви от государства, недопустимости вмешательства государства во внутрицерковные вопросы, закрепленные в ст. 14 Конституции РФ. В силу этого в трудовых отношениях религиозные организации обладают гораздо большей автономией, чем другие юридические лица, что нашло свое законодательное закрепление в главе 54 Трудового кодекса РФ, многие нормы которой передают решение определенных вопросов самим религиозным организациям, что закрепляется в их внутренних установлениях.
Кроме того, норма ст. 346 ТК РФ предоставляет религиозным организациям право самостоятельно разрабатывать перечни материально ответственных лиц, норма ст. 347 ТК РФ допускает возможность расторжения трудового договора с работниками по основаниям, не предусмотренным в ТК РФ, при условии, если такие основания были включены в трудовой договор.
Необходимо отметить, что некоторые представители науки трудового права достаточно скептически относятся к предоставлению религиозным организациям таких широких полномочий по сравнению с другими работодателями. Так, Миронов В.И., анализируя ст. 347 ТК РФ, указывает, что всем работникам, не исключая и работников религиозных организаций, ст. 37 Конституции РФ гарантирует свободное распоряжение своими способностями к труду, а установление дополнительных оснований увольнения при заключении трудового договора ограничивает данное конституционное правило. А всякое ограничение конституционных прав и свобод в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ возможно только федеральным законом и в целях, названных в указанной статье Конституции РФ*(32).
Эта точка зрения основана на том, что характерной чертой трудового права, в отличие от гражданского, является защита прав более слабой стороны трудовых отношений - работника, в этом смысле трудовое право в большей степени социально ориентировано.
Согласно противоположной точке зрения*(33) ограничения, предусмотренные внутренними установлениями религиозной организации (например, требования об исповедании той или иной религии работниками религиозной организации либо даже о воцерковлении), не могут быть признаны нарушением трудового законодательства. В соответствии с частью 3 статьи 3 Трудового кодекса РФ не являются дискриминационными предпочтения и ограничения, связанные со свойственными для данного вида труда требованиями.
Процессы демократизации российского законодательства в сфере свободы совести и вероисповедания, переосмысление принципов взаимоотношений государства и религиозных организаций привели к тому, что количество лиц, работающих в таких организациях, резко возросло.
Именно поэтому Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 года, содержит отдельную 54 главу, посвященную особенностям регулирования труда работников религиозных организаций. К сожалению, пока далека от совершенства система законодательства в данной области, практически отсутствует анализ правоприменительной практики, в науке трудового права недостаточно разработаны пробельные стороны законодательства и перспективы его развития.
Несомненно, исследование особенностей регулирования трудовых отношений в религиозных организациях важно с целью построения целостной концепции правового регулирования государственно-религиозных правоотношений.
О. Петюкова,
к.и.н., доцент кафедры "Гражданское право и процесс"
Финансовой академии при Правительстве РФ
"Кадровик. Трудовое право для кадровика", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (принят ГД ФС РФ 19.09.1997) // Собрание законодательства РФ. 29.09.1997. N 39. Ст. 4465.
*(2) Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001 // Российская газета. N 256. 31.12.2001.
*(3) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.
*(4) http://www.archipelag.ru/ru_mir/religio/statistics/said/ statistics-arh/
*(5) Зарегистрированы в соответствии с Законом РФ "О свободе вероисповеданий" 1990 года, в том числе указаны Управление Архангельской и Мурманской епархии и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь зарегистрированы в Министерстве юстиции РФ, кроме того, 16 приходов продолжали действовать, будучи зарегистрированными до 1988 года, еще 12 приходов и общин были зарегистрированы в 1988-90 гг.
*(6) 5 религиозных организаций ликвидировано к 2003 году.
*(7) Была зарегистрирована в апреле 1990.
*(8) Из них 2 Церкви Полного Евангелия (входят в СХВЕП РФ), 3 входят в РОСХВЕП, 2 ликвидировано.
*(9) Религиозные общества, зарегистрированные в соответствии с советским законодательством о культах.
*(10) http://news.kemerovo.tv/news/760158.html? forprint
*(11) Официальный сайт Управления Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике: http://www.rosreg21 .ru/index.php? m=47&m1=86&m2=496
*(12) Устав Русской православной церкви / Русская церковь на рубеже веков. СПб., 2001. С. 18.
*(13) Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 24. 16.06.2003.
*(14) "Российская газета". N 297.31.12.2006.
*(15) Письмо Минюста РФ от 24 декабря 1997 г. "О применении законодательства о религиозных объединениях" (вместе с "Методическими рекомендациями по осуществлению органами юстиции контрольных функций в отношении религиозных организаций", "Методическими рекомендациями о применении органами юстиции некоторых положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях") // Бюллетень Минюста РФ. N 7. 1998.
*(16) Собрание законодательства РФ. 20.12.1999. N 51. Ст. 6363.
*(17) Постановление Правительства РФ от 02.02.1998 N 130 (ред. от 30.12.2005) "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" // Собрание законодательства РФ. 09.02.1998. N 6. Ст. 754.
*(18) Приказ Минюста РФ от 30.03.1998 N 32 "О порядке реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. N 130 "О порядке регистрации, открытия и закрытия в Российской Федерации представительств иностранных религиозных организаций" // Бюллетень Минюста РФ. N 2. 1998.
*(19) Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ф.Н. Филиной. М., ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. С. 327.
*(20) Курс российского трудового права. В 3-х т. Т. 1. Общая часть / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 1996. С. 401.
*(21) Зайцева О.Б. Правовой статус религиозных организаций и его влияние на правовое регулирование трудовых отношений // Трудовое право. 2005. С. 34.
*(22) Гинцбург Л.Я. Социалистическое трудовое правоотношение. М., 1977. С. 258.
*(23) Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России. М.: "Проспект", 2003. С. 80.
*(24) Тришин А.Ф. Мировые религии и религиозные памятники. М., 1997. С. 8.
*(25) Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2006).
*(26) Религиозные объединения. Свобода совести. Нормативные акты. Судебная практика / Сост. Пчелинцев А.В., Ряховский В.В. М., 2001. С.386.
*(27) Бюллетень Верховного Суда РФ. 2004. N 10.
*(28) Научно-практический комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой. Постатейный. / Под ред. В. П. Мозолина, М.Н. Малеиной. М., НОРМА, 2004. С.158.
*(29) Письмо Министерства юстиции РФ от 24.12.1997 "О применении законодательства о религиозных объединениях" // Бюллетень Минюста РФ. N 7. 1998. С. 5.
*(30) Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
*(31) Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации с учетом постановления КС РФ от 15.03.2005 N 3-П / Под ред. Л.Н. Анисимова. М., ЗАО Юстицинформ, 2006. С. 267.
*(32) Миронов В.И. Трудовое право России // Трудовое право. 2004. N 3. С. 13.
*(33) Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ф.Н. Филиной. М., ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. С. 327.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Кадровик"
Журнал из 5 тетрадей: "Кадровик. Кадровое делопроизводство", "Кадровик. Кадровый менеджмент", "Кадровик. Официальные документы и нормативные акты для кадровика", "Кадровик. Рекрутинг для кадровика", "Кадровик. Трудовое право для кадровика".
Зарегистрирован Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Свидетельство о регистрации ПИ N 77 14211 от 22 декабря 2002 г.
Входит в перечень изданий ВАК.
Адрес: 125040, Москва, а/я 1 ИД "Панорама"
Тел.: (495) 250 76 87, (495) 250 75 24
www.kadrovik.panor.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 80757;
- по каталогу "Почта России" - 99656.
ISSN 2074-0107