г. Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А41-26630/12 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 апреля 2013 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Кручининой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бутылиной Н.В.,
при участии в заседании:
от истца: не явились, извещены,
от ответчиков: от ТУ Росимущества в Московской области - не явились, извещены,
от ТУ Росимущества в городе Москве - Юрьев М.А., доверенность от 27.12.2012 N Д-1074,
от третьих лиц: от Управления Росреестра по Московской области - не явились, извещены,
от ООО "РОСА" - Колесникова Е.А., доверенность от 14.01.2013 N 50/014/2013,
от Департамента земельных ресурсов города Москвы - не явились, извещены,
от Управления Росреестра по Москве - не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "РОСА" (ОГРН 1055011304864; ИНН 5046066902), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; ИНН 7708701670), Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, на решение Арбитражного суда Московской области от 11.02.2013 по делу N А41-26630/12, принятое судьей Федуловой Л.В., по исковому заявлению администрации города Троицка Московской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (ОГРН 1097746296977; ИНН 7716642273), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (ОГРН 1097746349535; ИНН 7708701670), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 5030047703), общество с ограниченной ответственностью "РОСА" (ОГРН 1055011304864; ИНН 5046066902), Департамент земельных ресурсов города Москвы (ОГРН 1037739510423; ИНН 7705031674), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (ОГРН 1097746680822; ИНН 7726639745) о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
администрация города Троицка Московской области (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области (далее - ТУ ФАУГИ по Московской области, ответчик), третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общество с ограниченной ответственностью "РОСА" (далее - ООО "РОСА") о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 955 кв.м. с кадастровым номером 50:54:020401:0050 по адресу: г. Троицк, ул.Пушковых (далее - спорный земельный участок).
Определениями от 23.08.2012, 17.09.2012 судом, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве (далее - ТУ ФАУГИ по г. Москве), Департамент земельных ресурсов города Москвы, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве.
Определением от 20.11.2012 ТУ ФАУГИ по г. Москве исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, и привлечено к участию в деле в качестве соответчика.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Суд признал отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 955 кв.м. с кадастровым номером 50:54:020401:0050 по адресу: г.Троицк, ул.Пушковых.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "РОСА", ТУ Росимущества в городе Москве, ТУ Росимущества в Московской области, обратились с апелляционными жалобами в Десятый арбитражный апелляционный суд.
В судебное заседание не явились представители администрации города Троицка Московской области, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, общества с ограниченной ответственностью "РОСА", Департамента земельных ресурсов города Москвы, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении о дате, времени и месте судебного заседания. Информация о времени и месте судебного заседания имеется на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель ТУ Росимущества в городе Москве в своем выступлении поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "Роса" в судебном заседании поддержал доводы своей апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционных жалоб ООО "РОСА", ТУ Росимущества в городе Москве, ТУ Росимущества в Московской области.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 08.08.2003 между Комитетом по управлению имуществом г. Троицка и ООО "Касера" заключен договор аренды земельного участка N 289 (т.1 л.д. 6-8), в соответствии с которым ООО "Касера" принял в аренду земельный участок площадью 955 кв.м., расположенный по адресу: Троицк, ул. Пушковых на срок до 30.07.2013.
Данный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке 05.09.2003.
ООО "Касера" письмом от 11.01.2012 N 50/001/2012 (вх. N 62/1-27 от 17.01.2012) уведомило КУИ г. Троицка об уступке прав и обязанностей арендатора по вышеназванному договору аренды в пользу ООО "РОСА".
Из полученной администрацией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 16.03.2012 N 54/003/2012-200 (л.д. 9) истцу стало известно, что правообладателем спорного земельного участка является Российская Федерация.
Согласно акту осмотра земельного участка 18.01.2013 представителем администрации и ООО "РОСА" произведен осмотр спорного земельного участка, в результате которого было установлено, что на земельном участке площадью 955 кв.м. с кадастровым номером 50:54:020401:0050 по адресу: г.Троицк, ул.Пушковых находится объект недвижимости (контрольно-пропускной пункт (КПП)) с фундаментом, принадлежащий ООО "РОСА" на праве собственности и металлическое строение (не капитальное, без фундамента) для стоянки автомобилей, также принадлежащее ООО "РОСА". Наличие на спорном земельном участке других объектов недвижимости (капитальных, не капитальных) зафиксировано при осмотре не было.
Администрация полагая, что указанный земельный участок являются государственной собственностью, не разграниченной на собственность РФ, субъектов РФ и собственность муниципальных образований, поскольку в регистрирующий орган не представлялись правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, обратилась в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, Арбитражный суд Московской области сделал вывод об отсутствии оснований для возникновения права федеральной собственности на спорный земельный участок площадью 955 кв.м. с кадастровым номером 50:54:020401:0050 по адресу: г.Троицк, ул.Пушковых. При этом суд указал, что регистрирующий орган не представлялись правоустанавливающие документы на земельный участок, а также доказательства разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок в установленном законном порядке.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции по следующим обстоятельствам.
Правовое регулирование разграничения государственной собственности на землю ранее было определено Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", согласно которому основанием государственной регистрации права собственности на земельные участки Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований являлись акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю (часть 2 статьи 2).
В статьях 3, 4 и 5 названного Федерального закона указаны основания внесения земельных участков в соответствующие перечни, утверждаемые актами Правительства Российской Федерации. Подготовка и согласование указанных перечней земельных участков производилась в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Статьями 17, 19 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что в собственности Российской Федерации и муниципальных образований могут находиться земельные участки, основания отнесения которых к соответствующему уровню собственности предусмотрены Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности у Российской Федерации на земельные участки могло возникнуть в связи с признанием собственности Российской Федерации на земельные участки федеральными законами, право собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, а также в случае приобретения земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В пункте 10 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакциях, действовавших до 01.07.2006) предусматривалось, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требовалась, и распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществлялась органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не было предусмотрено иное.
Федеральный закон "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" принят 17.04.2006 и вступил в силу с 01.07.2006 (статья 5).
Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" признан утратившим силу.
При этом с 01.07.2006 законодателем пересмотрены принципиальные подходы к разграничению государственной собственности на землю и установлены критерии, по которым земли относятся к тому или иному уровню собственности в силу прямого указания закона, а органам местного самоуправления предоставлено право распоряжения лишь теми земельными участками, которые не отвечают ни одним из критериев, позволяющих отнести такие земельные участки к соответствующему уровню собственности.
Согласно пункту 2 статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 17.04.2006) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.1, в которой определены критерии разграничения государственной собственности на землю, позволяющие земельные участки считать отнесенными к соответствующему уровню собственности.
Пункт 10 статьи 3 названного Федерального закона изложен в новой редакции, согласно которой осуществление распоряжения земельными участками, отвечающими критериям, перечисленным в статье 3.1, возможно только после государственной регистрации права собственности на эти земельные участки. Право распоряжения земельными участками до государственной регистрации права собственности оставлено органам местного самоуправления только на те земельные участки, которые не отвечают критериям, указанным в статье 3.1.
Таким образом, с 01.07.2006 государственная собственность на земельные участки, которые по своим характеристикам подпадают под определенные законом критерии, является разграниченной, и распоряжение указанными земельными участками до государственной регистрации права собственности на них невозможно.
В пункте 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" указано, что в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации;
земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Пункты 2 и 3 статьи 3.1 указанного Федерального закона содержат подобные критерии, позволяющие отнести земельные участки к собственности субъектов Российской Федерации и к собственности муниципальных образований.
По смыслу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ закрепленное в нем разграничение государственной и муниципальной собственности на землю должно реализовываться вне проведения каких-либо специальных процедур по передаче земельных участков из собственности одного публичного образования в собственность другого публичного образования.
Судом установлено, что согласно выписке из ЕГРП от 16.03.2012 в реестре имеются сведения о Российской Федерации как правообладателе земельного участка с кадастровым номером 50:54:020401:0050 (т.1 л.д.9)
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся полномочия на решение вопросов местного значения в области использования земель. Пунктом 2 названной статьи предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
С учетом вышеуказанных норм права и представленных в дело доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу, что спорный земельный участок не может быть отнесен к собственности Российской Федерации применительно к статье 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", введенной Федеральным законом от 17.04.2006 N 53-ФЗ, и что он не был передан в собственность Российской Федерации в соответствии с ранее действовавшим законодательством (Федеральный закон от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю").
Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
По смыслу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации определение законом способов защиты гражданских прав направлено, на восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в статье 12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.
Администрацией по настоящему делу избран такой способ защиты как признание отсутствующим зарегистрированного права собственности Российской Федерации на вышеуказанный земельный участок. Такой способ оспаривания зарегистрированного права собственности Российской Федерации не противоречит положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и нормам Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ.
Между тем, при выяснении обстоятельств, связанных с распоряжением спорным земельным участком, на котором при предоставлении в аренду могли быть расположены объекты недвижимого имущества, для установления критериев, по которым земельный участок может быть отнесен к тому или иному уровню собственности в силу требований статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", судом апелляционной инстанции установлено следующее.
В пункте 2 мотивировочной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 132-О указано, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу этого Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной данным Федеральным законом.
Пунктом 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лица до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как следует из представленных в материалы дела документов (т.1 л.д.156-169) на основании Решения Исполкома Мособлсовета от 06.05.1946 N 726, распоряжения Совета министров СССР от 06.06.1946 N 7251р Научно-исследовательскому институту земного магнетизма, под строительство радиоприемного центра выделен земельный участок площадью в 68,9 га из кв.кв.37 и 44 Пахорского лесничества Красно-Пахорского района в границах, согласно приложенному схематичному чертежу в бессрочное и бесплатное пользование.
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.1992 N 84 "О Российской академии сельскохозяйственных наук" на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) создана единая Российская академия сельскохозяйственных наук, которой в бессрочное бесплатное пользование были переданы земли, ранее предоставленные Российской академии сельскохозяйственных наук, ВАСХНИЛ и их научным учреждениям (пункт 3).
В силу статьи 6 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые созданы в форме государственных бюджетных учреждений, наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования, распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности и принадлежащим им на праве оперативного управления, в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставами таких академий наук.
В соответствии с абзацем четвертым пункта 1 статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земельные участки, находящиеся на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве аренды, праве безвозмездного срочного пользования у государственных академий наук и созданных такими академиями наук организаций.
Таким образом Решения Исполкома Мособлсовета от 06.05.1946 N 726, распоряжения Совета министров СССР от 06.06.1946 N 7251р подтверждают ранее возникшее право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок площадью 955 кв.м. с кадастровым номером 50:54:020401:0050, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Пушковых. Несмотря на предложение суда, истец о проведении экспертизы ходатайства не заявил, ни в одно из судебных заседаний суда апелляционной инстанции не явился, доказательств опровергающих факт вхождения спорного земельного участка не входит в границы земельного участка площадью в 68,9 га, выделенного Научно-исследовательскому институту земного магнетизма.
В соответствии с выпиской из ЕГРП от 16.03.2012 за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на земельный участок площадью 955 кв.м с кадастровым номером 50:54:020401:0050, расположенным по адресу: г. Троицк, ул. Пушковых, категория земель: земли поселений, общего пользования.
Доказательств того, что запись в ЕГРП нарушает права администрации на распоряжение спорным земельным участком, учитывая, что постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ "Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью" с 01.07.2012 городской округ Троицк находится на территории Московской агломерации не представлено.
Кроме того, постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 895 городскому округу Троицк (г. Москва) присвоен статус наукограда Российской Федерации.
Оценив с позиций статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела документы, судебная коллегия приходит к выводу о недоказанности истцом факта отнесения спорного земельного участка к неразграниченной государственной собственности и отсутствии оснований для возникновения права Российской Федерации на данный земельный участок, в связи с чем оснований для удовлетворения иска не имеется.
Судом первой инстанции сделаны выводы при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем обжалуемое решение подлежит отмене на основании пункта 1 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с принятием нового судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 21.01.2013 по делу N А41-26630/12 отменить.
В иске отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
Н.А. Кручинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-26630/2012
Истец: Администрация г. Троицка, Администрация г. Троицка Московской область
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по г. Москве, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области
Третье лицо: Департамент земельных ресурсов г. Москвы, ООО "Роса", ТУ Росимущества в Московской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2015 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-18060/14
11.08.2014 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-8957/13
08.04.2014 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-2714/14
26.01.2014 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26630/12
13.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-8957/13
30.04.2013 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1912/13
11.02.2013 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-26630/12