город Ростов-на-Дону |
|
15 мая 2013 г. |
дело N А32-22988/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чотчаева Б.Т.
судей Ковалевой Н.В., Кузнецова С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
от истца: представитель не явился, извещен;
от ответчика: представитель не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 по делу N А32-22988/2012
по иску Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания"
о взыскании задолженности и пени,
принятое в составе судьи Гречко О.А.
УСТАНОВИЛ:
Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа (далее - истец, управление) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (далее - ответчик, общество, ООО "ЮНК") о взыскании задолженности по арендной плате в размере 1 235 766 рублей 70 копеек и пени в размере 54 310 рублей.
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по внесению арендных платежей по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 3700004036 от 25.11.2010.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 с ООО "ЮНК" в пользу управления взыскано 1 235 766 рублей 70 копеек долга, 54 310 рублей пени. С ответчика в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 25 900 рублей 76 копеек.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается ненадлежащее исполнение ответчиком договорных обязательств по внесению арендных платежей. В нарушение статей 309, 314, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации задолженность по арендной плате в заявленном ко взысканию размере не погашена. Поскольку размер арендной платы за земельные участки государственной и муниципальной собственности, в силу статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, является нормативно регулируемым, суд первой инстанции признал обоснованным расчет задолженности по арендной плате, произведенный управлением на основании нормативных правовых актов Краснодарского края и муниципального образования город-курорт Анапа. Установив, что расчеты по договору аренды производились с нарушением сроков платежей, суд взыскал с ответчика пеню в размере, предусмотренном п. 6.2 договора аренды.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов жалобы ответчик сослался на то, что Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22.11.2011 N 1756 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из земель населенных пунктов Краснодарского края" утверждены результаты кадастровой оценки земельных участков, в том числе и спорного земельного участка, которая составляет 20 088 040 рублей. Однако расчет исковых требований основан на положениях договора аренды, которые действовали до вступления в силу вышеуказанных нормативно-правовых актов, что не было учтено судом при вынесении решения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 3500 кв.м. с кадастровым номером 23:37:0106002:21, расположенный по адресу: Краснодарский край, г.-к. Анапа, ш. Симферопольское, 11, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город-курорт Анапа, что следует из выписки из ЕГРП от 02.02.2012 N 26/032/2012-378 (т.1 л.д.12).
На основании постановления администрации муниципального образования город-курорт Анапа N 2980 от 24.11.2010 (т.1 л.д.11) между управлением (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной собственности N 3700004036 от 25.11.2010, по условиям которого арендодатель сдает а арендатор принимает в аренду земельный участок общей площадью 3 500 кв.м категория земель: земли населенных пунктов с кадастровым номером 23:37:0106002:21, расположенный по адресу: г. Анапа, ш. Симферопольское, 11, для размещения многотопливной АЗС.
Пунктом 7.2 договора аренды установлено, что договор действует до 24.11.2025 при условии исполнения сторонами обязательств по договору.
Государственная регистрация договора аренды N 3700004036 от 25.11.2010 подтверждается выпиской из ЕГРП от 02.02.2012 N26/032/2012-378 (т.1 л.д.12).
Актом приема-передачи от 25.01.2010 подтверждается исполнение арендодателем обязательств по передаче арендатору земельного участка с кадастровым номером 23:37:0106002:21 во владение и пользование на условиях договора аренды (т.1 л.д.8).
Пунктами 3.1-3.4 договора аренды N 3700004036 от 25.11.2010 предусмотрены условия и порядок определения размера арендной платы. Индекс экономико-планировочной оценочной зоны - 1А зона. Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 43386,85 руб./кв.м. Ставка арендной платы 22,64*1,45*10 руб. кв.м. Общая стоимость арендной платы за арендуемый земельный участок составляет 1 148 980 рублей.
Согласно пункту 3.6 договора аренды N 3700004036 от 25.11.2010 арендная плата, подлежащая уплате, рассчитывается за каждый день использования в соответствующем арендном периоде и вносится арендаторами до 10.01; 10.04; 10.07; 10.10 из расчета за календарный год.
Размер арендной платы установлен на момент подписания договора и в дальнейшем может пересматриваться арендодателем самостоятельно, в связи с инфляцией и индексацией цен, а также в связи с изменениями и дополнениями, вносимыми в действующее законодательство и нормативные акты Российской Федерации, Краснодарского края и города-курорта Анапа, либо в связи с изменением арендаторами цели использования земельного участка, указанной в пункте 1.1 договора. Изменение ставок арендной платы производится решением компетентного органа государственной власти или местного самоуправления. С момента публикации в средствах массовой информации измененных ставок арендной платы настоящий договор считается соответственно измененным в части размера арендной платы.
В претензиях N 27.05-10281 от 16.11.2011 и N 27.05-2172 от 12.03.2012 управление указало на наличие у общества задолженности по арендной плате, которую следует погасить в течение 10 дней с момента получения претензий (т.1 л.д.17-18).
Поскольку изложенные в претензиях требования не были исполнены ответчиком в добровольном порядке, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (пункт 1 статьи 606 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 4.2.2 договора аренды N 3700004036 от 25.11.2010 арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом.
Пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что размер арендной платы устанавливается договором аренды. Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Поскольку ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Кодекса. Изменение размера арендной платы в результате принятия соответствующими органами нормативных актов не является в данном случае изменением условия договора о размере арендной платы применительно к пункту 3 статьи 614 данного Кодекса, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
Указанная правовая позиция сформулирована в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 N 11487/09, от 02.02.2010 N 12404/09, от 06.12.2011 N 9069/11, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 17.04.2012 N 15837/11.
Из расчета управления следует, что предметом спора являются требования о взыскании арендной платы за период с 01.07.2011 по 31.03.2012 в размере 1 235 766 рублей 70 копеек (т.1 л.д.14-15).
С 01.04.2011 на территории Краснодарского края вступило в действие постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 "О Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности Краснодарского края и государственная собственность на которые не разграничена на территории Краснодарского края", которым установлена новая формула определения размера арендной платы, учитывающая кадастровую стоимость участка (АП = Кс x С, где АП - размер арендной платы за земельный участок, руб.; Кс - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; С - ставка арендной платы, %).
Согласно пункту 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 установлен переходный период на 2011 - 2013 годы, в соответствии с которым изменение размера годовой арендной платы за земельный участок (в большую или меньшую сторону) не может превышать 30 процентов на очередной год.
В пункте 2 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края рекомендовано не позднее 01 марта 2011 года привести в соответствие с настоящим постановлением свои нормативные правовые акты, а также ранее заключенные договоры аренды земельных участков в установленном законодательством порядке.
Во исполнение постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 Совет муниципального образования город-курорт Анапа принял решение N138 от 28.04.2011 "О порядке определения размера арендной платы за земли муниципальной и государственной собственности на территории муниципального образования город-курорт Анапа", которым установлена аналогичная формула расчета арендной платы, учитывающая кадастровую стоимость участка (АП = Кс x С).
Пунктом 4 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа N 138 от 28.04.2011 также предусмотрен переходный период на 2011-2013 годы, в соответствии с которым изменение годовой арендной платы по договорам аренды, заключенным до вступления в законную силу настоящего решения (в большую или меньшую сторону) не может превышать 30-ти процентов на очередной год.
При расчете задолженности управлением была применена формула, установленная постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 и решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N138 от 28.04.2011, согласно которой размер годовой арендной платы определяется произведением кадастровой стоимости земельного участка и ставки арендной платы (АП = Кс x С).
При этом, в расчете истца использованы следующие значения элементов формулы расчета:
Кс - кадастровая стоимость земельного участка - 151 853 975 руб., определенная с учетом удельных показателей кадастровой стоимости земель, утвержденных постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010;
С - ставка арендной платы - 1,5 %.
Во избежание значительного увеличения размера арендной платы, учитывая положения пункта 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 и пункта 4 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа N138 от 28.04.2011 об установлении переходного периода, связанного с введением новой методики расчета арендной платы, управление произвело расчет арендной платы посредством увеличения на 30% арендной платы, рассчитанной по методике, установленной ранее решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 02.02.2007 N462 и согласованной сторонами в пунктах 3.1-3.4 договора аренды N3700004036 от 25.11.2010.
В соответствии с приведенными нормами права расчет задолженности по арендной плате за период с 01.07.2011 по 31.12.2011 в размере 752 975 рублей 38 копеек произведен истцом методологически и арифметически верно.
Вместе с тем, при расчете арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 управлением не приняты во внимание следующие обстоятельства.
В 2011 году на территории Краснодарского края были проведены работы по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, результаты которых утверждены приказом Департамента имущественно-земельных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011, вступившим в силу с 01.01.2012.
Из ответа Управления Росреестра по Краснодарскому краю N 14-312/8832 от 19.04.2013 следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0106002:21 не был включен в перечень объектов оценки по причине противоречивых сведений о местоположении земельного участка.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 1561 от 27.12.2011 было отменено постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края N 58 от 05.02.2010, утвердившее прежние результаты кадастровой оценки земель, в связи с чем, ранее утвержденная кадастровая стоимость земельного участка в размере с 151853975 рублей с 01.01.2012 являлась неактуальной.
Приказом Департамента имущественно земельных отношений Краснодарского края N 1756 от 22.11.2011 были утверждены Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель в разрезе кадастровых кварталов в составе видов разрешенного использования земель населенных пунктов Краснодарского края, позволяющие заинтересованным лицам (налогоплательщикам, арендаторам) самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка, не вошедшего в перечень объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки.
В ответе Управления Росреестра по Краснодарскому краю N 14-312/8832 от 19.04.2013 указано, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:37:0106002:21 в размере 20 088 040 рублей была определена в целях актуализации экономических характеристик земельного участка в соответствии с пунктом 2.4 Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222 (далее - Методические указания), с применением среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель 5 вида разрешенного использования для кадастрового квартала 23:37:0106002, равного 5739,44 руб./кв.м.
Данные сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в государственный кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 10.04.2012.
При этом, согласно пункту 2.5 Методических указаний кадастровая стоимость земельных участков, учтенных в государственном кадастре недвижимости на дату формирования перечня объектов недвижимости (земельных участков) для целей проведения государственной кадастровой оценки и не попавших в указанный перечень, определяется после утверждения результатов последней государственной кадастровой оценки земель на основе указанных результатов согласно пунктам 2.1.1 - 2.1.16 настоящих Методических указаний в части определения кадастровой стоимости в случае образования новых или выявления ранее учтенных соответствующих земельных участков. В случаях, определенных настоящим пунктом, кадастровая стоимость земельного участка определяется на дату определения кадастровой стоимости земельных участков при проведении последней государственной кадастровой оценки земель.
Аналогичный порядок применительно к дате определения кадастровой стоимости земельных участков следует из буквального толкования пункта 2.4 Методических указаний.
Следовательно, с 01.01.2012 стороны должны руководствоваться новым показателем кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 23:37:0106002:21 в размере 20 088 040 рублей, что также отвечает условиям пункта 3.5 договора.
При расчете арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 согласно формуле, установленной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 и решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа N138 от 28.04.2011, с применением нового показателя кадастровой стоимости (20 088 040 рублей), размер арендной платы будет более чем на 30% меньше (301320 рублей 60 копеек в год) арендной платы за предыдущий период.
Таким образом, размер арендной платы за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 (91 день) подлежит определению посредством снижения ранее действовавшего размера арендной платы на 30%, что соответствует требованиям пункта 3 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.01.2011 N 50 и пункта 4 решения Совета муниципального образования город-курорт Анапа N138 от 28.04.2011.
Арендная плата за первый квартал 2012 года составляет 299 964 рубля 57 копеек: (1 493 674 рубля в год (арендная плата в 2011 году) - 30%) / 366 * 91 день в квартале.
Всего задолженность ООО "ЮНК" по договору аренды N 3700004036 от 25.11.2010 за период с 01.07.2011 по 31.03.2012 составляет 1 012 939 рублей 95 копеек (с учетом учтенных управлением платежей ответчика).
Требования управления сверх указанной суммы являются необоснованными и не подлежат удовлетворению, поскольку превышают нормативно установленный размер арендной платы за земли муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Анапа.
Ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по внесению арендных платежей явилось основанием для предъявления истцом требований о взыскании с ответчика пени в размере 54 310 рублей за период с 27.12.2010 по 20.03.2012.
Статьей 330 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Ответственность арендатора за ненадлежащее исполнение обязательств по договору N 3700004036 от 25.11.2010 установлена разделом 6 договора, в соответствии с пунктом 6.2 которого установлено, что в случае невнесения арендной платы в установленные настоящим договором сроки, арендатору начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования от суммы платежа за каждый день просрочки.
В связи с установлением фактического размера задолженности по арендной плате в сумме 1 012 939 рублей 95 копеек, судом апелляционной инстанции произведен перерасчет пени за период с 27.12.2010 по 20.03.2012 с последовательным применением ставки рефинансирования ЦБ РФ на момент образования задолженности, размер которой составил 49 687 рублей 03 копейки.
Поскольку факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по оплате арендной платы по договору аренды N 3700004036 от 25.11.2010 установлен судом, подтвержден материалами дела и ответчиком не оспорен, а доказательств наличия обстоятельств, определенных пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве оснований освобождения от ответственности лица, не исполнившего или ненадлежаще исполнившего обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, ответчиком не представлено, требование истца о взыскании с ответчика пени по договору аренды N 3700004036 от 25.11.2010 подлежат удовлетворению в размере 49 687 рублей 03 копейки.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 следует изменить, уменьшив присужденную к взысканию сумму до 1 062 626 рублей 98 копеек, в том числе 1 012 939 рублей 95 копеек задолженности по арендной плате за период с 01.07.2011 по 31.03.2012 и 49 687 рублей 03 копеек пени за период с 27.12.2010 по 20.03.2012.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской расходы по государственной пошлине относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
В пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 дано разъяснение о том, что с 01.01.2007 в отношении государственной пошлины по делам с участием государственных или муниципальных органов подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная заявителем государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации взыскивается в пользу выигравшей стороны непосредственно с государственного органа в составе иных судебных расходов.
Государственные органы, органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины в бюджет в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, это не освобождает их от обязанности возмещать судебные расходы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. После уплаты истцом государственной пошлины налоговые отношения между ним и государством прекратились, а при разрешении спора по существу возникли иные отношения - по возмещению судебных расходов между сторонами.
Поскольку апелляционная жалоба общества частично удовлетворена, решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 изменено, судебные расходы по государственной пошлине за обращение с жалобой в размере 352 рублей 60 копеек подлежат взысканию с управления в пользу общества.
Государственная пошлина по иску в размере 21 334 рублей 28 копеек, рассчитанном пропорционально удовлетворенным требованиям, относится на ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.09.2012 по делу N А32-22988/2012 изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) в пользу Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа (ОГРН 1022300518118, ИНН 2301006401) 1 062 626 рублей 98 копеек, в том числе 1 012 939 рублей 95 копеек задолженности по арендной плате за период с 01.07.2011 по 31.03.2012 и 49 687 рублей 03 копеек пени за период с 27.12.2010 по 20.03.2012.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) в доход федерального бюджета 21 334 рубля 28 копеек государственной пошлины по иску.
Взыскать с Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа (ОГРН 1022300518118, ИНН 2301006401) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Южная нефтяная компания" (ОГРН 1042300667727, ИНН 2302046936) 352 рубля 60 копеек расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Б.Т. Чотчаев |
Судьи |
Н.В. Ковалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22988/2012
Истец: Управление имущественных отношений администрации МО г. -к.Анапа, Управление имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа
Ответчик: ООО "Южная нефтяная компания"
Третье лицо: Управления имущественных отношений администрации муниципального образования г. Анапа, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю