г. Чита |
|
17 мая 2012 г. |
Дело N А19-15375/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2012 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Макарцева А.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" в лице конкурсного управляющего Руднева Игоря Владимировича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2012 года по делу N А19-15375/2011 по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" (ОГРН 1023800517751, ИНН 3801015420; 665800, Иркутская обл., Ангарск г., стр.7) к министерству имущественных отношений Иркутской области (ОГРН 1083808003564, ИНН 3808174613; 664007, Иркутская обл., Иркутск г, Карла Либкнехта ул., 47)
третьи лица: открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания"
(ОГРН 1023800520600, ИНН 3801009466; 665830, Иркутская обл., Ангарск г.); общество с ограниченной ответственностью "Ангарский завод строительных материалов" (ОГРН 1073801004562, ИНН 3801089084; 665809, Иркутская обл., Ангарск г., Первый промышленный массив тер., 4-й кв-л., 4); администрация муниципального образования город Ангарск (ОГРН 1053801125014, ИНН 3801079400; 665830, Иркутская обл., Ангарский р-н., Ангарск г., Ленина пл.)
о признании права собственности (суд первой инстанции: Архипенко А.А.),
установил:
закрытое акционерное общество "Ангарский керамический завод" обратилось к Министерству имущественных отношений Иркутской области с требованием о признании права собственности в силу приобретательной давности на магистральный газопровод "Комбинат-16 - Керамический завод" регистрационный N 5113 протяженностью 5 397.37 метров, расположенный по адресу: г. Ангарск, Первый промышленный массив, квартал 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены администрация муниципального образования город Ангарск, открытое акционерное общество "Ангарская нефтехимическая компания" и общество с ограниченной ответственностью "АЗСМ".
Решением от 20 февраля 2012 года суд в удовлетворении исковых требований отказал.
Не согласившись с решением суда, истец обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит оспариваемый судебный акт отменить, принять по делу новый, исковые требования удовлетворить. Свои доводы обосновывает тем, что суд не исследовал все представленные доказательства по делу, в результате чего принял незаконное и необоснованное решение.
Поясняет, что обратился в суд с иском о признании права собственности и в качестве доказательства изначально представил технический паспорт на сооружение - Технологический трубопровод - трубопровод обедненного газа "Комбинат-16 - Керамический завод", изготовленного федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от 17 февраля 2011 года без указания индивидуально-определенных признаков спорного недвижимого имущества, которые в силу действующего законодательства отражаются либо в техническом, либо в кадастровом паспорте объекта. В дальнейшем истец уточнил требования, представив технический паспорт на сооружение - Технологический трубопровод - трубопровод обедненного газа "Комбинат-16 - Керамический завод", изготовленный федеральным государственным унитарным предприятием "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" и кадастровый паспорт от 10 мая 2011 года, согласно которому спорному объекту недвижимого имущества присвоен кадастровый номер 38:26:000000:0:1672 и адрес: Иркутская обл., г. Ангарск, Первый промышленный массив, сооружение 1г. Однако, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд сослался на первоначально представленный технический паспорт, при этом не исследовал представленный кадастровый паспорт от 10 мая 2011 года.
В дополнении к ранее изложенным доводам апелляционной жалобы ссылается на неправомерный отказ суда в удовлетворении ходатайства о проведении строительной экспертизы, которая могла бы подтвердить идентификацию спорного газопровода. Считает вывод суда о том, что у истца не возникло право собственности в силу приобретательской давности, необоснованным и неправомерным.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование к Министерству имущественных отношений Иркутской области о признании права собственности.
Основанием иска закрытое акционерное общество "Ангарский керамический завод" указало то, что считает себя собственником Технологического трубопровода - трубопровода обедненного газа "Комбинат-16 - Керамический завод", протяженностью 4 562 м., расположенного по адресу: г.Ангарск, Первый промышленный массив, сооружение 1г, кадастровый номер объекта 386266000000:0:1672 в силу приобретательной давности (т.2, л.д.81).
Правовым основанием иска указана статья 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции, признав требования необоснованными, в их удовлетворении отказал.
Апелляционный суд не согласен с выводами суда первой инстанции.
