город Омск |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А46-28876/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 апреля 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Веревкина А.В., Глухих А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-62/2013) Главного управления по земельным ресурсам Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 26 ноября 2012 года по делу N А46-28876/2012 (судья Голобородько Н.А.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая фирма "Промкомплект" (ОГРН 1025500517811, ИНН 5502030745) к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (ОГРН 1065503057443, ИНН 5503101004) о принятии пункта 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка в редакции истца,
при участии в судебном заседании представителей:
от Главного управления по земельным ресурсам Омской области (процессуальный правопреемник - Департамент имущественных отношений Администрации города Омска) - Сотникова Н.В., доверенность N ДИО4753 от 04.03.2013, сроком действия один год;
от общества с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая фирма "Промкомплект" - Ляпина О.В., доверенность б/н от 04.03.2013, сроком действия три года,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая фирма "Промкомплект" (далее - ООО "ПТФ "Промкомплект") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Главное управление) о принятии пункта 2.1 проекта договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2556-2630/2012 от 06.08.2012 в редакции истца.
Решением Арбитражного суда Омской области от 26 ноября 2012 года по делу N А46-28876/2012 требования ООО "ПТФ "Промкомплект" удовлетворены.
Пункт 2.1 договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2556-2630/2012-К от 06.08.2012 изложен в следующей редакции: "Цена выкупа Участка составляет 31 800 (Тридцать одна тысяча восемьсот) рублей.
Площадь земельного участка, кв.м |
Кадастровая стоимость земельного участка, руб. |
Цена выкупа земельного участка, руб. |
1 |
2 |
3 |
4800,00 |
1 272 000 |
31 800 |
Цена выкупа земельного участка определена на основании статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пункта 12 кадастрового паспорта земельного участка, решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области N 126 от 13.06.2012, сведений, что объекты недвижимого имущества, расположенные на участке, отчуждены из государственной собственности на основании Плана приватизации государственного предприятия "База снабжения "Октябрьская", утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом Омской области от 30.12.1992 N 637-РК".
С Главного управления в пользу ООО "ПТФ "Промкомплект" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 4000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Главное управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что ООО "ПТФ "Промкомплект" обратилось с заявлением о приобретении в собственность земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19, приложив кадастровый паспорт земельного участка от 07.06.2012, согласно которому кадастровая стоимость земельного участка составила 4 296 164 руб. 17 коп. Именно данная кадастровая стоимость была применена при расчёте выкупной стоимости земельного участка (107 404 руб. 10 коп.). Иная кадастровая стоимость земельного участка на момент обращения в Главное управление не подтверждена. В связи с чем доводы истца о применении кадастровой стоимости в другом размере несостоятельны.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ПТФ "Промкомплект" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска, который представил суду документы в подтверждении факта процессуального правопреемства, заявил ходатайство о замене ответчика - Главного управления правопреемником - Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (далее - Департамент имущественных отношений).
Из письменного заявления о процессуальном правопреемстве следует, что в соответствии с Законом Омской области от 06.12.2012 N 1496-03 "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев предусмотренных федеральным законодательством, осуществляют органы местного самоуправления. Указанный закон вступил в силу с 11.02.2013.
Согласно Постановлению Администрации города Омска от 06.02.2013 N 120-п полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Омска, наделен департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Представитель ООО "ПТФ "Промкомплект" против удовлетворения заявленного ходатайства не возражает.
Представитель Департамента имущественных отношений поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель ООО "ПТФ "Промкомплект" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 48 АПК РФ в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что процессуальное правопреемство представляет собой переход процессуальных прав и обязанностей от одного лица к другому в связи с материальным правопреемством.
Процессуальное правопреемство возможно только тогда, когда произошло правопреемство в материальном гражданском правоотношении.
Процессуальное правопреемство осуществляется судом путем замены стороны в споре ее правопреемником.
Наличие оснований для замены ответчика по делу подтверждается нормами Закона Омской области от 06.12.2012 N 1496-03 "О внесении изменений в закон Омской области "О регулировании земельных отношений в Омской области", Постановления Администрации города Омска от 06.02.2013 N 120-п. Из названных актов следует, что Главное управление утратило полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории города Омска. Таким полномочиями в настоящее время наделен департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь статьей 48 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает возможным произвести процессуальное правопреемство на стороне ответчика, заменив Главное управление на Департамент имущественных отношений.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 08.06.2012 истец обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного под принадлежащим ООО "ПТФ "Промкомплект" складом по адресу: город Омск, улица 3-я Молодёжная, дом 20.
К заявлению истец приложил кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19, местоположение: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3-я Молодёжная, дом 20, согласно которому кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 4 296 164 руб. 17 коп.
13.06.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области было принято решение N 126, в соответствии с которым в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19 кадастровая стоимость установлена в размере его рыночной стоимости 1 272 000 руб.
03.07.2012 Главным управлением по земельным ресурсам Омской области издано распоряжение N 1464-р "О предоставлении в собственность за плату Обществу с ограниченной ответственностью "Производственно-торговая фирма "Промкомплект" земельного участка, находящегося в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и расположенного в городе Омске", согласно которому истцу в собственность за плату был предоставлен земельный участок с кадастровым номером 55:36:150601:19 площадью 4800 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3-я Молодёжная, дом 20, с видом разрешённого использования: склад.
На основании данного распоряжения ответчиком подготовлен проект договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2556-2630/2012-К от 06.08.2012, в пункте 2.1 которого цена участка указана 107 404 руб. 10 коп.
Истцом предоставлен протокол разногласий к договору N ДГУ/12-2556-2630/2012-К, в котором ООО "ПТФ "Промкомплект" предложило пункт 2.1 изложить в редакции, согласно которой цена выкупа участка составляет 31 800 руб.
Поскольку по результатам рассмотрения протокола разногласий ответчиком решено оставить пункт 2.1 договора N ДГУ/12-2556-2630/2012-К в первоначальной редакции, истец для урегулирования разногласий, возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2556-2630/2012-К, обратился в суд с настоящим иском.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования ООО "ПТФ "Промкомплект", суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 Кодекса).
Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательны для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьёй 424 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 01.07.2012 лица, указанные в данном пункте, приобретают земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в пределах сумм, установленных данной статьёй (в зависимости от численности населения в населенном пункте - в размере, рассчитанном в процентах от кадастровой стоимости земельного участка).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 9 Постановления от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьёй 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Как верно отмечено судом первой инстанции, размер выкупной цены земельного участка, как правило, определяется на дату подачи заявления о приватизации земельного участка либо в месячный срок после его принятия, так как согласно пунктам 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации право заявителя требовать заключения договора купли-продажи возникает именно с момента подачи заявки, а уполномоченный орган должен в месячный срок со дня поступления заявления совершить необходимые действия по оформлению земельного участка в собственность заявителя.
Как было указано выше, с заявлением о выкупе земельного участка истец обратился в Главное управление по земельным ресурсам Омской области 08.06.2012.
К заявлению прилагался кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19, кадастровая стоимость в котором указана 4 296 164 руб. 17 коп.
Вместе с тем, до обращения в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выкупе земельного участка 04.06.2012 ООО "ПТФ "Промкомплект" направило заявление в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области, в котором просило внести изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19.
Решение комиссии об установлении кадастровой стоимости вышеназванного земельного участка в размере его рыночной стоимости (1 272 000 руб.) вынесено 13.06.2012, о чём Главное управление по земельным ресурсам Омской области было уведомлено 25.06.2012.
Поскольку кадастровая стоимость земельного участка была изменена после обращения истца в Главное управление по земельным ресурсам Омской области с заявлением о выкупе земельного участка, но до издания ответчиком распоряжения от 03.07.2012 о предоставлении ООО "ПТФ "Промкомплект" земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19 в собственность за плату и, соответственно, до составления проекта договора купли-продажи земельного участка N ДГУ/12-2556-2630/2012-К, при этом меры к изменению кадастровой стоимости были предприняты истцом до обращения в Главное управление по земельным ресурсам Омской области, суд первой инстанции посчитал возможным в рассматриваемом случае определить цену выкупа земельного участка исходя из кадастровой стоимости, равной 1 272 000 руб.
С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции соглашается.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определённых пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Пункт 3 приводимой нормы предусматривает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
К заявлению о выкупе истец приложил кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19, местоположение: город Омск, Октябрьский административный округ, улица 3-я Молодёжная, дом 20, согласно которому кадастровая стоимость данного земельного участка составляла 4 296 164 руб. 17 коп.
Согласно правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11, права землепользователя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
13.06.2012 комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Омской области было принято решение N 126, в соответствии с которым в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19 кадастровая стоимость установлена в размере его рыночной стоимости 1 272 000 руб.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка, содержащаяся в государственном реестре недвижимости на момент подачи заявки о выкупе земельного участка (4 296 164 руб. 17 коп.), существенно превышала его рыночную стоимость, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, и нарушала права и законные интересы ООО "ПТФ "Промкомплект" как лица, намеренного приобрести в собственность указанный земельный участок.
В данном случае истец, выступая покупателем земельного участка, не может быть принужден к выкупу земельного участка по цене, рассчитанной из кадастровой стоимости, определенной в нарушение действующего законодательства. Тем более, что истец принял полагающиеся и зависящие от него в данной ситуации меры, направленные на установление достоверной кадастровой стоимости земельного участка, соответствующей его рыночной стоимости. Новая кадастровая стоимость земельного участка установлена до издания распоряжения Главного управления от 03.07.2012 о предоставлении ООО "ПТФ "Промкомплект" земельного участка с кадастровым номером 55:36:150601:19 в собственность за плату. Принимая решение о предоставлении земельного участка, в распоряжении Главное управление цену выкупа не устанавливало.
То обстоятельство, что Главное управление не является органом, уполномоченным на проверку достоверности размера кадастровой стоимости, указанного в кадастровом паспорте, о чем указано в апелляционной жалобе, не влечет для истца обязанности производить выкуп земельного участка исходя из завышенной кадастровой стоимости.
В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" цена выкупа земельного участка определятся расчетным путем.
Поскольку при расчете цены выкупа используется кадастровая стоимость земельного участка, а в рассматриваемом случае на момент издания распоряжения Главного управления от 03.07.2012 решением комиссии была установлена новая кадастровая стоимость земельного участка (почти в 4 раза ниже прежней кадастровой стоимости), разумным, целесообразным и отвечающим интересам стабильного гражданского оборота является использование кадастровой стоимости, установленной на момент выкупа (1 272 000 руб.). В противном случае права истца будут нарушены возложением на него бремени расходов по выкупу земельного участка по цене, определенной с нарушением действующего законодательства.
При таких обстоятельствах требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент имущественных отношений Администрации города Омска в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь статьей 48, пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Произвести процессуальное правопреемство на стороне ответчика, заменив Главное управление по земельным ресурсам Омской области на Департамент имущественных отношений Администрации города Омска.
Решение Арбитражного суда Омской области от 26 ноября 2012 года по делу N А46-28876/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.В. Веревкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-28876/2012
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Производственно - торговая фирма "Промкомплект"
Ответчик: Главное управление по земельным ресурсам Омской области
Хронология рассмотрения дела:
15.11.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8879/13
05.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3163/13
01.04.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-62/13
07.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-62/13
05.02.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-62/13
14.01.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-62/13
26.11.2012 Решение Арбитражного суда Омской области N А46-28876/12