Последствия некорректных проводок
Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах является одним из основных требований, предъявляемых к бухгалтерскому учету (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). С этой целью ведется синтетический и аналитический учет. Причем данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета. При этом бухгалтерская отчетность организации составляется на основе полученных данных синтетического и аналитического учета.
Нередко случается, что бухгалтер при отражении хозяйственной операции использует проводки, которые впоследствии оказываются не столь уж и корректными. Ошибки, вытекающие из применения некорректных проводок, связаны:
с неиспользованием при оформлении хозяйственных операций счетов, предусмотренных Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н), в то время как обращаться к ним необходимо;
с использованием счетов, которые не предусмотрены Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, в случаях, когда счет, приведенный в плане счетом, применим;
с использованием проводок, которые отсутствуют в типовых схемах корреспонденции счетов с другими синтетическими счетами, приведенных в Инструкции по применению Плана счетов после каждого из них. В большинстве своем упомянутые ошибки возникают из-за недопонимания сути хозяйственной операции.
Напомним, что инструкция позволяет организациям:
для учета специфических операций организация вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные их номера. Их введение возможно при согласовании с Минфином России;
уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета;
в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные данной инструкцией.
Приобретение внеоборотных активов
Не столь уж редко встречается, что ввод в эксплуатацию приобретенного объекта основных средств осуществляется без применения счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" "напрямую" проводкой:
- введен в эксплуатацию объект основных средств.
Отметим, что данная проводка не приводится в типовой схеме корреспонденции счета 01 с другими синтетическими счетами.
Остальные же расходы, связанные с приобретением и введением объекта в эксплуатацию, а таковыми могут быть, в частности:
суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением объекта;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
вознаграждения, выплачиваемые посредникам, через которых приобретались объекты, - непосредственно учитываются на счетах затрат:
Дебет 20, 26 и др. Кредит 60, 69, 70, 76 и др.
- отражены затраты, формирующие первоначальную стоимость объекта основных средств.
В данном случае нарушаются нормы ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.01 N 26н). Напомним, что основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости. А ею при приобретении объектов за плату признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 7 и 8 ПБУ 6/01).
Помимо этого иногда начисленные проценты по суммам краткосрочных (долгосрочных) кредитов и займов, полученным на покупку основных средств до момента их введения в эксплуатацию, относятся на затраты:
- учтены начисленные проценты по кредитам и займам, взятым для приобретения основных средств.
Опять же начисленные до принятия объекта к бухгалтерскому учету проценты по заемным средствам, полученным на его приобретение, увеличивают первоначальную его стоимость. Поскольку при использовании средств полученных займов и кредитов для осуществления предварительной оплаты ценностей расходы по обслуживанию указанных займов и кредитов до момента их оприходования относятся организацией-заемщиком на увеличение дебиторской задолженности, образовавшейся в связи с предварительной оплатой (п. 15 ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию"; утв. приказом Минфина России от 02.08.01 N 60н).
Если все затраты, связанные с приобретением объекта, составляет сумма, уплаченная по договору поставки (купли-продажи), то произойдет лишь нарушение методологии бухгалтерского учета. Если же помимо упомянутой суммы имеются и иные расходы, то неправильно будет сформирована первоначальная стоимость объекта основных средств. Суммы, которые упомянутые организации учли в составе затрат при приобретении объектов, должны увеличить ее. А это, в свою очередь, повлияет на величину ежемесячных амортизационных отчислений как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Напомним, что при вводе в эксплуатацию объекта основных средств в эксплуатацию составляется акт о приеме-передаче объекта основных средств (форма N ОС-1) и инвентарная карточка учета основных средств (формы N ОС-1 и N ОС-6; утв. постановлением Госкомстата России от 21.01.03 N 7). До этого момента приобретаемое основное средство должно числиться на счете 08-4. Амортизация по объекту начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету (п. 21 ПБУ 6/01).
Таким образом, при приобретении основного средства производятся следующие записи:
- поступил объект основных средств;
Дебет 08-4 Кредит 60, 66, 67, 69, 70, 76
и т. д.
- отражены дополнительные расходы, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию объекта;
- введен в эксплуатацию объект основных средств.
Аналогичная ошибка случается иногда при приобретении и вводе в эксплуатацию нематериальных активов:
- введен в эксплуатацию нематериальный актив.
Эта проводка, как и вышеприведенная при приобретении основных средств, отсутствует в типовой схеме корреспонденции счета 04 с другими синтетическими счетами.
