г. Москва |
|
29 марта 2013 г. |
Дело N А40-110329/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 марта 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 марта 2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Расторгуева Е.Б.
судей Левченко Н.И., Лаврецкой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Казаковой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Центральной оперативной таможни и Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2012 г. по делу N А40-110329/2012, принятое судьей Жбанковой Ю.В.,
по иску ООО "Евроторг" к Центральной оперативной таможне и Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы о взыскании задолженности
третьи лица: Министерство финансов Российской Федерации; Федеральное казначейство; Управление на транспорте Министерства внутренних дел по Центральному федеральному округу
при участии:
от истца: Виркунен А.В. (доверенность от 18.07.2011);
от ответчиков: от Центральной оперативной таможни - Зданович Ю.А. (доверенность от 09.01.2013 N 21-09/1); Тышковский Р.В. (доверенность от 20.07.2012 N 03-29/36); от Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы - Тышковский Р.В. (по доверенности от 26.12.2012);
от третьих лиц: от Управления на транспорте Министерства внутренних дел по Центральному федеральному округу - Лабурдова Н.И. (доверенность от 15.01.2013 N 1/2487-170, удостоверение);
от Министерства финансов Российской Федерации; Федерального казначейства - не явились;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Евроторг" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском о взыскании с Центральной оперативной таможни, а в случае недостаточности денежных средств, субсидиарно с Российской Федерации в лице Федеральной таможенной службы за счет казны Российской Федерации задолженности по оплате услуг по хранению товаров по государственному контракту N 3 в сумме 257 385 руб. 60 коп. (с учетом увеличения размера исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 10.12.2012 г. требования удовлетворены.
При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по настоящему делу проверены законность и обоснованность решения Арбитражного суда г. Москвы от 10.12.2012 г. по апелляционной жалобе Центральной оперативной таможни (резолютивная часть постановления оглашена 28.01.2013 г.).
Однако, до этого, в суд апелляционной инстанции на решение суда от 10.12.2012 г. также подана апелляционная жалоба и от Федеральной таможенной службы.
Применительно к разъяснениям, содержащимся в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и статье 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данное обстоятельство - апелляционная жалоба Федеральной таможенной службы квалифицирована судом апелляционной инстанции как подлежащая рассмотрению применительно к правилам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта по новым обстоятельствам.
В связи с этим, определением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2013 г. назначен к рассмотрению вопрос о пересмотре постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по настоящему делу по новым обстоятельствам.
Ответчики в судебном заседании суда апелляционной инстанции не возражали против пересмотра постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по настоящему делу по новым обстоятельствам, истец и третье лицо - Управление на транспорте Министерства внутренних дел по Центральному федеральному округу, оставили рассмотрение данного вопроса на усмотрение суда.
Рассмотрев в открытом судебном заседании вопрос о пересмотре постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по настоящему делу по новым обстоятельствам, суд апелляционной инстанции применительно к разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 г. N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и статье 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает, что указанное новое обстоятельство имеет существенное значение для правильного разрешения дела, поскольку законность и обоснованность решения суда по апелляционной жалобе Федеральной таможенной службы в порядке апелляционного производства не были проверены судом.
Таким образом, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.03.2013 г. отменено постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 г. по настоящему делу по новым обстоятельствам, а законность и обоснованность решения суда проверены по апелляционным жалобам Центральной оперативной таможни и Федеральной таможенной службы.
Центральная оперативная таможня и Федеральная таможенная служба в апелляционных жалобам просят решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что ответчики необоснованно несут расходы по хранению товаров, поскольку товары приобрели статус вещественных доказательств по уголовным делам, а после возбуждения уголовного дела таможня не может считаться поклажедателем; поскольку срок контракта установлен до 31.12.2010 г., то договорные обязательства сторон прекратились; ФТС России не является стороной по спорному госконтракту, в связи с чем не может быть признана субсидиарным ответчиком по делу.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили, представители истца и явившегося в судебное заседание третьего лица возражали против удовлетворения апелляционных жалоб, просили решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в отсутствие Министерства финансов Российской Федерации и Федерального казначейства, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения явившихся представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционных жалоб и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что 21.12.2009 года между Центральной оперативной таможней (поклажедатель) и ООО "Евроторг" (хранитель) заключен государственный контракт N 3 на оказание услуг по хранению товаров к лоту N 1, предметом которого является хранение на складе, принадлежащем хранителю, материальных ценностей (товаров и транспортных средств), изъятых поклажедателем в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, товаров и транспортных средств, обращенных в федеральную собственность, а также товаров, имеющих признаки бесхозяйного имущества.
По условиям пунктов 1.2. и 2.1. контракта, хранение товаров осуществляется хранителем с момента помещения на склад до принятия процессуального решения поклажедателем по делу об административном правонарушении либо по уголовному делу, либо по первому требованию поклажедателя в охраняемом помещении, находящемся по адресу: г. Москва, Черницынский проезд, д. 3, стр. 12.
