г. Пермь |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А60-35178/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О. Г.,
судей Варакса Н. В., Щеклеиной Л. Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Радионовой Л. П.
при участии: от заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТВ" (ОГРН 1086672012426, ИНН 6672269941): Лившиц А. В., паспорт, доверенность от 04.03.2013;
от заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области (ОГРН 1126672000014, ИНН 6685000017): не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "СТВ"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2012 года
по делу N А60-35178/2012,
принятое судьей Савиной Л. Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТВ"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "СТВ" (далее - заявитель, общество, ООО "СТВ") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 06.08.2012 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией; обязании инспекцию внести запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией по представленным документам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 19.12.2012 (резолютивная часть решения объявлена 12.12.2012) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
В обоснование апелляционной жалобы, а также дополнительных письменных пояснений к ней, ее подателем приведены доводы о том, что наличие в ликвидационном балансе сведений о нераспределенной прибыли не свидетельствует о недостоверности документа, поскольку решение о распределении прибыли относится к исключительной компетенции участников общества и является правом последних; представленный в регистрирующий орган ликвидационный баланс содержит достоверные сведения о наличии нераспределенной прибыли и имущества, правом на получение которого участники общества на момент его составления не воспользовались; единственным обязательным условием к его составлению является составление после завершения расчетов с кредиторами; требование о повторном составлении баланса после распределения имущества и прибыли общества законодательство не содержит. С учетом установленного Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей закрытого перечня оснований для отказа в государственной регистрации и запрета регистрирующему органу требовать представление иных документов, отказ в государственной регистрации ликвидации общества является незаконным и нарушает права и законные интересы общества.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2013 в соответствии с ч. 3 ст. 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 22.03.2013 на 12 час. 30 мин.
После отложения судебное заседание возобновлено в том же составе судей.
В судебном заседании апелляционного суда, состоявшемся после отложения судебного разбирательства, представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, дополнительных пояснениях к ней.
Инспекция о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом, в том числе публично, представителей в судебное заседание не направила, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие ее представителей.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 19.01.2012 единственным участником общества - Сухотской Е. А. принято решение о ликвидации ООО "СТВ", обязанности ликвидатора возложены на Бондарь Р. Г.
Сообщение о ликвидации общества опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" N 4 (362) от 01.02.2012 с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть заявлены в течение 2 месяцев с момента опубликования сообщения.
15.05.2012 инспекцией выдана обществу справка N 19352 об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, пени и налоговых санкций.
30.05.2012 участником общества принято решение об утверждении ликвидационного баланса (решение участника N 5).
30.07.2012 ликвидатор общества представил в инспекцию заявление по форме Р16001 (вх. N 7191) о государственной регистрации общества в связи с его ликвидацией.
06.08.2012 инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о государственной регистрации) необходимых для государственной регистрации документов, а именно: ликвидационного баланса.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, ООО "СТВ" обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое решение соответствует Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ, в связи с чем, отсутствуют основания для признания его недействительным.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, явившегося в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционный инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными ( ч. 2 ст. 201 АПК РФ).
Из смысла указанных норм следует, что ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы регулируются Законом о государственной регистрации.
Нормами ст. 61 ГК РФ установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии со ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации (п. 1).
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2).
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации (п. 5).
Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Кроме того, вопросы ликвидации обществ с ограниченной ответственностью регулируются Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Федеральный закон N14-ФЗ), в соответствии с п. 1 ст. 57 которого общество может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с учетом требований данного федерального закона.
В соответствии с абз. 6 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 14-ФЗ участники общества имеют право в случае ликвидации общества получить часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.
Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в установленной п. 1 ст. 58 Закона очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8).
Порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен главой VII Закона о государственной регистрации.
В силу п. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины; документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях.
Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (п. 4.1 ст. 9 Закона о государственной регистрации).
Решение о государственной регистрации принимается регистрирующим органом на основании представленных документов и является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр.
Перечень оснований для отказа в государственной регистрации приведен в ст. 23 Закона о государственной регистрации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, и ликвидационный баланс.
Как следует из материалов дела, основанием для вынесения оспариваемого решения послужило установление инспекцией того обстоятельства, что представленный обществом ликвидационный баланс содержал сведения о нераспределенной прибыли общества в сумме 13 473 000 рублей, в связи с чем, инспекцией сделан вывод о том, что ликвидация общества не завершена, а его ликвидационный баланс не может быть признан достоверным.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что обществом на государственную регистрацию прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией были представлены все предусмотренные законом документы.
Закон о государственной регистрации не наделяет регистрирующие органы полномочиями проводить правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Документы подлежат проверке только на предмет полноты содержащихся в них сведений.
По смыслу Закона о государственной регистрации государственная регистрация юридических лиц носит уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, поданном в регистрационный орган, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о государственной регистрации.
Достоверность представляемых для данного вида регистрации сведений подтверждается заявителями, в отношении которых в соответствии со ст. 25 Закона о государственной регистрации установлена ответственность за представление недостоверных сведений.
Позицию инспекции, изложенную в отзыве на заявление общества в арбитражный суд о том, что ликвидационный баланс общества содержит сведения о нераспределенной прибыли и имуществе, в связи с чем, и считается недостоверным, апелляционный суд находит не основанной на нормах действующего законодательства.
Действующее законодательство не обязывает распределять прибыль до составления ликвидационного баланса, как и не возлагает на участника общества в обязательном порядке получать имущество при ликвидации общества, оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.
В силу положений ст. 63 ГК РФ единственным обязательным условием к составлению ликвидационного баланса является его составление после завершения расчетов с кредиторами.
Доказательств того, что у общества имеются какие-либо неисполненные обязательства перед кредиторами, в том числе перед налоговым органом, не представлено.
Поскольку на момент составления ликвидационного баланса (30.05.2012) общество имело нераспределенную прибыль, сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе, являются достоверными.
Доказательств наличия у регистрирующего органа информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленном на государственную регистрацию ликвидационном балансе, распределения прибыли и имущества обществом на 30.05.2012, материалы дела не содержат.
Выводы суда о том, что непринятие решения о правовой судьбе оставшегося имущества может свидетельствовать о нарушении права участника общества на получение оставшегося имущества либо его стоимости, а также оставшихся денежных средств, апелляционный суд находит несостоятельными.
Ликвидационный баланс, содержащий сведения об активах общества, составленный на 30.05.2012, утвержден решением N 5 участника общества, являющимся единственным - Сухотской Е. А., содержит ее личную подпись.
Кроме того, представление ликвидационного баланса, содержащего сведения об имуществе, оставшемся после завершения расчетов с кредиторами, не может рассматриваться как нарушение процедуры ликвидации, предусмотренной ст. 63 ГК РФ.
С учетом установленного Законом о государственной регистрации закрытого перечня документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица у общества отсутствовала обязанность по представлению в регистрирующий орган каких-либо документов, подтверждающих факт распределения оставшегося имущества.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания считать ликвидационный баланс общества не представленным, а, следовательно, и для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности общества в связи с его ликвидацией.
В связи с чем, апелляционный суд приходит к выводу, что уполномоченным лицом в надлежащий регистрирующий орган были представлены все необходимые документы для проведения государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
Поскольку регистрирующим органом не доказаны основания для отказа в государственной регистрации, решение инспекции об отказе в государственной регистрации от 06.08.2012 является недействительным, не соответствующим требованиям Закона о государственной регистрации, нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Требование заявителя обязать инспекцию внести запись о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией по представленным документам, суд апелляционной инстанции рассматривает как направленное на устранение допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, что соответствует положениям п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ.
Приведенные в апелляционной жалобе обществом доводы правомерны, основаны на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Таким образом, неправильное применение судом первой инстанции норм материального права повлекло принятие арбитражным судом незаконного судебного акта, что в силу ч. 1 ст. 270 АПК РФ, является основанием для его отмены.
При указанных обстоятельствах, принимая их в совокупности, оспариваемый судебный акт следует отменить, заявленные обществом требования, удовлетворить.
В силу ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
С учетом результатов рассмотрения дела с инспекции в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции и подачу апелляционной жалобы в размере 3 000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1 и 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 19 декабря 2012 года по делу N А60-35178/2012 отменить.
Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 31 по Свердловской области от 06.08.2012 об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица общества с ограниченной ответственностью "СТВ" в связи с ликвидацией.
Обязать Межрайонную ИФНС N 31 по Свердловской области принять решение о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "СТВ" в связи с его ликвидацией и внести запись в ЕГРЮЛ о ликвидации общества с ограниченной ответственностью "СТВ"
Взыскать с Межрайонной ИФНС N 31 по Свердловской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СТВ" в возмещение судебных расходов по заявлению и апелляционной жалобе в размере 3 000 (Три тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
О.Г. Грибиниченко |
Судьи |
Н.В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-35178/2012
Истец: ООО "СТВ"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N31 по Свердловской области
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4096/13
07.05.2013 Определение Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4096/13
22.03.2013 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1508/13
19.12.2012 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-35178/12