г. Томск |
|
20 сентября 2011 г. |
Дело N А45-5900/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 сентября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 сентября 2011 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ждановой Л. И.
судей Хайкиной С. Н., Кулеш Т.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Полосиным А.Л.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен)
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Сфера", на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 июня 2011 года по делу N А45-5900/2011 (судья Чернова О.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сфера"
к Администрации Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным отказа и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее по тексту- ООО "Сфера", заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) в выборе земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленного письмом N 430/01-12 от 05.03.2011 г., и о возложении обязанности на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,35 га в районе ул.Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предвари- тельном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,15 га в районе ул.Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта; обеспечения выбора земельного участка в дачном поселке Мочище Новосибирского района Новосибирской области площадью около 0,3 га в районе ул.Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей, оформления акта о выборе указанного земельного участка, принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10 июня 2011 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Новосибирской области от 23 июня 2011 года и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемый отказ заинтересованного лица не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнениях к ней.
Администрация в своем отзыве возражает против доводов апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным, а апелляционной жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Администрация и Общество, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в том числе, публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интерне-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 26.04.2010 г. ООО "Сфера" обратилась в администрацию Новосибирского района с заявлением о выборе трех земельных участков и предварительном согласовании места размещения объектов в Новосибирской районе на территории муниципального образования Мочищенского сельсовета в дачном поселке Мочище:
-площадью площадью около 0,35 га в районе ул.Набережной, 9 для
строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиниц; площадь капитальной застройки около 60-80% площади земельного участка;
-площадью около 0,15 га в районе ул.Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадь капитальной застройки около 60-80% площади
земельного участка;
-площадью около 0,3 га в районе ул.Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; площадь капитальной застройки около 60-80% в соответствии с нормативами градостроительного проектирования.
В ответ на заявление Обществом получено письмо N 5923/01-12 от 25.05.2010 г. за подписью заместителя главы администрации, согласно которому состав документов, приложенных к заявлению, не соответствует требованиям статьи 31 Земельного кодекса РФ, Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Новосибирского района Новосибирской области.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010 признан незаконным отказ Администрации Новосибирского района, изложенный в письме N 5923/01-12 от 25.05.2010 г. и на Администрацию Новосибирского района возложена обязанность рассмотреть обращение ООО "Сфера" о предоставлении в аренду земельных участков (исх. N 260410-зн от 26.04.2010 г.) и принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.02.2011 г. решение суда от 29.10.2010 г. оставлено без изменения.
Во исполнение решения суда Администрация Новосибирского района рассмотрело обращение ООО "Сфера" от 26.04.2010 г. и приняло решение об отказе в выдаче актов о выборе земельных участков, изложенный в письме от 05.03.2011 г. N 1430/01-12, в связи с тем, что испрашиваемые земельные участки обременены правами третьих лиц.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый отказ Администрации соответствует требованиям ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, так как испрашиваемые земельные участки обременены правами третьих лиц, при этом, заявитель в нарушение ст. 65 АПК РФ не представил доказательств нарушения его прав в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью статьи 200 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса (статья 29 ЗК РФ).
Таким образом, полномочия по распоряжению спорным земельным участком, расположенным в границах Новосибирского района Новосибирской области, осуществляются Администрацией Новосибирского района Новосибирской области.
Статьей 30 Земельного кодекса РФ установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;
3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ обеспечение выбора земельного участка проводится органом местного самоуправления на основе документов государственного кадастра недвижимости, с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных Федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Целями выбора земельного участка и предварительного согласования места размещения объекта является выяснение вопроса о возможности на испрашиваемом земельном участке построить конкретный объект недвижимости. Предназначение процедур согласования заключается в определении соответствия или несоответствия будущего объекта недвижимости требованиям нормативных правовых актов, технических регламентов, строительных и санитарных норм и правил, иным обязательным требованиям.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 Земельного кодекса РФ).
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 ЗК РФ).
Между тем Администрация, в нарушение требований статьей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, не представила доказательства проведения никаких действий, предусмотренных статьёй 31 Земельного кодекса Российской Федерации, направленных на обеспечение выбора земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, Администрацией не предпринималось.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городских или сельских поселений информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков под строительство.
Информирование населения и иных лиц производится с целью гарантии их прав на участие в решении вопросов, затрагивающих непосредственно их интересы при предоставлении земельных участков под строительство.
Каких-либо доказательств, подтверждающих проведение мероприятий по соблюдению указанных требований, заинтересованным лицом в суд не представлено.
Проанализировав положения вышеприведенных норм права, апелляционный суд соглашается с доводом апеллянтом о том, что решение об отказе в предоставлении земельного участка должно быть мотивированным, иметь правовое обоснование и приниматься с соблюдением требований Земельного кодекса РФ, так как право заявителя на получение земельного участка должно быть обеспечено путем реализации процедур, предусмотренных законом и отказ в представлении земельного участка может иметь место только по основаниям, установленным законом и выявленным в ходе реализации указанных процедур.
Отказывая в предоставлении земельных участков Обществу, Администрация сослалась на факт обременения испрашиваемых участков правами третьих лиц, а именно:
- земельный участок в районе ул.Набережная, 9 запрашивается на огородах жителей дачного поселка Мочище, проживающих в домах по улице Набережная N 9 и N 1;
-земельный участок в районе ул. Обская, 1 запрашивается частично на земельном участке ГБУ Областная станция по борьбе с болезнями животных "Мочищенская" и частично на приусадебных земельных участках жителей дачного поселка Мочище;
- земельный участок в районе ул. Обская запрашивается частично на земельном участке, занятым гаражом ГБУ Областная станция по борьбе с болезнями животных "Мочищенская" и частично на приусадебных участках жителей дачного поселка Мочище, проживающих по улице Набережная, 7, улице Обская, 29 и улице Обская, 29а.