Разделом 3 государственного контракта определены стоимость контракта и порядок расчетов.
Согласно пункту 3.3. государственного контракта, максимальная сумма, которая может быть выплачена хранителю по контракту, не может превышать 2 000 000 руб., в том числе НДС 18%.
В соответствии с пунктами 10.1. и 10.2. контракта, контракт вступает в силу с 01.01.2010 года и действует до 31.12.2010 года. Контракт прекращает свое действие в случае оказания услуг на сумму, указанную в пункте 3.3. настоящего контракта.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что во исполнение условий государственного контракта оказал услуги по хранению товара, однако ответчик свои обязательства выполнил частично, в связи с чем образовалась задолженность в сумме 257 385 руб. 60 коп. В подтверждение представлены акты приема-передачи, счета-реестры, счета на оплату услуг и приложенные к ним акты, таблица расчета суммы задолженности.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из условий государственного контракта, неисполненной Центральной оперативной таможней обязанности по оплате услуг и права истца на возмещение убытков в порядке статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.
В силу статьи 896 Гражданского кодекса Российской Федерации, вознаграждение за хранение должно быть уплачено хранителю по окончании хранения, а если оплата хранения предусмотрена по периодам, оно должно выплачиваться соответствующими частями по истечении каждого периода. Если по истечении срока хранения находящаяся на хранении вещь не взята обратно поклажедателем, он обязан уплатить хранителю соразмерное вознаграждение за дальнейшее хранение вещи. Это правило применяется и в случае, когда поклажедатель обязан забрать вещь до истечения срока хранения. Правила настоящей статьи применяются, если договором хранения не предусмотрено иное.
Пунктом 3.8 контракта, стороны определили окончание хранения товаров фактической передачей товаров поклажедателю либо лицам, им уполномоченным.
Поскольку все переданные истцу на хранение товары по государственному контракту N 3 от 21.12.2009 года признаны вещественными доказательствами по уголовным делам, по условиям пункта 1.2. и 3.7. контракта период их хранения определяется с момента подписания акта приема-передачи товара до принятия процессуального решения поклажедателем по уголовному делу, до первого требования поклажедателя либо до момента передачи уголовного дела в суд либо другой орган по подследственности (составления соответствующего процессуального документа).
При этом в пунктах 4.2.4 и 4.3.13 контракта, стороны предусмотрели обязанность поклажедателя направить хранителю соответствующее уведомление в день направления материалов дела в суд либо по подследственности в другой правоохранительный орган. В день получения от поклажедателя такого уведомления хранитель обязан составить акт о выполнении услуг и направить его для подписания поклажедателю.
По условиям пункта 4.2.5. контракта, поклажедатель обязан по истечении срока действия контракта в течение 30 дней осуществить вывоз всего имущества, находящегося на хранении у хранителя.
Принимая во внимание, что срок хранения ООО "Евроторг" переданных ему Центральной оперативной таможней товаров определен моментом востребования товаров самим поклажедателем или уполномоченными им лицами, и свои обязательства Центральная оперативная таможня по заключенному государственному контракту в части уведомления истца и истребовании хранящихся у истца товаров надлежащим образом не исполнила, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что правоотношения хранителя и поклажедателя по государственному контракту имеют длящийся характер и продолжаются до настоящего времени, несмотря на истечение 31.12.2010 года срока действия контракта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 1, 17 Положения о Центральной оперативной таможне, утвержденного приказом Федеральной таможенной службы от 05.04.2006 года N 305, Центральная оперативная таможня является специализированным таможенным органом, входящим в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации, осуществляет свою деятельность за счет средств федерального бюджета, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, и, соответственно, может выступать ответчиком по заявленным по данному делу требованиям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пунктом 5.9 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 года N 459, Федеральная таможенная служба, как главный распорядитель бюджетных средств, должна выступать ответчиком по заявленным по данному делу исковым требованиям от имени казны Российской Федерации, субсидиарно.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционных жалобах доводы относительно отсутствия обязанности по погашению задолженности по оплате услуг хранения уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 10 декабря 2012 года по делу N А40-110329/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с Центральной оперативной таможни (ОГРН 1037718031152) в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110329/2012
Истец: ООО "Евроторг"
Ответчик: Российская Федерация в лице Федеральной таможенной службы, Федеральная таможенная служба, Центральная оперативная таможня
Третье лицо: Министерство финансов Российской Федерации, Министерство финансов РФ, СУ при УТ МВД по ЦФО, Управление Федерального казначейства по городу Москве, УТ МВД по ЦФО, Федеральное казначейство
Хронология рассмотрения дела:
26.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5987/13
29.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40932/12
04.03.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40932/12
04.02.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40932/12
10.12.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-110329/12