19 марта 2012 г. |
А79-1200/2011 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Смирновой И.А., Урлекова В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ивановой Ю.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуальных предпринимателей Вангаева Юрия Геннадьевича, Айрапетяна Вагинака Оганесовича, Шаровой Светланы Анатольевны, Сорокиной Ларисы Николаевны, Черноярова Сергея Алексеевича, Миронова Олега Владимировича, Иванова Игоря Альбертовича, Соловьева Сергея Борисовича, Захарова Валерия Ивановича, Орлова Владимира Петровича и Архипова Сергея Петровича,
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.11.2011
по делу N А79-1200/2011,
принятое судьей Павловой О.Л.
по заявлению индивидуальных предпринимателей Иванова Игоря Альбертовича (ИНН 212808099420, ОГРН 304212908200079), Орлова Владимира Петровича (ИНН 212901124134, ОГРН 304212910600084), Сорокиной Ларисы Николаевны (ИНН 212912407783, ОГРН 304212806500169), Миронова Олега Владимировича (ИНН 212909163400, ОГРН 304212911200242), Соловьева Сергея Борисовича (ИНН 212900011427, ОГРН 304212929400078), Черноярова Сергея Алексеевича (ИНН 212901614107, ОГРН 304212908300202), Шаровой Светланы Анатольевны (ИНН 212800740850, ОГРН 304212914100160), Захарова Валерия Ивановича (ИНН 212908250762, ОГРН 304212931700146), Вангаева Юрия Геннадьевича (ИНН 212400908450, ОГРН 304212406900015), Айрапетяна Вагинака Оганесовича (ИНН 212901467974, ОГРН 304212907800241), Архипова Сергея Петровича (ИНН 212800237893, ОГРН 304212730300279) о признании недействительными распоряжения администрации города Чебоксары от 18.01.2011 N 71-р, извещения от 20.01.2011 и признании незаконными действий по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом,
без участия лиц,
и установил:
индивидуальные предприниматели Вангаев Юрий Геннадьевич, Айрапетян Вагинак Оганесович, Шарова Светлана Анатольевна, Сорокина Лариса Николаевна, Чернояров Сергей Алексеевич, Миронов Олег Владимирович, Иванов Игорь Альбертович, Соловьев Сергей Борисович, Захаров Валерий Иванович, Орлов Владимир Петрович и Архипов Сергей Петрович (далее вместе - Индивидуальные предприниматели, заявители) обратились в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании недействительными распоряжения администрации города Чебоксары (далее - орган местного самоуправления) от 18.01.2011 N 71-р "О проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары", извещения от 20.01.2011 и признании незаконными действий по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.11.2011 Индивидуальным предпринимателям отказано в удовлетворении требований о признании недействительным распоряжения администрации г.Чебоксары от 18.01.2011 N 71-р и незаконными действий органа местного самоуправления по проведению открытого конкурса. Одновременно суд прекратил производство по делу в части оспаривания извещения от 20.01.2011.
Не согласившись с принятым судебным актом, Индивидуальные предприниматели обратились в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просят решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявители указывают на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Законность принятых судебных актов, правильность применения судом норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-261, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 18.01.2011 администрация г.Чебоксары издала распоряжение N 71-р "О проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары" (далее - распоряжение N 71-р).
Пунктом 1 распоряжения N 71-р предусмотрено создание конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса и утверждение ее состава.
Пунктом 2 распоряжения N 71-р отделу транспорта и связи органа местного самоуправления 20.01.2011 предложено объявить открытый конкурс на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары.
Пунктом 3 распоряжения N 71-р Управлению по связям с общественными организациями, СМИ и молодежной политики администрации г.Чебоксары определено опубликовать извещение о проведении открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары в средствах массовой информации.
Не согласившись с данным ненормативным правовым актом, а также опубликованным 20.01.2011 извещением и действиями администрации г.Чебоксары по проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом, и, полагая, что они не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы в сфере осуществления предпринимательской деятельности, Индивидуальные предприниматели обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции руководствовался статьями 27, 29, 71, 150, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Положением об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Чебоксары и исходил из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт и действия государственного органа являются законными и обоснованными. Прекращая производство по делу в части признания недействительным извещения от 20.01.2011, суд первой инстанции исходил из того, что оно не является ненормативным правовым актом, следовательно, не подлежит оспариванию в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены или изменения судебного акта ввиду следующего.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий:
несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту;
нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 N 367-О, признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления - один из предусмотренных статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способов защиты гражданских прав.
Статья 12 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Согласно статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.
В соответствии со статьей 4 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в Чувашской Республике" организация пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах, а также участие в организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межрегиональных маршрутах в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляются уполномоченным органом.
Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644 утверждено Положение об организации пассажирских перевозок автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Чебоксары (далее - Положение об организации пассажирских перевозок).
Согласно пункту 3.7 Положения об организации пассажирских перевозок предоставление маршрута для эксплуатации перевозчиком осуществляется на основе конкурса, порядок проведения, которого регламентируется постановлением главы администрации г.Чебоксары от 16.01.2008 N 9 "Об утверждении Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в г.Чебоксары" (далее - Положение о порядке проведения открытого конкурса).
В силу пункта 7.1 Положения об организации пассажирских перевозок заказ на перевозки пассажиров размещается между перевозчиками в установленном законодательством порядке, на конкурсной основе.
