г. Чита |
|
13 мая 2013 г. |
Дело N А19-21480/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 6 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Ячменёва Г.Г., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мурзиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года по делу N А19-21480/2012 по заявлению закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии" к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска о признании незаконными решений от 20.08.2012 N ЕЛ 11-04/10682, от 21.11.2012 N ЕЛ 11-04/15205,
(суд первой инстанции - Чемезова Т.Ю.)
при отсутствии представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" (ИНН 3808184442, ОГРН 1083808013057, далее - заявитель, ЗАО "Центр компьютерной томографии") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска (ИНН 3808214697, ОГРН 1103850018425, далее - Пенсионный фонд) о признании незаконными решений:
- решение, содержащееся в письме от 20.08.2012 N ЕЛ-11-04/10682 - об обязании скорректировать представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета о медицинских работниках ЗАО "ЦКТ" за второй квартал 2012 года путем представления в орган пенсионного фонда исходных индивидуальных сведений без указания кода льготы ("27-ГД") и дополнительных сведений;
- решение, содержащееся в письме от 21.11.2012 N ЕЛ-11-04/15205 - об обязании скорректировать представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета о медицинских работниках ЗАО "ЦКТ" за третий квартал 2012 года путем представления в орган пенсионного фонда исходных индивидуальных сведений без указания кода льготы ("27-ГД") и дополнительных сведений..
Решением суда первой инстанции от 26 февраля 2013 года по делу N А19-21480/2012 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска, содержащееся в письме от 20.08.2012 N ЕЛ-11-04/10682, об обязании скорректировать представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета о медицинских работниках ЗАО "ЦКТ" за второй квартал 2012 года путем представления в орган пенсионного фонда исходных индивидуальных сведений без указания кода льготы ("27-ГД") и дополнительных сведений признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска, содержащееся в письме от 21.11.2012 N ЕЛ-11-04/15205, об обязании скорректировать представленные Обществом сведения индивидуального (персонифицированного) учета о медицинских работниках ЗАО "ЦКТ" за третий квартал 2012 года путем представления в орган пенсионного фонда исходных индивидуальных сведений без указания кода льготы ("27-ГД") и дополнительных сведений признано незаконным, как не соответствующее Федеральному закону от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Суд обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Закрытого акционерного общества "Центр компьютерной томографии".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года по делу N А19-21480/2012 отменить и принять новый судебный акт.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, проверка правильности указания в формах персонифицированного учета кода особых условий труда на работников ЗАО "ЦКТ" сводится к установлению организационно-правовой формы, наименования работодателя и наименований должностей, в которых работники страхователя осуществляют лечебную деятельность, поскольку именно в зависимости от этих критериев на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 определяется право на досрочное пенсионное обеспечение.
Пенсионный фонд обращает внимание, что при проведении проверки правильности заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, представленных страхователями, производящими выплаты физическим лицам, Инструкцией не предусмотрено закрепление результатов проверки в соответствующем акте. Как следует из текста обжалуемых писем, Пенсионный фонд уведомил заявителя о нарушении им порядка заполнения форм документов персонифицированного учета, содержащих индивидуальные сведения, в части включения в них кода особых условия труда. При этом фондом не указывалось на недостоверность представленных сведений. В письмах разъяснено, что в соответствии с п. 34 Инструкции страхователь имеет право в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представить исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
По мнению апеллянта, судом неверно истолкован смысл обжалуемых писем. Как указано в судебном решении, Пенсионный фонд, по сути, вменил страхователю представление недостоверных сведений, что требует от него повторного представления сведений и фактически является отказом в их принятии. Указанный вывод суда не находит подтверждения в материалах дела. Фондом представлены протоколы входного контроля, согласно которым индивидуальные сведения за спорные периоды приняты Управлением ПФР, а как следует из текста писем от 20.08.2012 г. N ЕЛИ-04/10682, от 21.11.2012 N ЕЛ 11-04/15205 фонд не указывает на недостоверность индивидуальных сведений, поскольку страхователь письмами уведомляется о нарушении им порядка заполнения форм документов персонифицированного учета.
Кроме того, указанные письма не нарушают прав и законных интересов заявителя, поскольку носят уведомительный характер, в них разъясняется право заявителя в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представить исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета. За непредставление в соответствии с п. 34 Инструкции исправленных форм документов индивидуального (персонифицированного) учета законодательством не предусмотрена ответственность.
Как усматривается из текста решения, судом подменяются понятия "проверка правильности заполнения форм документов персонифицированного учета" и "проверка достоверности индивидуальных сведений". Суд неправильно истолковал действия Пенсионного фонда. Проверочные мероприятия, проведенные фондом, не предусматривают соблюдения процедуры проверки, на которую указал суд.
Кроме того, апеллянт не может согласиться с мнением суда о том, что при проведении проверочных мероприятий в отношении ЗАО "Центр компьютерной томографии" Пенсионному фонду следовало учесть, что наличие или отсутствие права на досрочную пенсию должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию. Однако, по мнению суда, пенсионный фонд просто сослался на несоответствие организационно-правовой формы и наименования учреждения здравоохранения, не исследовал вопрос о характере работы.
Указанный вывод прямо противоречит действующему законодательству, поскольку п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определено, что Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации предоставлено право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2003 N 781, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
Следовательно, Пенсионный фонд не наделен полномочиями по установлению тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником работы, эти обстоятельства не могли быть оценены фондом при проведении проверочных мероприятий, поскольку находятся не в его компетенции. В отношении заявителя тождественность должностей, наименования организации, характера выполняемой работниками работы в установленном законодательстве порядке не устанавливалась. Пенсионный фонд является правоприменительным органом, не вправе расширительно толковать списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами, изложенными в апелляционной жалобе Пенсионного фонда не согласилось.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" при наличии в материалах дела уведомления о вручении лицу, участвующему в деле, либо иному участнику арбитражного процесса копии первого судебного акта по рассматриваемому делу либо сведений, указанных в части 4 статьи 123 АПК РФ, такое лицо считается надлежаще извещенным при рассмотрении дела судом апелляционной, кассационной, надзорной инстанции, при рассмотрении судом первой инстанции заявления по вопросу о судебных расходах, если судом, рассматривающим дело, выполняются обязанности по размещению информации о времени и месте судебных заседаний, совершении отдельных процессуальных действий на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет в соответствии с требованиями абзаца второго части 1 статьи 121 АПК РФ.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 09.04.2013.
Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыв на неё, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество направило в адрес Пенсионного фонда письмо-сведения персонифицированного учета о работниках Общества за второй квартал 2012 и за третий квартал 2012.
Письмами от 20.08.2012 N ЕЛ 11-04/10682, от 21.11.2012 N ЕЛ 11-04/15205 Пенсионный фонд уведомил ЗАО "ЦКТ" о том, что индивидуальные сведения о работниках Общества за 2 и 3 квартал 2012 представлены с нарушением порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета в части заполнения кода особых условий труда, а также указано на необходимость обществу в двухнедельный срок с момента получения соответствующих писем представить в орган Пенсионного фонда исходные индивидуальные сведения за 2 и 3 кварталы 2012 года без указания кода льготы и дополнительных сведений (т. 1л.д. 14-15, 53-54).
Заявитель, полагая, что решения Управления Пенсионного фонда, оформленные письмами, не соответствуют требованиям закона, а также, нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с требованием о признании их незаконными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, для признания арбитражным судом недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Делая вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 Закона N 173-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности, тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона N 173-ФЗ после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица при подсчете страхового стажа периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
Согласно статье 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователями являются юридические лица; застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте с особыми (тяжелыми и вредными) условиями труда, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; индивидуальный (персонифицированный) учет -организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 3 Закона N 27-ФЗ определяет цели индивидуального (персонифицированного) учета. В соответствии с указанной нормой права целями индивидуального (персонифицированного) учета являются: создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер трудовой пенсии при ее назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, а также для назначения трудовых пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов; развитие заинтересованности застрахованных лиц в уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации; создание условий для контроля за уплатой страховых взносов застрахованными лицами; информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату трудовых пенсий, определения тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, расчета макроэкономических показателей, касающихся обязательного пенсионного страхования.
В соответствии со статьей 5 Закона N 27-ФЗ органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно положениям статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1).
Пунктом 2 указанной нормы права предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя и отчество; 3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; 5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; 7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; 8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; 9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; 10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно статье 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право: потребовать от застрахованных лиц при приеме их на работу предъявить страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования и представить ему сведения, определенные статьей 9 настоящего Федерального закона, для представления их в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации; дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Страхователь обязан: в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом; получать в органах Пенсионного фонда Российской Федерации страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под роспись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы; передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица; контролировать соответствие реквизитов страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, выданного застрахованному лицу, реквизитам документов, удостоверяющих личность указанного лица, работающего у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, закрытое акционерное общество "Центр компьютерной томографии" является страхователем.
ЗАО "ЦКТ" своевременно направило в Управление Пенсионного фонда сведения персонифицированного учета о работниках Общества за второй и третий кварталы 2012.
Письмами (решениями) от 20.08.2012 N ЕЛ 11-04/10682, от 21.11.12 N ЕЛ 11-04/15205 Управление Пенсионного фонда уведомило Общество о следующем:
"В результате проверки индивидуальных сведений (ИС) за 2 и 3 кварталы 2012 г., установлено, что ИС представлены с нарушением требований законодательства, а именно: в индивидуальных сведениях проставлен код льготы 27-ГД.
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, независимо от их возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 27 Федерального закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утверждены:
1) Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список);
2) Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
3) Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Указанные списки составлены по принципу исчерпывающего перечня наименований учреждений и должностей, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию по старости, что исключает возможность для его расширительного толкования органами, осуществляющими пенсионное обеспечение.
Согласно вышеизложенному, работа в ЗАО "Центр компьютерной томографии" не подлежит зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, так как организация по своей организационно-правовой форме не является учреждением здравоохранения, кроме того, наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в Списке.
Индивидуальные сведения представлены с нарушением порядка заполнения форм индивидуального (персонифицированного) учета в части заполнения кода особых условий труда.
В соответствии с п.34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 987н) необходимо в двухнедельный срок с момента получения настоящего уведомления представить в УПФР в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска исходные индивидуальные сведения за 2 и 3 кварталы 2012 г. без указания кода льготы и дополнительных сведений".
Согласно Постановлению Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 07.07.2010 N 166п "О внесении изменений в Постановление Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31 июля 2006 г. N 192п" в форме СЗВ-6-1 установлен реквизит особые условия труда (код) Исчисление страхового стажа основание (код) дополнительные сведения. Условия для досрочного назначения трудовой пенсии основание (код) дополнительные сведения.
Подпунктом "а" пункта 61 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.12.2009 N 987н "Об утверждении инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее - Инструкция) предусмотрено, что территориальный орган фонда ежеквартально: до 1 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, осуществляет прием от страхователей, производящих выплаты физическим лицам, индивидуальных сведений, производит в отношении каждого страхователя сверку представленных им сведений о суммах начисленных и уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за отчетный период с аналогичными данными, учтенными в базе данных территориального органа фонда. По результатам сверки составляет и передает страхователю протокол к расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик имеет право: проводить у страхователей проверки правильности начисления и уплаты страховых взносов страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации, проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у плательщиков страховых взносов необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений (пункт 40 Инструкции).
Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 30.01.2002 N 11п утверждены Методические рекомендации по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 34 Методических рекомендаций предусмотрено, что результаты проверки достоверности сведений о стаже и заработке оформляются актом (приложение 4). Акт проверки с приложениями составляется в двух экземплярах и подписывается проверяющими со стороны ПФР, а также руководителем проверяемой организации (уполномоченным представителем) и главным бухгалтером и заверяется печатями органа ПФР и организации.
Согласно пункту 40 Инструкции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 N 987н, территориальные органы фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.
По запросу территориального органа фонда страхователь в срок, указанный в запросе, представляет требуемые документы, справки и сведения, в том числе подтверждающие начисление и уплату страховых взносов, трудовой (страховой) стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, за периоды до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования работающих у него застрахованных лиц.
Согласно п.41 указанной Инструкции при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений.
Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Из указанных норм и правовых позиций, в том числе согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.03.2004 N 81-О, следует, что наличие или отсутствие права на досрочную пенсию должно рассматриваться в каждом конкретном случае с установлением тождественности должностей, учреждений здравоохранения, характера выполняемой работником лечебной и иной работы по охране здоровья населения, дающей право на указанную пенсию.
Суд первой инстанции, исходя из содержания приведенных выше норм, правильно исходил из того, что именно Управление Пенсионного фонда обязано доказать факт недостоверности поданных заявителем сведений в предусмотренном законом порядке.
Между тем, как установлено судом, представление Обществом в Управление Пенсионного фонда недостоверных сведений о застрахованных лицах материалами дела не подтверждается, поскольку в деле отсутствуют какие-либо доказательства, свидетельствующие о проведении Пенсионным фондом проверочных мероприятий заявителя. В обжалуемом решении Управление Пенсионного фонда отказало Обществу в принятии поданных сведений по причине недостоверности данных сведений - безосновательного указания в них кода - 27 ГД.
Таким образом, Управление Пенсионного фонда согласно приведенным выше нормам обязано было провести проверку достоверности представленных Обществом сведений, результаты проверки закрепить в соответствующем акте, либо истребовать необходимые документы, справки и сведения.
Однако, доказательств того, что пенсионный фонд проводил какую-либо проверку достоверности представленных сведений, либо истребовал у общества какие-либо документы и сведения, в материалах дела не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, пенсионный фонд просто сослался на несоответствие организационно-правовой формы и наименование учреждения здравоохранения, не исследуя вопрос о характере работы.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П положение ранее действовавшего подпункта 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ныне подпункт 20 пункта 1 статьи 27) в той мере, в какой оно не позволяет с 1 января 2002 года засчитывать в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, занимавшимся лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды деятельности, осуществлявшейся в учреждениях, не являющихся государственными или муниципальными, которые включались в соответствующий стаж ранее действовавшим законодательством, признано противоречащим Конституции Российской Федерации.
Следовательно, материалами дела подтверждается то обстоятельство, что не основаны на каких-либо проверочных мероприятиях и противоречат выводам, содержащимся в приведенном выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П, выводы Управления Пенсионного фонда, изложенные в оспариваемом решении, о том, что заявитель не является учреждением здравоохранения и наименование "Центр компьютерной томографии" отсутствует в списках учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 67-О-О возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что соответствующая дифференциация осуществляется на основе объективной оценки характера труда в той или иной должности и его условий, вида и профиля соответствующего учреждения.
Вместе с тем, апелляционный суд соглашается с позицией первой инстанции, что Пенсионным фондом не опровергнут довод заявителя о том, что Общество осуществляет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в виде диагностической деятельности согласно лицензиям Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000676 от 17.01.2011, Серии ЛО-01 N ЛО-38-01-000746 от 21.04.2011, состоящей в рентгенологии, сестринском деле, функциональной диагностике. При том, что Управление Пенсионного фонда не представило в материалы дела доказательств того, что характер деятельности Общества не отвечает требованиям, предъявляемым к учреждениям здравоохранения указанным выше Списком.
В силу приведенных выше правовых норм, страхователь обязан своевременно представлять в Пенсионный фонд полные, достоверные сведения о застрахованных лицах путем представления соответствующих форм отчетности.
За нарушение указанных требований, статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрена ответственность.
С учетом сложившейся практики по аналогичным делам (определение ВАС РФ от 22.04.2008 г. N 4594/08, постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.11.2011 N А19-8921/2011, постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2012 N А19-19142/2011, а также постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14.01.2008 г. по делу NА17-1345/2007, от 07.04.2011 г. по делу NА17-4011/2010), суд первой инстанции обоснованно констатировал фактическое вменение страхователю предоставления недостоверных сведений, которое, с учетом приведенных выше норм права, допускает применение к нему соответствующих мер принуждения, а также требует от него повторного представления сведений и фактически является отказом в их принятии.
При таких обстоятельствах, несостоятельным является довод Пенсионного фонда о том, что обжалуемые решения не нарушают права и законные интересы ЗАО "ЦКТ".
В этой связи позиция суда о том, что такое требование возлагает на Общество дополнительные обязанности, поэтому нарушает его права и законные интересы, основана на полном и всестороннем исследовании и надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств, правильном применении норм материального и процессуального права.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких обстоятельствах, правомерным является вывод суда первой инстанции о том, что решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска об отказе в принятии сведений персонифицированного учета о работниках ЗАО "ЦКТ" за второй и третий кварталы 2012, содержащиеся в письмах от 20.08.2012 N ЕЛ 11-04/10682, от 21.11.2012 N ЕЛ 11-04/15205, являются незаконными и нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть учтены апелляционным судом, поскольку являются ошибочными, основанными на неверном толковании норм права.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2013 года по делу N А19-21480/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Г.Г. Ячменёв |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-21480/2012
Истец: ЗАО "Центр компьютерной томографии"
Ответчик: Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска