г. Хабаровск |
|
17 апреля 2013 г. |
Дело N А73-13285/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 апреля 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа": Шпаков Николай Александрович, представитель по доверенности от 23.11.2012 N 29/421;
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу: Новоселова Вероника Витальевна, представитель по доверенности от 10.07.2012;
от войсковой части 62429: представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на решение от 21.01.2013 по делу N А73-13285/2012 Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Барилко М.А.
по заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
к войсковой части 62429, Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа"
о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 9 030 256,19 руб.
УСТАНОВИЛ:
Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу (далее - Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округа) обратился в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнения, к войсковой части 62429 (далее - войсковая часть), к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК Восточного военного округа") о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 9 030 256,19 руб.
Решением суда первой инстанции от 21.01.2013 удовлетворены частично.
С войсковой части 62429 (682844, Хабаровский край, Советско-Гаванский район, р.п.Заветы Ильича, ул.Арсеньева, ОГРН 1032700100696, ИНН 2704011027) в доход бюджета взыскана задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8 911 317 руб. 57 коп.
В остальной части в удовлетворении требований к войсковой части 62429 отказано.
В удовлетворении требований к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 9 030 256,19 руб. отказано.
Не согласившись с судебным актом в части взыскания с войсковой части 62429 задолженности в сумме 8 911 317, 57 руб., Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в названной части, в связи с нарушением норм материального права, незаконностью и необоснованностью.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ФКУ "ОСК Восточного военного округа" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил отменить решение суда и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Представитель Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округа в заседании суда апелляционной инстанции отклонил доводы апелляционной жалобой по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Войсковая часть 62429, извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимала участия в заседании суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции на основании положений частей 1, 5 статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, а также проверяет законность и обоснованность решения суда только в обжалуемой части, поскольку возражений лицами, участвующими в деле, не заявлено.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей ФКУ "ОСК Восточного военного округа" и Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округа, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Из материалов дела следует, что в 1, 2, 3, 4 кварталах 2010, 1 и 2 кварталах 2011 войсковая часть 62429 представила расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011, в соответствии с которыми плата за негативное воздействие на окружающую среду составила 9 485 924,68 руб.
В установленные сроки учреждение не произвело перечисление платы за негативное воздействие на окружающую среду в полном объеме, что явилось основанием для направления Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу письмом от 14.11.2011 N 19-18э/3921 требования об уплате задолженности.
Указанным требованием войсковой части 62429 предложено в срок до 15.12.2011 уплатить задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 9 277 783,47 руб. в добровольном порядке.
Кроме этого, в связи с принятием решения о реорганизации в форме присоединения требование об уплате задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 9 277 783,47 руб. было направлено Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу 28.09.2012 в адрес ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", к которому после завершения реорганизации перейдут права и обязанности войсковой части 62429.
Поскольку в установленный срок требование в части уплаты задолженности за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 9 030 256,19 руб. ответчиками не было исполнено, Департамент Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу обратился в арбитражный суд с заявлением о ее взыскании в принудительном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования в части взыскания с войсковой части 62429 в доход бюджета задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8 911 317 руб. 57 коп., суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 3 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В силу пункта 1 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
- загрязнение недр, почв;
- размещение отходов производства и потребления;
- загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
- иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 был утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, который распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием (в дальнейшем именуются природопользователи), и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:
- выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;
- сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;
- размещение отходов;
- другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О подтвердило юридическую силу Постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, которое сохраняет силу и подлежит применению судами, другими органами и должностными лицами как не противоречащее Конституции Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 24.03.1993 N 190), плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.
Пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 17.07.2006 N 8077) установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым в соответствии с пунктом 2 приказа определен календарный квартал.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) под размещением отходов понимается их хранение и захоронение.
Закон об отходах определяет хранение отходов как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов - как изоляцию не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Статья 12 Закона об отходах устанавливает особые требования к объектам размещения отходов: их создание допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти; определение места строительства таких объектов осуществляется на основе специальных исследований и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы; объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Названная правовая позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2009 N 14561/08, от 20.07.2010 N 4433/10.
Из материалов дела не следует, что в спорных периодах 1, 2, 3, 4 кварталах 2010, 1 и 2 кварталах 2011 войсковая часть 62429 занималась размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах.
Добровольное исчисление войсковой частью 62429 в расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду платежей за размещение отходов не может свидетельствовать об осуществлении деятельности, связанной с размещением отходов, и следовательно, возникновении обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
То обстоятельство, по обоснованному выводу суда первой инстанции, что войсковая часть 62429 является собственником отходов производства, не является основанием для возложения на нее обязанности по внесению платы за размещение отходов, так как законодательство в сфере охраны окружающей среды не содержит норм, обязывающих вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в зависимости от того, является ли природопользователь собственником отходов.
Таким образом, как правомерно признал суд, в случае временного накопления отходов на площадках в специализированных контейнерах юридические лица, в собственности которых находятся данные отходы, указанные лица не обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, так как временное накопление отходов в контейнерах не является размещением отходов в смысле, придаваемом названной деятельности Законом об отходах.
Судом первой инстанции, с учетом изложенного, правомерно признано, что оснований для удовлетворения требований Департамента Росприроднадзора по Дальневосточному Федеральному округу в части взыскания с войсковой части 62429 платы за размещение отходов производства и потребления в сумме 118 938,62 руб. (именно такая сумма, а не 119 937,72 руб. как установлено судом первой инстанции, приходится на плату за размещение отходов производства и потребления) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 не имеется, в связи с чем, в удовлетворении заявленных Департаментом Росприроднадзора по Дальневосточному федеральному округу требований в названной части обоснованно отказано.
Удовлетворяя требования о взыскании с войсковой части 62429 задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 8 911 317 руб. 57 коп. (9 030 256,19 - 118 938,62), суд первой инстанции признал, что в силу пункта 2 статьи 16 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ.
Пункт 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632, также предусматривает взимание платы за такой вид вредного воздействия на окружающую природную среду как выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников.
Судом первой инстанции установлено, что на основании выданного Дальневосточным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Разрешения от 02.12.2009 N 74-08/09, войсковой части 62429, как природопользователю, были определены перечень и количество вредных (загрязняющих веществ), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в период с 02.12.2009 по 31.12.2013.
В перечень загрязняющих веществ вошли: железа оксид, марганец и его соединения, азот (IV) оксид, азот (II), углерод (сажа), сера диоксид, сероводород, углерод оксид, фториды газообразные, смесь углеводородов предельных, амилены, бензол, ксилол, толуол, этилбензол, бензапирен, бензин нефтяной, керосин, пыль неорганическая, пыль древесная, т.е. загрязняющие вещества, выбрасываемые в атмосферу при эксплуатации стационарного источника.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы войсковой части 62429 о том, что в спорных периодах расположенная на территории войсковой части котельная, являющаяся стационарным источником, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду, на основании Государственных контрактов от 20.07.2010 N 1-ТХ, от 31.03.2011 N 2-ТХ, а также в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р "О передаче на праве безвозмездного пользования на срок действия государственных контрактов с ОАО "Ремонтно-строительное управление", ОАО "Славянка", ОАО "28 Электросети" объектов Министерства Обороны Российской Федерации", была передана в эксплуатацию иной организации - ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление", в связи с чем, в соответствии с Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" обязанность по внесению платы за выбросы от стационарного объекта (котельной) за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 у войсковой части 62429 отсутствует.
В соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 05.10.2010 N СМ-06-01-31/7167 "О плате за негативное воздействие на окружающую среду" в случае заключения договора аренды источника (объекта) негативного воздействия плательщиком платы является лицо, фактически эксплуатирующее такой источник (объект) и оказывающее, тем самым негативное воздействие на окружающую среду.
В то же время, судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 1.1 Государственного контракта от 20.07.2010 N 1-ТХ, заключенного между Министерством Обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) и ОАО "Ремонтно-эксплуатационное управление" (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказывать услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования и инженерных сетей военных городков Заказчика, включая объекты недвижимости, инженерные сети и оборудование, обеспечивая надлежащие условия для теплообеспечения в согласованных объемах потребителей Заказчика, а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги, в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Судом установлено, что в силу пункта 1.3 Государственного контракта от 20.07.2010 N 1-ТХ услуги Исполнителя по настоящему контракту включают в себя функционально и технологически связанные действия по обеспечению и поддержанию надлежащего и эффективного функционирования объектов коммунального хозяйства и оказанию услуг.
Таким образом, из условий Государственного контракта от 20.07.2010 N 1-ТХ не следует, что ОАО "РЭУ" было передано в аренду теплоэнергетическое оборудование военных городков.
В данном случае ОАО "РЭУ", являясь Исполнителем Государственного контракта, оказывало услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования военных городков для теплообеспечения потребителей Министерства Обороны Российской Федерации.
Таким образом, по обоснованному выводу суда первой инстанции, обязанность по внесению платы за выбросы от стационарного объекта - котельной, расположенной на территории войсковой части 62429, не может быть возложена на лицо, которому в спорные периоды котельная в аренду не передавалась, и которое лишь оказывало услуги по эксплуатационному содержанию и комплексному обслуживанию теплоэнергетического оборудования военных городков для теплообеспечения военных городков.
Ссылки войсковой части 62429 на Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 1074-р, а также на Государственный контракт от 14.07.2011 N2-ТХ судом правомерно отклонены, как не имеющие отношения к спорным периодам - 1, 2, 3, 4 кварталам 2010, 1 и 2 кварталам 2011.
Кроме этого, предоставление войсковой частью 62429 в ходе судебного разбирательства уточненных расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталам 2010, 1 и 2 кварталам 2011, в которых войсковая часть 62429 самостоятельно исключила плату за выбросы от стационарного объекта, не свидетельствует, по обоснованному выводу суда первой инстанции, об отсутствии у войсковой части, как у природопользователя, обязанности по уплате указанных платежей в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации и с учетом выданного Дальневосточным Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору разрешения от 02.12.2009 N 74-08/09, которым войсковой части 62429 были определены перечень и количество вредных (загрязняющих веществ), разрешенных к выбросу в атмосферный воздух в период с 02.12.2009 по 31.12.2013.
Таким образом, суд первой инстанции, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для настоящего дела, обоснованно применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, а также оценив на основании положений статьи 71 АПК РФ представленные в материалах дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, правомерно взыскал с войсковой части 62429 в доход бюджета задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3, 4 кварталы 2010, 1 и 2 кварталы 2011 в сумме 8 911 317 руб. 57 коп.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены в обжалуемой части решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" следует возвратить из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 31.10.2012 N 3908870 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 21.01.2013 по делу N А73-13285/2012 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную платежным поручением от 31.10.2012 N 3908870 в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-13285/2012
Истец: Департамент Росприроднадзора по ДФО, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Дальневосточному федеральному округу
Ответчик: Войсковая часть 62429, Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", ФКУ "ОСК Восточного военного округа"
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2014 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-5730/14
25.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3255/13
21.06.2013 Определение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-3255/13
17.04.2013 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-1305/13
21.01.2013 Решение Арбитражного суда Хабаровского края N А73-13285/12