Судом первой инстанции указано, что в обоснование своих доводов заинтересованное лицо представило выписку из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков от 17.02.2011 N 1 и письмо главы Мочищенского сельсовета от 30.08.2010 года N337 (л.д.26).
Между тем, проанализировав представленные в материалы дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, апелляционный суд не может согласиться с выводом арбитражного суда о доказанности Администрацией правомерности оспариваемого решения.
Так, выписка из протокола заседания комиссии по вопросам предоставления земельных участков от 17.02.2011 N 1 заинтересованным лицом в материалы дела не представлена, документ на л.д.7 является письмом от 05.03.2011 года с изложением мотивов отказа заявителю в предоставлении земельных участков и заверен печатью и подписью ООО "Сфера".
Из пункта 1 письма от 30.08.2010 года следует, что земельный участок в районе ул. Набережная, N 9 (на схеме в районе ул. Обская N 9 используется жителями села Мочище, проживающими по ул. Набережная, N 9 и N 11 с 1987 года на основании решения исполнительного комитета Мочищенского сельского Совета народных депутатов N 42 от 12.05.1987 г.. Однако, данным решением (л.д.27) земельный участок в размере 1,5 га в районе проймы реки Оби, прилегающий к территории станции по борьбе с болезнями животных, закреплен для посадки картофеля работниками станции.
При этом каких-либо доказательств принадлежности земельных участков, расположенных (в том числе, указанных в пунктах 2 и 3 письма от 30.08.2010 года): напротив административного здания ГБ Областной станции "Мочищенская" по ББЖ по адресу ул. Набережная N 1, ГБ Областная станция "Мочищенская" по ББЖ;по адресу ул. Набережная, N 7 (рядом с гаражом ГБ Областная станция "Мочищенская") заинтересованным лицом не представлено (правоустанавливающих документов, выписок из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, доказательств формирования и постановки земельных участков на кадастровый учет, закрепления границ земельных участков на местности и т.п.); ни в письме, ни в решении не указаны фамилии, имена лиц, являющихся пользователями (правообладателями) земельных участков.
Более того, по материалам дела невозможно определить нахождение участок (о которых указано в письме и решении) на местности и соотнести их границы с испрашиваемыми участками заявителем, идентифицировать их.
При изложенных обстоятельствах, вывод арбитражного суда об обременении испрашиваемых Обществом земельных участков правами третьих лиц противоречит имеющимся в материалах дела доказательствам.
прв п пр Таким образом, Администрации Новосибирского района в нарушение части 1 статьи 65 т части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила в материалы дела доказательства, свидетельствующие о законности оспариваемого отказа, требования заявителя в части признания отказа администрации Новосибирского района Новосибирской области Обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленный письмом N 1430/01-12 от 05.03.2011 года, подлежат удовлетворению, так как оспариваемый отказ нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Учитывая вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Новосибирской области от 29.10.2010 по делу N А45-15059/2010, в соответствии с которым на Администрацию возложена обязанность принять решение в соответствии с требованиями пункта 6 статьи 31 Земельного кодекса РФ в отношении спорных земельных участков, производство по делу в части требований Общества с ограниченной ответственностью "Сфера" о возложения обязанности на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов подлежит прекращения в соответствии пунктом 2 части 1 статьи 150.
Учитывая изложенное, апелляционный суд установил несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, что в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Общества о признании незаконным отказа администрации Новосибирского района Новосибирской области Обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленного письмом N 1430/01-12 от 05.03.2011 года; в остальной части - производство по делу подлежит прекращению.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по первой и апелляционной инстанции, относятся на заинтересованное лицо; в соответствии со ст. 104 АПК РФ излишне уплаченная государственная пошлина по апелляционной жалобе подлежит возвращению заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 104 и 110, пунктом 2 части 1 статьи 150, статьей 151, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 июня 2011 года по делу N А45-5900/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ администрации Новосибирского района Новосибирской области Обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов, оформленный письмом N 1430/01-12 от 05.03.2011 года.
Прекратить производство по делу в части требований Общества с ограниченной ответственностью "Сфера" о возложения обязанности на Администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав путем обеспечения выбора земельных участков в дачном поселке Мочище Новосибирского района: площадью около 0, 35 га в районе ул. Набережной, 9 для строительства физкультурно-оздоровительного комплекса и гостиницы; площадью 0, 15 га в районе ул. Обской, 1 для строительства дома быта и гостиницы; площадью 0, 3 га в районе ул. Обской для строительства бизнес-центра с гостиницей; оформления акта о выборе указанных земельных участков и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объектов.
Взыскать с администрации Новосибирского района Новосибирской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сфера" 3 000 руб. государственной пошлины по первой и апелляционной инстанциям.
Возвратить из федерального бюджета Обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" излишне уплаченную государственную пошлину квитанцией от 05.07.2011 года в размере 1 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Жданова Л. И. |
Судьи |
Хайкина С. Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-5900/2011
Истец: ООО "Сфера"
Ответчик: Администрация Новосибирского района Новосибирской области
Третье лицо: Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных", ООО "Сфера", ГБУ Новосибирской области "Областная станция "Мочищенская" по борьбе с болезнями животных"
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6434/11
11.06.2013 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-5900/11
29.04.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6434/11
29.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6456/11
22.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6456/11
20.09.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-6434/11