До принятия нематериальных активов к бухгалтерскому учету они должны отражаться на счете 08-5, на котором формируется их первоначальная стоимость (п. 6 ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов"; утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).
Приведем проводки, которые необходимо произвести при вводе нематериального актива:
- приобретен нематериальный актив;
Дебет 08-5 Кредит 60, 69, 70, 76 и др.
- отражены расходы, связанные с приобретением и вводом в эксплуатацию нематериального актива;
- введен в эксплуатацию нематериальный актив.
В случаях нарушения методологии бухгалтерского учета работники ФНС России не отказывают себе в применении положений статьи 120 НК РФ. Ею определено понятие грубого нарушения правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением правил их учета подразумевается в том числе и систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика (п. 3 ст. 120 НК РФ).
Данное нарушение, если оно совершено в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения может повлечь за собой штраф в размере 5000 руб. За те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, налоговики могут взыскать штраф в размере 15 000 руб. Если же эти деяния повлекли за собой занижение налоговой базы, то фискалы вправе взыскать штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Экономия на проводках
В аудиторской практике часты случаи, когда бухгалтер не использует счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками". При поступлении денежных средств и реализации производится запись:
- поступила оплата за реализованную продукцию.
Отметим, что данные проводки вправе использовать лишь организации, осуществляющие розничную торговлю, первая же из них применяется также организациями, оказывающими услуги населению за наличный расчет. Обращение же к этим проводкам оставшихся организаций несколько некорректно.
У последних в результате их применения возникают сложности с учетом сумм, полученных от покупателей и заказчиков авансов и предварительной оплаты.
Во время одной из проверок инспекторы выявили, что в организации отсутствует обособленный учет авансов, полученных от покупателей, - соответствующий субсчет к счету 62 не был открыт. Налоговики посчитали, что бухгалтер неверно отражал операции по предоплате товаров, т. е. применяемая проводка
Дебет 51, 50 Кредит 62-1 субсчет "Расчеты с покупателями и заказчиками" неправильная. Правильная же проводка, по мнению инспекторов, должна быть Дебет 50, 51 Кредит 62-2 субсчет "Расчеты по авансам полученным".
Выявленное контролеры признали грубым нарушением правил учета доходов и расходов, длившимся в течение нескольких налоговых периодов. И попытались взыскать с организации 15 000 руб. согласно упомянутой норме пункта 2 статьи 120 НК. Налогоплательщик штраф не заплатил, в связи с чем налоговики подали иск в арбитражный суд.
Судьи в этом случае не поддержали фискалов. На их взгляд, только то является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, что прямо перечислено в абзаце 3 пункта 3 статьи 120 НК РФ. Все иные нарушения, которые не подпадают под данное определение (или не могут соответствовать перечню противоправных деяний), даже те, которые так или иначе связаны с нарушением по учету доходов и расходов и объектов налогообложения, не могут рассматриваться в качестве правонарушения по статье 120 НК РФ.
Поскольку инспекция ФНС России не доказала, что само по себе отсутствие обособленного учета (неотражение на субсчете 62-2 сумм полученных авансов) в рамках бухгалтерского счета 62 образует состав налогового правонарушения, определенного законодателем как грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов, то судьи определили незаконность взыскания штрафных санкций (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.06.06 по делу N Ф04-3764/2006 (23682-А67-40)).
Использование приведенных выше проводок приводит к тому, что происходит нарушение аналитического учета по счету 62, который должен вестись по каждому предъявленному покупателям (заказчикам) счету.
Реализация и получение денежных средств от покупателей отражаются в учете следующими записями:
Дебет 50, 51 Кредит 62-1, 62-2
- поступили денежные средства от покупателя;
- отражена реализация товара.
Зачастую бухгалтеры не придают должного значения оформлению операций с подотчетными лицами. Ими иногда игнорируются счета 10 "Материалы" и 41 "Товары". В результате обороты по этим счетам искажены. Следовательно, налицо нарушение методологии ведения бухгалтерского учета, которое налоговики скорее всего не оставят без внимания и попытаются подвести его под статью 120 НК РФ.
Пример 1
Менеджеру отдела снабжения выдано для приобретения запасных частей в кассе под отчет 5310 руб. Требуемые запасные части были куплены. Авансовый отчет с подтверждающими понесенные расходы документами (среди них и счет-фактура) представлен в бухгалтерию. Организация является плательщиком НДС и осуществляет операции, облагаемые этим налогом. Выдача подотчетной суммы оформлена стандартной проводкой:
- 5310 руб. - выданы под отчет деньги на покупку.
Отражение же в бухгалтерском учете представленного авансового отчета осуществляется в упрощенном виде. Купленные через подотчетное лицо запчасти сразу же списываются на расходы проводкой:
- 5310 руб. - списана стоимость приобретенных запасных частей.
Ошибка заключается в том, что в бухгалтерском учете купленные запасные части выпали из учета. Корреспонденция по счету 10 "Материалы" субсчет 5 "Запасные части" отсутствует.
Как видим, опять наблюдается нарушение методологии бухгалтерского учета. К тому же возникает вопрос о правомерности учета стоимости запасных частей в расходах. При приведенном же учете факт приобретения товара (услуги), отраженный в бухгалтерском учете, не находит документального подтверждения. Поэтому возможно исключение стоимости приобретенных МПЗ из расходов как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.
Напомним, что авансовый отчет является первичным документом по расчетам с подотчетными лицами. Для оприходования приобретенных ценностей необходимы иные первичные документы. В нашем случае таковой будет накладная, которую подотчетное лицо представило, и оформленный приходный ордер (форма N М-4; утв. постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а). Подтверждающими же документами передачи запасных частей для ремонта и его осуществления служат требование-накладная (форма N М-11) и акт осуществления ремонта. При ремонте основных средств используется акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (форма N ОС-3; утв. упомянутым постановлением Госкомстата России N 7).
При учете приобретенных товаров (работ, услуг), как показано в примере 1, теряется и входной НДС. Имея счет-фактуру по приобретенным МПЗ и оприходовав их, организация может с полным основанием учесть предъявленную сумму НДС в вычетах. Учет же данной суммы налога в расходах при исчислении налога на прибыль с большой вероятностью не будет принят налоговиками, так как ценности были использованы в операциях, облагаемых НДС. В связи с этим значение облагаемой базы по налогу на прибыль возрастет, что, в свою очередь, приведет к недоимке по налогу.
Таким образом, помимо методологической ошибки бухгалтерского учета наблюдается и занижение налоговой базы. Налоговики в таком случае, обратясь к пункту 3 статьи 120 НК РФ, попытаются наложить штрафные санкции в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 руб.
Правильное же, на наш взгляд, отражение в бухгалтерском учете приобретения указанных в примере 1 запасных частей будет следующим:
- 5310 руб. - выданы деньги под отчет;
- 5310 руб. - оплачены запасные части подотчетным лицом;
- 4500 руб. - оприходованы запасные части;
- 810 руб. (5310 руб. : 118% 5 18%) - выделен НДС, предъявленный продавцом запасных частей;
- 810 руб. - принят к вычету НДС;
- 4500 руб. - учтена стоимость запасных частей после осуществленного ремонта.
Отметим, что в типовой схеме корреспонденции счета 71 с другими синтетическими счетами проводка Дебет 60 Кредит 71 отсутствует. Ее же применение позволяет увидеть текущие взаиморасчеты с продавцами (поставщиками) товаров (работ, услуг).
Добавленная проводка, на наш взгляд, не нарушает действующие схемы корреспонденции счетов. В связи с этим у налоговиков не должно возникать желания протрактовать "новизну" как нарушение методологии бухгалтерского учета. Если же проверяющие все же посчитают, что операция отражена на счетах бухгалтерского учета неправильно, то им и придется это доказать. А для этого потребуется представить альтернативный вариант учета и обосновать в суде верность своего решения.
Некоторые бухгалтеры пытаются "сэкономить" на счете 71. Выдачу денег подотчетным лицам и оприходование приобретенных материальные ценностей оформляют проводками:
- произведена оплата наличными денежными средствами за материальные ценности;
- оприходованы материальные ценности, приобретенные за наличный расчет.
В результате нарушается внутренний документооборот организации. Документы по выдаче денежных средств под отчет на покупку материальных ценностей - заявления подотчетных лиц с разрешающей визой на то руководителя организации и авансовые отчеты - не оформляются. А это, в свою очередь, не соответствует требованиям Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утв. решением совета директоров Банка России от 22.09.93 N 40).
В данном случае по операциям с подотчетными лицами бухгалтер все же должен задействовать счет 71:
- выданы под отчет денежные средства для приобретения материальных ценностей;
- осуществлена оплата за материальные ценности;
- оприходованы приобретенные за наличный расчет материальные ценности.
Использование не тех счетов
Нередки случаи, когда бухгалтеры использует в проводках не те счета, к которым предписывают обращаться нормативные документы по бухгалтерскому учету. И это не остается не замеченным работниками налоговых органов. И на этот раз они также пытаются использовать нормы упомянутой статьи 120 НК РФ. Организация систематически включала расходы на оплату труда, затраты по командировкам, суммы налогов и сборов в прочие расходы, осуществляя проводки:
- начислены налоги, учтены расходы по оплате труда и командировочные.
В налоговой декларации по налогу на прибыль их значения учитывались при определении показателей, вносимых в приложение N 7 к листу 02 "Внереализационные расходы и убытки, приравненные к внереализационным".
Обнаружив данное при проверке и считая, что упомянутые затраты следовало относить к расходам по обычным видам деятельности:
Дебет 20, 26, 44 Кредит 68, 70, 71
- учтены суммы начисленных налогов, расходов на оплату труда, командировочных, - а в налоговой декларации их следовало отражать и в приложении N 2 к листу 02 "Расходы, связанные с производством и реализацией", - налоговики признали это грубым нарушением правил учета расходов и выставили штрафные санкции согласно пункту 2 статьи 120 НК РФ.
И вновь правильность действий сторон определял арбитражный суд.
Факт неправильного отражения на счетах бухгалтерского учета и в отчетности расходов на оплату труда, командировочных расходов, сумм налогов и сборов в данном случае судьи также отнесли к грубому нарушению правил учета доходов и расходов. При этом такое грубое нарушение организацией правил учета расходов не привело к возникновению недоимки и неполной уплате налога на прибыль. Последнее судьи в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 112 НК РФ посчитали обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, и уменьшили размер штрафа до 1000 руб. (постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.05.04 N А56-50801/03).
Другая организация систематически неправильно отражала на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственную операцию по учету затрат по оплате услуг банков. Она в 2000 году относила их на себестоимость продукции, поскольку затраты, на их взгляд, носили производственный характер.
Налоговики же, дословно читая действующие в то время нормативные документы бухгалтерского учета:
ПБУ 10/99 "Расходы организации" (утв. приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н);
Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций (утв. приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н) и утвержденную форму N 2 "Отчет о прибылях и убытках" (утв. приказом Минфином России от 13.01.2000 N 4н), - посчитали это грубым нарушением правил учета расходов и наложили штраф в размере 5000 руб.
Судьи не нашли ничего предосудительного в действиях налоговиков и поддержали их решение (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.02 N Ф04/3549-750/А46-2002).
В бухгалтерском учете расходы, связанные с горно-подготовительными работами, согласно упомянутой Инструкции по применению Плана счетов, следует учитывать на счете 97 "Расходы будущих периодов". Организация же их учитывала на субсчете счета 08-2 "Приобретение объектов природопользования". В период 2001-2002 годов организация была плательщиком налога на имущество предприятия. При определении же среднегодовой стоимости имущества в то время учитывались данные счета 97. Таким образом, некорректное отражение расходов, связанных с горно-подготовительными работами, привело к неполной уплате упомянутого налога.
Суд согласился с налоговиками, что произошло грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Однако организацию спасло от штрафных санкций лишь то, что проверяющие сослались не на ту статью НК РФ, которой устанавливается ответственность за правонарушение. Ими был указан пункт 1 статьи 122 НК РФ.
Поскольку в описанном случае отсутствовал состав правонарушения по указанному пункту 1 статьи 122 НК РФ и вина организации в совершении этого правонарушения, то предложение налоговиков о взыскании штрафных санкций было отклонено (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26.08.05 N А26-12880/04-215).
Судьи ФАС Западно-Сибирского округа отметили, что для наличия в действиях налогоплательщика объективной стороны состава правонарушения в соответствии со статьей 120 НК РФ необходимо одновременно и неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, и неправильное отражение в отчетности хозяйственных операций.
Наличие же одного из этих признаков не приводит к правонарушению (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30.03.06 N Ф04-1394/2006 (21167-А46-7).
В настоящее время достаточно широкое распространение получила практика открытия промышленными организациями магазинов розничной торговли, являющихся их обособленными подразделениями. Через них реализуется в розницу как готовая продукция данных организаций, так и покупные товары.
Некоторые из них реализацию своей продукции в бухгалтерском учете оформляют следующим образом. Факт передачи готовой продукции в магазин розничной торговли отражается записью по дебету счета 41 "Товары" субсчет "Продукция собственного производства" и кредиту счета 43 "Готовая продукция" на себестоимость оприходованных магазином ценностей.
Отражение суммы НДС, относящейся к продажной стоимости оприходованных магазином товаров, осуществляют по кредиту счета 42 "Торговая наценка" субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства". При этом запись по дебету счета 41 субсчет "Продукция собственного производства" в корреспонденции со счетом 42 субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства" производится на сумму торговой надбавки магазина и НДС на розничную цену товаров.
