Транспортный налог: как заплатишь, так и поедешь
До 1 февраля 2008 года все компании-владельцы транспорта должны сдать в свою налоговую инспекцию декларацию по транспортному налогу. В 2007 году финансовое ведомство выпустило множество писем, которые так или иначе коснулись порядка его расчета. Расскажем о том, как правильно определить сумму налога в свете последних разъяснений финансистов. Кроме того, мы рассмотрим самую свежую арбитражную практику, которая касается спорных вопросов уплаты данного налога.
Прежде всего, несколько слов об основных правилах расчета налога. Его обязаны заплатить те фирмы, на которых зарегистрированы транспортные средства. Ставки транспортного налога зависят от категории транспорта (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и т.д.) и мощности или тяги его двигателя. По некоторым видам техники ставки установлены в зависимости от ее вместимости или количества. В Налоговом кодексе определены лишь базовые ставки. Местные власти вправе установить свои. Однако, они не могут отличаться от базовых больше чем в пять раз (как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения).
Отметим, что не облагают налогом транспортные средства, которые зарегистрированы на сельхозпроизводителей, предназначенные для сельхозработ и выпуска сельхозпродукции. К такому транспорту, в частности, относят:
тракторы;
самоходные комбайны всех марок;
специальные автомашины (молоковозы, скотовозы);
специальные машины для перевозки птицы;
машины для перевозки и внесения минеральных удобрений;
транспорт для ветеринарной помощи и техобслуживания.
С января 2007 года сельхозпроизводителями считают*(1):
организации и предпринимателей, которые занимаются производством сельхозпродукции, ее первичной и последующей переработкой, а также реализацией. Перечень такой продукции утверждается Правительством РФ. При этом годовая выручка от ее продажи должна составлять не менее 70 процентов от ее общей суммы;
граждан, занятых ведением личного подсобного хозяйства;
кооперативы, которые созданы по закону "О сельскохозяйственной кооперации";
крестьянские и фермерские хозяйства.
Другие виды транспорта, которые не облагают налогом, перечислены в пункте 2 статьи 358 Налогового кодекса.
Определим категорию
Категорию транспортного средства - легковой или грузовой автомобиль, автобус и т.п. - определяют исходя из данных паспорта транспортного средства (ПТС) на него*(2). Иногда это сделать не так просто. Так, в ПТС может быть указан такой вид транспорта, который не позволяет его однозначно отнести к легковому (грузовому) автомобилю или автобусу. Например, автомобиль санитарный.
В таких ситуациях нужно учитывать тип автотранспорта (его прописывают в ПТС), а также другие характеристики, установленные заводом-изготовителем. Особые сложности возникают у владельцев автомашин "Газель" или "Соболь". В их ПТС указывают категорию транспорта "В" (легковой автомобиль), а тип транспорта - "грузовой или автобус". Как правило, проверяющие рассчитывают транспортный налог исходя из типа, а не категории. А ставки налога по грузовым автомобилям выше, нежели по легковым.
При определении категории или типа машины вы можете воспользоваться Сравнительной таблицей категорий транспортных средств*(3) и Классификатором основных фондов*(4). Последний документ применяют в той его части, которая не противоречит Конвенции о дорожном движении*(5). В то же время упомянутая таблица составлена уже с учетом ее положений.
Кроме того, налоговая служба рекомендует пользоваться сведениями, которые предоставляют органы, регистрирующие транспорт*(6). Это могут быть:
подразделения ГИБДД МВД России (в отношении транспортных средств с максимальной конструктивной скоростью более 50 км/ч и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования);
органы госнадзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники (в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства с максимальной конструктивной скоростью 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования).
Исходя из того, где зарегистрирован транспорт, можно определить его категорию и ставку налога. Например, машина поставлена на учет в органах гостехнадзора. Тогда используют ту ставку, которая установлена для категории "другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу".
Много вопросов возникает, когда речь идет об экзотическом транспорте. То есть том или ином оборудовании, сконструированном на шоссе какой-либо машины. Например, передвижные электростанции, автонасосы, экскаваторы, погрузчики, гидромолоты, автокраны, передвижные кухни и т.д. В методических рекомендациях по применению 28-й главы кодекса о транспортном налоге*(7) сказано, что автомобили, которые предназначены для выполнения производственных функций, должны расцениваться как здания и оборудования. Следовательно, транспортный налог с них не платят.
Приказ МНС России от 09.04.2003 г. N БГ-3-21/177
12.... необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 автомобили и прицепы автомобильные и тракторные, вагоны железнодорожные специализированные и переоборудованные, основным назначением которых является выполнение производственных или хозяйственно-бытовых функций, а не перевозка грузов и людей (передвижные электростанции, передвижные трансформаторные установки, передвижные мастерские, вагоны-лаборатории, передвижные диагностические установки, вагоны - дома, передвижные кухни, столовые, магазины, душевые, клубы, конторы и т.п.), считаются передвижными предприятиями соответствующего назначения, а не транспортными средствами, и рассматриваются (если их можно признать аналогами соответствующих стационарных предприятий)как здания и оборудование.
