г. Челябинск |
|
08 мая 2013 г. |
Дело N А07-18478/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2013 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Карпачевой М.И.,
судей Ермолаевой Л.П., Румянцева А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочетковой Н.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18478/2012 (судья Бобылёв М.П.).
Валитова Анжелика Тагировна (далее - истец, Валитова А.Т.) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - ответчик, Кадастровая палата) о признании кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Демский район, ул.Центральная, д.43, кадастровый номер 02:55:050508:51, общей площадью 5428 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 500 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Республики Башкортостан (далее также - Правительство, третье лицо) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан (далее - Управление Росреестра, третье лицо).
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 (резолютивная часть объявлена 15.01.2013) исковые требования удовлетворены. Суд признал кадастровую стоимость земельного участка, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Демский район, ул.Центральная, д.43, кадастровый номер 02:55:050508:51, общей площадью 5428 кв.м., равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011 в размере 6 500 000 руб. Кроме того с Кадастровой палаты в пользу Валитовой А.Т. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
С вынесенным решением не согласилось Правительство (далее также - податель жалобы, апеллянт), обжаловало его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ее податель просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему. Апеллянт полагает, что изменение кадастровой стоимости спорного земельного участка повлечет изменение суммы земельного налога, поступающего в бюджет городского округа город Уфа Республики Башкортостан. Таким образом, по мнению подателя жалобы, решение суда непосредственно затрагивает интересы муниципального образования, и орган местного самоуправления должен быть привлечен к участию в деле.
Податель жалобы полагает, что допустимыми доказательствами по настоящему делу являются: отчет о рыночной стоимости земельного участка и положительное экспертное заключение на ответ. Поскольку в материалах дела отсутствует положительное экспертное заключение на отчет N 2012-о8Н, истцом не доказана рыночная стоимость земельного участка.
Кроме того, поскольку имелось существенное расхождение между кадастровой стоимостью спорного земельного участка и его рыночной стоимостью, суд в соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 N 913/11 вправе был назначить экспертизу отчета оценки в целях его проверки, как на соответствие законодательству, так и на определение рыночной стоимости земельного участка.
К дате судебного заседания Правительство представило письменное пояснение, в котором просило суд апелляционной инстанции вынести судебный акт по имеющимся в деле доказательствам, не принимая во внимание дополнительно представленное доказательство - экспертное заключение от 12.05.2012 N 1.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
В соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Определением от 01.04.2013 судом апелляционной инстанции было предложено истцу представить доказательства проверки отчета от 12.04.2012 N 2012-о8Н на соответствие требованиям законодательства Российской федерации об оценочной деятельности.
К дате судебного заседания от истца поступило Экспертное заключение N 1 от 12.05.2012 на отчет ООО "Рост-Консалт" от 12.04.2012 N 2012-08Н, выполненное Некоммерческим партнерством "Сообщество специалистов-оценщиков "СМАО", которое было приобщено к материалам дела в судебном заседании.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, установленном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 02:55:050508:51, общей площадью 5428 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, Демский район, ул.Центральная, д.43, с разрешенным использованием: под производственную базу (далее - земельный участок). Право собственности на земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 04 АГ 540203 от 19.01.2012 (том 1 л.д.153).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании Постановления Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011 N 521, и согласно данным кадастрового паспорта составляет 29 239 387 руб. 56 коп. (том 2 л.д.8-10)
Между тем, истцом в материалы дела представлен соответствующий отчет об оценке N 2012-о8Н, выполненный обществом с ограниченной ответственностью "Рост-консалт", согласно которому рыночная стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01.01.2011, составляет 6 500 000 руб.
Таким образом, представленные истцом доказательства свидетельствуют о значительном расхождении в установленном кадастровой оценкой размере стоимости земельного участка и его рыночной стоимостью.
Истец, ссылаясь на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, полагая, что кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан", значительно превышает его рыночную стоимость, обратился в суд с настоящими требованиями.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции установил обстоятельство несоответствия кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, ввиду чего на основании части 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) определил кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2011, признав заявленные истцом требования обоснованными.
Оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, на основании статьи 71 АПК РФ, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
В силу части 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 5 статьи 4 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости").
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Согласно части 3 статьи 66 ЗК РФ, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности, определена на основании постановления Правительства Республики Башкортостан N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан", и составляет 29 239 387 руб. 56 коп.
Согласно представленному отчету об определении рыночной стоимости спорного земельного участка N 2012-о8Н от 12.04.2012, выполненному обществом с ограниченной ответственностью "Рост-Консалт" рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 02:55:050508:51 по состоянию на 01.01.2011 составляет 6 500 000 рублей.
Из данного отчета усматривается значительное расхождение в установленном кадастровой оценкой земли размере стоимости земельного участка и определенной рыночной стоимости на основании отчета об оценке.
В представленном в суд апелляционной инстанции заключении эксперта от 12.05.2012 N 1, изготовленному членами Экспертного совета "Саморегулируемой Межрегиональной Ассоциации Оценщиков" по результатам отчета об оценке N 2012-08Н, выполненного ООО "Рост-Консалт" сделан вывод о том, что отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки" (ФСО N 1) и Федеральному стандарту оценки "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3).
Нормой статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" деятельности предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка.
Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11, предметом заявленных в таком случае требований является изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
Принимая во внимание результаты отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка N 2012-о8Н от 12.04.2012, свидетельствующие о том, что кадастровая стоимость земельного участка значительно превышает его рыночную стоимость, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные истцом требования.
Подлежит отклонению довод Правительства о том, что надлежащим ответчиком по делу является орган местного самоуправления.
По смыслу п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" судебный акт считается принятым о правах и обязанностях лица, если данным судебным актом непосредственно затрагиваются его права и обязанности, в том числе создаются препятствия для реализации его субъективного права или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
Между тем город Уфа в лице органа местного самоуправления не является участником спорных правоотношений, поскольку не имеет полномочий по установлению кадастровой стоимости земельных участков либо внесению изменений в ГКН в сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Таким образом, орган местного управления в рассматриваемом случае не лишается субъективных прав, на него не возлагаются дополнительные обязанности.
Ссылки в обоснование данного довода на то, что установление более низкой кадастровой стоимости земельных участков повлияет на полномочия органа местного самоуправления в части формирования местного бюджета и приведёт к уменьшению налоговой базы земельного налога, подлежат отклонению, поскольку названные правоотношения носят публично-правовой характер, тогда как в силу п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Таким образом, оснований считать орган местного самоуправления стороной материальных правоотношений в рассмотренном споре у апелляционного суда не имеется, ввиду чего, судебный акт по основаниям п. 4 ч. 4 ст. 270 АПК РФ отмене не подлежит.
Поскольку судом первой инстанции была принята за основу рыночная стоимость спорного земельного участка, установленная по результатам отчета об определении рыночной стоимости спорного земельного участка N 2012-о8Н от 12.04.2012 на дату определения кадастровой стоимости, зафиксированной в Постановлении Правительства Республики Башкортостан N 521 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в городских округах города Уфа, Стерлитамак и Салават Республики Башкортостан" (01.01.2011), апелляционный суд признает указанные результаты сопоставимыми и пригодными для сравнения и принятия соответствующего решения.
При совокупности изложенных обстоятельств, суд находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными в полном объеме по приведенным выше мотивам, оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта, на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя жалобы по правилам статьи 110 АПК РФ. Ее взыскание с Правительства Республики Башкортостан в доход федерального бюджета не производится, поскольку оно освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 22.01.2013 по делу N А07-18478/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.И. Карпачева |
Судьи |
Л.П. Ермолаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-18478/2012
Истец: Валитова Анжелика Тагировна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по РБ
Третье лицо: Правительство РБ, Правительство Республики Башкортостан, Управление Росреестра по РБ, Управление федерального агенства кадастра объектов недвижимости по РБ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан