г. Томск |
|
12 мая 2012 г. |
Дело N А03-6491/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.05.2012.
Полный текст постановления изготовлен 12.05.2012.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Терехиной И.И.,
судей: Кресса В.В., Лобановой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сластиной Е.С.,
с участием представителей:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: Тренькина Р.В. по дов. N 229 от 25.01.2012,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Алтайэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.01.2012 по делу N А03-6491/2011 (судья Федотова О.А.) по иску Федерального казенного учреждения "Колония - поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (ИНН 2246003326, ОГРН 1022202770292) к ОАО "Алтайэнергосбыт" (ИНН 2224103849, ОГРН 1062224065166) о взыскании 804 561,54 руб. и по встречному иску ОАО "Алтайэнергосбыт" к Федеральному казенному учреждению "Колония - поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" о взыскании 429 356,88 руб.
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Колония - поселение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (далее ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском к ОАО "Алтайэнергосбыт" об обязании заключить государственный контракт и о взыскании 1 371 303,66 руб., оплаченных за потребленную электроэнергию.
Определением от 16.05.2011 (л.д.1-2, т.1) суд выделил требование о взыскании 1 371 303,66 руб. в отдельное производство.
В порядке ст.49 АПК РФ (л.д.2-10, т.7) ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю уточнило исковые требования и просило взыскать с ОАО "Алтайэнергосбыт" 804 561,54 руб., оплаченных за потребленную электроэнергию жилыми домами за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
ОАО "Алтайэнергосбыт" предъявило встречные исковые требования о взыскании с ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю 429 356,88 руб. стоимости фактически поставленной электрической энергии за период с января 2009 г. по декабрь 2010 г. (л.д.37-40, т.7), которое определением от 28.12.2011 было принято к совместному рассмотрению с первоначальным иском (л.д.166-167, т.7).
Решением суда от 24.01.2012 (резолютивная часть объявлена 18.01.2012) как первоначальные, так и встречные исковые требования удовлетворены в полном объеме, проведен зачет встречных требований и с ОАО "Алтайэнергосбыт" в пользу ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю взыскано 375 204,66 руб. неосновательного обогащения.
Не согласившись с вышеназванным решением, ОАО "Алтайэнергосбыт" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить в части удовлетворения первоначальных исковых требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении первоначального иска и удовлетворении встречных исковых требований, ссылаясь, в том числе на то, что:
- удовлетворение встречных исковых требований полностью исключает удовлетворение первоначальных исковых требований, поскольку ответчик по встречному иску не оплатил даже объем собственного потребления электрической энергии; у ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю существует задолженность перед ОАО "Алтайэнергосбыт" за фактически потребленную собственную электрическую энергию в спорный период времени, указанная задолженность сложилась за минусом объема электрической энергии, принятой третьими лицами по собственно рассчитанному ответчиком нормативу потребления;
- расчет, представленный истцом по первоначальному иску некорректен, не раскрывает весь объем собственного потребления истца по КТП N 87-16 и не объясняет в какой части объем норматива потребления электрической энергии населением, был приобретен самим истцом;
- за период с 01.01.2009 по 31.12.2010 ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю оплатило объем собственного потребления электроэнергии по точке подключения КТПN 87-16 с учетом тарифа для категории "население", в то время как предъявлению к оплате, и оплате потребителем, подлежала стоимость фактического объема принятых энергоресурсов, определенная с учетом применения тарифа "прочих потребителей" в связи, с чем только лишь на стороне ответчика могла быть и фактически сформировалась задолженность за поставленную электрическую энергию в размере 429 356,88 руб. в период с января 2009 г. по декабрь 2010 г.
В судебном заседании представитель ответчика (по первоначальному иску) поддержал доводы апелляционной жалобы и настаивал на ее удовлетворении, уточнив при этом требования по жалобе - решение отменить в части удовлетворения первоначальных требований, при этом просил проверить обжалуемое решение в полном объеме.
ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю в отзыве на апелляционную жалобу указало на то, что оплата электроэнергии производилась по представленным ОАО "Алтайэнергосбыт" счета-фактурам, соответственно по тарифу, установленному Обществом, в связи с отсутствием общедомовых приборов учета электроэнергии истец (по первоначальному иску) предоставил расчет стоимости поставленной в жилые дома электроэнергии за спорный период, произведенный с применением нормативов потребления и тарифов, установленных регулирующим органом, в порядке, определенном п.147 Основных положений N 530 и п.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ. Задолженностей по оплате за электроэнергию у учреждения в спорный период нет.
На основании ч.3 ст.156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом без участия представителя истца (по первоначальному иску), извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Ко дню судебного заседания по рассмотрению апелляционной жалобы от ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю поступило письменное ходатайство об отложении судебного разбирательства, в связи с нахождением представителя по уходу за ребенком с 27.04.2012 по настоящее время.
Апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства, поскольку заявитель не обосновал документально отсутствие возможности участия представителя (ей) в судебном заседании (к ходатайству не приложены документы, подтверждающие пребывание представителя учреждения в отпуске (на больничном листе) по уходу за ребенком, а также то, что никто другой, кроме него, не может представлять интересы учреждения в суде). Кроме того, в материалах дела имеется достаточно документов, позволяющих рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя истца (по первоначальному иску), учитывая, к тому же, что в ходатайстве о необходимости представления каких-либо дополнительных документов не заявлялось.
Заслушав представителя ответчика (по первоначальному иску), исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке ст.268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции от 24.01.2012 в полном объеме, апелляционный суд считает его подлежащим изменению.
Материалами дела установлено, что 01.11.2005 между ОАО энергетики и электрификации Алтайского края "Алтайэнерго" (ЭСО) и Федеральным государственным учреждением "Лечебное исправительное учреждение N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" (покупатель) был заключен договор энергоснабжения N 4075, с приложениями N N 1-3 (л.д.148-151, т.1, 1-8, т.2), согласно которому:
- ЭСО обязуется подавать для покупателя энергию исходя из технической возможности и пропускной способности электрических сетей, определенных в технических условиях, выданных владельцам сетей, в соответствии с величинами электропотребления и мощности, установленными приложением к договору, поддерживать на границе раздела балансовой принадлежности своей электросети показатели качества. Граница балансовой принадлежности электросети и эксплуатационной ответственности сторон устанавливается актом разграничения балансовой принадлежности и ответственности за эксплуатацию электроустановок и сооружений между ЭСО и покупателем, являющемся неотъемлемой частью договора (п.п.2.1.1, 2.1.2);
- учет отпущенной в сети покупателя и потребленной энергии осуществляется средствами измерений и учета электрической энергии. Средства учета электроэнергии должны быть опломбированы ЭСО, занесены в реестр Госстандарта и госповерок, проходить госповерку с периодичностью, предусмотренной для них Госстандартом. Средство учета, не имеющее пломб с клеймом госповерителя, не является расчетным, и его показания для определения стоимости потребленной энергии не принимаются (п.4.1);
- расчет за энергию производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов. В случае изменения тарифов на энергию, измененные тарифы принимаются для расчетов с момента введения новых тарифов и дополнительно сторонами не согласовываются. Расчет за потребляемую энергию производится на основании полученного им счета - фактуры до 15 числа месяца, следующего за расчетным (п.п.51, 5.2);
- срок действия договора составляет один год с даты подписания, договор считается ежегодно продленным, если не позднее, чем за 10 дней до окончания срока действия не последует заявления одной из сторон об отказе от продления договора (п.8.1).
Трехсторонним соглашением от 29.09.2006 к договору энергоснабжения N 4075 от 01.11.2005 стороны установили, что права и обязанности по договору энергоснабжения от ОАО "Алтайэнерго" перешли к ОАО "Алтайэнергосбыт" (л.д.20, т.2).
Между ОАО "Алтайэнергосбыт" и ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, также были подписаны государственные контракты на энергоснабжение N 4075 от 01.01.2007 и N 4075/39 от 01.01.2010 (л.д.8-25, т.1), которые суд первой инстанции посчитал незаключенными, ввиду несогласования сторонами существенных условий (в том числе и перечень точек поставки электрической энергии в сети исполнителя), а также и не урегулирования разногласий, возникших при заключении контракта N 4075/39.
Данные выводы суда сторонами не оспариваются. Следовательно, при отсутствии доказательств одностороннего отказа от договора энергоснабжения N 4075 от 01.11.2005, стороны при поставке электрической энергии в спорный период руководствовались положениями данного договора.