Статьей 1.3 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары, организатором открытого конкурса является администрация г.Чебоксары (далее - организатор конкурса).
Орган местного самоуправления - организатор конкурса подготавливает все необходимые документы для объявления конкурса, осуществляет публикацию в средствах массовой информации условий и даты его проведения, определяет типовые формы конкурсной документации.
Согласно пункту 1.4 Положения о порядке проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары конкурс проводится комиссией, утверждаемой распоряжением администрации г. Чебоксары.
Установлено по делу, что 25.10.2010 Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике-Чувашии выдало администрации г.Чебоксары предписание по делу N 96-АМЗ-2010, которым органу местного самоуправления предписано прекратить нарушение антимонопольного законодательства путем проведения открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на автобусных маршрутах N 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 51, 46, 48, 49, 50, 55, 53, 56, 59, 60, 60к, 61, 62, 63, осуществляющих в режиме маршрутного такси в г. Чебоксары.
Во исполнение данного предписания и в целях эффективной реализации полномочий органов местного самоуправления по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа администрация г.Чебоксары издала распоряжение N 71-р.
Законность и обоснованность решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы Чувашской Республики от 25.10.2010 по делу N 96-АМЗ-2010 подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 10.06.2011 по делу N А79-1114/2011.
При таких обстоятельствах оспариваемое распоряжение N 71-р соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", решению Чебоксарского городского Собрания депутатов от 03.06.2005 N 1644, постановлению главы администрации г.Чебоксары от 16.01.2008 N 9 и не нарушает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской деятельности.
С учетом изложенного действия органа местного самоуправления по организации и проведению открытого конкурса на право осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом по маршрутам регулярных перевозок в городе Чебоксары осуществлены в рамках предоставленных органу местного самоуправления полномочий, соответствуют положениям действующего законодательства и не ущемляют права хозяйствующих субъектов и не ограничивают конкуренцию между ними. Предприниматели имели возможность на общих основаниях участвовать в конкурсе на право осуществления регулярных пассажирских перевозок автомобильным транспортом в городе Чебоксары.
Всесторонне и полно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, применив нормы материального права, арбитражный суд первой инстанции обоснованно признал оспариваемое распоряжение администрации г.Чебоксары от 18.01.2011 N 71-р и действия по проведению открытого конкурса соответствующими действующему законодательству и не нарушающими права и законные интересы Индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской деятельности, что в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении заявления.
Одновременно суд первой инстанции законно и обоснованно прекратил производство по делу в части признания недействительным извещения от 20.01.2011, которое было опубликовано на официальном сайте администрации г.Чебоксары в сети Интернет, а также в официальном печатном издании - газете "Чебоксарские новости" от 20.01.2011 N 4.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Основанием для обращения в арбитражный суд является предполагаемое заявителем несоответствие оспариваемого акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создание препятствий в ее осуществлении.
При этом в пункте 2 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве объекта оспаривания указывается ненормативный правовой акт, под которым понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Извещение органа местного самоуправления от 20.01.2011 не устанавливает, не изменяет и не отменяет прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, не носит властно-распорядительного характера, не затрагивает права и законные интересы Предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не влечет для них последствий экономического характера и не создает препятствий для осуществления такой деятельности, не порождает экономического спора, то есть не является ненормативным правовым актом, оспаривание которого подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Следовательно, требование Индивидуальных предпринимателей о признании недействительным извещения о проведении конкурса от 20.01.2011 не может быть оспорено в арбитражном суде, в связи с чем производство по делу в этой части подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.11.2011 по делу N А79-1200/2011 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене судебного акта отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Индивидуальных предпринимателей признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Доводам заявителей судом первой инстанции дана надлежащая оценка, и они отклонены. Оснований для признания их обоснованными не усматривает и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине при подаче апелляционной жалобы суд относит на ее заявителей.
Руководствуясь статьями 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 24.11.2011 по делу N А79-1200/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуальных предпринимателей Вангаева Юрия Геннадьевича, Айрапетяна Вагинака Оганесовича, Шаровой Светланы Анатольевны, Сорокиной Ларисы Николаевны, Черноярова Сергея Алексеевича, Миронова Олега Владимировича, Иванова Игоря Альбертовича, Соловьева Сергея Борисовича, Захарова Валерия Ивановича, Орлова Владимира Петровича и Архипова Сергея Петровича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный
суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
И.А. Смирнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-1200/2011
Истец: ИП Айрапетян Вагинак Оганесович, ИП Архипов Сергей Петрович, ИП Вангаев Юрий Геннадьевич, ИП Захаров Валерий Иванович, ИП Захарово Валерий Иванович, ИП Иванов Игорь Альбертович, ИП Миронов Олег Владимирович, ИП Орлов Владимир Петрович, ИП Соловьев Сергей Борисович, ИП Сорокина Лариса Николаевна, ИП Чернояров Сергей Алексеевич, ИП Шарова Светлана Анатольевна
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ Г. ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ, Администрация города Чебоксары, Администрация города Чебоксары Чувашской Республики
Третье лицо: ИП Беляев Сергей Валерьевич
Хронология рассмотрения дела:
24.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16368/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16368/12
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2738/12
19.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1555/11
12.08.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1555/11
06.05.2011 Определение Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1555/11