Однако, недавно специалисты Минфина России определили другой критерий, исходя из которого компания должна решать, платить транспортный налог по такому оборудованию или нет. По мнению финансистов его рассчитывают по любым "техническим средствам", зарегистрированным в ГИБДД или Гостехнадзоре. Для каких целей они предназначены и какое оборудование в них установлено, не важно*(8).
Это не имеет значения и при определении ставки налога. В данном случае важно лишь то, как зарегистрирован транспорт. Поэтому если он стоит на учете в ГИБДД в качестве грузового автомобиля, то его нельзя классифицировать как "другие самоходные транспортные средства*(9) с более низкой ставкой. Причем аналогичную позицию занимает и высшая судебная инстанция.
Постановление Президиума ВАС Российской Федерации от 17.07.2007 г. N 2965/07
... если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, это транспортное средство в качестве объекта налогообложения не является "другим самоходным транспортным средством", поименованным в пункте 1 статьи 361 Кодекса. Транспортные средства, по поводу которых возник спор, зарегистрированы в органах ГИБДД как грузовые автомобили категории С. Следовательно, суд первой инстанции обоснованно признал, что в данном случае надлежало применять дифференцированные налоговые ставки, установленные Законом о транспортном налоге для категории "Грузовые автомобили".
И еще об одном вопросе, который нужно учесть при расчете налога. В России должна применяться классификация транспортных средств, которая введена международным Соглашением о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств. По этой классификации оборудование, перевозимое специальными автомобилями, считается грузом. Поэтому, спецавтомобили различных марок, моделей и модификаций, на которых установлено то или иное оборудование, агрегаты и установки, относят к грузовым. В отношении них применяют налоговые ставки, предусмотренные для грузовых автомобилей.
Установим плательщика
Налог платят там, где зарегистрирован транспорт. Зачастую компании ставят его на учет по месту расположения своего филиала*(10). А он может быть зарегистрирован в другом субъекте России, нежели головное отделение фирмы. Предположим перерегистрация машины прошла в одном месяце. В этом случае важно учитывать, где была зарегистрирована машина по состоянию на его первое число. Если по месту нахождению головного отделения, то и налог перечисляют в бюджет того субъекта, где зарегистрирован головной офис. В дальнейшем его перечисляют в бюджет по месту постановки на учет филиала.
В свидетельстве о регистрации и паспорте транспортного средства в графе "собственник" указывают данные компании, в графе "адрес" - адрес обособленного подразделения, а в графах "особые отметки" - записывается "филиал (представительство)" и приводят его наименование*(11).
Еще одна ситуация. Автотранспорт числится за головным офисом, а по месту расположения филиала поставлен на временный учет. Тогда налог платят на той территории, где зарегистрировано головное подразделение*(12).
Тот или иной транспорт может быть продан (списан) в начале, середине или конце года. Как в этой ситуации начислить налог? В данном случае его сумму определяют с учетом специального коэффициента*(13). Его рассчитывают по формуле (см. ниже).
Месяц, в котором машина поставлена на учет или снята с учета, считают полным. Конкретная дата, когда это произошло, значения не имеет. Получается, что если проданный автомобиль снят с учета (продавцом) и зарегистрирован в ГИБДД (покупателем) в одном и том же месяце, то транспортный налог за этот месяц будет уплачен дважды. Один раз продавцом, а второй - покупателем. Дело в том, что при расчете налога и у той, и у другой стороны он будет считаться полным. Поясним сказанное на примере.
Пример
Компания продала легковой автомобиль и 20 октября сняла его с учета в ГИБДД. Предположим, что покупатель поставил его на учет 25 октября. Мощность двигателя машины - 180 л. с. В регионе, где работают фирмы, ставка транспортного налога на автомобиль такой мощности, составляет 15 руб./л.с.
Общая сумма транспортного налога за год, будет равна:
15 руб./л.с. х 180 л.с. = 2700 руб.
Расчет налога продавцом
Транспорт числился за фирмой 10 полных месяцев. Коэффициент, который необходим для расчета транспортного налога, составит:
10 мес. : 12 мес. = 0,83333
Сумма налога, которую нужно будет перечислить в бюджет, скорректированная на коэффициент, составит: 2700 руб. х 0,83333 = 2250 руб.
Расчет налога покупателем
Транспорт будет числиться за компанией 3 полных месяца. Коэффициент, который необходим для расчета транспортного налога, составит:
3 мес. : 12 мес. = 0,25
Сумма налога, которую нужно будет перечислить в бюджет, скорректированная на коэффициент, составит:
2700 руб. х 0,25 = 675 руб.
Еще одна ситуация. Машина зарегистрирована и снята с регистрации в одном месяце. В этом случае компания должна будет перечислить транспортный налог за один полный месяц.
По арендованному транспорту плательщиком налога является арендодатель. Он является собственником техники и он перечисляет налог за нее в бюджет. С лизингом все сложнее. Здесь обязанность платить транспортный налог может лежать как на лизингодателе, так и на лизингополучателе. Согласно Порядку регистрации транспортных средств*(14), машины, переданные другой компании на основании договора лизинга "во временное владение и (или) пользование, регистрируются по письменному соглашению сторон за лизингодателем или лизингополучателем". Поэтому в данном случае все зависит от того, как зарегистрирован транспорт. Если он находится в собственности лизингодателя и не зарегистрирован за ним -передан лизингополучателю, который поставил его на временный учет, последний, и обязан рассчитывать налог. Если транспорт уже зарегистрирован на лизингодателя, то налог платит он. В этой ситуации тот факт, что транспорт временно зарегистрирован по месту нахождения лизингополучателя, значения не имеет*(15).
/-----------------------\
/------------\ |Число полных месяцев, в| /-------\
| Коэффициент| = |течение которых транс-| / |12 мес.|
\------------/ |порт зарегистрирован на| \-------/
|фирму |
\-----------------------/
Судебная практика
Несмотря на простоту расчета транспортный налог остается одним из самых спорных. Поэтому и арбитражных дел, которые касаются вопросов его уплаты, довольно много. Самые последние и интересные из них - сведем в таблицу.
Арбитраж по вопросам исчисления транспортного налога
В пользу фирмы (+), в пользу налоговой инспекции (-) |
Суть решения суда | Реквизиты документа |
+ |
Тот факт, что транспорт числится на учете в ГИБДД, не обязывает фирму платить налог. Если автомобиль утилизирован и списан с баланса, то налог по нему не рассчитывают |
Постановление ФАС Поволжского округа от 11.10.2007 N А65-21847/2006-СА1-19 |
+ |
Расчет авансовых платежей по транспортному налогу декларацией не является. Поэтому налоговая инспекция не вправе привлекать компанию по статье 119 НК РФ за его несдачу. |
Постановление ФАС Уральского округа от 10.10.2007 N Ф09-8244/07-СЗ |
- |
Автокран, смонтированный на шасси грузового автомобиля и зарегистрированный в ГИБДД, является грузовым автомобилем. Расчет налога по нему, исходя из ставок, предусмотренных для "самоходных машин и механизмов на автоматическом ходу" |
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.10.2007 N А65-7785/07 |
+ |
Налоговое законодательство не позволяет четко отнести то или иное оборудование, смонтированное на шасси грузовой машины, к "самоходным транспортным средствам" или "грузовым автомобилям". При этом все неустранимые сомнения, противоречия и неясности толкуются в пользу налогоплательщика. Следовательно, привлечь фирму к ответственности за недоплату транспортного налога при квалификации оборудования (автокрана) как "самоходной техники", а не "грузовой автомобиль", инспекция не вправе |
Постановление ФАС Уральского округа от 24.09.2007 N Ф09-7797/07-СЗ |
- |
Транспортное средство, которое зарегистрировано в ГИБДД как грузовой автомобиль категории "С", при расчете налога не может быть квалифицировано в качестве "другого самоходного транспортного средства". Как оно используется и какое оборудование на нем установлено, значения не имеет |
Постановление ФАС Уральского округа от 20.09.2007 N Ф09-7746/07-СЗ |
+ |
Транспортный налог может быть перечислен законным представителем организации (генеральным директором) через отделение Сберегательного банка по соответствующей квитанции. В этом случае он считается уплаченным. При этом физическое лицо должно получить необходимую сумму денег из кассы организации подотчет |
Постановление ФАС Северо-западного округа от 18.09.2007 N А42-7073/2006 |
+ |
При определении категории транспортного средства можно руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов (ОК 013-94). При этом имеет значение фактическое использование машины: как грузовой или как легковой |
Постановление ФАС Уральского округа от 24.07.2007 N Ф09-5697/07-СЗ |
С. Уткина,
зам. главного
бухгалтера ООО "ГВЭК"
"Актуальная бухгалтерия", N 12, декабрь 2007 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ
*(2) письмо Минфина России от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17
*(3) приложение 3 к Положению, утв. Приказом МВД, Минпромэнерго и Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134
*(4) утв. пост. Госстандарта России от 26.12.1994 N 359
*(5) ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII
*(6) письмо ФНС России от 06.07.2007 N 18-0-09/0204
*(7) утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177
*(8) письмо Минфина России от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35
*(9) утв. в Женеве, 20.03.1958
*(10) письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-04/16
*(11) п. 77 Правил, утв. приказом МВД России от 27.01.2003 N 59
*(12) письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-05-06-04/20
*(13) письмо Минфина России от 16.04.2007 N 03-06-04-04/28
*(14) утв. Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59
*(15) письмо Минфина России от 27.03.2007 N 03-05-06-04/15
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.