Полагая, что при исполнении договора энергоснабжения от силовой подстанции ТП N 75, осуществляется энергоснабжение жилых пятиэтажных домов, расположенных по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Взлетная, 60, 61, 62, 63, 64 и стоимость неоплаченной гражданами электроэнергии ОАО "Алтайэнергосбыт" предъявляется в счетах-фактурах к оплате и оплачивается ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, что влечет необоснованное расходование бюджетных средств, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Как следует из материалов дела в период с 01.01.2009 по 31.12.2010 ОАО "Алтайэнергосбыт" оказывало ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю услуги по поставке электрической энергии и выставляло к оплате счета-фактуры (л.д.86-133, т.7), которые оплачивались покупателем в полном объеме (л.д.62-72, 97-119, 146-147, т.1).
В то же время в составе указанных счетов-фактур ЭСО также учитывались объемы электрической энергии, отпущенной населению.
Данное обстоятельство не отрицалось ответчиком и подтверждено приложением N 1 к договору энергоснабжения N 4075 от 01.11.2005, в котором согласована точка поставки КТП 87-16-75, через которую осуществляется как энергоснабжение ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, так и жителей домов, расположенных по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Взлетная, 60, 61, 62, 63, 64.
Частью 1 ст.539 ГК РФ предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Постановлением Правительства РФ N 530 от 31.08.2006 утверждены основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (далее Положение N 530) в п.2 которого определено, что точка поставки на розничном рынке, это место в электрической сети, находящееся на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств покупателя (продавца) электрической энергии либо лица, в интересах которого он приобретает (продает) электрическую энергию, и являющееся местом исполнения обязательства по поставке электрической энергии и (или) оказанию услуг, используемым для определения объема взаимных обязательств субъектов розничного рынка по договорам купли-продажи (поставки) электрической энергии, энергоснабжения, оказания услуг по передаче электрической энергии и услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с п.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее Правила N 861), собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Таким образом, ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю, являясь владельцем объектов электросетевого хозяйства, как правильно указал суд первой инстанции, не вправе препятствовать перетоку через принадлежащие ей электрические сети электроэнергии к жилым домам, но в тоже время не обязано оплачивать потребленную гражданами электроэнергию, следовательно, полученная ЭСО от истца (по первоначальному иску) оплата стоимости потребленной и неоплаченной гражданами электроэнергии образует неосновательное обогащение ОАО "Алтайэнергосбыт" и к данным правоотношениям подлежат применению положения ст.ст.1102, 1105 ГК РФ.
Довод подателя апелляционной жалобы о том, что расчет, представленный истцом некорректен, скрывает либо весь объем собственного потребления по КТП N 87-16, либо не объясняет в какой части объем норматива потребления электрической энергии населением был приобретен самим истцом, подлежит отклонению.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (п.1 ст.544 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Жилые дома, расположенные по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Взлетная, N N 60-64, общедомовыми приборами учета, введенными в установленном законом порядке в эксплуатацию, не оборудованы.
Пунктом 147 Положения N 530 предусмотрено, что в целях определения объема потребления электрической энергии гражданами-потребителями в отсутствие приборов учета применяются нормативы потребления коммунальных услуг электроснабжения, установленные в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Решением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края N 10 от 25.10.2006 и решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов N 22 от 28.07.2010 (л.д.111-120, т.6) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению в многоквартирных и жилых домах, дифференцированные по количеству комнат в квартире и количеству проживающих в ней человек.
В постановлении N 102 от 25.11.2008 (л.д.121-142, т.6) Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края установило тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками электрической энергии, энергоснабжающими, энергосбытовыми организациями потребителям Алтайского края.
Администрация Новоромановского сельсовета Калманского района Алтайского края, представила в суд первой инстанции сведения по количеству комнат и количеству зарегистрированных граждан по месту жительства в жилых домах расположенных по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Новороманово, ул. Взлетная, N N 60-64 (письмо N 235 от 05.10.2011 - л.д.53-64, т.6).
Представленные истцом (по первоначальному иску) в материалы дела расчеты стоимости электрической энергии, потребленной гражданами жилых домов (л.д.87-104, т.6, 7-9, т.7), в качестве исходных данных содержат утвержденные тарифы на электрическую энергию для сельского населения, нормативы потребления, количество зарегистрированных граждан по месту жительства в жилых домах. Исходя из данных расчетов, ежемесячное потребление электрической энергии всеми жителями домов по ул. Взлетная, 60-64 в январе 2009 г. - июле 2010 г. составило 63 601 кВт/ч, в августе - декабре 2010 г. - 92326 кВт/ч.
Документов, опровергающих расчеты истца, ОАО "Алтайэнергосбыт" в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суд первой инстанции, оценив имеющиеся доказательства по правилам ст.71 АПК РФ, обоснованно удовлетворил первоначальные исковые требования и взыскал с ОАО "Алтайэнергосбыт" в пользу ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю 804 561,54 руб., оплаченных за потребленную жилыми домами электроэнергию за период с 01.01.2009 по 31.12.2010.
Между тем, оснований для удовлетворения встречного иска ОАО "Алтайэнергосбыт" решением у суда первой инстанции не имелось.
Согласно ст.2 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и (или) тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
На основании ст.6 указанного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Статьей 21 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 "Об электроэнергетике", установлено, что Правительство РФ утверждает основные положения функционирования оптового рынка и основные положения функционирования розничных рынков; утверждает основы ценообразования в сфере регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
Так, Постановлением Правительства N 530 от 31.08.2006 были утверждены Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики (далее - Правила N 530).
Пунктом 106 вышеназванных Правил установлено, что на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям (обслуживающим их покупателям) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы (категории) потребителей (покупателей), в объеме, приобретаемом соответствующими организациями по регулируемым ценам (тарифам) на оптовом и розничных рынках, а также по свободным (нерегулируемым) ценам в порядке, установленном пунктами 108 - 111 настоящих Правил.
Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В силу ст.ст.309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В договоре энергоснабжения N 4075 от 01.11.2005 отсутствует фиксированная цена (тариф) электрической энергии (расчет за энергию производится по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов - п.5.1). При этом обязанность по оплате наступает у покупателя на основании полученного им счета - фактуры (п.5.2).
Следуя представленным в дело счетам - фактурам и платежным документам, ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю выставленные счета-фактуры оплатил в полном объеме, что следует расценивать в качестве надлежащего исполнения им принятых на себя обязательств.
Направление в адрес ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю других документов (счетов-фактур, счетов, соглашений, уведомлений) с указанием стоимости электрической энергии по иным тарифам, ОАО "Алтайэнергосбыт" документально не подтверждено.
Соответственно у ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю не возникло обязательства перед ОАО "Алтайэнергосбыт" по оплате (доплате) стоимости электрической энергии в размере большем, чем это отражено в выставленных и оплаченных в полном объеме счетах-фактурах за 2009-2010г.г.
То обстоятельство, что ОАО "Алтайэнергосбыт" производило начисление потребленной ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю электроэнергии по тарифам, установленным для населения, не может являться основанием для удовлетворения встречного иска, поскольку судебное решение выносится по итогам рассмотрения спора. Однако в настоящем случае ответчик (по встречному иску) прав истца не нарушал, поскольку к нему соответствующих требований об оплате электрической энергии по иным (нерегулируемым) тарифам, которые указаны в выставленных счета-фактурах, не предъявлялось.
Принимая во внимание вышеизложенное, встречный иск о взыскании с ФКУ КП-2 УФСИН России по Алтайскому краю задолженности в сумме 429 356,88 руб. удовлетворению не подлежит, в связи с чем обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит изменению.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ч.ч.1,5 ст. 110 АПК РФ относятся на ОАО "Алтайэнергосбыт".
Руководствуясь ст.110, п.2 ст.269, п.3 ч.1 ст.270, ст.271 Арбитражного процессуального кодекса, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 24.01.2012 по делу N А03-6491/2011 изменить, изложив в следующей редакции:
Взыскать с ОАО "Алтайэнергосбыт" в пользу ФУК "Колония - поселение N 2 УФСИН по Алтайскому краю" 804 561,54 руб. неосновательного обогащения.
Взыскать с ОАО "Алтайэнергосбыт" в доход федерального бюджета 19 091,23 руб. госпошлины.
В удовлетворении встречного иска отказать.
Председательствующий |
И.И. Терехина |
Судьи |
В.В. Кресс |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-6491/2011
Истец: ФБУ "Колония-поселение N 2" УФСИН по АК, ФБУ "Колония-поселение N2 УФСИН России по Алтайскому краю
Ответчик: ОАО "Алтайэнергосбыт"
Третье лицо: Территориальный пункт УФМС России по Алтайскому краю с. Калманка, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по АК
Хронология рассмотрения дела:
20.09.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3989/12
10.06.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2934/12
11.03.2013 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6491/11
28.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3989/12
12.05.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-2934/12
23.01.2012 Решение Арбитражного суда Алтайского края N А03-6491/11