Как следует из положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
По заявлению истца, объект недвижимого имущества, о котором возник спор, принадлежит ему на праве собственности с 1992 года, о чем, по его мнению, свидетельствуют представленные им в материалы дела следующие документы:
- заключенный 30 ноября 1990 года договор аренды между арендным предприятием Ангарским керамическим заводом и территориально-отраслевым производственным объединением "Стройкерамика", где в приложении N 1 к договору аренды в числе иного имущества указан газопровод стоимостью 148,3 тыс. руб.;
- план приватизации арендного предприятия "Ангарский керамический завод", утвержденный распоряжением Комитета по управлению имуществом области от 24 декабря 1992 года N 364/П, где в приложении N 1 Акт оценки стоимости зданий и сооружений по состоянию на 01 ноября 1990 года указан в числе иного имущества газопровод;
- договор купли-продажи государственного имущества с правом его выкупа трудовым коллективом (пункт 34 приложения N 1 к договору) N 65, заключенный 26 февраля 1993 года между Фондом областной собственности и акционерным обществом закрытого типа "Ангарский керамический завод" (правопреемник арендного предприятия и правопредшественник закрытого акционерного общества "АКЗ"),
- паспорт N 2 на объект (газопровод) и опись инвентарной карточки по учету основных средств на 1 января 1996 года.
Как следует из положений частей 1, 7 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд отражает в судебном акте, содержащем мотивы принятия или отказа в принятии доказательств, представленных лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений.
Приведенным истцом и указанным выше доказательствам, представленным в материалы дела, суд первой инстанции в нарушение статьи 71 Кодекса оценки не дал.
Суд ограничился лишь следующими утверждениями:
- владение имуществом (газпроводом) как своим собственным осуществлялось и осуществляется истцом на основании договорных обязательств;
- получая владение по договору, истец знал и должен был знать о наличии оснований возникновения у него права собственности на спорный газопровод.
Между тем, само по себе установление данных обстоятельств в силу пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" являлось основанием для вывода об отсутствии препятствий в применении положений статьи 234 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Прийдя к выводу, что владение спорным газпроводом как своим собственным осуществлялось и осуществляется истцом на основании договорных обязательств, суд первой инстанции не указал, по какому именно договору.
По договору купли-продажи государственного имущества с правом его выкупа трудовым коллективом N 65, заключенному 26 февраля 1993 года между Фондом областной собственности и акционерным обществом закрытого типа "Ангарский керамический завод" (правопреемник арендного предприятия и правопредшественник истца - закрытого акционерного общества "АКЗ"), был приватизирован газопровод (пункт 34 приложения N 1 к договору).
Таким образом, дальнейшее владение осуществлялось как своим собственным, в связи с чем истец полагал, что владеет имуществом как своим собственным. Спор заявлен в связи с тем, что его право собственности не признавалось государством, что выразилось в постановке спорного имущества на учет как бесхозяйного. Иск заявлен правомерно, в целях устранения всех сомнений в принадлежности спорного имущества.
Таким образом, истец, при наличии договора купли-продажи государственного имущества N 65 от 26 февраля 1993 года не знал и не должен был знать об отсутствии оснований возникновения у него права собственности, он не скрывал факта нахождения имущества в его владении, после приватизации он не владел имуществом на правах аренды, хранения, безвозмездного пользования и т.п.
Таким образом, условия пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года полностью соблюдены.
Как следует из его пункта 16, течение срока приобретательной давности в отношении государственного имущества может начаться не ранее 01 июля 1990 года. К моменту обращения с иском срок давностного владения, даже с учетом того, что он исчисляется не ранее истечения срока исковой давности, уже истек, что давало истцу право на удовлетворение иска.
Судом первой инстанции были неправильно установлены фактические обстоятельства дела, в связи с чем сделаны неправильные выводы.
Также суд апелляционной инстанции полагает, что к возникшим правоотношениям подлежали применению другие нормы права, чем были заявлены истцом и применены судом первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений. Суд по своей инициативе определяет круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу, а также решает, какие именно нормы права подлежат применению в конкретном спорном правоотношении.
Об этом же указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2010 года N 8467/10.
К спорным правоотношениям подлежали применению нормы Закона РФ от 03 июля 1991 года N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"
Как следует из статьи 1 Закона, приватизация государственных и муниципальных предприятий - приобретение гражданами, акционерными обществами (товариществами) у государства и местных Советов народных депутатов в частную собственность предприятий, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, выделяемых в самостоятельные предприятия; оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий (действующих и ликвидированных по решению органов, правомочных принимать такие решения от имени собственника).
В силу части 1 статьи 5, приватизацию имущества, находящегося в собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей, автономных округов, районов (кроме районов в городах), городов (кроме городов районного подчинения), организуют комитеты по управлению имуществом.
План приватизации государственного имущества Ангарского керамического завода был утвержден Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области от 24 декабря 1992 года N 364/П.
В силу части 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" продавцами государственных предприятий областей являются соответствующие фонды имущества и назначенные ими представители.
Наличие плана приватизации арендного предприятия "Ангарский керамический завод", утвержденного распоряжением Комитета по управлению имуществом области от 24 декабря 1992 года N 364/П, а также договора купли-продажи государственного имущества с правом его выкупа трудовым коллективом, заключенного 26 февраля 1993 года между Фондом областной собственности и акционерным обществом закрытого типа "Ангарский керамический завод", указывает на соблюдение условий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", и на возникновение права собственности на спорное имущество у истца.
То обстоятельство, что газопровод поставлен на учет как бесхозяйное имущество, не влечет иных выводов, а лишь указывает на то, что право истца было оспорено и фактически не признавалось.
Ответчик по существу требований истца не оспорил, что следует из отзыва на исковое заявление (т.2, л.д.2-3).
Он указал, что документы по приватизируемым предприятиям, как правило, не содержат сведений об объектах недвижимого имущества, отвечающих нормам действующего законодательства (площади, кадастровые номера, сведения о местонахождении).
Наличие у истца на спорный газопровод паспорта N 2, выданного правопредшественнику истца (т.1, л.д.22), лицензии на эксплуатацию газопровода как взрывопожароопасного производственного объекта (т.1, л.д.50), эксплуатация по договорам на отпуск отопительного газа от 22 апреля 1994 года (т.1, л.д.54), от 4 апреля 1996 года (т.1, л.д.56), по договору поставки N 74-10 от 1 декабря 2009 года (т.1, л.д.59), где трубопровод N 5113 указан принадлежащим истцу, технических паспортов (т.1, л.д.74, т.2, л.д.14), наличие карты учета эксплуатируемого истцом трубопровода отопительного газа как опасного производственного объекта (т.1, л.д.99, 100), договора N 031 от 8 июля 2009 года о содержании, ремонте и балансовой принадлежности газопровода (т.1, л.д.102), предписаний о необходимости соблюдения истцом требований промышленной безопасности (т.1, л.д.103-108), кадастрового паспорта (т.2, л.д.28), актов инвентаризации, инвентарных карточек (т.3, л.д.2-9), актов распределения границ обслуживания трубопровода (л.д.10, 11), в совокупности с такими правоустанавливающими документами, как утвержденный план приватизации арендного предприятия "Ангарский керамический завод" и договор купли-продажи государственного имущества с правом его выкупа трудовым коллективом от 26 февраля 1993 года, где упоминается спорное имущество, свидетельствует о том, что по указанному договору купли-продажи, в процессе приватизации у истца возникло право собственности на спорный газопровод, характеристики которого приведены в техническом и кадастровом паспортах.
Приговор в отношении генерального директора истца за эксплуатацию обществом взрывопожароопасного производственного объекта без лицензии (т.1, л.д.69) также свидетельствует о том, что истцом эксплуатировался принадлежащий ему газопровод.
Судом первой инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, что согласно части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отмену вынесенного решения с удовлетворением иска.
При удовлетворении требований апелляционный суд исходит из описания спорного объекта, приведенного в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним (т.2, л.д.149), а также из технической документации (т.2, л.д.14, 28).
Государственная пошлина, уплаченная при подаче иска и апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 февраля 2012 года по делу N А19-15375/2011 отменить. Иск удовлетворить.
Признать за закрытым акционерным обществом "Ангарский керамический завод" право собственности на Технологический трубопровод обедненного газа "Комбинат-16 - Керамический завод", протяженностью 4 562 м., расположенный по адресу: Иркутская область, г.Ангарск, Первый промышленный массив, сооружение 1г, кадастровый номер объекта 38:26:000000:0:1672.
Взыскать с Министерства имущественных отношений Иркутской области в пользу закрытого акционерного общества "Ангарский керамический завод" государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.
Председательствующий |
А.В. Макарцев |
Судьи |
Е.Н. Скажутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-15375/2011
Истец: ЗАО "Ангарский керамический завод"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Иркутской области
Третье лицо: Администрация МО г. Ангарска, ОАО "Ангарская нефтехимическая компания", ООО "Ангарский завод строительных материалов", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
07.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16000/12
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16000/12
14.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3231/12
17.05.2012 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1532/12