Пример 2
Обособленному подразделению - в магазин - переданы 80 единиц продукции. Себестоимость единицы данной продукции составляет 350 руб., продажная же цена единицы продукции - 450 руб. (без НДС) В бухгалтерском учете передача продукции и начисление торговой наценки сопровождаются следующими записями:
Дебет 41 субсчет "Продукция собственного производства" Кредит 43
- 28 000 руб. (350 руб/ед. 5 80 ед.) - отражена себестоимость продукции, переданной для продажи в розницу;
Дебет 41 субсчет "Продукция собственного производства" Кредит 42 субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства"
- 8000 руб. ((450 руб/ед. -350 руб/ед.) 5 580 ед.) - отражена сумма торговой наценки;
Дебет 41 субсчет "Продукция собственного производства" Кредит 42 субсчет "Торговая наценка на продукцию собственного производства"
- 6480 руб. ((450 руб/ед. 580 ед. 5 18%) - увеличена величина торговой наценки на сумму начисленного НДС.
Таким образом, продажная стоимость данной партии продукции составила 42 480 руб. (28 000 + 8000 + 6480), продажная же стоимость единицы продукции - 531 руб. (450 руб. х 118%).
Приведенное выше, на наш взгляд, несколько расходится с положениями нормативных актов бухгалтерского учета.
Так, ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.01 N 44н) позволяет производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок) только организациям, осуществляющим розничную торговлю (п. 13 ПБУ 5/01).
Фактическая себестоимость материально-производственных запасов (а готовая продукция относится к таковым (п. 2 ПБУ 5/01)), в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ (п. 12 ПБУ 5/01).
Напомним, что товары также являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи (п. 2 ПБУ 5/01).
Согласно общим предписаниям Инструкции по применению Плана счетов, переданную магазину продукцию следует отражать на отдельном субсчете к счету 43 "Готовая продукция в магазине". Факт передачи продукции магазину, таким образом, должен отражаться в учете записью:
Дебет 43 субсчет "Готовая продукция в магазине" Кредит 43 субсчет "Готовая продукция на складе"
- передана готовая продукция для реализации в розницу.
И это делает невозможным учет ее по продажным ценам, так как счет 42, согласно Инструкции по применению Плана счетов, открывается исключительно к счету 41. Отражать же по продажным ценам готовую продукцию, учитываемую только на одном из субсчетов "Готовая продукция в магазине" к счету 43, когда учет ее на остальных субсчетах к данному счету ведется по себестоимости, несколько некорректно. Поскольку тот или иной вариант оценки отражаемого на каком-либо счете объекта учета следует применять к счету в целом.
В типовой схеме корреспонденции счета 43 с другими синтетическими счетами, приводимой в Инструкции по применению Плана счетов, не содержится указанной выше проводки:
- передана продукция для продажи в розницу.
Все это в совокупности, на наш взгляд, позволит налоговикам признать вариант учета, приведенный в примере 2, грубым нарушением правил учета расходов. А так как в этом случае скорее всего возникнет и занижение облагаемой базы по налогу на прибыль (из-за учета "средней" торговой надбавки), то они будут квалифицировать такое правонарушение по пункту 3 статьи 120 НК РФ.
Хотя выше и были приведены случаи принятия судьями решений в пользу организаций при грубом нарушении правил учета доходов и расходов в бухгалтерском учете, но рассчитывать на снисходительность судей каждый раз не приходится. Налоговики же не упустят случай такого нарушения, чтобы лишний раз не взыскать 5000 руб. или 15 000 руб. с налогоплательщиков.
Налоговая инспекция может наложить административный штраф за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представление бухгалтерской отчетности должностное лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета (ст. 15.11 КоАП). Но осуществить это можно лишь в том случае, если организация исказит суммы начисленных налогов либо любую статью (строку) форм бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%. Штрафные санкции в этом случае составляют от 2000 до 3000 руб. Протокол о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета составляется налоговой инспекцией (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
И. Огудин,
аудитор
"Практический бухгалтерский учет", N 2, февраль 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практический бухгалтерский учет"
ООО Издательский дом "Бухгалтерия и банки"
Издание зарегистрировано в Министерстве по печати, телерадиовещанию и средствам массовой коммуникации РФ ПИ N 77-11140
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Тел.: (495) 684-27-04, 684-27-820
Факс: (495) 631-13-22
E-mail: post@pbu.ru
Адрес в Internet: www.pbu.ru
Подписные индексы:
"Роспечать" - 80500
"Почта России" - 99455