город Москва |
|
30 апреля 2013 г. |
Дело N А40-113391/12-90-572 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 апреля 2013 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013
по делу N А40-113391/12-90-572, принятое судьей И.О. Петровым
по заявлению ОАО "АК "Якутскэнерго"
(ОГРН 1021401047260, 677009, г. Якутск, ул. Ф. попова, д. 14)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
(ИНН 7704058987, 123381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23/6, стр. 1)
о признании недействительным решения
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Кизеева М.С. по дов. N 713 от 02.07.2012; Ефименко Д.М. по дов. N 652 от 19.06.2012
от заинтересованного лица - Синицина Н.Н. по дов. N 04879 от 29.03.2013
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "АК "Якутскэнерго" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решения МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 N 2 от 13.02.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", требования N 17 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" выставленного МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по состоянию на 25.05.2012.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013 по делу N А40-113391/12-90-572 признаны недействительными, как несоответствующие требованиям НК РФ, решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 N 2 от 13.02.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", требование N 17 "Об уплате налога, сбора, пени, штрафа" выставленное Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 4 по состоянию на 25.05.2012.
Не согласившись с принятым решением, МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе налоговый орган указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Налогоплательщик, в свою очередь, представил отзыв на апелляционную жалобу инспекции.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст.ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 27.07.2011 ОАО "АК "Якутскэнерго" представило в МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4-й квартал 2010 года (корректировка N 5 от 25.07.2011, peг. N 786885), что подтверждается квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде и извещением о получении электронного документа (т. 1, л.д.122-133), отражено в акте камеральной налоговой проверки N 199 от 11.11.2011 и в решении налогового органа N 2 от 13.02.2012, принятых по результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации повторной выездной налоговой проверки общества по налогу на прибыль за 2006 год. Согласно указанной корректировке N 5 Обществом исчислен к уплате в бюджет НДС в размере 600 223 123 рубля.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной уточненной декларации N 5 по НДС, по результатам которой составлен акт камеральной налоговой проверки N 119 от 11.11.2011 (т. 1, л.д. 69-75).
В результате анализа предыдущих налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2010 года, в том числе представленной в инспекцию 25.04.2011 корректировки N 4, и по результатам проведенной камеральной проверки корректировки N 5 проверяющими в акте проверки сделан вывод о том, что общество в нарушение п. 2 ст. 173 НК РФ неправомерно включило в состав налоговых вычетов сумму налога на добавленную стоимость в размере 4 003 577 руб. 17 коп. счетам-фактурам, выставленным налогоплательщику контрагентом ОАО "Саханефтегазсбыт".
Вычеты заявлены обществом в 4-м квартале 2010 года в связи с поздним поступлением в общество от контрагента указанных счетов-фактур (в 2009 и 2010 годах), в связи с чем требования п.2 ст. 173 налогоплательщиком не нарушены, поскольку ранее общество не имело возможности в соответствии с требованиями ст.ст. 169, 171 и 172 НК РФ предъявить к вычету НДС до поступления к налогоплательщику указанных счетов-фактур, оформленных в соответствии с положениями ст. 169 НК РФ, поскольку в соответствии с положениями ст.ст. 169 и 172 НК РФ счет-фактура является основным документом, подтверждающим право налогоплательщика на вычет НДС.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на акт проверки заместителем начальника инспекции приняты решение N 1 от 11.01.2012 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в форме истребования документов в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ и решение N 1 от 11.01.2012 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки до 11.02.2012.
После результатам рассмотрения акта проверки, возражений на акт проверки и иных материалов налоговой проверки заместителем руководителя инспекции принято решение N 2 от 13.02.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не согласившись с выводами которого, налогоплательщик обратился в вышестоящий налоговый орган.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы заявителя ФНС России принято решение от 22.05.2012 N СА-4-9/8364@, согласно которому апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения, а решение - без изменения.
В обоснование произведенных в решении доначислений НДС в сумме 4 003 577 руб. 17 коп., пени по НДС в сумме 295 391 руб. 06 коп. и привлечения общества к ответственности за неуплату НДС в соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 800 715 руб. 40 коп. налоговый орган сослался на пропуск налогоплательщиком трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ для предъявления к возмещению из бюджета положительной разницы по НДС между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ.
В 2004 - 2005 годах во исполнение постановлений Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.02.2003 N 66 и от 29.11.2003 N 753 (т. 3, л.д.29-33), распоряжений Правительства Республики Саха (Якутия) от 10.06.2004 N 660-р и от 1617-р общество приобретало у ОАО "Саханефтегазсбыт" нефтепродукты согласно договорам купли-продажи нефтепродуктов для государственных нужд от 01.07.2004 N 271/10 и от 11.01.2005, соглашению N 1 от 04.02.2005, а также приказам Государственного комитета по торговле и материально-техническим ресурсам РС (Я) "Об отпуске нефтепродуктов", приказам Минфина РС(Я) "Об отпуске нефтепродуктов", "О взаиморасчетах между ОАО "Саханефтегазсбыт" и ОАО АК "Якутскэнерго" и распоряжениям-нарядам на отпуск нефтепродуктов.
В соответствии с положениями п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через границу Российской Федерации без таможенного оформления, в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных п. 2 ст. 170 НК РФ; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг). Вычетам подлежат, если иное не установлено указанной статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом следует, что счет-фактура является основным документом, подтверждающим право налогоплательщика на предъявление к вычету соответствующих сумм НДС, и что до получения налогоплательщиком от поставщика надлежащим образом оформленного счета-фактуры у налогоплательщика отсутствует право на предъявление к вычету соответствующих сумм НДС.
В качестве основания для отказа в принятии к вычету НДС в сумме 4 003 577 руб. 17 коп. налоговый орган приводит довод о нарушении обществом требований п. 2 ст. 173 НК РФ, которым установлено, что если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с п. 3 ст. 170 НК РФ, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с пп. 1 и 2 п. 1 ст. 146 НК РФ, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
При этом налоговый орган неоднократно указывает в отзыве на необходимость соблюдения трехлетнего срока "с момента окончания соответствующего налогового периода", но не указывает, с окончания какого именно налогового периода начинает течь этот трехлетний срок.
Вместе с тем, налоговый орган не учитывает, что на момент приобретения Обществом товаров (нефтепродуктов), их оплаты и принятия к учету заявитель был лишен возможности принять НДС к вычету, так как необходимые для этого счета-фактуры общество получило от контрагента позднее, в 2009 и в 2010 годах.
Три из семи указанных счетов-фактур, а именно счета-фактуры: от 05.05.2005 N Сан05/00001, от 29.10.2004 N Сан10/000322 и от 30.11.2004 N 11/00000036, общество впервые получило от контрагента (ОАО "Саханефтегазсбыт") только 26.03.2009 с сопроводительным письмом N 03/6-03-248 от 26.03.2009 (т. 2, л.д.36-42). Данные счета-фактуры содержали ошибки, и впоследствии - 31.12.2010, общество получило указанные счета-фактуры с исправлениями.
Оставшиеся четыре из семи спорных счетов-фактур, а именно счета-фактуры: от N 3/000019, от 26.08.2004 N 8/000121, от 16.10.2005 N Упр10/00129 и от N Упр5/000058, общество впервые получило от контрагента (ОАО "Саханефтегазсбыт") только 31.12.2010 с сопроводительным письмом N 03/2-12-1673 от 25.12.2010.
Также с указанным Сопроводительным письмом N 03/2-12-1673 от 25.12.2010 ОАО "Саханефтегазсбыт" повторно направило обществу следующие 3 исправленные счета-фактуры, ранее впервые направленные Обществу 26.03.2009 от 05.05.2005 N Сан05/00001 на сумму 423 266 руб. 39 коп., в т.ч. НДС - 64 566 руб.06 коп., от 29.10.2004 N Сан10/000322 на сумму 231 358 руб. 55 коп., в т.ч. НДС - 35 292 руб. 01 коп., от 30.11.2004 N 11/00000036 на сумму 9 062 081 руб. 34 коп., в т.ч. НДС - 1 382 351 руб. 39 коп.
Указанные 3 исправленных счета-фактуры направлены обществу его контрагентом сопроводительным письмом N 03/6-03-248 от 26.03.2009 в ответ на запрос общества N 271/1538 от 17.03.2009 о предоставлении недостающих счетов-фактур и иных сопроводительных документов (т. 2, л.д.36-42), неоднократно уточнялись (исправлялись) контрагентом (запрос общества N 271/2090 от 07.04.2009 и сопроводительное письмо ОАО "Саханефтегазсбыт" N 08-36-97 от 20.04.2009, т. 2, л.д.43-45) и в окончательном виде получены обществом только 31.12.2010.
Кроме того, позднее поступление к налогоплательщику спорных счетов-фактур зафиксировано и подтверждается представленной в материалы дела выпиской из дополнительного листа книги покупок N 2, оформленного 31.12.2010, и выпиской из журнала полученных счетов-фактур за декабрь 2010 года (составленных в соответствии с требованиями "Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914.
С точки зрения положений п. 1 ст. 172 НК РФ условие о наличии у налогоплательщика соответствующих первичных документов является обязательным для принятия налога к вычету, тем более - счетов-фактур, поскольку согласно положениям п. 1 ст. 169 НК РФ именно счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, то есть счет-фактура является основным документом для принятия НДС к вычету, без счета-фактуры принятие НДС к вычету невозможно.
Поскольку п. 2 ст. 173 НК РФ предусматривает возмещение налогоплательщику суммы превышения налоговых вычетов над суммами исчисленного налога на добавленную стоимость в порядке и на условиях, установленных ст.ст. 176 и 176.1 НК РФ, за исключением случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода, но при этом не определяет, что такое соответствующий налоговый период, данное понятие должно определяться с учетом иных положений НК РФ.
До получения счетов-фактур налогоплательщик лишен возможности реализовать свое право на применение налогового вычета в силу прямого указания ст. 169, п. 1 ст. 172 НК РФ, поскольку основной необходимый для этого документ - счет-фактура - у него отсутствует.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что под соответствующим налоговым периодом в ст. 173 НК РФ понимается период (момент) возникновения у налогоплательщика права на налоговый вычет, в котором соблюдены все условия, предусмотренные ст. ст. 171,172 НК РФ, в том числе имеются в наличии у налогоплательщика необходимые подтверждающие документы, предусмотренные ст. 172 НК РФ, то есть счета-фактуры. Именно указанный момент является началом течения трехлетнего срока.
Согласно п. 2 ст. 173 НК РФ следует, что налогоплательщик не может в порядке ст. 176 НК РФ возместить положительную разницу между суммой налоговых вычетов и суммой исчисленного налога в том случае, если налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода.
Налоговым органом ошибочно приводится довод о том, что предусмотренный данной нормой трехлетний срок имеет значение для применения налоговых вычетов в рассматриваемом случае, поскольку право на налоговый вычет возникает в том периоде, когда наступают все указанные условия.
В связи с тем, что товары были ранее приняты обществом к учету, но счета-фактуры, оформленные в соответствии со ст. 169 НК РФ, впервые оказались в наличии у общества только в 1-м квартале 2009 года (3 из 7 спорных счетов-фактур) и в 4-м квартале 2010 года (остальные 4 счета-фактуры), именно в этих периодах у общества возникло право на налоговый вычет в отношении НДС, указанного в спорных счетах-фактурах.
Трехлетний срок на предъявление налоговой декларации с указанием суммы НДС к возмещению из бюджета, отраженный в п. 2 ст. 173 НК РФ, касается тех налоговых вычетов, право на предъявление которых, при соблюдении всех условий, предусмотренных ст.ст. 169 - 172 НК РФ, возникло у налогоплательщика в налоговом периоде, отстоящем от налогового периода, в которым соответствующие вычеты были фактически предъявлены, более чем на три года. При этом, не имеет значение отражены вычеты в первичной или уточненной декларации за соответствующий период, поскольку сравнению подлежит дата окончания периода, в котором возникло право на применение вычета, и дата представления налоговой декларации (первичной или уточненной), в которой эти вычеты фактически заявлены.
Вычет применен обществом в уточненной декларации за 4-й квартал 2010 года, поданной в налоговый орган в 2011 году (после исправления контрагентом ошибок в первых 3-х счетах-фактурах), то есть с соблюдением требований налогового законодательства, в том числе положений ст.ст. 172,173 и 176 НК РФ.
Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела при позднем получении от контрагентов счетов-фактур соответствующим налоговым периодом являются периоды получения счетов-фактур, т.е. март 2009 года и декабрь 2010 года, в которых соблюдены все условия ст.ст. 169 - 172 НК РФ.
Поскольку уточненная налоговая декларация по НДС за декабрь 2010 года (корректировка N 5) представлена заявителем в налоговый орган 27.07.2011, то трехлетний срок в отношении вычетов, подтверждающие документы по которым (счета-фактуры) получены заявителем только в указанных периодах, обществом соблюден.
С момента первоначального поступления к обществу от контрагента первых трех из семи спорных счетов-фактур - 26.03.2009, до даты подачи уточненной декларации по НДС за 4-й квартал 2010 года (корректировка N 5) - до 27.07.2011, в которой заявлены вычеты по указанным счетам-фактурам, трехлетний срок для предъявления к вычету НДС не истек. Указанный срок не истек и в отношении предъявления к вычету в указанной уточненной декларации (корректировка N 5) НДС по остальным четырем счетам-фактурам, поступившим в общество только 31.12.2010.
Налоговый орган приводит довод со ссылкой на положения ст. 9 федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и указывает на то, что первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения хозяйственной операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания, а также указывает на п. 3 ст. 168 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ соответствующие счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).
Указанные нормы, по мнению суда апелляционной инстанции, возлагают обязанность по составлению счетов-фактур и своевременному направлению их налогоплательщику на контрагентов общества, в данном случае - на ООО "Саханефтегазсбыт", и при этом не устанавливают для контрагента ответственности за их нарушение, а также не предоставляют налогоплательщику какой-либо возможности или права по принуждению контрагента к своевременному исполнению указанной обязанности.
Действительно, получение налогоплательщиком права на вычет обусловлено соблюдением контрагентами налогоплательщика обязанностей, предусмотренных п. 3, 5, 6 ст. 169 НК РФ по составлению счетов-фактур в установленном порядке и их направлению (вручению) покупателю. Однако при этом какой-либо санкции за несоблюдение данной обязанности законом не предусмотрено, в связи с чем, случаи неисполнения данной обязанности контрагентами налогоплательщика возможны.
Доводы налогового органа о том, что "ОАО "Якутскэнерго" как участник хозяйственных операций обязано было оформить с контрагентом первичные документы (счета-фактуры и товарные накладные) в момент совершения хозяйственной операции, связанной с приобретением товара, либо непосредственно после ее окончания", а также указания инспекции на то, что ОАО "АК "Якутскэнерго" не предпринял до 2010 года попыток получения оригиналов счетов-фактур (в том числе через суд), а лишь проводил устные переговоры с представителями ОАО "Саханефтегазсбыт" (согласно представленным ответам на поручение и требование)" не являются законными основаниями для отказа налоговым органом в применении вычетов по НДС, поскольку такие требования в налоговом законодательстве отсутствуют, ссылками на нормы законодательства не подтверждены.
Доводы инспекции о том, что исправления, внесенные контрагентом в счет-фактуру от 29.10.2004 N СанЮ/000322, датированы 31.12.2010, выводов инспекции также не подтверждают и не опровергают факт позднего получения счетов-фактур налогоплательщиком, а, наоборот, подтверждают его.
В материалах дела имеется телефонограмма от 09.12.2009 N 278, полученная обществом от Госкомторговли РС(Я) по каналам телефонной связи с помощью аппарата факсимильной связи. Указанной телефонограммой Госкомторговли РС (Я) приглашал ОАО "Саханефтегазсбыт" и общество (а также ОАО "Сахаэнерго") на 10.12.2009 "на рабочее совещание по вопросу подписания актов сверки по отпуску нефтепродуктов с 2004 по 2007 годы между Госкомитетом, ОАО "АК "Якутскэнерго" и ОАО "Саханефтегазсбыт". В прилагаемой к телефонограмме Служебной записке (как следует из неё, подготовленной в ответ на письмо ОАО "Саханефтегазсбыт" N 03/6-03-337 от 19.10.2009) указаны причины разногласий, в том числе указано на "отсутствие счетов-фактур" ОАО "Саханефтегазсбыт".
Таким образом, доводы инспекции о том, что в данном случае отсутствуют основания полагать, что налогоплательщик совершал действия, направленные на реализацию своего права на возмещение НДС в установленный НК РФ срок, не только не соответствуют нормам законодательства, не возлагающего на налогоплательщика таких обязанностей, но и опровергаются материалами дела, свидетельствующими о том, что проводились сверки поставленных нефтепродуктов, в том числе по инициативе государственных органов, и общество неоднократно обращалось к контрагенту (ООО "Саханефтегазсбыт") с просьбой о направлении в адрес общества соответствующих счетов-фактур.
Таким образом, налогоплательщик неоднократно пользовался "правом покупателя обратиться за оформлением первичных учетных документов", на которое указывает налоговый орган, его просьба была окончательно удовлетворена контрагентом лишь в 2010 году.
Налоговый орган необоснованно ссылается на ответ ОАО "Саханефтегазсбыт", который, представлен в инспекцию письмом от 02.09.2011 N 06-24/0537дсп МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) в ответ на требование Инспекции от 24.03.2011 года N 06-24/003723 о предоставлении документов (информации) в связи с проведением камеральной налоговой проверки, касающейся деятельности ОАО АК "Якутскэнерго". Одновременно контрагенту общества инспекцией направлено поручение от 15.08.2011 в рамках ст. 93.1 НК РФ. При этом полученные инспекцией документы налогоплательщику налоговым органом не направлялись.
В решении инспекция указывает на то, что "согласно пояснениям ОАО "Саханефтегазсбыт" счета-фактуры и накладные были уничтожены по акту от 02.04.2010 года N 6 в связи с окончанием срока их хранения".
Из приведенных пояснений контрагента налоговый орган сделал вывод о том, что "дубликаты и оригиналы не могли быть направлены в адрес ОАО "АК "Якутскэнерго" в декабре 2010 года, следовательно, они были представлены ранее. В то же время ОАО АК "Якутскэнерго" письмом от 15.06.2011 исх. N 107/5340 сообщает, что акты передавались ему от контрагента в декабре 2010 года".
При этом, налоговый орган, в нарушение положений п.1 ст.65 и п.5 ст. 200 АПК РФ, изложенные выводы ничем не подтвердил, а также не представил доказательств получения или имевшей у налогоплательщика возможности получения обществом счетов-фактур ранее дат, указанных Обществом, и подтвержденных представленными в дело сопроводительными письмами контрагента, а именно - ранее 26.03.2009 и 31.12.2010.
По мнению суда апелляционной инстанции алоговый орган необоснованно отказывается учесть пояснения ОАО "Саханефтегазсбыт", представленные в ответе от 27.01.12 исх. N 08-08-21 на требование, выставленное Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Саха (Якутия) от 24.01.2012 N 06-24/000242, согласно которому "для урегулирования разногласий с ОАО "АК "Якутскэнерго" по акту сверок за период с 2004 года по 2005 год, в адрес компании письмом от 25.12.2010 за N 03/2-12-1673 направлены оригиналы и дубликаты счетов-фактур. Данные счета-фактуры находились на хранении в архиве отдела ОРиП (Отдел регистрации и поставки) ОАО "Саханефтегазсбыт", являлись экземплярами покупателя и не были своевременно получены ОАО "АК "Якутскэнерго".
При этом налоговый орган не только незаконно отказался учесть приведенные пояснения, но и не указал причин такого отказа.
Налоговый орган также незаконно отказался учесть разъяснения ОАО "Саханефтегазсбыт", представленные контрагентом налогоплательщика относительно организации у него архивного хранения документов, изложенные в письме N 03/2-9-3018 от 21.12.2011 (т. 2, л.д. 46), в котором контрагент, выставивший счета-фактуры, пояснил, что у него имелось три архива с документами разных отделов управления, и что экземпляры покупателя, которые подлежали передаче обществу, не уничтожались контрагентом, а были переданы обществу 31.12.2010.
Налогоплательщик указал на то, что в соответствии с перечисленными нормами НК РФ, в частности, положениями ст.ст. 169 и 172 НК РФ, право на предъявление к вычету НДС не могло возникнуть у налогоплательщика ранее первого получения им соответствующего счета-фактуры.
При этом налоговый орган указывает на то, что "под соответствующим налоговым периодом понимается тот период времени, в котором у налогоплательщика возникло право на отражение в налоговой декларации суммы налоговых вычетов по НДС".
Спорные счета-фактуры получены налогоплательщиком не в момент их составления продавцом - контрагентом, указанный в счете-фактуре, а значительно позднее, в 2009 (дефектные, исправленные позже) и в 2010 годах.
Следовательно, ранее 2009 года право на предъявление к вычету НДС по приобретенным у контрагента нефтепродуктам у общества не возникло, а, следовательно, в 2011 году (год подачи уточненной декларации) трехлетний срок для реализации такого права налогоплательщиком не истек. В других налоговых периодах общество эти вычеты не заявляло.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, принятого Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.01.2013 по делу N А40-113391/12-90-572 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Р.Г. Нагаев |
Судьи |
Н.О. Окулова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-113391/2012
Истец: ОАО АК "Якутскэнерго"
Ответчик: ИФНС РФ N 4 по г. Москве, МИФНС ПО КН N4
Третье лицо: МИ ФНС РФ N 4 по КН
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9348/13
31.03.2014 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-7098/14
20.08.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-9348/13
30.04.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-11868/13
31.01.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-113391/12